Средства массовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Динамичное развитие общества на современном этапе, усложнение технической и социальной инфраструктуры явились причиной того, что информация стала таким же стратегическим ресурсом экономики, как и традиционные (труд, капитал, материальные и энергетические) ресурсы. В последние годы XX в. многие государства приступили к стратегическому планированию развития национальной информационной инфраструктуры, так как информация стала играть особую, первостепенную роль в жизни общества.

Содержание

1.Мировой информационный рынок: понятие, содержание, сущность.
2.Функционирование мирового информационного рынка.
3.Перспективы мирового информационного рынка.
4.Перспективы его развития в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

журнал.docx

— 109.10 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Мировой информационный рынок: понятие, содержание, сущность.

 

2.Функционирование мирового  информационного рынка.

 

3.Перспективы мирового  информационного рынка.

 

4.Перспективы его развития  в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамичное развитие общества на современном этапе, усложнение технической  и социальной инфраструктуры явились  причиной того, что информация стала  таким же стратегическим ресурсом экономики, как и традиционные (труд, капитал, материальные и энергетические) ресурсы. В последние годы XX в. многие государства  приступили к стратегическому планированию развития национальной информационной инфраструктуры, так как информация стала играть особую, первостепенную роль в жизни общества. Современные  информационные технологии, позволяющие  создавать, хранить, перерабатывать и  обеспечивать эффективные способы  передачи информации потребителю, стали  важнейшим фактором жизни общества и средством повышения эффективности  всех сфер деятельности. Поэтому одним  из основных понятий современной  рыночной экономики является информационный рынок, функционирование которого оказывает  существенное влияние на развитие производства и предпринимательства. На сегодняшний  день на информационном рынке создаются  продукты, которые соизмеримы по объему с отраслями традиционной экономики  и которые становятся важнейшим  рычагом ускоренного экономического развития, интеграции государств в глобальные экономические процессы и инструментом политического влияния в регионе и мире.

Актуальность исследования развития мирового информационного  рынка обусловлена также важностью  вопросов технологических и экономических  изменений на нем и недостаточной  разработанностью теоретических, экономических, правовых и управленческих аспектов функционирования и развития рынка  информации в экономическом развитии Республики Беларусь в условиях интеграции и глобализации.

В современной научной  литературе, как правило, рассматриваются  отдельные аспекты информационного  рынка. Одна часть работ посвящена  социальным аспектам информационного  общества (Т. В. Андрианов, А. И. Ракитов [1], Д. Белл [22]), вторая, довольно обширная, — техническим проблемам информатизации (Н. Винер [5]), третья — секторам информационного  рынка, таким как связь, телевидение (Т. В. Садовская [17], Н. Н. Сёмкина [18]). Только в последние время стали появляться работы, в которых исследуются экономические проблемы эффективного построения информационного рынка и его инфраструктуры (А. А. Боканов [2], А. С. Гринберг [6], С. М. Гуревич [7], Г. Б. Домненко [11], И. А. Стрелкова [20] и др.). Однако проблеме развития белорусского информационного рынка учеными уделяется пока недостаточно внимания.

На современном этапе  развития мировой экономики информация становится важнейшим фактором экономического роста. Происходит информатизация экономики, т. е. информация превращается в экономический  ресурс первостепенного значения. Осуществляется это на базе компьютеризации и  телекоммуникаций, обеспечивающих принципиально  новые возможности экономического развития, многократного роста производительности труда, решения социальных и экономических  проблем, становления нового типа экономических  отношений.

Благодаря этому информация сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными, энергетическими  и людскими. В процессе создания информационных товаров их основой  выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать  новые знания.

Как и при использовании  традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся  информационные ресурсы, сколько они  стоят, кто ими владеет, кто в  них нуждается, насколько они  доступны. Ответы на эти вопросы можно получить при наличии рынка информационных продуктов и услуг.

В настоящее время существует много определений понятий «информационный  рынок» и «структура информационного  рынка». Так, отдельные авторы [14, с. 25; 16, с. 50] понимают рынок как совокупность средств массовой информации разных типов в отдельном регионе, государстве, предлагающих различный информационный продукт для сегментированной по интересам и потребностям аудитории. Однако, на наш взгляд, рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) — это система экономических, правовых и организационных отношений  по торговле продуктами интеллектуального  труда на коммерческой основе.

Попытаемся обобщить известные  мнения, отраженные в ряде работ, и  вывести свое определение структуры  информационного рынка. Одновременно с этим необходимо отметить, что, приводя по сути структуру информационного рынка, эти исследователи называют ее инфраструктурой, что не совсем верно, так как под инфраструктурой в широком значении понимаются отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества [15, с. 250], а под структурой — строение, внутреннее устройство [15, с. 775].

