Сравнение рынка чистой конкуренции и монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:39, контрольная работа

Описание работы

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности с целью достижения наиболее высоких результатов в своих интересов.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных хозяйственных единиц. Через конкуренцию товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга.
В экономической литературе большое внимание уделяется видам конкуренции. В частности, различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Работа содержит 1 файл

ОСЭ.docx

— 34.10 Кб (Скачать)

Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке  имеется только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией.

 Такая рыночная структура во всем  схожа  с  монополией,  черты  которой переносятся на покупателя.

Чистая монопсония не менее  уникальное явление, чем монополия.

 

На первый взгляд может  показаться, что конкуренция и монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация  способна в конечном  счете  устранить  свободную  конкуренцию,  а  последняя, в свою очередь, подрывает чье - либо господство на рынке.

Между тем монополия находится  в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт,  что  производство  и  реализация какого  -  то   продукта   захвачены   монополистической группой   крупных предпринимателей,  получающих  от  этого  большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать  тот же  выигрыш.  С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания  ведет  к  монополии.

Если какой - то предприниматель  стремится победить своих соперников, то  он, добившись такой  цели,  начинает  господствовать  на  рынке.  Одним  словам, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.

В  современных  условиях  крупные  капиталистические   объединения   не уничтожили конкуренцию,  а  сосуществуют  вместе  с  ней.  Это  обостряет  и углубляет  общее  соперничество. Противоречивая связь «конкуренция - монополия» напоминает   спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей. Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические  объединения  и  ведут  тяжелое  противоборство  сними. В каждой стране  монополии встречаются в числе   конкурентов   иностранные компании,  проникающие  на  внутренний  рынок.  Стало быть,  за   небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства  и сбыта какого - либо товара в руках единственной фирмы.

В развитых капиталистических и развивающихся   странах,   достигших значительного   индустриального уровня,  имеет  место  внутриотраслевая конкуренция  прежде  всего   между монополиями, производящие инородные продукты.  В  такую  борьбу  ввязываются  сильные   иностранные   соперники.

Конкуренция ведется и  внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли. Особым «фронтом» столкновения является соперничество монополии и немонополизированных предприятиями.

Высокие цены, по которым  в отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовывать  свои  изделия  по  столь  выгодным  ценам.  В  итоге  как соперничество между монополиями, так и конкуренция  между  последними  и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению цен.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы рассмотрели такую  обширную  тему  как  «Конкуренция  и  монополия».

Большинство  рыночных  ситуаций  в  реальном  мире  занимают  промежуточное

положение  между  крайними  случаями  совершенной  конкуренции   и   полной

монополии.

На мой взгляд,  полезно  время  от  времени  проводить  различия  между

характерными чертами  чисто  конкурентного  рынка  и  особенностями  других

основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической  конкуренцией и

олигополией.

Мы выяснили, что для  того чтобы рынок был совершенно конкурентным,  для

него должны выполняться  следующие условия: наличие многих продавцов, каждый

их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо

информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и  выход из него  и

независимые решения со стороны  как производителей,  так и потребителей.

Некоторые  отрасли.  Особенно  в  сельском  хозяйстве,  удовлетворяют  этим

требованиям, но модель конкуренции  является полезной  даже  в  том  случае,

когда  эти  требования  соблюдаются  только   приблизительно.   Совершенный

конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную  цену  товаров  и

услуг.

На несовершенно  конкурентных  рынках  в  противоположность  совершенно

конкурентным продавцы могут повышать  цену  на  свои  продукты,  ограничивая

свой выпуск.  Монополия  представляет  собой  крайний  случай  несовершенной

конкуренции,  где  имеется  один   единственный   продавец   и   отсутствует

возможность для вхождения  других.

Общество, признавая, что  монополия  нарушает  процесс  ценообразования,

относясь враждебно к  монопольной прибыли или же по другим  причинам,  может

объявить  монополию  «общественно  полезным  предприятием»   и   установить

контроль над ее ценами. Другими важными  типами  несовершенно  конкурентных

рынков  являются  монополистическая   конкуренция   (множество   продавцов,

легкость  вхождения  и  дифференциация  продукции)   и   олигополия   (мало

продавцов, возможна  дифференциация  продукции  и  существуют  барьеры  для

вхождения).  При  несовершенно   конкуренции   фирма   обладает   известным

контролем.

Три   основных   дефекта   рынка    дают    экономическое    оправдание

государственного  регулирования:  монопольная  власть,  внешние  факторы  и

несовершенная информация

Государственное  регулирование  экономики  представляет  собой  систему

типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего  характера,

осуществляется правомочными государственными учреждениями  и  общественными

организациями в целях  стабилизации рыночной экономики.

С  помощью  государственного  регулирования   экономики   и   различных

антимонопольных мероприятий  официального и  неофициального  характера  можно

достигнуть того,  чего  не  могут  обеспечить  автоматически  действующие  в

условиях   свободной   конкуренции   факторы,   противодействуюцще   влиянию

монополий или уравновешивающие его.


Информация о работе Сравнение рынка чистой конкуренции и монополии