Спрос, закон спроса. ценовые и неценовые факторы спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

Целью реферата является изучение спроса, закона спроса, а также ценовые и неценовые факторы спроса.
Исходя из цели, формируются задачи данной работы:
дать определение спросу, проанализировать его кривую;
объяснить формулировку закона спроса;
перечислить виды спроса и факторы, влияющие на его изменения;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Спрос и его кривая…………………………………………………………………….4
Закон спроса……………………………………………………………………………..4
Виды спроса………………………………………………………………………………8
Факторы влияющие на спрос………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………………………..14
Список использованной литературы………………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

контрольная работа микроэкон.docx

— 61.57 Кб (Скачать)

    

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по микроэкономике

 

На тему : Спрос. Закон спроса. Ценовые и  неценовые факторы спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………………………..3

  1. Спрос и его кривая…………………………………………………………………….4
  2. Закон спроса……………………………………………………………………………..4
  3. Виды спроса………………………………………………………………………………8
  4. Факторы влияющие на спрос………………………………………………….10

Заключение………………………………………………………………………………………..14

Список  использованной литературы………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Для успешного и эффективного ведения хозяйственной деятельности необходимо уметь, своевременно принимать правильные решения. А для этого нужно иметь четко и верно представление о ситуации, сложившейся на рынке. Одной из самых важных категорий для исследования становится спрос и его эластичностью. Их изучение, анализ и выяснение причин, влияющих на степень изменения уровня цен, что в дальнейшем позволит производителю избежать  от банкротства и убыток.

     Актуальность темы обусловлена тем, что связь между ценой и количеством покупаемого товара устойчивая, постоянно повторяющаяся и имеет характерную направленность. Поэтому ее можно определить как закон спроса, при прочих равных условиях снижение цены ведет к повышению величины спроса, а рост цены – к снижению спроса. Эта закономерность сохраняет свою справедливость, как для индивидуального спроса, так и для рыночного спроса.

     Но, нас интересует не только направление, но и велечина спроса. Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответветственно уменьшения сбыта. Поэтому для фирмы определить какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции,  доходов потребителей или цен на товары-заменителей, производимые конкурентами.

     Целью реферата  является изучение спроса, закона  спроса, а также ценовые и неценовые  факторы спроса.

Исходя из цели, формируются  задачи данной работы:

  1. дать определение спросу, проанализировать его кривую;
  2. объяснить формулировку закона спроса;
  3. перечислить виды спроса и факторы, влияющие на его изменения;

 

1. Спрос и его кривая. Закон спроса

Спрос - это количество товаров, которое покупатель хочет и может  купить за определенный период времени (платежеспособная потребность). Объем  спроса, или спрос надо отличать от объема покупок. Объем спроса определяется только поведением покупателей, объем  покупок - как покупателями, так продавцами.

Сущность закона спроса состоит  в обратной зависимости между  ценой товара и спросом на него при прочих равных условиях, т. е. спрос  на товар увеличивается, когда цена на него падает, и, наоборот, спрос на товар уменьшается, когда цена на него растет. Причины существования  обратной связи между ценой и  спросом следующие:

  • чем ниже цена, тем больше склонность людей, ранее покупавших этот товар, купить его еще;
  • более низкая цена дает возможность людям, которые ранее не могли позволить себе покупку, приобрести этот товар;
  • низкая цена на товар побуждает покупателей уменьшить потребление более дорогостоящих товаров-заменителей.

Первые две причины  называют эффектом дохода, т. е. снижение цены увеличивает покупательную  способность населения. Последнюю  причину называют эффектом замещения. Эффект дохода и эффект замещения  совмещаются и приводят к тому, что спрос на товар увеличивается  при снижении цены на него. Процессу обмена товаров на конкурентном рынке  присущи свои законы. Они обнаруживаются в особенностях экономического реагирования участников рынка на соотношения  количества обмениваемых товаров и  их цен. Так, одним из важнейших законов, «управляющих» процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке, выступает закон спроса. Спрос  является, по меньшей мере, двуединым  понятием, связывающим количество покупаемого  товара с его ценой.      Своеобразие закона спроса - в обратной зависимости между ценой и количеством покупаемого товара: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителями. И наоборот, если цена снижается - количество покупок данного товара возрастает. Когда количество данного товара на рынке возрастает, то при прочих равных условиях его продажа возможна лишь при снижающейся цене. Малейший дефицит привычных для покупателей товаров на рынках вызовет тенденцию повышения их цен.

Закон спроса выявляет и  другую важную особенность: постепенное  убывание спроса покупателей. Это означает, что снижение количества покупок  данного товара происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей. Приращение покупок одного и того же товара, как правило, осуществляется потребителями  вследствие снижения его цены. Однако полезный эффект от такого приращения имеет известный предел, по мере наступления которого даже при понижательной  тенденции цен закупки товара сокращаются. Эта особенность закона спроса находит выражение в убывающей  полезности каждой дополнительной покупки  одноименного товара. Для покупателя становится все более очевидным  снижение полезного потребительского эффекта от дополнительных затрат на эти закупки, и убывание спроса происходит, несмотря на падение цены. Таким  образом, закон спроса описывает  две важнейшие особенности рынка:

  • обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;
  • постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.

Спрос показывает то количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой  цене из возможных в течение определенного  периода времени.  Данная количественная зависимость между ценной и покупным товаром может, представлена в виде шкалы спроса, т.е.  таблицы, в которой выражены параметры покупателя относительно покупки товара в определенный отрезок времени.

Существует отрицательная  или обратная связь между ценой  и величиной спроса. Экономисты, назвали ее законом спроса. Суть закона - при неизменности всех прочих параметров снижение цен ведет к  соответствующему возрастанию величины спроса и наоборот.

