Сравнительный анализ банковской системы Республики Беларусь и Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – изучить структуру банковской системы на уровне теории и на примере белорусской и японской банковских систем.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
рассмотреть структуру банковской системы на уровне теории;
познакомиться с главными составляющими банковской системы;
познакомиться с функциями, выполняемыми банками;
рассмотреть структуру белорусской банковской системы;
провести сравнение банковских структур Республики Беларусь зарубежных стран на примере банковской системы Японии.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и структура банковской системы 4
2 Элементы банковской системы и выполняемые ими функции 12
2.1 Центральный банк 12
2.2 Коммерческий банк 16
2.3 Специализированные кредитно-финансовые учреждения 20
3 Сравнительный анализ банковской системы Республики Беларусь
и Японии 26
3.1 Банковская система Республики Беларусь 27
3.2 Банковская система Японии 31
Заключение 35
Приложение

Работа содержит 1 файл

банковская система рб.docx

— 147.87 Кб (Скачать)

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Виды банковской системы 

      Централизованная банковская система существовала в условиях командно-административной экономики. Её характерной чертой являлась государственная монополия на банковское дело: государство выступало собственником банков и отвечало по их обязательствам, планировало и жёстко регулировало их деятельность. Структура банковской системы была суперцентрализованной – по сути, в стране функционировали одни или несколько государственных банков с множеством отделений на местах. Они выполняли функции центрального и коммерческих банков и подчинялись правительству. На счетах этих банков автоматически аккумулировались все свободные денежные средства предприятий и часть денежных сбережений населения. Средства распределялись в соответствии с кредитными планами, базирующихся на планах социального и экономического развития страны. Взаимосвязи между банковскими организациями осуществлялись на основе централизованного управления их деятельностью и директивных планов аккумулирования и перераспределения ресурсов.

      Рыночная банковская система основана на различных формах собственности на банки. Для неё характерна децентрализованная система управления и разграничение ответственности между банками и государством по их обязательствам. Функционирует множество банков, различающихся организационной формой, спецификой операций и т.д. За банковской деятельностью осуществляется надзор, её регулирование происходит преимущественно экономическими методами. Банки проводят свои операции на рыночной основе (в целях получения прибыли), конкурируя друг с другом за клиентов и позиции на финансовых рынках.

      Одноуровневая банковская система функционирует, если входящие в неё банки находятся на одной иерархической ступени, между ними не существует разделения функций и отношений соподчинения, а взаимодействие осуществляется на основе только горизонтальных связей. Такая система была характерна, например, для исторического этапа развития, когда в странах действовали только коммерческие банки, которые выполняли все банковские функции, включая эмиссионную. К одноуровневой банковской системе относят также централизованную банковскую систему, функционировавшую в командно-административной экономике – здесь действовал практически один банк-монополист, выполнявший функции центрального банка и расчётно-кредитное обслуживание экономических субъектов через свою филиальную сеть.

  Двухуровневая банковская система существует в настоящее время в большинстве стран мира. Она включает центральный банк, который образует первый, верхний уровень системы, и коммерческие (деловые) банки, составляющие второй, нижний уровень. В такой системе банки разных уровней различаются целями деятельности, выполняемыми функциями и ролью в экономике. Взаимоотношения между банками разных уровней организованы по вертикали. Хотя банки второго уровня юридически не подчинены центральному банку, он законодательно наделён полномочиями по контролю и надзору за их деятельностью, её регулированию. В связи с этим отношения между центральным и другими банками строятся не только на договорных началах, но и административно-властных. Между банками второго уровня (коммерческими банками) взаимодействие осуществляется по горизонтали – на основе равноправного партнёрства и конкуренции. Отношения между ними носят исключительно договорной характер, а взаимосвязь осуществляется в процессе координации деятельности. Банки этого уровня равны перед законом и должны иметь равные конкурентные возможности.

