Спрос. Закон спроса. Динамика спроса. Функции, факторы и эластичность спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

Содержание

Введение 3
Понятие спроса 5
Закон спроса 6
Динамика спроса 8
Функции спроса и предложения 9
Факторы спроса, степень их влияния 10
Эластичность спроса 12
Заключение 15
Список используемых источников 17

Работа содержит 1 файл

контрольная по экономике.docx

— 72.76 Кб (Скачать)

     При изучении спроса различают реализованный (удовлетворенный), неудовлетворенный   и  формирующийся  спрос.

     Реализованный спрос - фактическая реализация товаров при достаточном и постоянном их наличии.

     Неудовлетворенный спрос представляет собой спрос  на товары, которые поступают в продажу в недостаточном количестве или неравномерно.

     Формирующийся спрос - завоевание новых покупателей. 
 

Факторы спроса, степень их влияния.

     Существуют  факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому  их также называют факторами изменения  спроса. Изменение одной из детерминанта изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание  и способность покупать большее  количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в  одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение.

     Рассмотрим  влияние неценовых детерминантов:

     1. Потребительские вкусы. Благоприятное  для данного продукта изменение  потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением  моды, будет означать, что спрос  возрос по каждой цене. Неблагоприятные  перемены в предпочтениях потребителей  вызовут уменьшение. Технологические  изменения в виде проявления  нового продукта способны привести  к изменению потребительских  вкусов. Пример: физическое здоровье  становится все более популярным, а это повышает спрос на  кроссовки и велосипеды.

     2. Число покупателей. Увеличение  на рынке числа покупателей  обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей  находит отражение в сокращении  спроса. Примеры: японцы сокращают  импортные квоты на американское  телекоммуникационное оборудование, тем самым, повышая спрос на  такое оборудование; снижение уровня  рождаемости уменьшает спрос  на образование.

     3. Доход. В отношении большинства  товаров повышение дохода приводит  к увеличению спроса.

     Товары, спрос на которые изменяется в  прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории.

     Товары, спрос на которые изменяется в  противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.

     Примеры: увеличение доходов повышает спрос  на такие товары, как сливочное  масло, омары, красная икра, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа, и ношеная одежда.

     4. Цены на сопряженные товары. Приведет  ли изменение цены на сопряженный  товар к повышению или снижению  спроса на рассматриваемый продукт,  зависит от того, является ли  этот родственный товар заменителем нашего продукта или сопутствующим ему. Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.

     5. Ожидание. Потребительские ожидания  относительно будущих цен на  товары, наличие товаров и будущего  дохода способны изменить спрос.  Ожидание падения цен и снижения  доходов ведет к сокращению  текущего спроса на товары. Обратное  утверждение также верно. Пример: неблагоприятная погода в Южной  Америке порождает ожидания в  будущем более высоких цен  на кофе и тем самым повышает  текущий спрос на него. 
 
 
 

Эластичность  спроса

     Важнейшей характеристикой спроса является его  эластичность. Она показывает интенсивность  влияния цен товаров на объем  их продажи, т.е. меру реакции величины спроса на изменение цены. Степень  изменения величины спроса в связи  с изменением цены товара может быть различной. В грубом приближении  спрос можно характеризовать  как:

а) эластичный;   б) неэластичный;   в) единичной эластичности.

     Эластичность  спроса зависит от многих факторов. Она, как правило, выше на товары, у которых больше заменителей (субститутов). Одним из самых неэластичных товаров является соль, так как ее нельзя заменить другим товаром. Эластичность спроса на товары тем выше, чем больше разнообразных возможностей его использования. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на него. На эластичность спроса оказывает влияние возможность доступа к товару. Чем более ограничен этот доступ, тем ниже эластичность спроса на такой товар. Более эластичным становится спрос на товары с течением  времени.

     Знание  эластичности спроса по цене имеет  важное значение для поведения предпринимателя, выбора цены. Если спрос на товар эластичен, то производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать. Когда же спрос на товары неэластичен, то производителю выгодно повышать цену на него, так как только в данном случае выручка может увеличиться.

     На  эластичность спроса влияет не только цена товара, но и другие факторы, например доходы покупателей. Поэтому можно  говорить об эластичности спроса по доходу, которая характеризует степень чувствительности спроса на тот или иной товар к изменению доходов потребителей. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при увеличении (уменьшении) доходов потребителя на 1%.

