Становление национальной валютной системы Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:39, реферат

Описание работы

Национальная валютная система — форма организации валютных отношений страны, закрепленная национальным законодательством. Основой национальной валютной системы выступает установленная законом денежная единица данного государства. Деньги, используемые в международных экономических отношениях, становятся валютой. Национальная валютная система — составная часть денежной системы страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
1. Валютная система Украины………………………………………………4
2.Валютная система ее сущность и разновидности………………………..6
3. Национальная валютная система…………………………………………….12
4. Формирование и использование централизованных валютных
Фондов…………………………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………...18
Список использованной литературы……………………………………..19

Работа содержит 1 файл

ким.docx

— 53.79 Кб (Скачать)

     Изменение соотношения сил в капиталистическом  мире в пользу стран Западной Европы и Японии, рост их экономической  мощи привели к выступлениям против валютной гегемонии США, которые  злоупотребляли статусом доллара как  резервной валюты, поощряя внешнеэкономическую  экспансию американских монополий. На сегодняшний день ЕС насчитывает 15 стран-участниц с суммарным населением в 370 миллионов человек и ВНП  составляет 6 миллиардов ЭКЮ, что на 10 % выше аналогичного показателя  США и на 64% Японии.

     Непосредственный  толчок планам создания ЕВС дали Ямайские соглашения о реформе международной  валютной системы (1976-1978 гг.), основные принципы которой не отвечали интересам  западноевропейских стран.

     С 13 марта 1979 года начала функционировать  Европейская Валютная Система в  составе 8 стран “Общего рынка” (Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Ирландия, Дания).

     Механизм  ЕВС образуют три элемента: европейская  валютная единица - ЭКЮ; режим совместного  колебания валютных курсов - “суперзмея”, Европейский фонд валютного сотрудничества.

     ЭКЮ - составная валюта, ее поддерживает корзина национальных валют стран  Сообщества, причем доля каждого участника  зависти от веса страны в совокупном валовом продукте и взаимной торговле.

     Ежедневно определяется расхождение между  рыночным и центральным курсами  каждой валюты в ЭКЮ. Рыночный курс валюты может достигнуть “порога” отклонений по отношению к ЭКЮ, не выйдя за пределы его допустимых колебаний по отношению к национальным валютам стран-участниц ЕВС. Этот “сигнальный  ” механизм призван заранее предупреждать  страны о приближающимся нарушении  двусторонних соотношений валютных курсов.

     Действующий механизм обменных курсов стран ЕС ограничивает изменения валют в  пределах 2,25 процента одна относительно другой и в диапазоне не более 15 процентов.

     Сетка паритетов и ее связь с ЭКЮ  является основой валютных интервенций  и системы взаимного кредитования и расчетов. Обычно интервенции проводятся  одновременно банками стран, курсы валют которых достигли противоположных допустимых пределов взаимных отклонений. Банк сильной валюты покупает слабую валюту, а банк слабой валюты продает сильную. Однако покупка сильной валюты означает для страны со слабой валютой затрату валютных резервов, что вынуждает прибегать к ужесточению денежно-кредитной политики, повышению учетных ставок. Эта система дает односторонние преимущества странам с сильной валютой.

     Введение  механизма поддержания валютных курсов и системы валютных интервенций  повлекло за собой создание системы  кратко- и среднесрочного кредитования, в которую входят следующие элементы:

     Система кредитов типа “своп” между центральными банками, чьи курсы валют достигли допустимых пределов.

     Фонд  краткосрочного кредитования (14 млрд. ЭКЮ в 1985 году). Для каждой страны определены величина взноса в этот фонд и объем допустимого кредита  на срок от 3-х до 6-ти месяцев с  правом продления до 9 месяцев.

     Фонд  предоставления среднесрочных кредитов на срок от 2 до 5 лет (в размере 11 млрд. ЭКЮ в 1985 году).

     Краткосрочное кредитование проводилось центральным  банком без каких-либо условий, а  среднесрочные кредиты предоставлялись  при условии проведения экономической  политики, одобренной Советом Министров  ЕЭС на уровне министров финансов.

     Позднее, фонды краткосрочного и среднесрочного кредитования были преобразованы в  Европейский Валютный Фонд, который  заменил Европейский фонд валютного  сотрудничества, созданный в 1973 году в период первой попытки сообщества достичь экономического и валютного  союза.

