Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – провести экономико-статистический анализ занятости населения России, построение перспектив на будущее.
Для рассмотрения данной проблематики мне необходимо решить ряд задач:
раскрыть понятия трудовые ресурсы, занятость и безработица;
проанализировать безработицу и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
раскрыть основные тенденции современного развития российского рынка труда;
провести исследования основных возможностей обеспечения занятости населения в нашей стране.оссии
Рассматривая сглаженную
линию, прлученную методом скользящих
средних, мы видим, что графиик вначале
идет вверх, а потом вниз, поэтому
аналичическое вырвнивание
Уравнение параболы имеет вид
где - аналитически полученный уровень ряда, t – год.
Для облегчения расчетов, каждому году присвоим номера, такие чтобы сумма всех лет была равной нулю: t = -11, -9, …, 7, 9, 11.
Для нахождения аппроксимирующего уравнения решаем систему уравнений для параболы
Решим систему уравнений, подставив расчетные данные из приложения А
Решая систему получаем
а = 11,11; b = -0,136; с = -0,0276.
= 11,11 – 0,136t – 0,0276t2
На основании полученного параметризованного уравнения находим ошибку аппроксимации по формуле
где ∑(у – y) / у = 1,16 (см. приложение А).
Ошибка аппроксимации хоть и превышает ошибку аппроксимации, однако уравнение регрессии является единственно возможным, следовательно мы будем использовать его в дальнейшем анализе с соответствующе степенью точности. В таблице 7 отражены исходные и данные, полученные аналитическим путем.
Таблица 7 – Значения регрессионной функции
Год |
y |
|
1998 |
9,21 |
9,27 |
1999 |
9,45 |
10,10 |
2000 |
9,61 |
10,71 |
2001 |
11,89 |
11,10 |
2002 |
13,34 |
11,27 |
2003 |
12,81 |
11,22 |
2004 |
10,57 |
10,95 |
2005 |
9,00 |
10,46 |
2006 |
7,99 |
9,74 |
2007 |
8,68 |
8,81 |
2008 |
7,45 |
7,66 |
2009 |
7,55 |
6,28 |
Оценим параметры уравнения
на типичность/Для того чтобы оценить
параметры уравнения на типичность
нужно вычислить расчетные
ta = a / ma
tb = b / mb
tс = с / mс
где а,b и c – параметры уравнения
ma, mb, mc – ошибки по параметрам
Используя расчетные данные приложения А, вычислим
S2 = 16,08 : (12-2) = 1,604 => S = 1,27
ma = 1,27 : = 0,367
ta= 11,11 : 0,367 = 30,3
mb = mс = 1,604 : 572 = 0,0028
tb = 0,136 : 0,0028 = 48,6
tс = 0,00278: 0,0028 = 0,99
Сравним расчетные значения с табличными значениями t-критерия Стьюдента, Табличное значение t-критерия Стьюдента для десяти степеней свободы и 5% уровня значимости составило
tтабл = 2,228
ta = 30,3 > 2,228 => параметр а типичен
tb = 48,6 > 2,228 => параметр b типичен
tс = 0,99 < 2,228 => параметр c нетипичен
На основе полученных данных строим график динамики уровня безработицы в России, а также тренд найденный методом аналитического выравнивания. (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Аналитическое выравнивание
3.2 Анализ структуры занятости населения
3.2.1 Анализ структуры занятых
Анализ структуры занятого населения начнем с рассмотрения половой структуры занятого населения, а также структуры с точки зрения места проживания.
Ниже, в таблице 8 показаны соответствующие данные для 2009 года.
Таблица 8 – Структура занятого населения в 2009 году.
2009 | |
Занятые, всего |
67279 |
из них: мужчины, тыс. чел. |
34186 |
доля в ЭАН, % |
50,81 |
женщины, тыс. чел. |
33093 |
доля в ЭАН, % |
49,19 |
проживают в городе |
51592 |
доля в ЭАН, % |
76,68 |
проживают в селе |
15687 |
доля в ЭАН, % |
23,32 |
Изобразим данные на диаграммах (Рисунок 4)
Рисунок 4 – Структура занятого населения
Из первого рисунка наглядно видно, что доля занятых мужчин немного больше доли занятых женщин. Из второго рисунка мы видим, как велика доля городского населения в общей сумме занятых, что вполне очевидно, учитывая, что численность городского населения также значительно выше.
Далее проанализируем структуру занятого населения по возрасту. Исходные данные для 2009 года даны в таблице 9.
Таблица 9 – Возрастная структура занятого населения в 2009 году.
Возраст, лет |
Доля в общем числе занятых, % |
до 20 |
2,2 |
20-29 |
22,1 |
30-39 |
24,5 |
40-49 |
30,1 |
50-59 |
16,8 |
60-72 |
4,4 |
Для более наглядного представления данных построим диаграмму
Рисунок 5 – Возрастная структура занятого населения
Из диаграммы видно, что наибольшая доля занятых (30,1%) приходиться на возрастную группу 40 – 49 лет. На втором месте (24,5%) возрастная группа 30 – 39 лет, а на третьем - 20 – 29 лет (24,5%). Эти три группы являются основными и в совокупности составляют более 75% всего занятого населения.
Перейдем к последнему структурному делению занятых – по образованию. Данные по 2009 году выглядят следующим образом (Таблица 10).