      Особенности исторического и экономического развития страны определяют своеобразие  банковской системы. Это касается банков как первого, так и второго  уровней. Так, например, центральные  банки могут быть организованы в  форме унитарных государственных  банков (Великобритания, Франция, ФРГ, РФ и др.) и акционерных банков (Швейцария, Япония и др.), в том  числе в виде системы независимых  банков, в совокупности выполняющих  функции центрального банка (США). Ещё  большей спецификой характеризуется  структура второго уровня. В одних  странах существует множество коммерческих банков, преимущественно небольших (например, в США, Японии), в других их количество относительно невелико и в основном это сравнительно крупные банки (Канада, ФРГ); для одних стран характерно преобладание универсальных банков (ФРГ, Турция), для других – специализированных.

      Одной из проблем развития национальных банковских систем в современных условиях глобализации является проблема участия в них  иностранного капитала. В целом ряде стран его доля в совокупных активах  национальной банковской системы в  настоящее время достигает 70 – 80% (например, в Венгрии, Польше). С одной  стороны, снятие ограничений на деятельность нерезидентов в банковской сфере  усиливает конкуренцию на внутреннем рынке банковских услуг и на основе использования передового мирового опыта способствует распространению  новых банковских технологий и повышению  уровня менеджмента банков, а также  расширению спектра и росту качества банковских услуг, предоставляемых  хозяйствующим субъектам и населению. С другой стороны, при недостаточном  развитости банковской системы страны большинство национальных банков не в состоянии конкурировать с  иностранными, а центральные банки  постепенно теряют часть контроля за банковской системой /2, с. 341/. 

Элементы  банковской системы  и выполняемые  ими функции 

      Элементы  банковской системы образуют единство, выражают при этом специфику целого и выступают носителями его свойств.

      Элементами  банковской системы являются банки, некоторые специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса  банка, а также некоторые дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность  кредитных институтов (Приложение А) /4, с. 291/. 

Центральный банк 

      Основным  элементом современной банковской системы любого развитого государства  является центральный банк. Он выступает  проводником официальной денежно-кредитной  политики, которая вместе с бюджетно-налоговой  и ценовой политикой, фактически составляет основу всего государственного регулирования экономики /5, с. 259/.

      Первые  центральные банки возникли более  трёхсот лет назад, когда насущная необходимость централизации банкнотной эмиссии привела к выделению  так называемых «эмиссионных банков», пользовавшихся всеобщим доверием и  банкноты которых могли устойчиво  выполнять функцию средства обращения  и платежа. В результате эти банки  утвердились в качестве центров  национальных кредитных систем, обеспечивающих регулирование деятельности национальной банковской системы в целом     /2, с. 347/.

      Во  всех странах, имеющих банковские системы, центральные банки имеют ряд  общих черт, характеризующих их статус как главного банка страны.

      Во-первых, центральный банк – это эмиссионный  центр, осуществляющий выпуск в обращение  банкнот и регулирующий безналичную  эмиссию денежных обязательств коммерческих банков.

      Во-вторых, центральный банк – это единственный банк, обладающий абсолютной ликвидностью на рынке национальной валюты (так  как являясь эмиссионным центром, он априори не может стать банкротом  по обязательствам в национальных деньгах). Это позволяет центральному банку  выступать в роли «кредитора последней  инстанции» для коммерческих банков (т.е. предоставляя кредиты, не допускать  их банкротства).

        В-третьих, центральный банк представляет  общегосударственные интересы, заключающиеся  в обеспечении стабильности денежного  оборота, надёжности и устойчивости  национальных денег. В отличие  от коммерческих банков получение  прибыли не является основной  целью деятельности центрального  банка.

      Помимо  этого центральные банки, как  правило, выступают в роли банкира  и финансового агента правительства: размещают на своих счетах бюджетные  средства, осуществляют расчёты по поручению правительства, кредитуют  государственные программы, размещают  государственные облигационные  займы и др. Таким образом, в  современной экономике центральные  банки наделены основными полномочиями по регулированию деятельности коммерческих банков и денежно-кредитной сферы  в целом     /2, с. 349/.

