США и окружающий мир

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Силовые возможности США трудно переоценить. После десяти лет непрерывного экономического бума их ВВП приблидается к 9 трлн. долл. Военная мощь страны превосходит совокупную военную мощь 10 крупнейших держав мира. Американские расходы на исследования и создание новых образцов военной техники превышают 36 млрд. долл. (следующие за ними европейские члены НАТО, вместе взятые, расходуют на эти цели 11,2 млрд. долл.). Даже самые осторожные пессимисты признают, что несказанно благоприятные стечения обстоятельств гарантируют США как минимум 20 лет мирового лидерства.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Экономика США. 5
1.1 Факторы и динамика экономического развития 5
1.2 Отраслевая структура экономики 7
1.3 Банковская система и финансовый капитал 9
1.4 Бюджетная политика США 13
Глава 2. США и окружающий мир. 18
2.1 Промышленная специализация США в мировом разделении труда. 18
2.2 Формирующаяся промышленная специализация США в мировом производстве 21
2.3 США как центр глобализации 26
Заключение 32
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

США в мир эконом.docx

— 46.93 Кб (Скачать)

В область деятельности банков попали не только традиционные, но и новые виды операций, которые  раньше были прерогативой специализированных финансовых институтов: страховой бизнес, инвестиционные операции, брокерские сделки. Банковская сфера «изобрела» новые формы финансирования структурной  перестройки экономики: лизинг, факторинговые  сделки, консультационный и информационный сервис, кредитование комплектного строительства  промышленных объектов «под ключ» с  последующим участием в прибылях. Так, 45% финансирования лизинга и 75% объема факторинговых операций обслуживают  крупные коммерческие банки. 

Главным направлением изменений в структуре кредитно-банковской системы США стала универсализация  самых мощных финансовых институтов. Они ломают традиционные ограничения  в межштатной экспансии, перегородки  между депозитно-кредитными и инвестиционными  операциями, сложившиеся принципы устройства банковских и небанковских финансовых учреждений и их государственного регулирования. 

Повышение эффективности  кредитно-банковской сферы страны сопровождается бумом слияний финансовых учреждений. За 80— 90-е гг. число коммерческих банков США сократилось более  чем на 3 тыс. Они переросли в  более крупные коалиции, контроль которых распространяется не только на отдельные отрасли, но и на всю  национальную экономику. Теперь друг с  другом конкурируют нью-йоркская (восточная) и калифорнийская (западная) укрупненные финансовые группы нового типа, делящие позиции внутри многих крупных корпораций разных отраслей и сфер. Вместо нефтяных, стальных, автомобильных «королей» появились магнаты другого типа: их собственность не привязана к определенным отраслям, анонимна в связи с использованием промежуточных финансовых институтов, владеющих акциями и распространяется на экономический потенциал национальных масштабов. 

Экономический рост США на рубеже столетий породил ряд  серьезных структурно-функциональных проблем в дальнейшем развитии банковской системы США. К их числу относится  и проблема эффективного поддержания  оборота денежной наличности. Данные официальной американской статистики свидетельствуют о том, что в  течение 90-х годов общий объем  ежедневно обращающейся денежной наличности в американской экономике увеличился почти в 2 раза: если в 1990 г. он составлял 246,8 млрд. долл., то в 1998 г. достиг величины порядка 460 млрд. долл. Прогнозы развития платежной системы США показывают, что, несмотря на внедрение новых  средств расчетов, наличность в ее прямом проявлении — банкноты, монеты и различные чековые платежные  средства - не только в перспективе  не выйдут из обращения, но и как  прежде будут составлять важнейшие  компоненты национальных платежных  систем. Абсолютный рост денежной наличности, находящейся в обороте, сопровождался  и ее относительным увеличением (примерно на 1,5% в период. 1990-1998 гг.), что напрямую связано с высоким  уровнем развития американской экономики, повышением уровня жизни практически  всех слоев общества, общим ростом численности населения США. В  ближайшее время следует ожидать  ежегодного увеличения объема наличности на 7% для территории США и 13% для  внешних потребителей американской валюты. 

