Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение развития аудита в России.
При написании работы был поставлен ряд задач:
Во-первых, рассмотреть значение аудита в условиях развитой рыночной экономики, в частности проанализировать следующие проблемы:
- историю развития аудита ;
- нормативные документы по аудиту на современном этапе;
- организацию и место аудита в условиях рыночной экономики
Введение 3
1 История становления аудита в России 4
2 Этапы развития аудита в России 8
2.1 Начальный этап в развитии аудита 8
2.2 Второй этап в развитии аудита 9
2.3 Третий этап в развитии аудита 9
2.4 Четвертый этап в развитии аудита 11
Заключение 12
Список использованных источников и литературы 13
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 История становления аудита в России 4
2
Этапы развития аудита в
2.1 Начальный этап в развитии аудита 8
2.2
Второй этап в развитии аудита
2.3
Третий этап в развитии аудита
2.4 Четвертый этап в развитии аудита 11
Заключение 12
Список
использованных источников и литературы 13
ВВЕДЕНИЕ
В
данной работе будет рассмотрена
история развития аудита в России.
Актуальность работы обусловлена целым
рядом причин:
Во-первых, переход России к рыночным отношениям
выявил необходимость создания новых
экономических институтов, регулирующих
взаимоотношение различных субъектов
предпринимательской деятельности, среди
которых достойное место должен занять
институт аудиторства. Его главная цель
- обеспечить контроль за достоверностью
информации, отражаемой в бухгалтерской
отчетности. За последние годы в бухгалтерском
учете произошли существенные изменения,
обусловленные сближением российских
форм и методов учета с международным
и разработкой собственных учетных стандартов,
отвечающих международным требованиям.
Для многих бухгалтеров эти изменения
непонятны и поэтому нежеланны. Адаптация
к новым условиям могла бы протекать намного
легче при участии и поддержке аудиторов.
Во-вторых, ведущей формой внешнего контроля в условиях рыночных отношений является независимое аудиторство. Объективная необходимость развития аудита в современной России обусловлено потребностью внешних пользователей информацией качественных данных о деятельности предприятия. Исходя из этого в России за последние годы проведена определенная программа по становлению института аудиторства.
Целью данной курсовой работы является изучение развития аудита в России.
При
написании работы был поставлен
ряд задач:
Во-первых, рассмотреть значение аудита
в условиях развитой рыночной экономики,
в частности проанализировать следующие
проблемы:
- историю развития аудита ;
- нормативные документы по аудиту на современном этапе;
- организацию и место аудита в условиях рыночной экономики
1
История становления
аудита в России
В допетровской России на государственном уровне существовали функции контроля за полнотой уплаты налогов, так как доход государства складывался во многом за счет достаточно развитой системы налогов. Контроль в основном был связан с тем, что налогообложение населения было достаточно обременяющим, поэтому возникали стремления уклониться от налогообложения. В связи с этим постепенно производится совершенствование налоговой системы, позволяющей более точно учесть планируемые государственные доходы и контролировать их поступление. При Алексее Михайловиче и в начале правления Федора Алексеевича составляются по всему государству дворовые списки, называемые «переписные книги», по которым собирали вновь введенные налоги, так называемое «подворное обложение».
При этом поступление налогов сосредотачивается в приказах, и в каждом из них контрольные функции имели место в отношении обеспечения сбора налогов. При Петре I меняется система налогообложения, после проведения поголовной переписи населения вводится система налогообложения, основанная на подушной подати, происходит реформа государственного управления. Во главе финансового управления Петром I поставлен Сенат, для заведования государственными доходами учреждена камер-коллегия, для заведования расходами - штатс-контор-коллегия, а для проверки счетов и отчетов - ревизион-контора. Тем не менее, сохранилась специализация сбора налогов с предназначением каждого из них для определенной отрасли управления. Петр I уделял большое внимание совершенствованию государственного управления, а также контролю за государственными доходами и расходами. Один из указов от 1722 года предписывает ежегодно посылать в губернии ревизоров для проведения проверки.1
По некоторым данным, звание аудитора в России было введено именно Петром I. Должность аудитора совмещала отдельные обязанности прокурора, делопроизводителя и секретаря. Отмечается что, «институт аудиторов был введен в армии, где они занимались делами, связанными с расследованием имущественных споров».
Как известно, Петр I внес вклад в развитие многих отраслей знания. Свою лепту он внес и в развитие бухгалтерского дела и аудита.
Эпоха Петра I характеризовалась также и бездефицитностью государственного бюджета. Введение подушной подати, контроля за сбором и расходованием налоговых средств, роль личности самого Петра привели к тому, что доходы государства постоянно росли и несмотря на огромные издержки, Российское государство обходилось собственными доходами. Петр подчинил административный механизм двойному коронному контролю: тайному над финансами - фискалам и явному над судами - прокуратуре, высшее руководство тем и другим сосредоточилось в руках генерал-прокурора.
Первая ревизия произведена в 1719 году.
Преемники Петра I не внесли значительного вклада в дело контроля и ревизии, вследствие постоянного ведения войн, а также по ряду других причин, бюджет государства был дефицитным.
В царствование Александра I были учреждены министерство финансов, государственное казначейство, государственный контроль, комиссия погашения долгов и пр.