     В решении о создании ЕВС предусматривалось, что ЭКЮ станет:

     - основой для расчетов в рамках механизма, определяющего валютные курсы;

     - основой для определения показателя отклонений курса какой-либо из денежных единиц, входящих в эту систему от среднего показателя по странам-членам ЕЭС;

     - средством осуществления валютных интервенций, заключения сделок и предоставления кредитов;

     -средством расчетов между центральными банками стран-членов, а также между валютными органами ЕЭС;

     - реальным резервным активом.

     В рамках ЕВС роль золота как резервного актива значительно повысилась: оно  используется в качестве частичного обеспечения ЭКЮ, создан крупный  межгосударственный фонд золота. Страны ЕЭС обладают примерно 40% мировых  золотых запасов.

     Нынешний  механизм эмиссии ЭКЮ, обладающий определенной гибкостью, не позволяет, однако, превратить ЭКЮ в реальное платежное и  резервное средство. Главный его  недостаток заключается в том, что  основные факторы, воздействующие на объем  эмиссии - цена на золото, курс доллара - не поддаются регулированию, что  приводит к бесконтрольным колебаниям эмиссии в отрыве от реальной потребности  в ЭКЮ, так как эмиссия ЭКЮ  обеспечивается на 50% национальными  валютами стран ЕЭС, а на 50%  1/5 частью золотодолларовых резервов стран ЕЭС.

     Нерешенным  остается и вопрос о распределении  ЭКЮ. Пока страны-члены получают ЭКЮ  пропорционально их золотодолларовым резервам. Однако в рамках ЕВС стоит  задача сглаживания региональных диспропорций и оказания помощи наименее развитым странам сообщества. В решение  этой проблемы могло бы внести вклад  распределение ЭКЮ на основе показателя национального дохода на душу населения. На практике это означает, что “богатые”  страны должны безвозмездно передавать менее развитым странам часть  своих денежных накоплений.

     Новый этап в развитии западноевропейской интеграции - программа создания валютного  и экономического союза, разработанная  комитетом Ж. Делора в апреле 1989 года.

     «План Делора» предусматривал создание общего рынка, поощрение конкуренции в  ЕС, координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания  инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов  покрытия.

     На  основе “плана Делора” к декабрю 1991 года был выработан Маастрихтский  договор о Европейском союзе, предусматривающий поэтапное формирование валютно-экономического союза.

     Первый  этап фактически начался в июле 1990 года одновременно с полной отменой  валютных ограничений по движению капиталов  в ЕС. Основное внимание уделено  сближению уровней экономического развития, снижению темпов инфляции и  сокращению бюджетного дефицита.

     Второй  начался с января 1994 года созданием  Европейского валютного института  во Франкфурте-на-Майне в составе  управляющих центральными банками  стран-членов. Целью создания Европейского валютного института была подготовка к организации Европейской системы  центральных банков и эмиссии  банкнот ЭКЮ.

     Европейский совет, проходивший в декабре 1995 года в Мадриде, подтвердил решение  о введении единой европейской валюты с 1 января 1999 года, что станет третьим  заключительным этапом. Участники совета решили отказаться от названия “ЭКЮ”, приняв вместо него евро. По замыслам совета евро станет не параллельной, наднациональной валютой каковой является ЭКЮ, а именно единой, общей для всех членов Евросоюза валютой, которая окончательно заменит марки, фунты, франки...

     Для введения единой европейской валюты страны Европейского союза  должны удовлетворять следующим критериям:

     Уровень инфляции не должен превышать более  чем на 1,5 % средний уровень трех стран-членов ЕС с наиболее низким уровнем  инфляции.

     Государственная задолженность должна составлять менее 60 % от ВНП.

     Государственный дефицит должен составлять менее 3 % от ВНП.

     На  протяжении по меньшей мере двух лет  должны соблюдаться пределы колебаний  валютного курса, предусмотренные  механизмом обменных курсов, без девальвации  по отношению к валюте других стран-членов ЕС.

     Долгосрочные  процентные ставки не должны превышать  более чем на 2 % средний показатель для трех стран с наиболее низким уровнем инфляции.