В 90-е годы продолжало увеличиваться и значение чеков  как платежных средств. Так, например, в 1996 г. на территории США было выписано примерно 65 млрд. чеков на общую сумму 75 трлн. долл. По оценкам американских экспертов, количество чеков ежегодно увеличивается на 3%.1  

Поэтому организационная  структура национальной системы  налично-денежного обращения США  и в дальнейшем останется в  целом прежней. Ее развитие будет  происходить за счет внедрения новых  форм и методов обработки денежной наличности и внедрения в соответствующих  подразделениях Федеральной резервной  системы (ФРС) передовых технических  решений, позволяющих достичь эффективного и бесперебойного функционирования национальной платежной системы. 

1.4 Бюджетная политика  США 

Первые полтора  века существования Соединенных  Штатов федеральный бюджет формировался полустихийно. В составе всей исполнительной власти не было органа, который должен был бы сводить воедино ведомственные  заявки на расходы, анализировать их соответствие реальным потребностям этих ведомств и хозяйства страны и составлять единый бюджетный проект. Рассмотренные разрозненно отдельными комитетами конгресса заявки полумеханически, без какой-либо координации или общего волевого начала сводились в единый документ, становившийся бюджетным проектом. Размеры бюджета были очень невелики: совокупные расходы за 1789-1849 финансовые. года. составили 1,1 млрд. долл. (в текущих ценах), за 1850-1900 финансовые. года. - 15,5 млрд. долл. (огромная часть была потрачена на Гражданскую войну), затем ежегодные размеры расходов федерального уровня колебались между 525 млн. (1901 финансовый год) и 746 млн. долл. (1915 финансовый год), и только в 1917 финансовый год, в связи с участием США в первой мировой войне, они превысили 1 млрд. долл., увеличившись до 18,5 млрд. долл. в 1919 финансовом году. 

По окончании войны  расходы уменьшились почти в 6 раз и до 1934 году колебались в  пределах 2-4,6 млрд. долл. в год. Мероприятия  рузвельтовского "нового курса" привели  к росту федеральных расходов до 8,2 млрд. долл. в 1936 финансовый год, а  вступление во вторую мировую войну  потребовало их резкого дальнейшего  увеличения до 92,7 млрд. долл. в 1945 финансовом году. С завершением войны расходы  резко сократились - до 29,8 млрд. долл. в 1948 финансовом году. 

Качественно иной этап, как отмечает американская бюджетная  статистика, начинается с периода  корейской войны: после 1949 финансового  года рост бюджета (в текущих ценах) происходит практически непрерывно. Увеличение расходов приобретает принципиально  иную окраску: эта тенденция не прекращается и в "мирные" годы. 

Именно с этого  периода начинается и "регулярно-дефицитное" финансирование госрасходов США, завершившееся  только к 1998 финансовому году, когда  размеры федеральных расходов достигают 1,7 трлн. долл 

До 50-х годов нашего века значительным дефицитом отмечены период Гражданской войны в США, 1917—1919 гг. (в совокупности более 23 млрд. долл.), 1931-1939 гг. (свыше 21 млрд. долл.) и 1940-1946 гг. (около 194 млрд. долл.). После этого  дефициты нарастают — с различной  скоростью и с отклонениями в  размерах ежегодного прироста, начиная  с 1952 по 1992 финансовые года - с 1,5 млрд. долл. до 290,4 млрд. долл., т.е. в среднем примерно на 7 млрд. долл. ежегодно. 

