Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:35, контрольная работа
Спрос — это экономическая категория, характеризующая потребность покупателей в определенном товаре, обеспеченную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар по определенной цене в данный период времени на определенном рынке или в определенной стране. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы (т.е. хотят и могут) купить при данной цене в течение определенного периода: дня, недели и т.п.
Эластичность спроса зависит также от значимости того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Например, спрос на хлеб, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. А спрос на мебель, автомобили и прочие подобные товары является относительно эластичным.
Стоит также отметить, что в краткосрочном периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном, так как с течением времени каждый потребитель может найти товар-заменитель.
Помимо эластичности спроса существует перекрестная эластичность спроса — зависимость спроса от товаров-субститутов и товаров, взаимодополняющих друг друга. Перекрестная эластичность спроса по цене — это процентное изменение объема спроса на некий товар при увеличении цены другого товара на 1 %. Перекрестная эластичность спроса — показатель тенденции покупателей к перемещению своего спроса от одного товара к другому в том случае, когда цена на первый из них сильно меняется. Если товары взаимозаменяемые, то перекрестная эластичность спроса между ними положительная, если товары взаимодополняемые, то перекрестная эластичность между ними отрицательна.
Эластичность предложения, так же как и эластичность спроса, определяется прежде всего по цене, по формуле, аналогичной формуле определения эластичности спроса. Предложение может быть эластичным, если коэффициент эластичности больше 1 и неэластичным, если коэффициент эластичности меньше 1. Коэффициент ценовой эластичности предложения, как правило, имеет положительное значение.
На эластичность предложения оказывают влияние цена товара, число товаропроизводителей на рынке, потребительские ожидания (как ценовые, так и неценовые), значимость товара для потребителя, величина налогов, удельный вес стоимости определенного товара в доходе потребителя и т.д.
Предложение
менее, чем спрос, адаптируется к
изменению цены, поскольку оно
связано с изменениями
Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. При увеличении производственных издержек предприятие вынуждено повышать цены продукции, и чтобы узнать, как потребители отреагируют на этот шаг и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Эластичность спроса и предложения важно знать и при разработке налоговой политики. В зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции. Если более эластично предложение, то налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, и наоборот.
Список использованной
литературы
Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономическая теория / Под общей редакцией проф. В.И. Самофалова. – Ростов-на-Дону, 2007.
Ломакин В.К. Экономика. Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2008.
Мировая экономика / Под редакцией проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007.
Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21 веков. – М.: Финансовая академия, 2005.
Пузакова Е.П. Экономика. – Ростов - на- Дону: Феникс, 2008.
Спиридонова И.А. Экономическая теория. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2007.