Таблица 10 – Структура занятого населения по образованию
Образование |
Доля в общем числе занятых, % |
высшее профессиональное |
23,3 |
неполное высшее профессиональное |
2 |
среднее профессиональное |
26,5 |
начальное профессиональное |
17,3 |
среднее (полное) общее |
23,3 |
основное общее |
6,9 |
начальное общее, не имеют начального |
0,7 |
Строим диаграмму
Рисунок 6 – Структура занятого населения по образованию
Анализируя структуру занятого населения по образованию мы видим, что большая часть имеет среднее профессиональное образование (34,6%), на втором месте среднее общее образование (30,4%), а на третьем – начальное профессиональное (22,6%). Эти три группы являются основными и в совокупности составляют более 85% всего занятого населения.
3.2.2 Анализ структуры безработных
Анализ структуры безработного
населения будем проводить
Ниже, в таблице 11 показаны соответствующие данные для 2009 года.
Таблица 11 – Структура занятого населения в 2009 году.
2009 | |
Безработные, всего |
5652 |
из них: мужчины, тыс. чел. |
3002 |
доля в ЭАН, % |
53,11 |
женщины, тыс. чел. |
2650 |
доля в ЭАН, % |
46,89 |
проживают в городе |
3768 |
доля в ЭАН, % |
66,7 |
проживают в селе |
1884 |
доля в ЭАН, % |
33,3 |
Изобразим данные на диаграммах (Рисунок 7).
Из первого рисунка наглядно видно половая структура безработного населения аналогична половой структуре занятого населения: доля безработных мужчин немного больше доли безработных женщин.
Из второго рисунка мы видим, что доля городского населения в общей сумме безработных заметно больше аналогичному показателю для занятого населения.
Рисунок 7 – Структура занятого населения
Анализируем структуру безработного населения по возрасту. Исходные данные для 2009 года даны в таблице 12.
Таблица 12 – Возрастная структура безработного населения в 2009 году
Возраст, лет |
Доля в общем числе безработных, % |
до 20 |
9,7 |
20-29 |
31,8 |
30-39 |
22,1 |
40-49 |
23,1 |
50-59 |
11 |
60-72 |
2,4 |
Для более наглядного представления данных построим диаграмму
Рисунок 8 – Возрастная структура безработного населения
Из диаграммы видно, что наибольшая доля безработных (31,2%) приходиться на возрастную группу 20 – 29 лет. На втором месте (22,6%) возрастная группа 40 – 49 лет, а на третьем – 30 – 39 лет (21,7%). Эти три группы являются основными и в совокупности составляют более 75% всего занятого населения.
Перейдем к последнему структурному делению безработных – по образованию. Данные по 2009 году выглядят следующим образом (Таблица 13).
Таблица 13 – Структура безработного населения по образованию
Образование |
Доля в общем числе занятых, % |
высшее профессиональное |
10,6 |
неполное высшее профессиональное |
3,2 |
среднее профессиональное |
19,9 |
начальное профессиональное |
17,5 |
среднее (полное) общее |
33,6 |
основное общее |
14 |
начальное общее, не имеют начального |
1,4 |
Строим диаграмму
Рисунок 9 – Структура безработного населения по образованию
Анализируя структуру безработного населения по образованию мы видим, что большая часть имеет среднее общее образование (33,5%), на втором месте среднее профессиональное (19,9%), а на третьем – начальное профессиональное (17,5%). Эти три группы являются основными и в совокупности составляют более 70% всего безработного населения.
3.3 Корреляционно-регрессионный анализ
Комплекс методов
х1 – темпы роста (снижения) ВВП России;
х2 – средняя заработная плата населения России.
Первая задача решается определением различных показателей тесноты связей и называется собственно корреляционным анализом. Вторая задача решается определением уравнением регрессии и носит название регрессионного анализа.
3.3.1 Корреляционный анализ
Первый этап – построение диаграмм распределения на основе исходных данных.
Таблица 14 – Динамика темпов прироста ВВП и уровня безработицы
Год |
Темпы прироста ВВП, %. |
Уровень безработицы, % |
1998 |
-2,3 |
9,21 |
1999 |
-0,9 |
9,45 |
2000 |
-5,8 |
9,61 |
2001 |
-4,8 |
11,89 |
2002 |
-8,3 |
13,34 |
2003 |
0,8 |
12,81 |
2004 |
3,1 |
10,57 |
2005 |
4,9 |
9,00 |
2006 |
5,1 |
7,99 |
2007 |
6,2 |
8,68 |
2008 |
7,2 |
7,45 |
2009 |
6,5 |
7,55 |
На основе таблицы 14 построим
диаграмму распределения и
Рисунок 10 – Диаграмма распределения уровня безработицы в зависимости от темпа прироста ВВП.
Из диаграммы направленности можно сделать вывод, что связь между величинами присутствует, направление связи – обратное.
Таблица 15 – Динамика средней заработной платы в РФ и уровня безработицы
Год |
Средняя заработная плата РФ, тыс. руб. (в сопоставимых ценах 2009 г) |
Уровень безработицы, % |
1998 |
4,88 |
9,21 |
1999 |
4,44 |
9,45 |
2000 |
3,29 |
9,61 |
2001 |
3,71 |
11,89 |
2002 |
3,88 |
13,34 |
2003 |
4,20 |
12,81 |
2004 |
4,48 |
10,57 |
2005 |
4,92 |
9,00 |
2006 |
5,27 |
7,99 |
2007 |
5,90 |
8,68 |
2008 |
6,88 |
7,45 |
2009 |
7,76 |
7,55 |
На основе таблицы 15 построим
диаграмму распределения и
Рисунок 11 – Диаграмма распределения уровня безработицы в зависимости от среднемесячной заработной платы
Из диаграммы направленности можно сделать вывод, что связь между величинами присутствует, направление связи – обратное.
Произведем оценку существенности
связи между объемом
Информация о работе Статистический анализ занятости населения