В основе закона спроса лежит  две причины:

  1. товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать  его становится  относительно выгодно  (эффект замещения);
  2. при снижении цены потребитель желает приобрести больше товара  (эффект дохода).

Закон спроса не действует  в трех случаях:

  1. при антимонопольном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
  2. для некоторых редких и дорогостоящих  товаров (золото, антиквариат и т.д.), являющихся средством помещения денег;
  3. при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (переключение спроса с маргарина на масло).

Функция спроса  от цены  характеризует изменение величины спроса от цены товара:

Qd = f (Р).                                         (1)

Характерные зависимости  между ценой и покупаемым количеством, а также тенденцию постепенного убывания спроса можно показать на графике в виде кривой, называемой «функцией спроса» (рис. 1). На оси  абсцисс - количество товаров (Q) или  возможный объем их покупки, а  на оси ординат - цены этих товаров (Р). Кривая dd на графике - это, во-первых, кривая с отрицательным наклоном, характерным  при обратной зависимости определяющих ее переменных цены и количества покупаемого  товара. Во-вторых, пологий, ниспадающий вид кривой иллюстрирует описанное выше постепенное убывание спроса и снижающуюся полезность каждой дополнительной покупки одного и того же товара. Спрос - это не купля, а ее возможность.

 

                                        P          d


                                       pA

                                       pB      B

                                       pC            C

                                       pD                                          D               d

                                                   

                                          0     qA qB qC     qD                                 Q

Рисунок 1. – График спроса - кривая dd

 Проследить эти характерные для спроса особенности можно с помощью нескольких, произвольно взятых точек на кривой dd (А, В, С, D). Любой из этих точек соответствует определенное значение двух переменных: цены и количества возможных покупок товара по этой цене.

Перемещаясь из одной точки  в любую другую, можно обнаружить лишь соотношения обратной зависимости  цен и возможных покупок. Точка  А - это высокая цена и наименьшее количество товара, которое может  быть куплено по этой цене; точка  В - несколько снизившаяся цена, вследствие чего количество покупок товара возросло и т.д. Можно представить процесс  движения по кривой спроса в противоположном  направлении: снизу - вверх, демонстрируя тенденцию повышения цен и  снижения количества продаж.

Спрос в процессе этого  движения вверх или вниз по точкам, принадлежащим кривой dd не изменялся, и описывающая его кривая не перемещалась. Изменялось соотношение цен и количества товаров (которым соответствует та или иная точка на кривой), но эти изменения не затронули спроса. Движение по кривой спроса из одной точки в любую другую показывает, как изменение одной переменной вызывает обратные изменения другой переменной. Изменение цен меняет лишь объем возможной купли-продажи товаров, а меняющиеся на рынках количества товаров вызовут обратное движение их цен: дефицит товаров вызовет рост цен, а наличие товарных излишков вызовет понижательную тенденцию цен.

Чтобы понять причины изменения  спроса, необходим анализ неценовых  факторов, влияющих на товарные рынки  и функцию покупательского спроса.

  1. Виды спроса.

      Спрос – это потребность покупателя в товаре обеспеченная его денежными средствами.

Существуют следующие  виды спроса на рынке:

  1. Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. У людей негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры, операции на желчном пузыре. У работодателей ощущается отрицательный спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков. Задача маркетинга - проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару и может ли программа маркетинга изменить негативное отношение рынка посредством переделки товара, снижения цен и более активного стимулирования.
  2. Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразличными к нему. Так, фермеры могут не заинтересоваться новым агротехническим приемом, а студенты колледжа - изучением иностранного языка. Задача маркетинга - отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами человека.
  3. Скрытый спрос. Многие потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг. Существует большой скрытый спрос на безвредные сигареты, безопасные жилые микрорайоны и более экономичные автомобили. Задача маркетинга - оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.
  4. Падающий спрос. Рано или поздно любая организация столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров. Снижается посещаемость церквей, падает число желающих поступать в частные колледжи. Деятель рынка должен проанализировать причины падения конъюнктуры и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков, изменения характеристик товара или установления более эффективной коммуникации. Задача маркетинга - обратить вспять тенденцию падения спроса благодаря творческому переосмыслению подхода к предложению товара.
  5. Нерегулярный спрос. У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки. Большая часть общественного транспорта не загружена во время дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик. По будням в музеях мало посетителей, зато в выходные дни залы переполнены. Задача маркетинга - изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения.
  6. Полноценный спрос. О полноценном спросе говорят, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом. Задача маркетинга - поддерживать существующий уровень спроса несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию. Организация должна неукоснительно заботиться о качестве товара и обслуживания, постоянно замерять уровень потребительской удовлетворенности, чтобы судить о правильности своих действий.
  7. Чрезмерный спрос. У ряда организаций уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить. Задача маркетинга, именуемого в данном случае "демаркетингом", - изыскать способы временного или постоянного снижения спроса. При общем демаркетинге стремятся сбить чрезмерный спрос, прибегая к таким мерам, как повышение цен, ослабление усилий по стимулированию и сокращение сервиса. При выборочном демаркетинге стремятся сократить уровень спроса на тех участках рынка, которые менее доходны или требуют меньше сервисных услуг. Цель демаркетинга - не ликвидировать спрос, а всего лишь снизить его уровень.
  8. Нерациональный спрос. Противодействие спросу на товары, вредные для здоровья, требует целеустремленных усилий. Проводятся кампании против распространения сигарет, спиртных напитков, наркотических средств, огнестрельного оружия. Задача маркетинга - убедить любителей чего-то отказаться от своих привычек, распространяя устрашающие сведения, резко поднимая цены и ограничивая доступность товара.

Информация о работе Спрос, закон спроса. ценовые и неценовые факторы спроса