Сравнительный анализ зарубежных моделей экономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:43, реферат

Описание работы

Цель данной работы – сравнительный анализ экономических реформ в указанных странах.
В число задач работы входят:
- поиск критериев эффективности экономических реформ и вообще экономики;
- анализ особенностей перехода от чрезмерно загосударствленной к рыночной экономике в каждой отдельной стране;
- выявление специфики реформ для каждой страны и ее причин;

Содержание

Введение 2
Глава 1
Анализ страновых моделей рыночной экономики 6
1.1. Критерии эффективности экономики 6
1.2. Описание моделей рыночной экономики 10
1.2.1. Американская экономическая модель 10
1.2.2. Японская экономическая модель 14
1.2.3. Китайская экономическая модель 20
1.2.4. Германская экономическая модель 28
1.2.5. Бразильская экономическая модель 31
1.3. Выводы по первой главе 36
Глава 2
Проблемы определения модели развития России 38
2.1. Российская экономическая модель 38
2.2. Использование зарубежного опыта
(выводы по второй главе) 47
Заключение 51
Список литературы 54

Работа содержит 1 файл

211.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

Всего разукрупнению  подлежали 325 компаний, совокупно контролировавших до 75% промышленного производства и  торгового оборота. При разукрупнении некоторые особо радикальные реформаторы предлагали провести разукрупнение до уровня «одна фирма – один род деятельности» и даже «одна фирма – один завод». Реально, однако, такое разукрупнение было опасно для конкурентоспособности Японии, поэтому ограничились разбивкой 18 крупнейших фирм (процесс завершился к марту 1950 г.). Некоторые из них были разделены на две-три компании, у других (например, знаменитой ныне «Тошиба») «лишние» заводы выделили в самостоятельные компании. Крупнейшие концерны «Мицуи» и «Мицубиси» были разделены соответственно на 200 и 139 мелких фирм, а государственная электрическая компания «Ниппон Хассодэн» приватизирована и разбита на 9 компаний.31 Во избежание восстановления крупных монополистических объединений был введен запрет на покупку предприятиями акций «своей» группы (т.е. тех предприятий, которые ранее входили в один с ним концерн или трест); запрет действовал до 1953 г.

12 апреля 1947 г. был принят  антимонопольный закон, запрещавший  создание чисто финансовых корпораций и ограничивавший вложения в капиталы дочерних компаний. Кстати, и до сих пор в Японии в крупных компаниях никто не владеет контрольным пакетом (50%+1) акций.32

Очень радикально была проведена  земельная реформа. До войны треть  из 5,5 млн. крестьянских хозяйств арендовала землю, при этом 47% земель принадлежало людям, не имевшим к земледелию никакого отношения – чиновникам, торговцам, врачам, священникам.

Осенью 1946 г. все земли, принадлежавшие горожанам, подверглись  принудительному выкупу. Всем сельским землевладельцам, не обрабатывавшим землю, оставили по 1 га земли (на менее населенном Хоккайдо – по 4 га), всем обрабатывающим – по 3 га (12 на Хоккайдо). Остальное было объявлено излишками, подлежало принудительному выкупу и продаже всем, кто хочет заниматься сельским хозяйством. В итоге 77% ранее арендовавшейся земли было перераспределено.33 При этом по закону «О земле» 1952 г. с целью недопущения концентрации земельной собственности сделки купли-продажи земли осуществлялись только с разрешения властей.34

Наконец, была проведена  финансовая реформа. Был введен курс иены к доллару в размере 400:1 с  некоторыми вариациями. Налоговая реформа  Шоупа (по фамилии американского  советника - профессора Колумбийского  университета, руководившего ее проведением) в 1949 г. установила твердый налог на прибыль (максимально – до 35%), не стала вводить НДС, но зато ввела ряд акцизов.

