Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 00:03, доклад
Становление рыночных отношений всегда затрагивает одну из важнейших сфер экономики — занятость трудовых ресурсов. Отличительной особенностью рыночной экономики является то, что человек самостоятельно принимает решение о том, работать ему или нет. Государство не вправе заставить его трудиться, что закреплено в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 30.11.2011) «О занятости населения в Российской Федерации».
Факторами, влияющими на эластичность являются:
1 Наличие заменителей' чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. Однако при этом следует учитывать, насколько узко определены границы данного экономического блага. Если мы возьмем в качестве примера соль, то ей трудно найти адекватную замену. Однако соль
"Экстра" имеет в качестве заменителя соль грубого помола, которая не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с успехом может использоваться для засолки продуктов. Таким образом, в первом случае практически отсутствуют товары-заменители, во втором заменителей (отдельной марки соли) можно найти гораздо больше (особенно если учесть разновидности соли, производимые в разных странах).
2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).
3 Размер дохода.
4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из которых неэластичен).
5. Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.
6. Ожидания потребителя.
Если в краткосрочном периоде потребление
электроэнергии неэластично (Ер=0,13), то
в долгосрочном — довольно эластично
и равно 1,89. Такое значительное различие
объясняется тем, что в краткосрочном
периоде вы не можете быстро отказаться
от имеющихся электроприборов (холодильников
и другой энергопотребляющей бытовой
техники). Однако, если цена за электричество
стремительно растет, вы при покупке новых
электроприборов будете учитывать их
энергоемкость и постепенно замените
энергоемкие приборы на более экономные.
Модели рынка труда
Модели рынка труда могут быть различными. В зависимости от степени конкуренции на рынке труда выделяют модель чисто конкурентного рынка, модель монопсонии, модель с учетом действия профсоюзов, двусторонней монополии.
Чисто конкурентный рынок
Модель монопсонии, т. е. монополии одного покупателя отражает ситуацию, когда наниматель обладает монополистической силой покупать (нанимать).
Модель двусторонней монополии характерна для условий монопсонического рынка, на котором действуют сильные отраслевые профсоюзы. Другими словами, при объединении монопсонической модели и модели с учетом действий профсоюзов имеет место двусторонняя монополия. Профсоюз является монополистическим продавцом труда и контролирует предложение труда и может оказать влияние на ставки заработной платы. Он противостоит монопсоническому нанимателю труда, который тоже может воздействовать на заработную плату путем изменения занятости.
Американская модель рынка труда основывается
на поддержании конкурентного состояния
экономики, недопущении ее высокой централизации,
поощряется активная роль предпринимателей,
жизненная установка работников на индивидуальный
успех, на зарабатывания денег. Для американской
политики занятости характерна ориентация
на высокую территориальную мобильность
работников между предприятиями, на законченную
профессиональную подготовку в учебных
заведениях, на признание профессионально-
Японская модель. Отличительной
чертой японской модели рынка
труда является «система
Шведская модель основывается на активной политики занятости, проводимой государством. Государство уделяет большое внимание повышению конкурентоспособности рабочей силы через профессиональную подготовку, созданию рабочих мест в государственном секторе и в частных компаниях путем субсидирования. Политика в области занятости тесно увязана с общими экономическими мерами, в частности, с ограничительной налоговой политикой, «политикой солидарности» в заработной плате, поддержкой слабых групп населения, отраслей и регионов.
На любом рынке действуют
Внешний
(профессиональный) рынок трудаориентирован
на законченную подготовку, о которой
свидетельствует диплом и сертификат
об образовании у работника; основную
форму профподготовки – систему ученичества;
мобильность рабочей силы между фирмами
и предприятиями в силу наличия у работника
профессий, которые могут использоваться
разными организациями; регулирование
производственных отношений на основе
жесткой классификации работ, четких границ
содержания каждой работы, с тем чтобы
сохранить профессиональную мобильность
кадров, организацию профсоюзов по отраслевому
и профессиональному признаку.
Совершенная конкуренция
Модель
совершенной конкуренции
1. Однородность продукции. Однородность продукции означает, что все ее единицы абсолютно одинаковы в представлении покупателей и у них нет возможности распознать, кем именно произведена та или иная единица.
2. Малость и множественность. Малость субъектов рынка означает, что объемы спроса и предложения даже наиболее крупных покупателей и продавцов ничтожно малы относительно масштабов рынка. Здесь «ничтожно малы» означает, что изменения объемов спроса и предложения отдельных субъектов в рамках короткого периода (т. е. при неизменной мощности предприятий и неизменных вкусах и предпочтениях покупателей) не влияют на рыночную цену продукции.
3. Свобода входа и выхода. Все продавцы и покупатели обладают полной свободой входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее (ухода с рынка). Это значит, что предприятия вольны начать производство данной продукции, продолжить или прекратить его, если сочтут это целесообразным. Точно так же покупатели вольны покупать товар в любом количестве, увеличить, сократить или вовсе прекратить его закупки. Нет никаких легальных или финансовых барьеров на вход в отрасль.
4. Совершенная информированность (совершенное знание). Субъекты рынка (покупатели, продавцы, владельцы факторов производства) обладают совершенным знанием всех параметров рынка. Информация распространяется среди них мгновенно (англ, timeless) и ничего им не стоит (англ, costless). На этом допущении и основан так называемый закон единой цены, согласно которому на совершенно конкурентном рынке всякий товар продается по единой рыночной цене.