Спрос и предложение. Эластичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:59, реферат

Описание работы

Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара. Именно "желание купить" отличает спрос от простого "хотенья" заполучить то или иное благо, чем бы оно ни диктовалось - настоятельной необходимостью удовлетворить жизненно важную потребность или требованиями комфорта, стремлением выглядеть не хуже других или перещеголять соседа. Наличие спроса на какой-то товар предполагает чье-то согласие уплатить за него определенную цену, а значит, и согласие пожертвовать "в обмен" на покупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров и услуг на ту же сумму.

Содержание

1. Спрос………………………………………1-4
2. Предложение………………………………4-8
3. Эластичность спроса и предложения……8-12

Работа содержит 1 файл

Спрос и предложение. Эластичность..doc

— 152.50 Кб (Скачать)

 

Читателю нетрудно будет догадаться, по каким причинам может произойти  сокращение предложения (сдвиг линии предложения влево).

 

2.3 Взаимодействие  спроса и предложения. Равновесие 

 

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике.

 

На рис. 2.5,a DD - линия спроса, SS - линия предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты - цены спроса и цены предложения. Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий DD и SS, которым соответствуют объем QE и цена PE- Их называют соответственно равновесным объемом (QE = QD = QS) и равновесной ценой (РS = РD - РS).[5]

 

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей  нет внутренних побуждений к его  нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от PE, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.

 

Пусть, например, реальная рыночная цена будет несколько выше равновесной, скажем, P1. При такой цене объем спроса составит, очевидно, QD1, тогда как объем предложения - QS1.

 

В этом случае избыток предложения (QS1 - QD1 ) будет оказывать понижающее давление на цену P1. Если же реальная рыночная цена окажется ниже равновесной, скажем на уровне P2, объем спроса QD2 окажется выше объема предложения QS2. Здесь избыток спроса (QD2 - QS2) будет оказывать повышающее давление на цену P2 В первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, во втором - через конкуренцию покупателей. Заметим, что одно и то же лицо может выступить как покупатель при цене P2 и как продавец того же товара при цене P1.[6] Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесием по Вальрасу.[7] Существует, однако, и альтернативный подход, известный как равновесие по Маршаллу. Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влиянием давления избытков спроса и предложения, а под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения.

 

Равновесие по Маршаллу иллюстрирует рис. 2.5,6. Если объем предложения ниже равновесного уровня QE, цена спроса выше цены предложения, например при Q1 PD1 > PS1, что побуждает продавцов увеличить объем предложения. Если объем превышает равновесный уровень, цена предложения выше цены спроса, например при Q2 PS2 > PD2, что заставляет продавцов снизить объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения -PS = PD = PE-. Различию в этих подходах мы и обязаны "обратным" расположением осей координат на графиках спроса и предложения. Маршалл оперировал прежде всего понятиями "цена спроса" и щена предложения", поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид:

 

PD = PD(Q),

 
PS = PS(Q),

 

а условием равновесия являлось равенство:

 

PD(Q) = PS(Q)        (2.7)

 

Объемы спроса и предложения, как независимые переменные, откладывались по оси абсцисс. Вальрас же сосредоточил внимание на объемах спроса и предложения при данных ценах. Поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид:

QD = QD(P),

 
QS = QS(P),

 

а условием равновесия являлось равенство:

 

QD(P) = QS(P)        (2.7*)

 

Современная экономическая теория оперирует функциями спроса и  предложения по Вальрасу, а их графическими отображениями по Маршаллу. Это не влияет на результаты анализа взаимодействия спроса и предложения, за исключением некоторых моментов, которых мы коснемся в дальнейшем.

 

Экономические процессы протекают  во времени. Описывающие их модели делятся  на два класса: динамические и статические. Динамическими обычно называют модели, непосредственно учитывающие фактор времени. В этих моделях все переменные являются функциями времени, которое в силу этого само становится важной переменной.

 

Обозначив время через t, мы можем представить процесс нащупывания (tatonnement - фр.) равновесия по Вальрасу уравнением:

 

 

где DQD(P) - избыток спроса при цене Р. Очевидно, что при DQD(P) > 0 рыночная цена повышается, при DQD(P) < 0 падает, при DQD(P) = 0 условие (2.7*) выполняется.