Государственными остались некоторые «публичные корпорации», такие, как корпорация железных дорог  «Кокутэцу» (основана в 1949 г.), телефонно-телеграфная «Дэндэн Кося» (1952) и компания международной связи КДД (1956), а также казенные унитарные предприятия – монетный двор, лесничества на государственных землях, книгоиздательство Министерства финансов, почта и почтово-сберегательные кассы. Банк Японии, ЦБ торгово-промышленных кооперативов, метрополитен в Токио стали смешанными предприятиями с долей государства.35

Таким образом, были заложены предпосылки для более или  менее либерального, демократического развития японской экономики, хотя еще немало предстояло сделать в плане изживания патерналистской психологии (например, обычай не менять фирму-хозяина стал массово нарушаться только в последние 15-20 лет).

 

 

 

 

 

1.2.3. Китайская  экономическая модель

 

Китайская модель реформ наиболее близка российской в том отношении, что представляла собой переход к рынку из столь же и даже более загосударствленной формы экономики (например, в «народных коммунах» обобществлялось все вплоть до личного имущества),36 хотя и не столь продолжительной (примерно 20 лет против наших 60).

Результаты оказались  весьма плачевными. За 20 лет (1957-1977) производительность труда в сельском хозяйстве не выросла; каждая шестая коммуна к  концу 1970-х гг. бездействовала.37 Реальная заработная плата за это же двадцатилетие упала на 27,8%. В промышленности простаивало 30-40% предприятий.38 Самое же главное – исчезли всякие стимулы к труду, выработалось наплевательское отношение к работе; китайцы называли этот процесс «торжеством четырех «все равно»»: работаешь хорошо ил плохо – все равно, работаешь много или мало – все равно, знаешь или нет свое дело – все равно, соответствуешь или нет занимаемой должности – все равно.39

Реформы начались с Третьего пленума ЦК КПК XI созыва (декабрь 1978 г.). На первом тапе, до 1984 г., они проводились в основном в деревне, что было естественно в стране с 80% сельского населения. Лишь с 1984-1985 гг. основной вектор реформ был направлен на экономику города.

Было запрещено каким-либо организациям или лицам безвозмездно использовать или присваивать рабочую силу, землю, скот, продукцию и материалы производственных бригад (низшее звено народных коммун), они сами устанавливали теперь сроки сева, определяли способ ведения хозяйства, распределяли собственную продукцию, а также получили право «противостоять слепому командованию любого руководящего органа или руководителя».40

Одновременно с этим повышались закупочные цены на зерно  и другую сельскохозяйственную продукцию, с одновременным снижением цен  на сельскохозяйственные машины и инвентарь.41

В то же время большие производственные бригады были разукрупнены на более мелкие (по 25-30 дворов).

Следующим этапом стало  провозглашение в сентябре 1980 г. опоры  на мелкогрупповой подряд (с оплатой  по установленным нормативам) и семейный подряд (оплата по результату).42 В 1982 г. за отдельными дворами были закреплены задания, с ответственностью за их выполнение.43 Тогда же стал поощряться семейный подряд с передачей земли на 3-5 лет в пользование двора, а кроме того, крестьянам было разрешено заниматься мелкой торговлей, ремеслом, кустарными промыслами.44

С 1984 г. было разрешено  передавать землю в подряд на 15лет  и более, а в садоводстве, лесоводстве, освоении горных склонов и целинных земель – еще дольше,45 с 1987 г. – на 50-70 лет.46 Немного раньше, в 1983 г., подрядникам было разрешено использовать помощников и сельскохозяйственных работников.47 В итоге уже к 1984 г. 99,96% производственных бригад было переведено на семейный подряд.48

«Подряднику» запрещалась  купля-продажа земли, сдача в аренду, использование не по назначению (для строительства жилых домов, кладбищ, разработки полезных ископаемых).49 Зато бригада за определенную фиксированную плату давала ему сельскохозяйственные орудия, скот, транспорт. При этом после сдачи налога государству и расчета с бригадой за помощь земледелец имел право свободно распоряжаться излишками («Гарантируй сдачу продукции государству, оставь сполна коллективу, остальное – твое»).50