      В своей деятельности центральные  банки определяют конкретные цели и  задачи: по поддержанию стабильности национальной денежной единицы и  определённого уровня процентных ставок на кредитном рынке, оптимальный  объём и структура денежной массы, приоритетные направления кредитования и другие цели.

      В современных условиях основной целью  любого центрального банка является поддержание устойчивости национальной денежной единицы и ограничение  инфляции до приемлемого уровня (3-5% в год). Такие цели центрального банка  являются общепризнанными в мировой  практике. Иногда цели функционирования центральных банков трактуются шире:

  1. обеспечение устойчивости национальной денежной единицы внутри страны и на мировом рынке, её покупательной способности, минимизации инфляции для создания благоприятных условий экономического роста;
  2. обеспечение эффективного развития кредитно-банковской системы страны, включая организацию функционирования расчётного механизма в экономике.

      Сложность реализации основной цели центрального банка обычно состоит в том, что  достижение хороших результатов  по одним показателям вызывает, как  правило, ухудшение по другим. Так, стимулирование инвестиций усиливает инфляцию, а рост деловой активности за счёт увеличения доходов обычно сопровождается ростом цен. Одновременно меры, направленные на борьбу с инфляцией и на улучшение платёжного баланса, ослабляют экономический рост и ухудшают показатель занятости населения. Поэтому центральный банк должен принимать регулирующие меры последовательно, отдавая предпочтение то тем, то другим в зависимости от конкретной экономической ситуации /5, с. 265/.

      Место и роль центрального банка в функционировании экономики, взаимосвязь с прочими  составляющими общеэкономической  политики государства проявляются  через выполняемые им функции. Реализация центральным банком своих функций  позволяет ему обеспечить достижение своих главных целей деятельности – поддержания стабильности национальной валюты, ликвидности и надёжности банковской и платёжной систем.

      Среди всего многообразия функций, выполняемых  центральным банком, выделяют основные, направленные на достижение целей деятельности центрального банка, и дополнительные, способствующие этому процессу. Основные функции, характерные для центрального банка как основного звена двухуровневой банковской системы, как правило, делят на регулирующие, обслуживающие и контрольные.

      К регулирующим относят:

  • реализацию денежно-кредитной политики;
  • монопольную эмиссию банкнот;
  • регулирование безналичной эмиссии коммерческих банков;
  • управление совокупным денежным оборотом в рамках реализации текущей и долгосрочной денежно-кредитной политики;
  • валютное регулирование, управление золотовалютными резервами.

      К обслуживающим функциям относят:

    • выполнение роли финансового агента правительства (т.е. размещение государственного долга на наиболее выгодных условиях, расчётно-кассовое обслуживание счетов бюджета, консультирование правительства по банковским вопросам и др.);
    • организацию расчётно-платёжных отношений коммерческих банков, выполнение функций «банка банков» и «кредитора последней инстанции».

      Контрольные функции включают:

    • контроль за деятельностью кредитно-банковской системы (пруденциальный надзор);
    • осуществление валютного надзора.

      Дополнительные  функции, способствуя реализации основных целей центрального банка, также  являются важнейшей составляющей его  деятельности. К ним относят функции  проведения аналитических и статистических исследований, изготовление банкнот, поддержание  корреспондентских отношений с  международными финансово-кредитными организациями, а также другие функции, необходимые для успешного достижения целей деятельности центрального банка.

      Основной  регулирующей функцией центрального банка  является разработка и реализация денежно-кредитной политики. Осуществление данной функции включает:

  1. определение направлений развития денежно-кредитной сферы, способствующих достижению устойчивых темпов экономического роста в стране;
  2. выбор системы методов и инструментов денежно-кредитной политики;
  3. проведение аналитических и статистических исследований по проблемам повышения эффективности денежно-кредитного регулирования и т.д.

Информация о работе Сравнительный анализ банковской системы Республики Беларусь и Японии