Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:26, курсовая работа
Силовые возможности США трудно переоценить. После десяти лет непрерывного экономического бума их ВВП приблидается к 9 трлн. долл. Военная мощь страны превосходит совокупную военную мощь 10 крупнейших держав мира. Американские расходы на исследования и создание новых образцов военной техники превышают 36 млрд. долл. (следующие за ними европейские члены НАТО, вместе взятые, расходуют на эти цели 11,2 млрд. долл.). Даже самые осторожные пессимисты признают, что несказанно благоприятные стечения обстоятельств гарантируют США как минимум 20 лет мирового лидерства.
Введение 3
Глава 1 Экономика США. 5
1.1 Факторы и динамика экономического развития 5
1.2 Отраслевая структура экономики 7
1.3 Банковская система и финансовый капитал 9
1.4 Бюджетная политика США 13
Глава 2. США и окружающий мир. 18
2.1 Промышленная специализация США в мировом разделении труда. 18
2.2 Формирующаяся промышленная специализация США в мировом производстве 21
2.3 США как центр глобализации 26
Заключение 32
Список литературы 35
В область деятельности
банков попали не только традиционные,
но и новые виды операций, которые
раньше были прерогативой специализированных
финансовых институтов: страховой бизнес,
инвестиционные операции, брокерские
сделки. Банковская сфера «изобрела»
новые формы финансирования структурной
перестройки экономики: лизинг, факторинговые
сделки, консультационный и информационный
сервис, кредитование комплектного строительства
промышленных объектов «под ключ» с
последующим участием в прибылях.
Так, 45% финансирования лизинга и 75%
объема факторинговых операций обслуживают
крупные коммерческие банки.
Главным направлением
изменений в структуре
Повышение эффективности
кредитно-банковской сферы страны сопровождается
бумом слияний финансовых учреждений.
За 80— 90-е гг. число коммерческих
банков США сократилось более
чем на 3 тыс. Они переросли в
более крупные коалиции, контроль
которых распространяется не только
на отдельные отрасли, но и на всю
национальную экономику. Теперь друг с
другом конкурируют нью-йоркская (восточная)
и калифорнийская (западная) укрупненные
финансовые группы нового типа, делящие
позиции внутри многих крупных корпораций
разных отраслей и сфер. Вместо нефтяных,
стальных, автомобильных «королей» появились
магнаты другого типа: их собственность
не привязана к определенным отраслям,
анонимна в связи с использованием промежуточных
финансовых институтов, владеющих акциями
и распространяется на экономический
потенциал национальных масштабов.
Экономический рост
США на рубеже столетий породил ряд
серьезных структурно-
В 90-е годы продолжало
увеличиваться и значение чеков
как платежных средств. Так, например,
в 1996 г. на территории США было выписано
примерно 65 млрд. чеков на общую сумму
75 трлн. долл. По оценкам американских
экспертов, количество чеков ежегодно
увеличивается на 3%.1
Поэтому организационная
структура национальной системы
налично-денежного обращения
1.4 Бюджетная политика
США
Первые полтора
века существования Соединенных
Штатов федеральный бюджет формировался
полустихийно. В составе всей исполнительной
власти не было органа, который должен
был бы сводить воедино ведомственные
заявки на расходы, анализировать их
соответствие реальным потребностям этих
ведомств и хозяйства страны и составлять
единый бюджетный проект. Рассмотренные
разрозненно отдельными комитетами конгресса
заявки полумеханически, без какой-либо
координации или общего волевого начала
сводились в единый документ, становившийся
бюджетным проектом. Размеры бюджета были
очень невелики: совокупные расходы за
1789-1849 финансовые. года. составили 1,1 млрд.
долл. (в текущих ценах), за 1850-1900 финансовые.
года. - 15,5 млрд. долл. (огромная часть была
потрачена на Гражданскую войну), затем
ежегодные размеры расходов федерального
уровня колебались между 525 млн. (1901 финансовый
год) и 746 млн. долл. (1915 финансовый год),
и только в 1917 финансовый год, в связи с
участием США в первой мировой войне, они
превысили 1 млрд. долл., увеличившись до
18,5 млрд. долл. в 1919 финансовом году.
По окончании войны
расходы уменьшились почти в 6
раз и до 1934 году колебались в
пределах 2-4,6 млрд. долл. в год. Мероприятия
рузвельтовского "нового курса" привели
к росту федеральных расходов
до 8,2 млрд. долл. в 1936 финансовый год, а
вступление во вторую мировую войну
потребовало их резкого дальнейшего
увеличения до 92,7 млрд. долл. в 1945 финансовом
году. С завершением войны расходы
резко сократились - до 29,8 млрд. долл.
в 1948 финансовом году.
Качественно иной этап,
как отмечает американская бюджетная
статистика, начинается с периода
корейской войны: после 1949 финансового
года рост бюджета (в текущих ценах)
происходит практически непрерывно.
Увеличение расходов приобретает принципиально
иную окраску: эта тенденция не прекращается
и в "мирные" годы.
Именно с этого
периода начинается и "регулярно-дефицитное"
финансирование госрасходов США, завершившееся
только к 1998 финансовому году, когда
размеры федеральных расходов достигают
1,7 трлн. долл
До 50-х годов нашего
века значительным дефицитом отмечены
период Гражданской войны в США,
1917—1919 гг. (в совокупности более 23 млрд.
