Средний Бизнесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе изучения теоретических источников выяснить экономическую сущность средних предприятий, оценить их влияние на экономику страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3-4
1.Понятие среднего бизнеса………………………………………..…5-6
1. 7-8
2.Значение среднего бизнеса в экономике ……………………...…9-10
2.Анализ среднего бизнеса…………………………………………….11
1.Анализ ООО «Балтика»……………………………………….…11-15
2.Развитие среднего бизнеса по отраслям……………………..…16-20
3.Проблемы среднего бизнеса………………………………….…21-24
4.Государственная поддержка среднего бизнеса……………..…25-26

Заключение………………………………………………………….…..27-28

Список литературы………………………………………………...………29

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая - это создающие угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая - формирующие условия, возможности для их развития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски. Одной из самых существенных черт предпринимательства является его рисковый характер. Таким образом, граждане, решившие создать и осуществлять собственное дело, помнят, что они рискуют, так как действуют в условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательству осуществляемому в небольших масштабах кроме рисков присущих любым хозяйствующим субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т.д., характерны риски связанные с небольшими размерами самих предприятий.

Средние предприятия, как субъект управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, как неустойчивая предпринимательская единица, наиболее зависимая от колебаний рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней среды наиболее негативно влияют на деятельность среднего бизнеса.

Кроме негативных изменений внешней среды  на возрастание неопределенности и  степени рисков в деятельности средних предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера данного предприятия. Внутренняя среда среднего бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например: - в способах разделения труда; - расстановке кадров; - распределения прав и ответственности; - проведения маркетинговой политики; - налаживания финансовых потоков на предприятии; - получении информации и т.д.

В настоящее  время, по оценкам самих предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с проблемами, такими как высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий. Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг среднего бизнеса. Как отмечают специалисты, главная черта современной пирамиды в России - формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение.

Согласно  многим исследованиям, предприниматели, особенно небольшие, единодушно жалуются на тотальный и повседневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственные службы буквально терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частыми инспекциями и штрафами.

Анализ  развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в  сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата  за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все  это затрудняет продолжение эффективной  деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главной  причиной слабого развития средних предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства средних предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения которых, во многом, зависит  дальнейшее развитие среднего бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении. Хотя данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов среднего бизнеса. В частности, 31 декабря 2001 г. Президент РФ подписал Федеральный закон РФ №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Существует и ряд других проблем, которые неблагоприятно влияют на развитие среднего предпринимательства, такие, например, как: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы, связанные с получением деловой информации и т.д.

Еще одной  из не менее важной проблемы является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения небольших фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки среднего бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» подобного бизнеса.

В России по мере развития среднего бизнеса  и укрепления рыночных отношений  возникли общественные организации, например, Союз предпринимателей России. Существуют также федеральные и местные  фонды финансовой помощи, основной задачей которых является стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности средних предприятий. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам среднего предпринимательства как на федеральном, так и на местном уровнях.

В последние  годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии предпринимательства в России. 
 
 

2.4 Государственная поддержка  среднего бизнеса 

     Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии среднего бизнеса является положение о том, что среднее предпринимательство нуждается во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ. Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем.

     Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию среднего бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

     Важным  инструментом государственного содействия средним предприятиям в большинстве  промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет  обеспечить среднему бизнесу гарантированный  рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

     Достаточно  широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг небольшим компаниям.

     Среднее предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.

     Сегодня выделяют четыре основных направления  для решения проблем среднего бизнеса на государственном уровне. Первое – поменять психологию власти к среднему бизнесу. Отойти от мнения, что средний бизнес не платит, налоги и находится в серой экономике. Второе – реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия, вынуждены уклоняться от налогов.

     В-третьих, сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи  имущества. И, наконец, решить вопрос с  землей, иначе аграрная Россия будет  питаться импортом. Четвертое –  стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в средний бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.

     Россия  должна жить по принципу, что государство  обслуживает потребности и запросы общества, а не наоборот.

 

      Заключение

 

          В условиях трансформации (преобразование, изменение вида, формы, существенных свойств) мировой экономики, перехода цивилизации на постиндустриальный путь развития средние предприятия становятся неотъемлемым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства.

Трудно  переоценить роль и значение развития среднего предпринимательства для нашей страны. Оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс.

Между тем анализ состояния и динамики развития среднего предпринимательства  показывает низкий уровень развития и темпов роста. Среднее предпринимательство в современных условиях России все более уверенно превращается в особый сектор экономики, играющий всевозрастающую роль в поддержании экономической стабильности и динамичного развития страны, обеспечивающего в значительной мере общенациональный экономический рост.

Хотелось  бы надеяться, что в ближайшее  время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий среднего бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Среднее предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий среднего предпринимательства.

     Внедрение изменений, содержащихся в СНС 2008 г., представляет собой длительный процесс, который потребует значительного  времени и усилий от статистических служб всех стран. Для России этот процесс осложняется тем обстоятельством, что он должен идти параллельно с внедрением в статистическую практику тех счетов и разделов СНС 1993 г., которые до сих пор не освоены и которые в СНС 2008 г. приобретают большую значимость. В РФ имеются различия в степени освоения счетов и разделов СНС, что затрудняет получение сопоставимых данных для общей характеристики макроэкономической ситуации. Что касаемо среднего предпринимательства, то изменения в СНС не отразятся на учете их деятельности. 
 

 

Список  литературы 

1. Бляхман  Л.С. Структурные реформы в  России: реальность и мифы. // Проблемы  современной экономики. 2003. № 3(7). C. 3-13.

2. Войтов  А.Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная  теория экономики): Учебник. 8_е перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.

3. Ворот И.В. Экономика фирмы. - М.: Высшая школа, 1994.

5. Горфинкель В.Н., Швандар С.М., Купряков Н.И. Курс предпринимательства. М., 1997.

6. Дыбова  Е.Н. Некоторые актуальные проблемы малого и среднего бизнеса. Взгляд предпринимателя. // Материалы VI Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий «Малый бизнес - экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

7. М.  Колганов. Особенности предпринимательства  в переходной экономике// Экономист  1999, №1, с. 77 - 82. 

Информация о работе Средний Бизнесс