Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:42, реферат

Описание работы

Экономика как наука включает в себя два взаимосвязанных процесса :
макроэкономику , которая рассматривает экономические явления и процессы на уровне мирового хозяйства ;

Работа содержит 1 файл

микроэкономика спрос предложения.docx

— 33.73 Кб (Скачать)

" число продавцов . Чем больше производителей выпускают данный продукт , тем больше рыночное предложение смещает кривую вправо .  

" ожидания производителей . Например , производители зерна , ожидая ,что цены на него вырастут , не станут продавать его ни государству ни населению , потому , что при условии повышения цены они смогут выгодно его реализовать . 

 
 
" налоги и дотации . Учитывая , что большинство производителей рассматривают налоги как затраты своего производства , повышение налогов будет увеличивать затраты производителя и уменьшать предложение . Напротив, дотации фактически снижают затраты , а соответственно увеличивают предложение.
 
 

   
 
 
Эластичность спроса и предложения.
 

 Учитывая все  перечисленное выше можно предположить, что потребители очень сильно  реагируют на изменение спроса  и предложения . Соответственно ,что быстрота и интенсивность реакции на изменившиеся условия будет разной . Однако степень реакции в отношении одного и того же вида продукции существенно варьируется . Кто-то реагирует сильнее , кто-то слабее . Разная интенсивность реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменении дохода , при изменении моды и при изменении ценовых ожиданий. Наблюдение и изучение реакции типичных потребителей и типичных производителей на изменение тех или иных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом . 

 Способность спроса  и предложения адаптироваться  к изменившимся условиям рынка  называется эластичностью (с точки  зрения математиков эластичность  это отношение относительного  прироста функции к относительному  приросту независимой переменной).  

 Предлагаю рассмотреть  реакцию спроса на изменение  цены на товар . Зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него называется эластичностью спроса по цене , или иначе прямой эластичностью . Если покупатель быстро и однозначно реагирует на изменение цены , то в этом случае спрос эластичен . И , наоборот , если реакция слабая и вялая , то значит ,что спрос неэластичен . Если изменение цены влечет за собой такое же изменение объема спроса , то , значит , эластичность спроса равна единице.

Таким образом , различают три вида эластичности спроса :

" эластичный

" неэластичный

" с единичной  эластичностью.

Могут встречаться  ситуации , когда спрос оказывается абсолютно неэластичным к любому самому большому изменению цены , или , наоборот , обладает бесконечной эластичностью . Например , подорожание хлеба с 1000 рублей до 2500 не вызвало сокращение спроса .С другой стороны , при фиксированных ценах их административное повышение на 20-30% было способно на какое-то время парализовать спрос на подорожавший товар . 

А теперь рассмотрим три вида эластичности спроса поподробней. 

 Эластичный. Так  как микроэкономика в современных  условиях рассматривает инструмент  принятия управленческих решений на уровне одного хозяйствующего объекта (предприятия) , группы (концерн) и на уровне структурных подразделений отдельного хозяйствующего субъекта ,то мы можем рассмотреть эластичность спроса на примере определения происходящих изменений с денежными поступлениями ; с точки зрения покупателя , что происходит с общей выручкой в случае изменения цены . 

Таким образом , если спрос эластичен , уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки . Потому , что даже при меньшей цене , уплачиваемой за единицу продукции , прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены .  

 Неэластичный. Если  спрос неэластичен , уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки . Небольшое расширение продаж , которое произойдет в этом случае , окажется недостаточным для компенсации снижения выручки , получаемой с единицы продукции . 

 Единичная эластичность. В специальном случае единичной  эластичности увеличение или  уменьшение цены оставит общую  выручку без всяких изменений . Потеря выручки , вызванная снижением цены , будет в точности компенсирована расширением продаж . И наоборот , прирост выручки , полученный благодаря росту цены , будет в точности компенсирован потерей выручки , вызванной сокращением спроса . 

 Графически различная  ценовая эластичность спроса  на товар может быть выражена  через различный наклон линий  спроса . Спрос с абсолютной эластичностью графически будет выглядеть как горизонтальная линия , а абсолютно неэластичный спрос - как вертикаль. 
 

 Помимо словесного  заключения об эластичности или , наоборот , неэластичности спроса часто бывает необходимо дать количественную оценку этой характеристике спроса . Степень эластичности спроса по цене измеряется при помощи коэффициента прямой эластичности : В случае линейного вида функции спроса независимо от наклона к координатным осям эластичность будет различной на разных участках .  

 При одинаковых  абсолютных изменениях цен( Р) на всем протяжении линии d одинаковыми будут и изменения объема спроса Q  
 

Однако процентные изменения цен и объема спроса будут разными . В верхней части графика абсолютная величина эластичности спроса будет больше 1, приближаясь к бесконечности в точке Р . В нижней части графика все наоборот . Только в середине графика в точке N , эластичность спроса будет равна 1. 
 

 Кроме эластичности  спроса по цене товара существуют  другие виды эластичности спроса , то есть зависимость его от других факторов. К ним прежде всего относится эластичность спроса по доходу . Она отражает зависимость изменения спроса отдельного потребителя , отрасли , рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального или совокупного денежного дохода . Следующий вид эластичности спроса - перекрестная эластичность . Эта эластичность показывает зависимость процентного изменения спроса на какой-то товар от процентного изменения цены на какой-то другой товар . 

А сейчас перечислим факторы ,оказывающие влияние на эластичность спроса :

1. Наличие на рынке товаров-заменителей.