 

По Маршаллу процесс взаимодействия спроса и предложения описывается  уравнением:

 

 

где DP(Q) - превышение ценой спроса цены предложения при объеме продаж Q.

 

Очевидно, что при DP(Q) > 0 объем предложения возрастает, при DP(Q) < 0 снижается, при DP(Q) = 0 условие (2.7) выполняется.

 

3 Эластичность спроса и предложения.

 

Эластичность спроса по цене. Перекрестная  эластичность спроса.

Эластичность – мера реакции  одной переменой на изменение  другой. В экономической теории наиболее часто анализируется эластичность спроса, которая в свою очередь  может быть прямой либо перекрестной.

Прямая эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса) -  демонстрирует степень воздействия изменения цены на изменение величины спроса. Эластичность выражается обычно в виде процентного изменения спроса в результате процентного изменения цены. Коэффициент ценовой эластичности спроса рассчитывается по общей формуле: Еd = процентное изменение спроса / процентное изменение цены.

  Эластичность спроса по цене  является отрицательным числом, т.к. зависимость между спросом  и ценой обратная. Исключение  составляют ситуации, при которых закон спроса не действует (они рассматривались в предыдущей теме). Однако для простоты анализа знак минуса обычно опускается.

В зависимости от способа расчета  выделяют два вида коэффициента эластичности:

1.   коэффициент точечной эластичности – характеризует процентные изменения в цене и спросе по отношению к начальным значениям и рассчитывается по одной из двух формул:

Еd = [ΔQ / ΔP] • [P0 / Q0]  или Еd = [ΔQ / ΔP] • [P1/ Q1], где

Р0 и Р1 – цена продукции в базисной и отчетной точках;

Q0 и Q1 – количество спрашиваемой продукции в базисной и отчетной точках.

2. коэффициент дуговой эластичности – характеризует процентные изменения в цене и спросе по отношению к средним значениям и рассчитывается по формуле:

 Еd = [ΔQ / ΔP] • [ [(Р0 + Р1) / 2] / [(Q0 + Q1) / 2] ] =  [ΔQ / ΔP] • [P / Q] 

Различают следующие виды эластичности спроса:

1. Спрос называется эластичным по цене, когда меньшее процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению спроса. Коэффициент эластичности при этом больше единицы. Кривая такого спроса представлена на рис.  16.

2. Спрос считается неэластичным по цене, если большее процентное изменение цены приводит к меньшему процентному изменению спроса, а коэффициент эластичности меньше единицы (рис. 17). Он имеет место в тех случаях, когда величина спроса жестко ограничена величиной предложения.

3. Абсолютно неэластичный спрос – спрос, при котором коэффициент эластичности равен нулю, т.е. никакое изменение цены не вызывает изменения спроса (спрос не зависит от цены). Такой спрос наблюдается на жизненно необходимые товары, которые отдельные потребители будут покупать даже при значительном росте цены, например, лекарства. Кривая спроса при этом принимает вид кривой цены (рис. 18).

 P                                                            P


 

 

 

 

 

 

                                              Q                                                        Q   

Рис.16 – Эластичный спрос                    Рис.17 – Неэластичный   спрос

 

4. Абсолютно эластичный спрос – спрос, при котором даже незначительное изменение цены вызывает значительное изменение спроса (до предела покупательских возможностей). Такой спрос возможен либо на рынке совершенной конкуренции либо в условиях инфляции (что связано с покупательскими ожиданиями). Коэффициент эластичности стремится к бесконечности, а кривая спроса имеет вид прямой, параллельной оси абсцисс (рис. 19).  

5. Спрос с единичной эластичностью – когда процентное изменении цены сопровождается равнозначным процентным изменением спроса, а коэффициент эластичности равен единице (рис. 20).