     Условия действительно жесткие, но без их выполнения, убеждены финансисты, переходить на единую валюту бесполезно, ибо попросту начнется перекачка национального  богатства из более развитых стран  в менее процветающие, за чем последует  обесценивание и в перспективе - угроза полного краха как собственно валюты, так и экономической системы  союза в целом.

     Страны, удовлетворяющие квалификационным требованиям, составляют половину от общего числа стран ЕС. Это - Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург, Австрия, Ирландия и, возможно, Финляндия.

     Технический переход предусмотрен в три этапа. На первом, с 1 января 1999 года по 1 января 2002 года, на евро переводятся безналичные  взаиморасчеты банков и корпораций, идет пересчет кредитов и вкладов, долгосрочных финансовых обязательств. В этот период вводится фиксированный курс обмена валют стран-участниц союза. На втором этапе - первое полугодие 2002 года - в  наличном обращении появляются банкноты евро и разменные монеты. В это  время нынешние национальные деньги обращаются параллельно с евро, но идет постепенный их обмен и выведение  из обращения.

     После 1 июля 2002 года, на третьем этапе, единственным законным платежным средством в  федерации европейских государств останется только евро.

     Эмиссия и контроль за обращением наличных евро - ответственность будущего Европейского центрального банка. Пока подготовку к  его введению и некоторые функции  ЕЦБ выполняет Европейский финансовый институт во Франкфурте.

     Цель  общей валюты: создание зоны экономической  стабильности, облегчение обменов и  согласование экономических политик. Соблюдение установленных сроков позволит ответить на вопрос о готовности Старого  Света создать противовес влиянию  США: доллар используется в 60 % мировых  торговых операций, притом, что ВНП США составляет 20 % мирового ВНП.

     Нестабильность  обменных курсов внутри действующей  европейской валютной системы приводит к тяжелым последствиям для экономик стран-участниц, которые вынуждены  страховаться от обменных рисков. По мнению экспертов, евро позволит гражданам  и предприятиям ежегодно экономить 8 млрд. долларов благодаря исчезновению этого риска в Западной Европе.

     Теперь  рассмотрим мировую валютную систему (МВС). “Мировая валютная система является функциональной      формой организации валютных отношений на уровне межгосударственных связей. Её развитие регулируетьсясоответствующими межгосударственными валютними соглашениями, осуществление котрыъх обеспечиваеться созданием на колективних началах межгосдарственных валютно-финансовых та банковских учреждений и  организаций ”.

     МВС содержит следующие элементы:

     -   Международные средства обращения и платежа, международные ликвидные ресурсы (инвалюта, золото, международная валюта – ЭКЮ, СДР);

     -   механизм регулирования валютных паритетов и курсов;

     -   международные валютные рынки и рынки золота;

     -   система международного кредитования и межгосударственных расчётов;

     -   соответствующие инфраструктурные звенья и т.п.

     У своём эволюционном развитии МВС  прошла три основных  этапа:

     -  этап золотого стандарта;

     -  этап золотовалютного (долларового) стандарта;

     -  этап бумажно-валютного (девизного) стандарта.

     “Принципы и организационные основы современной  МВС были определены Ямайским соглашением  стран-членов Международного валютного  фонда”.

     Ямайская  валютная система основывается на следующих  исходных принципах.

     Во-первых, Ямайское соглашение провозгласило  полную демонетизацию золота в сфере  валютных отношений. Было аннулировано официальний золотой паритет, официальную  цену на золото и фиксацию масштаба цен (золотого содержания) национальных денежных единиц. Золото превратилось в обычный товар, но оно продолжает оставаться высоколиквидным товаром, котрый в случае необходимости стабилизации платёжного баланса можно продать  за соответствующую валюту.

     Во-вторых, Ямайское соглашение поставило целью  превратить коллективную международную  единицу СДР (specail drawing rigts, т.е. специальные права заимствования) в главный резервный актив и международное средство расчёта и платежа. Сейчас СДР рассчитывается не на основе золотого эквивалента, а на базе «корзины валют», до которой входят американский доллар, немецкая марка, французский франк, фунт стерлингов и некоторые другие денежные единицы. Однако доллар как таковой не утратил статуса ведущей международной валюти, т.е. современная МВС функционирует по принципам не бумажно-валютного (как предусматривалось Ямайским соглашением, а бумажно-долларового валютного стандарта.

Информация о работе Становление национальной валютной системы Украины