Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:09, курсовая работа
Цель работы: на основе изучения теоретических источников выяснить экономическую сущность средних предприятий, оценить их влияние на экономику страны.
Введение…………………………………………………………………….3-4
1.Понятие среднего бизнеса………………………………………..…5-6
1. 7-8
2.Значение среднего бизнеса в экономике ……………………...…9-10
2.Анализ среднего бизнеса…………………………………………….11
1.Анализ ООО «Балтика»……………………………………….…11-15
2.Развитие среднего бизнеса по отраслям……………………..…16-20
3.Проблемы среднего бизнеса………………………………….…21-24
4.Государственная поддержка среднего бизнеса……………..…25-26
Заключение………………………………………………………….…..27-28
Список литературы………………………………………………...………29
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Изучая сущность среднего бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Средний бизнес стоит в основе экономики капиталистических государств, но его история никогда не занимала общественное сознание. Границы, отделяющие его от малого и крупного бизнеса, официально не установлены.
С переходом экономики к новым формам отношений, основанным на разных формах частной собственности, изменился характер развития производственных отношений.
Опыт управления средним бизнесом, накопленный в странах Западной Европы, в национальном и межгосударственном масштабах еще слабо используется в России.
Во многих субъектах Российской Федерации поняли значимость среднего предпринимательства и в отличие от центрального правительства уже активно его используют для повышения занятости населения, пополнения своих бюджетов, насыщения местного рынка товарами и услугами. Последнее имеет принципиальное значение в федеральном масштабе, поскольку экономическое развитие России предполагает увеличение доходов населения, что должно активизировать потребительский рынок. Это направление обосновано, поскольку все крупные страны в основном развиваются за счет расширения внутреннего рынка, а малые – с помощью роста экспорта.
Объектом
исследования данной работы явились
средние предприятия в
Цель работы: на основе изучения теоретических источников выяснить экономическую сущность средних предприятий, оценить их влияние на экономику страны.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1.Понятие
среднего бизнеса
В России
до сих пор не существует четкого определения
понятию «средний бизнес», то есть не выделяют
его, как самостоятельную единицу экономических
отношений. В основном понятие среднего
бизнеса идет «рука об руку» с понятиями
малый и крупный бизнес и остается на заднем
плане, как «нагрузка» к предприятиям
этих категорий.
Полностью отсутствуют признаки, по которым
предприятие можно отнести к объекту среднего
бизнеса, а также, чем конкретно средний
бизнес отличается от малого и крупного.
Это выглядит, странно, так как даже если
предположить, что валовое производство
товаров и услуг страны компаниями крупного
бизнеса составляет 50%, а малого – 15%, то
на валовое производство предприятиями
среднего бизнеса приходится 1/3 часть
всех товаров и услуг, а это совсем не мало.
На самом деле, в России и сейчас нет четкого
разграничения понятий среднего и малого
бизнеса.
До сих пор, в отличие
от предприятий малого бизнеса, компании
крупного и среднего бизнеса не обладают
правовым статусом. Средний бизнес находится
посредине между крупным и малым, и является
их промежуточной прослойкой.
Существует такое
понятие, как сетевая экономика. Именно
предприятия среднего бизнеса взяли
на себя решение основных задач крупного
и малого бизнеса, так как у этих двух
категорий компаний нет возможности сотрудничать
напрямую. Это происходит из-за того, что
малый бизнес обладает неустойчивостью
на рынке, обладает деятельностью с
высокой степенью риска и маленькими размерами
фирм.
Компании среднего бизнеса
помогают регулировать организационные,
правовые вопросы, возникающие
между фирмами крупного и
малого бизнеса. То есть
средний бизнес формирует
разные по форме связи с малым
и крупным бизнесом.
Сетевая экономика имеет структуру, которая
состоит из трех ярусов: верхний ярус –
представители крупного бизнеса, нижний
– малого, а промежуточный ярус занимают
предприятия среднего бизнеса, которые
и формируют экономическую сеть.
1.1
Критерии определения
среднего бизнеса
На сегодняшний день о среднем бизнесе не так часто упоминается как об отдельной категории, так как из-за некоторой неопределенности его признаков его часто причисляют либо к малому бизнесу, либо к крупному бизнесу.
Легче
всего определить размер компании по
количеству сотрудников. Но, здесь есть
значительная дифференциация по отрасли.
Так, рекламное, исследовательское или
консалтинговое агентство можно назвать
большим, если штат его работников превышает
50 человек. Соответственно, к средним можно
отнести агентства с числом сотрудников
от 15 до 50. В небольших туристических компаниях
работают до 25 человек. В средних - 25-75 человек.