 Вообще говоря , чем больше хороших заменителей товара предлагается на рынке потребителю , тем эластичнее спрос на него . С другой стороны чем их меньше , чем их полезные свойства хуже свойств и характеристик данного товара тем эластичность меньше. Также стоит отметить ,что эластичность спроса на продукт зависит от того , насколько узки рамки этого продукта. (Спрос на машинное масло Мобил является более эластичным , чем спрос на машинное масло вообще , но хорошего заменителя масла как такового не существует).

2.Универсальность  использования товара. Чем специфичней  продукт и его характеристики , тем ниже эластичность спроса на него (инсулин).

3.Фактор времени . Вообще говоря , спрос на продукт тем эластичнее , чем длиннее период времени для принятия решений. Одна из причин этого правила заключается в том , что потребитель , как человек , имеет привычки .

4.Доля расходов  в бюджете на данный товар . Чем большее место в бюджете занимает данный товар , при прочих равных условиях , тем выше будет эластичность спроса на него . Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета , то изменение цен на него обычно мало влияет на потребительский спрос .

5.Уровень доходов  потребителя . Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с различным уровнем дохода также неодинакова.

6.Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса  ниже всего у товаров , которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми .

7."Неоткладываемость"  в удовлетворении конкретной  потребности. Эластичность спроса  на товары ,потребление которых не может быть отложено на другой срок , крайне низкая. 
 

 Теперь обратимся  к эластичности предложения. Как  и спрос , количество предлагаемого на рынке товара находится в определенной зависимости от многих переменных и прежде всего - рыночной цены товара . Эластичность предложения , как и эластичность спроса , колеблется в пределах от 0 до бесконечности . Важнейшим фактором , влияющим на эластичность предложения , является количество времени , имеющегося в распоряжении производителя , для того , чтобы отреагировать на изменение цены продукта . Вообще говоря, следует ожидать, что чем больше по продолжительности время , которым обладает производитель , для того ,чтобы приспособиться к данному изменению цены , тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения . 
 

 Различную степень  эластичности предложения можно  проиллюстрировать разным наклоном  линии предложения. Вертикальная  линия соответствует абсолютно  неэластичному предложению , горизонтальная , наоборот ,- абсолютно эластичному. Как и в случае со спросом для характеристики эластичности предложения , важны не столько абсолютные изменения цены и объема предложения , сколько их процентные изменения . Единичную эластичность предложения будет отражать линейная функция предложения , проходящая через начало координат , независимо от наклона к осям . 
 

В принципе же на верхнем  участке кривой предложения эластичность меньше 1 , но больше 0 . На нижнем , наоборот , эластичность больше 1 .

Помимо цены и  времени на эластичность предложения  влияют другие факторы :

" цены других  товаров(ресурсов).Этот фактор подразумевает перекрестную эластичность предложения.

" уровень достигнутого  использования ресурсов . Подразумевает то, что если нет резервов : людских , материальных и др., то возможности реагирования предложения весьма ограниченны .

" степень монополизации  отрасли и возможности перелива  капитала из других отраслей . 

" технологические  особенности налаживания производства  определенного товара .(Постройка судов , хлебопечение)

ВЫВОДЫ 

 Понятие эластичности , особенно эластичности спроса, имеет прямое отношение к ценовой политике производителей.

При установлении цены на свой товар , а также при определении ценовых надбавок или скидок , производитель должен улавливать те изменения , которые происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар . Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке изменения , это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка . Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных решений .  

 Проанализируем  взаимосвязь дохода и эластичности  спроса на условном примере  продажи продукции (йогурт). 

Величина общей  выручки(дохода) определяется как TR=P*Q,

где TR - общая выручка .

 Представим рыночную ситуацию графически. 

 На рисунке  видно , что при снижении цены до уровня в точке D с координатами P=4 , Q=7 , общая выручка постепенно увеличивается , так как уменьшение цены компенсируется приростом продаж . После прохождения точки D размер выручки будет падать . Сведем данные по основным показателям в таблицу . 
 

 На основе табличных  данных можно сделать следующие  выводы. При эластичном спросе  с уменьшением цены общая выручка , об этом упоминалось выше , увеличивается(уменьшается). То есть мы пришли к выводу , что связь между ценой и выручкой обратно пропорциональная. Если спрос неэластичный , между ними возникает прямая зависимость . Единичная эластичность не меняет величину дохода . Эту экономическую взаимосвязь должен учитывать каждый производитель , чтобы манипулировать ценами , не нанося ущерба своим доходам . 

 А теперь рассмотрим  некоторые варианты практического  применения концепции эластичности . 

 Героин и уличная  преступность. 

 Тот факт , что спрос наркоманов на героин крайне неэластичен , создает своеобразные проблемы для борьбы за соблюдение законности . Обычный метод , применяемый для сокращения потребления героина, заключается в ограничении поставок в страну. Чтобы сделать наркотик менее доступным, создаются препятствия на его пути в страну. Однако, что произойдет если такая политика окажется успешной - При крайне неэластичном спросе уличная цена возрастет в несколько раз , тогда как количество наркотика сократится лишь незначительно. С точки зрения наркодельцов, это будет означать рост доходов и прибылей. 

С точки зрения наркоманов-увеличение суммарных расходов . 

Поскольку существенная часть денег , затрачиваемая наркоманами , извлекается из преступной деятельности, количество такого рода преступлений возрастет по мере роста цены на наркотик. Таким образом , стремление правоохранительных органов поставить под контроль распространение наркомании может привести к росту количества преступлений , совершаемых наркоманами.

Информация о работе Спрос и предложение