Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Государственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
Владимирский
государственный университет
Кафедра
«ФиЭТ»
Контрольная
работа
по
дисциплине: «Бюджетная система РФ»
на
тему: «Сравнительная характеристика
бюджетных систем РФ и США»
Владимир
2011г.
Содержание
- Введение…………………………………………………………………стр.
3
- Устройство
бюджетной системы РФ…………………………………..стр.
5
- Федеральный
бюджет РФ………………………………………….стр.
9
- Бюджеты
субъектов РФ……………………………………………стр.
9
- Местные
бюджеты РФ……………………………………………..стр.
11
- Устройство
бюджетной системы США……………………………….стр.
12
- Федеральный
бюджет США………………………………………стр.
14
- Бюджеты
штатов…………………………………………………...стр.
15
- Местные
бюджеты США………………………………………….стр.
16
- Сравнительная
характеристика бюджетных систем РФ и
США…...стр. 18
- Заключение……………………………………………………………...стр.
20
- Приложение……………………………………………………………..стр.
21
- Список использованной
литературы ………………………………….стр.
28
Введение
Государственный
бюджет - главное звено финансовой
системы. Он представляет собой форму
образования и использования
централизованного фонда денежных
средств для обеспечения функций
органов государственной власти. Бюджет
выступает инструментом регулирования
и стимулирования экономики, инвестиционной
активности, повышения эффективности
производства, именно через бюджет осуществляется
социальная политика.
Впервые
бюджет, как форма образования
и расходования государственных денежных
средств появился в Англии (последняя
треть ХVП века), затем во Франции (конец
ХVШ века). Эти страны являются первыми,
установившими практику составления бюджетов,
которая в ХIХ веке распространяется на
большинство стран.
Для
выполнения своих функций государственные
органы на всех уровнях управления должны
располагать соответствующей финансовой
базой. С этой целью в каждой стране создается
разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая
аккумуляцию денежных ресурсов регионов
для финансирования их хозяйства, социальной
сферы, благоустройства каждой административно-территориальной
единицы, содержания законодательной
власти, аппарата управления и других
мероприятий. В процессе формирования
доходов и расходов отдельных видов бюджетов,
их сбалансирования возникают определенные
финансовые взаимоотношения, регламентируемые
законодательством. Все эти элементы (организация
и принципы построения бюджетной системы,
бюджетного процесса, взаимоотношения
между многочисленными видами бюджетов,
соответственно и совокупность бюджетных
прав) представляют собой бюджетное устройство.
В
разных странах бюджетное устройство
отличается своими особенностями, обусловленными
государственным устройством, территориально-административным
делением, уровнем развития экономики,
ее структурными чертами.
Целью
данной работы является рассмотрение
наиболее важных аспектов бюджетных систем
Российской Федерации и Соединённых Штатов
Америки, а так же поиск их сходств и отличий.
Устройство
бюджетной системы
РФ
Бюджетный
кодекс Российской Федерации определяет
бюджет как “форму образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления”.
Таким образом, государственный бюджет,
являясь для государства средством аккумулирования
финансовых ресурсов, дает государственной
власти возможность содержания государственного
аппарата, армии, выполнения социальных
мероприятий, реализации приоритетных
экономических задач, т.е. выполнения государством
присущих ему функций.
Бюджетная
система РФ состоит из бюджетов трех
уровней:
- федеральный
бюджет Российской Федерации и бюджеты
государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов
РФ и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов;
- местные бюджеты.
В
пятой главе Бюджетного кодекса
РФ законодательно закреплены следующие
принципы бюджетной системы
Российской Федерации:
- принцип
единства бюджетной
системы Российской
Федерации означает единство бюджетного
законодательства Российской Федерации,
принципов организации и функционирования
бюджетной системы, форм бюджетной документации
и бюджетной отчетности, бюджетной классификации
бюджетной системы, единый порядок установления
и исполнения расходных обязательств,
формирования доходов и осуществления
расходов бюджетов, ведения бюджетного
учета и составления бюджетной отчетности
бюджетов.