В период общегосударственных реформ, связанный с началом правления Александра II, финансовое положение государства было довольно плачевным, бюджет начиная с 1845 г. был дефицитным, в управлении финансами царил беспорядок. Это вызвало необходимость реформирования и в 1859 году были учреждены две комиссии: одна при государственном контроле, другая - при министерстве финансов. В итоге 22 мая 1862 года были утверждены правила о составлении, утверждении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений, в 1863 г. были изданы так называемые «кассовые правила», т.е. правила о порядке поступления государственных доходов. При этом установлен новый порядок отчетности и ревизии на основании документов, оправдывающих каждую статью расхода, в 1864 г. открыты новые местные учреждения контроля - контрольные палаты. Сметные кассовые правила создали единство бюджета, направление кредитов по их прямому назначению, а неизрасходованных остатков - в общие государственные средства, ограничение сверхлимитных кредитов и систему единства кассы, по которой общими приходорасходчиками всех казенных управлений стали кассы министерства финансов.
Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Однако, в основном в России употреблялись понятия «ревизор», «контролер». Кроме того, термин «ревизия» традиционно применялся в России в значении «перепись населения», итогами переписи являлись «ревизские сказки» - именные списки населения в целях учета и налогообложения.
18 октября 1889 года в Петербурге состоялось учредительное собрание Общества для распространения коммерческих знаний, с января 1896 г. печатным органом Общества стал журнал «Счетоводство». Одной из инициатив Общества согласно была попытка создания Института присяжных бухгалтеров России. Однако Общество просуществовало до 1917 года, но институт так и не был создан.
Конец XIX века - начало XX века ознаменовался возникновением во многих крупных и средних городах общественных организаций бухгалтеров, способствующих распространению знаний, трудоустройству бухгалтеров, однако, о возникновении аудита как профессии вопрос не поднимался.
После революции в период государственного регулирования экономики в СССР аудита не было. Постановлением СНК от 15 апреля 1936 г. «О внутриведомственном финансовом контроле и документальной ревизии учреждений, предприятий, хозяйственных организаций и строительств» были определены функции государственного контроля и внутриведомственных контрольных органов.
При
Минфине существовало Контрольно-ревизионное
управление (КРУ), такие же управления
имели министерства и ведомства. В советское
время министерства и ведомства на основе
типовой инструкции разрабатывали и согласовывали
с Минфином отраслевые инструкции о порядке
проведения комплексных ревизий. В СССР
уделялось достаточно внимания развитию
контрольно-ревизионной деятельности,
которая весьма близка к некоторым теориям
аудита.2
2
Этапы развития аудита
в России
2.1
Начальный этап в развитии
аудита
Начало современного этапа развития аудита в России было напрямую связано с переходом на рыночные методы ведения хозяйства. 26 мая 1988 года Верховный Совет СССР принял Закон «О кооперации в СССР. Согласно этому Закону сразу стали появляться экономические субъекты, однако возникла проблема, связанная с тем, что органов налогового контроля как таковых не было, создаваемые экономические субъекты не являлись государственной собственностью. Возникла необходимость в соответствующих структурах, которые бы осуществляли консультационные услуги, а также ревизионную деятельность.
Важным шагом в деле становления аудита можно назвать создание акционерного общества «Инаудит». Необходимость его создания была вызвана бурным ростом внешнеэкономической активности, а также созданием совместных предприятий. 8 сентября 1987 г. было принято специальное постановление СМ СССР «О создании советской аудиторской организации», которым было образовано АО «Инаудит» на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР.
Несмотря на то, что формально «Инаудит» являлся акционерным обществом, по своей сути он остался государственной структурой, крупнейшими акционерами было государство в лице своих министров. Однако, иностранные инвесторы требовали заключения аудиторских фирм относительно деятельности совместных предприятий. Поскольку рыночная ниша аудиторских услуг была практически свободна, западные аудиторские фирмы устремили свои усилия на этот рынок. Первой была одна из крупнейших «Эрнст энд Янг». В дальнейшем, все крупнейшие аудиторские фирмы проникли на рынок аудиторских услуг и прочно занимают свои позиции.
Уже
на самом раннем этапе развития аудита
в России были предприняты попытки разработки
методического обеспечения. С 1989 г. на
базе нескольких вузов началась подготовка
аудиторов.3
2.2
Второй этап в развитии
аудита
Второй этап развития аудита в нашей стране неразрывно связан с процессом экономических преобразований, развитием предпринимательской деятельности, начавшейся бурно и активно во всех отраслях экономики. Активизировался и процесс создания аудиторских организаций. Благодаря вступлению в силу таких законодательных актов, которые оказали существенное влияние на развитие предпринимательской деятельности (Закон «О собственности в СССР», Закон «О предприятиях в СССР», а также Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», определявший правовые, экономические и социальные основы создания предприятий на территории РСФСР), стали появляться различные аудиторские фирмы.
Постепенно шел процесс формирования рынка аудиторских услуг, тон задавали представители «большой шестерки». В то же время появляются и общественные организации, объединяющие бухгалтеров-аудиторов, в частности, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов СССР, которая в дальнейшем была преобразована в Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов.
В
1991 г. совместно с Конгрессом деловых
кругов проводился Всероссийский съезд
аудитов, на котором присутствовало 180
представителей российских аудиторских
фирм.
2.3
Третий этап в развитии
аудита
Третий этап развития аудита в России начался тогда, когда государство, аудиторская общественность, заинтересованные пользователи услуг аудита поняли, что столь важная и общественно-значимая деятельность должна регламентироваться.