К числу конкретных причин возникновения и быстрого роста дефицитов, особенно после 1960-х  годов, принято относить множество  разнообразных факторов. Среди них  наиболее часто упоминаются два: рост военных расходов США в связи  с интенсивно протекавшей холодной войной и увеличение расходов на социальные программы, быстрее всего происходившее  в 1970-е годы. Соответственно, в рецепт быстрой ликвидации дефицита федерального бюджета многие американские (а иногда и зарубежные) экономисты неизменно  включали в качестве основных две  рекомендации: сокращение (или "упорядочение") расходов по статье "национальная оборона" и - обязательный пункт - сокращение социальных расходов (часто под ними подразумевались расходы на социальное страхование). 

В первую очередь  с завершением холодной войны  принято связывать и успехи администрации  Клинтона в быстром достижении фактически уже к 1998 финансовому году сбалансированных бюджетных показателей. Необходимо, однако, отметить, что к настоящему времени не произошло ни массированного сокращения затрат на военные нужды, ни радикального уменьшения масштабов  социальных программ — хотя были проведены  некоторые, и довольно значительные, корректировки в той или иной категории федеральных расходов. 

Иными словами, существенных изменений в общей структуре  федерального бюджета, сложившейся  в США в последние десятилетия, внесено не было, и нет никаких  оснований говорить о кардинальных сдвигах в бюджетных приоритетах. Поэтому первостепенную важность приобретает  вопрос о том, под влиянием каких  факторов развивался и приобрел нынешние количественные параметры и качественные характеристики федеральный бюджет США. 

В американской бюджетной  практике за последние десятилетия  трудно было бы обнаружить сколько-нибудь масштабный пример непредвиденного  развития событий. Все отклонения фактических  показателей от программ и прогнозов, как правило, умещались в рамки  допустимых погрешностей или же заранее  оговаривались в прогнозах и  объяснялись небывало сложными сочетаниями  изменений в динамике экономического роста, в темпах инфляции, во внешнеполитических доктринах администраций и т.д. Запрограммированные цифры по конкретным разделам бюджета часто не совпадали  с фактически достигнутыми показателями за конкретный период, причем расхождения, в том числе и между предсказанными и реальными размерами бюджетного дефицита, достигали несколько десятков миллиардов долларов. Однако, в целом, поставленные бюджетно-политические задачи выполнялись. 

Как уже упоминалось  выше, в 1998 году был достигнут бездефицитный  бюджет. 

В истории США  уже случилось памятное процветание (prosperity) 20-х годов с очень сходными экономическими характеристиками: безудержный  рост биржевых котировок, доходов от капиталов, растущие общие доходы и  траты населения. В связи с  этим мы можем выдвинуть предположение, а не повторится ли экономический  тайфун начала 1930-х? Но на фоне биржевого  ажиотажа успехи федерального бюджета  выглядят солидно и прочно. Главное  событие в этой сфере - профицит, полученный на три года раньше обещанного демократами, в 1998 финансовом году - впервые  после 1969 г. - и составивший 69,2 млрд. долл. (при размерах федерального бюджета  в 1,76 трлн. долл.).  

До сих пор нормой бюджетной жизни США считались  дефициты, пик их пришелся на 1992 финансовый год - 290 млрд. долл. Ликвидация "экономической  проблемы номер один" провозглашалась  многими президентами. Разумеется, нынешний "бюджетный успех" напрямую связан с общеэкономическими показателями и зависит от их небывалого улучшения  при Клинтоне. Это улучшение, в  свою очередь, стало возможным благодаря  удачному совпадению по времени разнородных  благоприятных для США факторов. Среди этих факторов есть одноразовые: завершение холодной войны (начавшееся до Клинтона, но давшее Америке за последние 10 лет "дивиденд" минимум в 500-700 млрд. долл. - и ничего не давшее другому  участнику противостояния — России); важную роль сыграл пик повышательной  фазы — и обычного делового цикла, и "длинной волны" по Кондратьеву—Шумпетеру, - пришедшийся как раз, как и  предсказывалось заранее, на середину 90-х годов. Кроме этих причин правительственные  экономисты упоминают также выгодное для США падение мировых цен  на нефть, более низкие, чем ожидалось, темпы общего роста внутренних цен  в стране, причем динамика цен на энергоносители помогла ощутимо  снизить темпы инфляции. Отмечается важная роль быстрого роста спроса на персональные компьютеры для общих  темпов экономического роста в США.  