долл.), 1931-1939 гг. (свыше 21 млрд. долл.) и 1940-1946
гг. (около 194 млрд. долл.). После этого
дефициты нарастают — с различной
скоростью и с отклонениями в
размерах ежегодного прироста, начиная
с 1952 по 1992 финансовые года - с 1,5 млрд. долл.
до 290,4 млрд. долл., т.е. в среднем примерно
на 7 млрд. долл. ежегодно.
К числу конкретных
причин возникновения и быстрого
роста дефицитов, особенно после 1960-х
годов, принято относить множество
разнообразных факторов. Среди них
наиболее часто упоминаются два:
рост военных расходов США в связи
с интенсивно протекавшей холодной
войной и увеличение расходов на социальные
программы, быстрее всего происходившее
в 1970-е годы. Соответственно, в рецепт
быстрой ликвидации дефицита федерального
бюджета многие американские (а иногда
и зарубежные) экономисты неизменно
включали в качестве основных две
рекомендации: сокращение (или "упорядочение")
расходов по статье "национальная оборона"
и - обязательный пункт - сокращение социальных
расходов (часто под ними подразумевались
расходы на социальное страхование).
В первую очередь
с завершением холодной войны
принято связывать и успехи администрации
Клинтона в быстром достижении фактически
уже к 1998 финансовому году сбалансированных
бюджетных показателей. Необходимо,
однако, отметить, что к настоящему
времени не произошло ни массированного
сокращения затрат на военные нужды,
ни радикального уменьшения масштабов
социальных программ — хотя были проведены
некоторые, и довольно значительные,
корректировки в той или иной
категории федеральных
Иными словами, существенных
изменений в общей структуре
федерального бюджета, сложившейся
в США в последние десятилетия,
внесено не было, и нет никаких
оснований говорить о кардинальных
сдвигах в бюджетных
В американской бюджетной
практике за последние десятилетия
трудно было бы обнаружить сколько-нибудь
масштабный пример непредвиденного
развития событий. Все отклонения фактических
показателей от программ и прогнозов,
как правило, умещались в рамки
допустимых погрешностей или же заранее
оговаривались в прогнозах и
объяснялись небывало сложными сочетаниями
изменений в динамике экономического
роста, в темпах инфляции, во внешнеполитических
доктринах администраций и т.д.
Запрограммированные цифры по конкретным
разделам бюджета часто не совпадали
с фактически достигнутыми показателями
за конкретный период, причем расхождения,
в том числе и между
Как уже упоминалось
выше, в 1998 году был достигнут бездефицитный
бюджет.
В истории США
уже случилось памятное процветание
(prosperity) 20-х годов с очень сходными
экономическими характеристиками: безудержный
рост биржевых котировок, доходов от
капиталов, растущие общие доходы и
траты населения. В связи с
этим мы можем выдвинуть предположение,
а не повторится ли экономический
тайфун начала 1930-х? Но на фоне биржевого
ажиотажа успехи федерального бюджета
выглядят солидно и прочно. Главное
событие в этой сфере - профицит,
полученный на три года раньше обещанного
демократами, в 1998 финансовом году - впервые
после 1969 г. - и составивший 69,2 млрд.
долл. (при размерах федерального бюджета
в 1,76 трлн. долл.).
До сих пор нормой
бюджетной жизни США считались
дефициты, пик их пришелся на 1992 финансовый
год - 290 млрд. долл. Ликвидация "экономической
проблемы номер один" провозглашалась
многими президентами. Разумеется,
нынешний "бюджетный успех" напрямую
связан с общеэкономическими показателями
и зависит от их небывалого улучшения
при Клинтоне. Это улучшение, в
свою очередь, стало возможным благодаря
удачному совпадению по времени разнородных
благоприятных для США
К декабрю прошлого
года бескризисное развитие американской
экономики продолжалось непрерывно
103 месяца. Но это не самый длительный
пока период непрерывного экономического
роста в США после второй мировой
войны. Наиболее продолжительным был
период 1961—1969 гг. (106 месяцев) — его
принято связывать с успехами
кейнсианских рычагов воздействия
на экономику и, кроме того, со значительной
стимулирующей ролью войны в
Юго-Восточной Азии. Следующий период
длительного экономического роста
(92 месяца) падает на мирные 1982-1990 гг. - его
принято было связывать с "рейганомикой"
и частично ассоциировать с монетаристским
подходом к экономической политике.
На деле, однако, основную роль в этот
период сыграли чисто бюджетные
стимулы (в том числе связанные
и с расширением военных
Продолжение нынешнего
экономического и бюджетного курса
должно, по расчетам, дать до 2014 года совокупный
профицит размером до 4,5 трлн. долл. К 2003
финансовому году запроектировано
возрастание положительного сальдо
до 83 млрд. долл. В настоящее время
для администрации США и
Глава 2. США и окружающий
мир.
2.1 Промышленная специализация
США в мировом разделении
При сложившейся
в настоящее время
Важнейшей особенностью
с конца 1980-х и на протяжении всех
1990-х годов стал постепенный вынос
традиционных промышленных производств
за пределы страны. Концепция строительства
так называемого