Например, в работе [21, с. 93] предложено инфраструктуру информационного  рынка представить пятью секторами: научно-техническая продукция в  виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям; объекты  художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции; услуги образования — все виды обучения; управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений; бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском  рынке и рынке труда.

На наш взгляд, наиболее полная структура информационного  рынка предложена С. М. Гуревичем [7, c. 12]. Однако и в ней есть определенные недостатки: 1) главную роль в своих  секторах автор отводит СМИ, не затрагивая непериодические издания как  источник информации [7, с. 268]; 2) в рынок  периодических изданий он включает не только рынок прессы, но и аудиовизуальные, электронные СМИ и издания  информационных агентств.

Поэтому нами с учетом этого  предложена следующая структура  информационного рынка (рис. 1).

 

По такой усовершенствованной  схеме рассмотрим структуру информационного  рынка, перспективы его развития в мире и в Республике Беларусь. Однако касаться будем только непосредственно  среды и выявим основные тенденции  развития мирового информационного  рынка по наиболее важным его сегментам: на рынке прессы и непериодической  печати, аудиовизуальных и электронных  средств массовой информации.

На рынке периодической  печати (прессы) нами были выявлены следующие  тенденции развития.

Так, в течение 2005—2006 гг. во всем мире наблюдалась тенденция  к увеличению газетных и журнальных тиражей и росту доходов от рекламы. Используя данные, полученные в результате исследования примерно десяти различных стран, можно отметить, что рост происходил не только на развивающихся, но и на уже стабильных, развитых рынках прессы. Этот факт подтверждается и в докладе Всемирной газетной ассоциации, где приводится цифра  роста — 2,3 % в 2006 г. Следовательно, глобальные продажи газетных тиражей за пять последних лет возросли на 9,48 % [24, p. 231]. Во многих странах тиражи платных  ежедневных газет также сохранили  свою стабильность, а где-то даже и  выросли. В пятерку крупнейших рынков прессы входят Китай (98,7 млн экз. газет), Индия (88,9 млн), Япония (69,1 млн), США (52,3 млн) и Германия (21,1 млн). Эти страны являются лидерами в своих регионах, однако развитие рынка прессы не везде равномерно [24, p. 233].

Рост тиражей наблюдался в 2006 г. в 10 странах ЕС [24, p. 234] (рис. 2).

Тиражи американских ежедневных газет в 2006 г. сократились на 1,9 %, а за пять лет — на 5,18 %. Больше всего это отразилось на вечерних ежедневных газетах, тиражи которых  сократились на 4,62 %, в то время  как тиражи утренних газет сократились  всего на 1,48 %. За пять лет сокращение тиражей вечерних газет составило 19,62 %, а утренних — 2,52 %.

Японцы остаются самыми активными  покупателями газет в мире — ежедневные продажи здесь составляют 630,9 газет  на 1000 человек взрослого населения (за Японией следуют Норвегия (601,2), Колумбия (587,8), Финляндия (514,7) и Швеция (466,2), однако газетные тиражи сократились  в 2006 г. на 0,83 %, а за пять лет —  на 2,42 %. В Китае газетные тиражи за год выросли на 2,27 %, а за пять лет  на 15,53 % [24, p. 234].

По Латинской Америке  очень сложно получить надежные данные. Тем не менее, тиражи бразильских  газет выросли в 2006 г. — на 6,5 %, а за пять лет на 3,7 %. В Колумбии тиражи выросли на 3,23 % за год и  сократились на 11,1 % за пять лет.

Рекламные доходы газет в  мире растут уже четвертый год  подряд. В 2006 г. рост составил 3,77 % [24, p. 234]. Доля газет на рекламном рынке  остается относительно стабильной — 29,6 % против 29,8 % в 2005 г. Газеты по-прежнему являются вторым крупнейшим рекламным  медиа мира, уступая только телевидению.

Рост рыночной доли газет  отмечался в 2006 г. в 17 странах: Австрии, Бельгии, Швейцарии, Чехии, Греции, Индонезии, Индии, Гонконге, Колумбии, Мексике, Пуэрто-Рико, Бахрейне, Кувейте, Омане, Катаре, ОАЭ и ЮАР. Рекламные доходы газет в развитых странах, например США — крупнейшем рынке газетной рекламы в мире, — сократились в 2006 г. на 1,68 %, однако за пять лет выросли на 5,69 %; в Японии же сократились в 2006 г. на 3,20 %, а за пять лет выросли на 10 %. На газетных рынках ЕС в 2006 г. зафиксирован 1,36 %-ный прирост рекламных доходов газет; за пять лет рост составил 39,54 %. В развивающихся странах, таких как, например, Китай, рекламные доходы газет выросли в 2006 г. на 16 %, а за пять лет — на 58 % [24, p. 234].