     Ценовая эластичность спроса позволяет сделать  ряд практических выводов:

     1. Эластичность спроса оказывает  виляние на объем общей выручки  от продажи данного количества  товара. Не всегда увеличение  цены на товар означает рост  выручки от его продажи. Сокращение  спроса может быть настолько  значительным, что суммарная выручка  понизится, так как при эластичном  спросе цена товара и объем  его продажи изменяются в противоположных  направлениях. В ряде случаев  снижение цены может вызвать  такой рост спроса, что суммарная выручка увеличится.

     2. При неэластичности спроса общая  выручка продавца изменяется  в том же направлении, что  и цена реализуемого товара: при  увеличении цены она растет, а  при уменьшении – падает.

     3. Если спрос отличается единичной  эластичностью, то выручка остается  прежней.

     4. Товар обладает тем большей  ценовой эластичностью, чем больше  заменителей он имеет (т.е. чем  менее он необходим потребителю), а также, чем выше доля расходов  на его потребление в бюджете  потребителя.

     5. При неэластичности спроса продавец  не склонен снижать цены, так  как потери от такого снижения, как правило, не будут компенсированы  ростом величины спроса. Поэтому  неэластичный спрос выступает  фактором потенциального роста  цен. Зная это, производитель  всегда является потенциальным  сторонником неэластичного спроса  и пытается «перевести» эластичный  спрос в неэластичный спрос  путем искусственного ограничения  производства. Это позволяет ему  иметь стабильный спрос при  высокой цене.

     6. Высокоэластичный спрос означает  крайнюю чувствительность величины  спроса к минимальному изменению  цены. Это означает, что эластичный  спрос выступает фактором потенциального  снижения цен.

     7. Экономический прогресс состоит  наряду с другими факторами  и в том, что растет число  тех товаров, спрос на которые  характеризуется высокой эластичностью.  Чем выше доля высокоэластичных  товаров в структуре совокупного  продукта общества, тем свободнее  и рациональнее выбор покупателя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными - на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга,

     Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения

     Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

     Цена  служит самой важной детерминантой  количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые  влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Эластичность спроса - изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

     При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов. Первый - эффект замещения, связанный с тем, что замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (замещение труда капиталом ведет к падению спроса на труд и увеличению спроса на капитал). Второй - эффект объема производства; он выражается в увеличении издержек на капитал, вызывающем падение объема производства и, соответственно, сокращение спроса на ресурсы (на капитал). Эффект замещения и эффект объема производства противоположны по направленности.

     Эластичность  спроса на ресурсы определяют три  фактора. Первый - эластичность спроса на готовую продукцию: чем она  выше, тем более эластичным будет  и спрос на ресурс. Когда повышение  цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность  в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую  с помощью данных ресурсов продукцию  неэластичен, неэластичен и спрос  на ресурсы. Второй фактор - замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них  высока, если в случае повышения  цены существует возможность их замены другими ресурсами (например. бензина - дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии (благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине). Третий фактор, определяющий эластичность спроса на ресурс

     Экономический кругооборот - это циркуляция реальных экономических благ, сопровождающаяся встречным потоком доходов и расходов. Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, выступая одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги. Поведение основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом спроса и предложения. При всей, условности схемы кругооборота она отражает главное - в развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос. 

 

Список используемых источников 

Монографии  и статьи:

1. Абалкин  Л.И. Российская школа экономической  мысли: поиск самоопределения. - М.: Институт экономики РАН, 2000 год. - С.72, 73.

2. Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. Гл.6 - 7. М.: 1996

3. Долан Э. Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. Гл.2,3,4.С. - Пб.: 2002

4. Маккониелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т.2. Гл.22. М.: 2002.

5. Милль Дж.С. Основы политической экономии. Т.3.М., 2010

Учебники, учебные пособия:

6. История  экономических учений: Учебник для  вузов/Под редакцией профессора В.С. Адвадзе, профессора А.С. Квасова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. - 391с.

7. Корнай  Я. Путь к свободной экономике.  Гл.2. М.: 2010.

Информация о работе Спрос. Закон спроса. Динамика спроса. Функции, факторы и эластичность спроса