С 1985 г. не устанавливалось  централизованных закупок и обязательности поставок продукции сельского хозяйства, а также отдельных ее видов.51 С 1986 г. снизились размеры договорных закупок зерна с одновременным увеличением продажи его на рынке. В то же время крестьянам, подписавшим контракты на продажу государству зерна и хлопка, в порядке поощрения продавались по дешевым ценам удобрения.52 На XIII съезде КПК (октябрь 1987) было разрешено передавать полученной подрядной земли или ее части другим лицам либо концентрация земли в руках объединений крестьян. В тоже время крестьянам, которые по каким-то причинам не смогли заниматься подрядом и отказались, оставлялось «поле-паек» для обеспечения себя продовольствием.53

В итоге с 1979 по 1987 гг. сельскохозяйственное производство росло  на 7% в год,54 чистый доход крестьян вырос более чем на 200%, их потребление – более чем на 80%.55 В 1987 г. 70% сельскохозяйственной продукции в КНР продавалось на рынке. А в конце 1984-1985 гг. возник даже кризис перепроизводства зерна.56

Разумеется, не все было гладко. Так, маленькие размеры земельных  участков мешали использованию современной  техники.57 Крестьяне не всегда использовали пахотные земли как надо, а в сочетании с хищническим подходом к земле и вызванной им эрозией это привело к сокращению пахотных земель. Многие крестьяне отказались от хлебопашества и перешли на животноводство и овощеводство, которые приносили в 3-5 раз больший доход.58

Наконец, неуверенность  богатых людей в завтрашнем дне  зачастую толкала их на непроизводительные расходы вроде роскошных свадеб и особняков. Да и население не всегда приветствовало обогащение более  удачливых сограждан – случались нападения, кражи, поджоги урожая. Бывало и так, что местное руководство запрещало вывозить продукцию, экспроприировало часть прибыли и даже наказывало удачливых предпринимателей вплоть до тюрьмы.59 Впрочем, бывало и наоборот – все внимание (кредиты и т.д.) администрация уделяла богачам, рассматривая помощь другим как «пирожок с мясом, брошенный собаке».60 

В целом главной проблемой  оставалось то, что крестьяне не чувствовали себя хозяевами; выход  китайские экономисты видели в переходе на пожизненную и даже вечную аренду или частную собственность.61

Что касается реформ в  городе, то им начало было положено на Тринадцатом пленуме ЦК XII созыва (октябрь 1984 г.), который взял курс на государственно регулируемый рынок и рыночное ориентирование предприятий.62

При этом базовые отрасли  экономики оставались в директивном  планировании, остальная крупная  и средняя промышленность подлежала  «направляющему» планированию, тогда  как товары местного производства, сезонная продукция и услуги переводились на рыночные отношения. Соотношение трех видов экономики в процентах предполагалось как 30:40:30.63 Причем предполагался дальнейший рост рынка, просто считалось, что пока, после всех прошедших «больших скачков», рынок не сможет обеспечить сбалансированного развития с быстрыми темпами роста.64

Тем не менее, уже к 1988 г. директивно планируемая экономика  давала 16,2% продукции, направляюще планируемая  – 42%, рыночная – 40%.65

Что касается государственных  предприятий, то они по временному положению  от 27 февраля 1988 г. получили право на заключение подряда с вышестоящим ведомством, в котором оговаривались бы доля или размер прибыли, оставляемой предприятию.66 К началу 1989 г. 78% предприятий перешли на подряд; следующим этапом стал принцип «две гарантии, одна увязка», по которому предприятие оговаривало не только размер прибыли, но и поставленные перед ним задачи по технической реконструкции.67