- принцип
разграничения доходов,
расходов и источников
финансирования дефицитов
бюджетов между бюджетами
бюджетной системы Российской
Федерации означает закрепление в соответствии
с законодательством Российской Федерации
доходов, расходов и источников финансирования
дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной
системы Российской Федерации, а также
определение полномочий органов государственной
власти (органов местного самоуправления)
и органов управления государственными
внебюджетными фондами по формированию
доходов бюджетов, источников финансирования
дефицитов бюджетов и установлению и исполнению
расходных обязательств публично-правовых
образований;
- принцип
самостоятельности
бюджетов означает
право и обязанность органов государственной
власти и органов местного самоуправления
самостоятельно обеспечивать сбалансированность
соответствующих бюджетов, эффективность
использования бюджетных средств, самостоятельно
осуществлять бюджетный процесс, устанавливать
в соответствии с законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах налоги и
сборы, доходы от которых подлежат зачислению
в соответствующие бюджеты бюджетной
системы Российской Федерации, самостоятельно
определять формы и направления расходования
средств;
- принцип
равенства бюджетных
прав субъектов Российской
Федерации, муниципальных
образований означает определение
бюджетных полномочий органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления, установление
и исполнение расходных обязательств,
формирование налоговых и неналоговых
доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов, определение
объема, форм и порядка предоставления
межбюджетных трансфертов в соответствии
с едиными принципами и требованиями,
установленными настоящим Кодексом;
- принцип
полноты отражения доходов,
расходов и источников
финансирования дефицитов
бюджетов означает, что все доходы, расходы
и источники финансирования дефицитов
бюджетов в обязательном порядке и в полном
объеме отражаются в соответствующих
бюджетах;
- принцип
сбалансированности
бюджета означает, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать
суммарному объему доходов бюджета и поступлений
источников финансирования его дефицита,
уменьшенных на суммы выплат из бюджета,
связанных с источниками финансирования
дефицита бюджета и изменением остатков
на счетах по учету средств бюджетов;
- принцип
результативности и
эффективности использования
бюджетных средств означает, что при
составлении и исполнении бюджетов участники
бюджетного процесса в рамках установленных
им бюджетных полномочий должны исходить
из необходимости достижения заданных
результатов с использованием наименьшего
объема средств или достижения наилучшего
результата с использованием определенного
бюджетом объема средств;
- принцип
общего (совокупного)
покрытия расходов бюджетов означает,
что расходы бюджета не могут быть увязаны
с определенными доходами бюджета и источниками
финансирования дефицита бюджета, если
иное не предусмотрено законом (решением)
о бюджете;
- принцип
прозрачности (открытости) означает
обязательное опубликование в средствах
массовой информации утвержденных бюджетов
и отчетов об их исполнении, полноту представления
информации о ходе исполнения бюджетов,
а также доступность иных сведений о бюджетах
по решению законодательных органов государственной
власти, представительных органов муниципальных
образований;
- принцип
достоверности бюджета означает надежность
показателей прогноза социально-экономического
развития соответствующей территории
и реалистичность расчета доходов и расходов
бюджета;
- принцип
адресности и целевого
характера бюджетных
средств означает, что бюджетные ассигнования
и лимиты бюджетных обязательств доводятся
до конкретных получателей бюджетных
средств с указанием цели их использования;
- принцип
подведомственности
расходов бюджетов означает, что получатели
бюджетных средств вправе получать бюджетные
ассигнования и лимиты бюджетных обязательств
только от главного распорядителя (распорядителя)
бюджетных средств, в ведении которого
они находятся;
- принцип
единства кассы означает зачисление
всех кассовых поступлений и осуществление
всех кассовых выплат с единого счета
бюджета, за исключением некоторых операций.
Согласно
пятой статье БК РФ, “закон (решение) о
бюджете вступает в силу с 1 января и действует
по 31 декабря финансового года, если иное
не предусмотрено настоящим Кодексом
и (или) законом (решением) о бюджете”.
