Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:39, контрольная работа
Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности с целью достижения наиболее высоких результатов в своих интересов.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных хозяйственных единиц. Через конкуренцию товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга.
В экономической литературе большое внимание уделяется видам конкуренции. В частности, различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией.
Такая рыночная структура во всем схожа с монополией, черты которой переносятся на покупателя.
Чистая монопсония не менее уникальное явление, чем монополия.
На первый взгляд может показаться, что конкуренция и монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна в конечном счете устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье - либо господство на рынке.
Между тем монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого - то продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии.
Если какой - то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словам, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.
В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это обостряет и углубляет общее соперничество. Противоречивая связь «конкуренция - монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей. Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство сними. В каждой стране монополии встречаются в числе конкурентов иностранные компании, проникающие на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта какого - либо товара в руках единственной фирмы.
В развитых капиталистических и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня, имеет место внутриотраслевая конкуренция прежде всего между монополиями, производящие инородные продукты. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники.
Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли. Особым «фронтом» столкновения является соперничество монополии и немонополизированных предприятиями.
Высокие цены, по которым в отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовывать свои изделия по столь выгодным ценам. В итоге как соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению цен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели такую обширную тему как «Конкуренция и монополия».
Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное
положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной
монополии.
На мой взгляд, полезно время от времени проводить различия между
характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других
основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и
олигополией.
Мы выяснили, что для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для
него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый
их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо
информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и
независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей.
Некоторые отрасли. Особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим
требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае,
когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный
конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и
услуг.
На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно
конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая
свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной
конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует
возможность для вхождения других.
Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования,
относясь враждебно к монопольной прибыли или же по другим причинам, может
объявить монополию «общественно полезным предприятием» и установить
контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенно конкурентных
рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов,
легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало
продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для
вхождения). При несовершенно конкуренции фирма обладает известным
контролем.
Три основных дефекта рынка дают экономическое оправдание
государственного регулирования: монопольная власть, внешние факторы и
несовершенная информация
Государственное регулирование экономики представляет собой систему
типовых мер законодательного,
исполнительного и
осуществляется правомочными государственными учреждениями и общественными
организациями в целях стабилизации рыночной экономики.
С помощью государственного регулирования экономики и различных
антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно
достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в
условиях свободной конкуренции факторы, противодействуюцще влиянию
монополий или уравновешивающие его.
Информация о работе Сравнение рынка чистой конкуренции и монополии