Современными тенденциями  рынка аудиовизуальных СМИ являются:

1) активное проникновение  американского стиля телеиндустрии на другие мировые рынки;

2) программные стратегии  коммерческих каналов: снижение  аналитичности новостных программ, усиление сенсационности в выборе новостей, их изложении в видеоряде;

3) сложное положение общественного  телевидения в развитых странах  Северной Америки, Западной Европы  и Азии, которое, тем не менее,  продолжает сохранять политическую  актуальность и культурное значение  и для обществ, и для политиков,  и для индивидуальных зрителей;

4) наличие общей экономической  природы телеиндустрии, несмотря на сохранение очевидной национальной специфики телевизионного рынка в информационно богатых странах;

5) лидирующее положение  телевидения по отношению к  радио.

Для рынка аудиовизуальных  СМИ также характерны новые явления, а именно:

1) к наиболее важным  способам традиционным финансирования  — рекламе и абонентской плате  — сегодня добавляются и новые  формы, вызванные прогрессом технологий  ТВ и появлением новых форм  доставки телесигнала: спонсорство  (в США оно составляет около  10 % от всех рекламных доходов  ТВ), подписка (многие телеканалы, опираясь  на этот источник дохода, уже  предлагают свой контент бесплатно,  с одним только условием —  представления зрителями информации  о своем потребительском «профиле»), оплата за просмотр (хотя массового характера эта форма еще не приобрела, в технологически наиболее развитых странах Западной Европы и США многие вещатели уже предлагают аудитории художественные фильмы, спортивные соревнования, музыкальные концерты в режиме «поштучной» оплаты);

2) фрагментация аудитории,  которая неизбежно приводит к  развитию платного ТВ;

3) развитие сетевого принципа  в организации телеиндустрии (так, каждая из трех общенациональных компаний США — NBC, CBS, ABC — формирует сеть, состоящую в среднем из 200 местных станций; сеть Fox формируют около 150 станций);

4) одно из актуальных  направлений в аудиорекламе —  использование средств передачи  информации, оказывающих влияние  на подсознание. Это новые так  называемые high-hume-технологии, направленные на изменение самого человека и человечества [10, с. 78];

5) эксперты радиорынка  приходят к выводу о том,  что в ближайшие годы музыкальные  форматы будут еще более «сужаться» [24, p. 250];

6) радио до настоящего  времени остается самым дешевым  и доступным средством массовой  информации на планете [24, p. 251].

Предполагается также, что  на мировом рекламном рынке в 2007 г. доля телевидения начнет уменьшаться, так ее потеснит реклама в Интернете [13]. В связи с этим в Евросоюзе  принята официальная программа  полного перехода на цифровое вещание  до 2010 г. [8, с. 12]. Страны, входящие в Международный  союз электросвязи, подписали договор  о переходе на цифровое вещание к 2015 г., в том числе и радиовещание (например, 12 крупнейших радиокорпораций США в конце февраля 2006 г. запустили первую фазу массированной рекламной кампании с бюджетом 200 млн дол. для ускорения внедрения цифрового HD-радио) [3].

Электронная информация традиционно  представлена на мировом информационном рынке онлайн-периодикой, новостными сайтами и т. д.

При сравнении тиражей  газет с аудиториями порталов становится очевидным, что Интернет-издания  уже начали затмевать печатные СМИ  не только по роли в информационной системе и влиянию на умы, но также  и по реальному объему аудитории [9, с. 2].

Рынок онлайн-периодики становится все более конкурентным, и в ближайшее время конкуренция в этом секторе будет такой же жесткой и сильной, как и на рынке бумажной прессы [9, с. 2].

Ранее между собой конкурировали  однотипные медиа — газеты с газетами, радио с радио и т. д. Теперь же, благодаря конвергенции на цифровой платформе в сети, все медиа  в той или иной степени конкурируют  или сотрудничают. (Конвергенция — это сближение различных экономических систем, стирание различий между ними, обусловленное общностью социально-экономических проблем и наличием единых объективных закономерностей развития. Поначалу речь шла о конвергенции технологий, слиянии в одну систему трех технологических составляющих — Интернета, компьютера и телевидения. Однако затем данный термин стал трактоваться как сращивание базового издательского дела или традиционных СМИ (контента) с индустрией развлечений [23]).

Информация о работе Средства массовой информации