В
соответствии с Бюджетным посланием
Президента Российской Федерации Федеральному
собранию Российской Федерации основными
целями бюджетной политики в 2011-2013 годах
являются:
- использование
бюджета в качестве одного из важнейших
инструментов макроэкономического регулирования;
- разработка
и внедрение инструментов поддержки инноваций;
- обеспечение
долгосрочной устойчивости и сбалансированности
пенсионной системы;
- повышение
качества человеческого капитала;
- повышение
доступности и качества государственных
и муниципальных услуг;
- реализация
Программы повышения эффективности бюджетных
расходов на период до 2012 года.
Федеральный
бюджет РФ
Ведущее
звено бюджетной системы Российской Федерации,
в котором объединены основные финансовые
категории (налоги, государственный кредит,
государственные расходы). Федеральный
бюджет является основным финансовым
планом государства на финансовый год,
имеющий силу закона после его утверждения
Федеральным Собранием в виде федерального
закона. По экономическому содержанию
федеральный бюджет представляет собой
форму образования и использования централизованного
фонда денежных средств Российской Федерации.
Именно федеральный бюджет является главным
средством перераспределения национального
дохода и валового внутреннего продукта,
через него мобилизуются финансовые ресурсы,
необходимые для регулирования экономического
развития страны, реализации социальной
политики на территории всей России, укрепления
обороноспособности государства. На долю
федерального бюджета приходится значительная
часть распределительного процесса, которая
заключается в распределении денежных
средств между отраслями народного хозяйства,
производственной и не производственной
сферами, регионами страны. Право Российской
Федерации на самостоятельный федеральный
бюджет закреплено в Конституции Российской
Федерации (ст. 71), а Бюджетный кодекс Российской
Федерации детально регламентирует порядок
его формирования и исполнения.
В
приложении (на стр. 21) приведена таблица
и диаграмма расходов бюджетных средств
РФ на 2011 год.
Бюджеты
субъектов Российской
Федерации
Бюджеты
субъектов Российской Федерации входят
во второй уровень бюджетной системы Российской
Федерации. Бюджет субъекта РФ
- это форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет
субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных
образований, находящихся на его территории,
составляют консолидированный бюджет
субъекта РФ.
Федеральный
закон о федеральном бюджете
на каждый год содержит перечень регулирующих
и закрепленных федеральных налогов
и платежей субъектов РФ:
- ндс на товары
(работы, услуги), производимые (выполняемые,
оказываемые) на территории РФ, за исключением
налога на добавленную стоимость на драгоценные
металлы и драгоценные камни, отпускаемые
из Государственного фонда драгоценных
металлов и драгоценных камней РФ, - в размере
25 процентов доходов;
- акцизов на
спирт этиловый из всех видов сырья, водку
и ликероводочные изделия, спиртосодержащие
растворы, производимые на территории
Российской Федерации, - в размере 50 процентов
доходов;
- акцизов на
остальные товары, производимые на территории
РФ, за исключением акцизов на нефть (включая
газовый конденсат), акцизов на услуги
по ее перекачке и акцизов на природный
газ, бензин автомобильный и легковые
автомобили, - в размере 100 процентов доходов;
- лицензионных
и регистрационных сборов - в соответствии
с действующим законодательством;
- подоходного
налога с физических лиц - в размере 100
процентов доходов;
- налога на
покупку иностранных денежных знаков
и платежных документов, выраженных в
иностранной валюте, - в размере 40 процентов
доходов;
- платежей
за пользование природными ресурсами
- по нормативам, установленным действующим
законодательством;
- платы за
пользование объектами животного мира
и водными биологическими ресурсами -
в размере 60 процентов доходов;
- лесного налога
- в размере 100 процентов доходов;
- платы за
пользование водными объектами - в размере
60 процентов доходов;
- налога с
розничных продаж - в размере 100 процентов
доходов;
- прочих налогов,
сборов, пошлин и других платежей, подлежащих
зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии
с законодательством.