К декабрю прошлого года бескризисное развитие американской экономики продолжалось непрерывно 103 месяца. Но это не самый длительный пока период непрерывного экономического роста в США после второй мировой  войны. Наиболее продолжительным был  период 1961—1969 гг. (106 месяцев) — его  принято связывать с успехами кейнсианских рычагов воздействия  на экономику и, кроме того, со значительной стимулирующей ролью войны в  Юго-Восточной Азии. Следующий период длительного экономического роста (92 месяца) падает на мирные 1982-1990 гг. - его  принято было связывать с "рейганомикой" и частично ассоциировать с монетаристским подходом к экономической политике. На деле, однако, основную роль в этот период сыграли чисто бюджетные  стимулы (в том числе связанные  и с расширением военных расходов), причем роль государства, которая, по идеям "рейганомики", должна была сократиться  до уровня примерно в 19% ВВП (по доходам  и расходам федерального бюджета), в  реальности возросла - федеральные  расходы увеличились до 23,6% ВВП  при возросшем дефиците бюджета. 

Продолжение нынешнего  экономического и бюджетного курса  должно, по расчетам, дать до 2014 года совокупный профицит размером до 4,5 трлн. долл. К 2003 финансовому году запроектировано  возрастание положительного сальдо до 83 млрд. долл. В настоящее время  для администрации США и Федеральной  резервной системы необходимо найти  возможности и экономические  рычаги, чтобы не допустить повторения кризиса 1930-х годов. Помехой могут  послужить политические факторы, которые  либо толкнут экономику США на неэффективный идеололгизированный  путь развития, либо не позволят привести нужные рычаги в своевременное действие. 
 

Глава 2. США и окружающий мир. 

2.1 Промышленная специализация  США в мировом разделении труда. 

При сложившейся  в настоящее время специализации  различных государств в мирохозяйственных  связях весьма показателен опыт США, значительно изменивших "зону своей  ответственности" за последние 20-25 лет  под влиянием стабильно возраставшей конкуренции со стороны других индустриально  развитых стран. Очевидно, что США  давно перестали выступать как "мировая кузница", лидировавшая в мировом производстве преобладающей  машинотехнической продукции. Им не принадлежит исключительный приоритет  в производстве автомобильной, компьютерной, дорожностроительной и иной специализированной техники, электронного оборудования, товаров  нефтехимической и общехимической переработки. Перечисленная продукция  производится не менее, а зачастую более  качественно в других странах, причем нередко с более низкой себестоимостью, что ставит под сомнение конкурентоспособность  рассматриваемых американских товаров  не только на мировом, но и на внутреннем рынке. Нельзя не заметить и того, что  отнюдь не все из утерянных позиций  в мировом производстве американские производители собираются отвоевывать.  

Важнейшей особенностью с конца 1980-х и на протяжении всех 1990-х годов стал постепенный вынос  традиционных промышленных производств  за пределы страны. Концепция строительства  так называемого постиндустриального  общества предполагает перевод ресурсоемких и достаточно технологически освоенных  производств в страны третьего мира, ближе к источникам природных  богатств, в государства с менее  строгим природоохранным законодательством  и с относительно дешевой рабочей  силой. Именно из-за отсутствия государственной  поддержки американские производители (во всяком случае на территории США) за последнее десятилетие прекратили форсировать выпуск автомобилей, компьютеров, бытовой техники связи и т.д. Массовое производство достаточно технически сложной продукции оказалось  более рентабельным в новых индустриальных странах Азии и Латинской Америки. 

Информация о работе США и окружающий мир