Средним печатным СМИ считается редакция,
где штат сотрудников не меньше 35 человек,
но не больше 100. На предприятиях розничной
торговли - 50-250 человек, оптовой - 100-1000.
Самой затратной по человеческим ресурсам
является автопромышленность. Средним
автозаводом считается завод, где число
работников не меньше 10 000-40 000 человек.
Это даже больше, чем в нефтяных компаниях,
где для соответствия условным стандартам
среднего бизнеса достаточно от 2 до 7 тысяч
человек.
Таб. 1 Примерное число сотрудников разных организаций.
Тип бизнеса | Число занятых | Объем выручки, млн. руб. |
микро- | От 1 до 15 человек | 15 |
малый | От 16 до 50 человек | 40 |
средний | От 51 до 250 человек | 100 |
Другим "определителем" размера
компании может служить оборот фирмы.
Однако и здесь следует делать
скидку на специфику отдельных отраслей.
Так, исследовательскую компанию с
оборотом в $10-12 млн. можно смело относить
в пятерку крупнейших компаний в России.
Доля контролируемого ею рынка будет составлять
около 6% в масштабах всей страны. Другое
дело - продовольственная сеть. Такой оборот
для продуктовых магазинов - мизер даже
на рынке одного крупного города.
1.2
Значение и функции
среднего бизнеса в
экономике
Какова же роль среднего бизнеса в экономике? В первую очередь – это мобильность, быстрое принятие решений, способность реагировать на колебания рынка и координация всех сил компании на изменение продукта, методов продаж, маркетингового плана, реорганизация структуры компании, смена рода деятельности. Роль среднего бизнеса заключается в том, что подобная способность компаний к видоизменению в бизнес процессах, переключение капитала с одного вида деятельности на другой, способствует сохранению на рынке определенной стабильности.
Экономическая роль среднего бизнеса заключается в создании большого количества рабочих мест, как для высококвалифицированных сотрудников, так и для студентов, пенсионеров и группы населения с низким уровнем образования и квалификации. Именно на таких предприятиях студенты могут получить все необходимые знания и опыт, развиваться как специалисты. Таким образом предприятия среднего бизнеса уменьшают процент безработицы, влияют на уровень доходов населения. Часть сегмента среднего бизнеса вкладывает средства в научно-технические изобретения, способствуя подъему национальной экономики в сфере высоких технологий и науки. Роль среднего бизнеса в государственном бюджете – это постоянные отчисления в бюджет налогов. Кроме того средний бизнес – это поддержка специализации и кооперации в различных отраслях: мелкое и среднее производство, сфера обслуживания, которые специализируются на одном или нескольких направлениях.
Развитие
конкуренции, изучение потребительского
спроса, требований рынка, способность
заполнять пробелы в
Пивоваренная компания «Балтика» была основана в 1990 году. Современное оборудование и применение передовых технологий сделали возможным выпуск продукции высочайшего качества, что позволило «Балтике» в 1996 году стать лидером российского рынка пива. Компания сохраняет этот статус и сегодня. На протяжении своей истории «Балтика» динамично развивалась - приобретала и строила «с нуля» новые заводы, активно расширяла сеть сбытовых подразделений. В конце 2006 года «Балтика» объединилась с тремя российскими пивоваренными компаниями - «Вена», «Пикра» и «Ярпиво». В апреле 2008 года «Балтика» вошла в международную группу Carlsberg, которой принадлежит 88,86% уставного капитала Компании. На сегодняшний день «Балтика» является самой крупной компанией в сфере производства товаров народного потребления в России и Восточной Европе. Широкий портфель брендов Компании позволяет удовлетворить самый взыскательный вкус потребителя. Кроме ключевого бренда «Балтика», который входит в тройку самых дорогих брендов России, в портфеле Компании около 30 известных марок, таких как «Арсенальное», «Невское», «Ярпиво», Tuborg, Carlsberg, Kronenbourg 1664, ряд региональных сортов и более 10 непивных брендов.
После 1999 года в модернизацию производства были вложены значительные средства. Общая сумма инвестиций в развитие филиала превысила 200 млн. долларов США. Основные проекты были направлены на увеличение производственной мощности завода. В рамках инвестиционной программы на заводе осуществлен монтаж: дополнительных емкостей для брожения (ЦКТ); форфасов; линии розлива в стеклянные бутылки; линий розлива в ПЭТ-бутылки 1,5 л; новых варочных порядков; линии розлива в банки; машины для литья ПЭТ-преформ; машины для изготовления полимерных колпачков; установки для деалкоголизации пива.