Впрочем, парикмахерские, магазины и т.д. стали сдаваться  в аренду еще с конца 1978 г. К  началу 1988 г. подобных предприятий было сдано в аренду до 15.000, из них 4.200 промышленных.68 С 1986 г. началось банкротство убыточных предприятий, а также прибыльные предприятия получили право брать убыточные в аренду.69

В 1979 г. в КНР был  принят закон о совместных предприятиях, которые получили право вывоза прибыли за границу, освобождение от налогов на первые 2-3 года, а главное – право собственности.70 Одновременно в провинциях Гуандун, Фуцзянь, на о.Хайнань были созданы свободные экономические зоны, отделенные от остальной страны пропускным режимом. Так вот, по китайским данным, ВВП одной СЭЗ вырос за 1978-1985 гг. в 30 раз, доходы – в 28.71

Негативной стороной остается по-прежнему большая бюрократия. Так, одно из предприятий Дунбэя вынуждено  было 70 раз присылать своих представителей в Пекин, чтобы решить вопрос о реконструкции техники.72 Другому предприятию пришлось собрать 860 печатей для разрешения на импорт оборудования.73

В целом, при всех издержках, позитивное значение китайских реформ налицо. Так, ВВП КНР за 1978-1988 гг. вырос  в пять раз, национальный доход – в 3,8 раза, государственный бюджет – в 2,4.74

В течение части 1990-х  гг. казалось, что реформы в Китае  несколько замедлились. Этому способствовали как известные политические события 1989 г. (расправа с демонстрациями протеста в Пекине и Шанхае), так и крах мировой коммунистической системы, напугавший правителей Китая, назвавшие его «буржуазной контрреволюцией». В частности, несколько замедлились темпы роста ВВП («всего» до 7% в год).

Тем не менее, к концу 1990-х гг. уровень маркетизации экономики КНР (подсчитанный по 28 параметрам) составлял 37% против 47% во Франции и Японии, 50% в Британии и Германии и 55% в США. Государственная цена сохранялась на 88 видов важнейших товаров и услуг (например, стратегическая продукция или железнодорожные перевозки), еще на 23 вида продукции цены контролировались на местном уровне, на многие продукты были введены «направляющие» (т.е. мягко регулируемые) цены, но 60% товаров и услуг продавались на свободном рынке, в том числе 80-90% сельскохозяйственной продукции и 95% товаров розничной торговли.75

На 3 пленуме ЦК XIV созыва (1997) и 4-м XV созыва (1999) был поставлен вопрос об «упорядочении ситуации в государственной экономике». На XV съезде КПК (весна 1997 г.) потерпели поражение те, кто считал, что больше социализма означает больше государства в экономике. В конце концов, ведь и К. Маркс считал огосударствление лишь первой стадией обобществления экономики, а некоторые марксисты называют государственную собственность «худшей формой частной».

Так вот, решено было оставить государственными только отрасли, обеспечивающие безопасность страны, естественные монополии, производство самых необходимых товаров и услуг и ключевые базовые и высокотехнологичные предприятия. Прочие крупные государственные предприятия предполагалось разрешить акционировать, а малые и часть средних (всего – 52.000 из 68.000 госпредприятий) предполагается отпустить в «свободное плавание». При этом предполагается осуществить антимонопольную реорганизацию естественных монополий, а всего сократить удельный вес имущества госпредприятий в хозяйственном механизме КНР более чем наполовину.76

Вообще, создается впечатление, что руководство Китая ждало, пока появится класс богатых людей, создавших свое богатство честным  трудом, чтобы начать приватизацию промышленных предприятий не в чьи попало руки и не допустить попадания большей ее части в руки иностранцев. Интересно, кстати, что несколько лет назад предпринимателей начали принимать в партию. Так что в известной шутке китайских интеллектуалов: «Под руководством КПК мы осуществляем переход от социализма к капитализму» есть немалая доля истины. Главное, чтобы переход был постепенным и разумным.

Информация о работе Сравнительный анализ зарубежных моделей экономического развития