P                                      P                                      P  

 

 

 

 

 

                                     Q                                      Q                                     Q

Рис. 18 – Абсолютно      Рис. 19 – Абсолютно       Рис. 20 – Единичная 

 неэластичный спрос         эластичный спрос                   эластичность

 

Несмотря на различия в конфигурации кривой спроса в зависимости от эластичности анализировать эластичность только на ее основании недостаточно, поскольку эластичность неодинакова на всем протяжении кривой. В самой верхней точке кривой спроса коэффициент эластичности равен бесконечности, в самой нижней – равен нулю, в средней точке кривой – равен единице (рис. 21). На нижнем графике рисунка показано как меняется выручка продавца в зависимости от цены и эластичности – она максимальна при единичной эластичности.

    P 


                  (ED=∞) 


                       

                             ED>1

 

            P* (ED=1)

                                             

                                                          ED<1

0 (ED=0)

 

 

          TR

 

 

 

 

 

 

0

Рис. 21 – Изменение  коэффициента эластичности при движении вдоль кривой спроса

 

Существует несколько правил, действующих в отношении эластичности спроса по цене:

  1. Чем больше заменителей имеет товар, тем более эластичен спрос на него, т.к. при росте цены его можно заменить более дешевым.
  2. Чем более необходимым является товар, чем менее эластичен спрос на него.
  3. Чем больший удельный вес занимает товар в структуре расходов потребителя, тем большей будет эластичность спроса на него. Например, если возрастет цена на тот продукт питания, доля которого в структуре расходов выше, чем доля других продуктов (т.е. который является относительно более дорогим, чем другие продукты) – мясо, то спрос на него сократится в большей степени, чем спрос на другие (относительно более дешевые) продукты.
  4. Чем менее доступным является товар, тем менее эластичен спрос. Так, в условиях дефицита товаров, показатели эластичности спроса гораздо меньше, чем в условиях развитого рынка с множеством товаров.
  5. Чем больше степень насыщения потребностей, тем ниже эластичность спроса на него. Если у каждого из членов семьи есть автомобиль, то приобретение еще одного возможно только при условии значительного падения цены на него.
  6. С течением времени спрос становится все более эластичным. Когда появляется новый товар, спрос на него менее эластичен по цене. Но со временем наступает насыщение рынка, могут появиться товары-субституты, товар становится все более и более доступным, покупатели станут приобретать его при условии сокращения цены, т.е. спрос на него будет все больше зависеть от цены. 

Перекрестная эластичность спроса по цене – характеризует относительное изменение спроса на один товар в зависимости от изменения цены другого товара.

Коэффициент перекрестной эластичности рассчитывается по формуле:

ЕXY = процентное изменение спроса на товар Х / процентное изменение цены товара Y = [ΔQX / ΔPY] • [PY / QX ]

Если товары X и Y являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности является положительным числом, так как, например, при росте цены одного товара его можно заменить другим, более дешевым. При росте цен на масло, часть потребителей заменяет его более дешевым маргарином. При этом следует отметить, что, чем больше величина коэффициента перекрестной эластичности, тем больше степень взаимозаменяемости товаров.

Если товары X и Y являются взаимодополняемыми, коэффициент перекрестной эластичности является отрицательным числом. Так с ростом цены автомобилей, спрос на бензин сократится. Чем больше величина коэффициента перекрестной эластичности, тем больше степень взаимодополняемости товаров.

Наконец, если товары X и Y являются независимыми, коэффициент перекрестной эластичности равен нулю.

Перекрестная эластичность спроса может быть симметричной и асимметричной. Если цена шариковых ручек возрастет, возрастет спрос на капиллярные ручки; если возрастет цена капиллярных ручек, в равной степени возрастет спрос на шариковые ручки – это пример симметричной перекрестной эластичности спроса. Если снизится цена мяса, то возрастет спрос на кетчуп; однако,  рост цены кетчупа, вряд ли изменит спрос на мясо – пример асимметричной перекрестной эластичности.

 

Эластичность спроса по доходу.

 

Доход является не менее значимым фактором, определяющим объем спроса, чем цена. Для того, чтобы определить чувствительность спроса к изменению  дохода, рассчитывается коэффициент  эластичности спроса по доходу:

EI = [(ΔQ / Q) • 100%] / [(ΔI / I) • 100%] = (ΔQ / ΔI) • I / Q, где I – доход.

Для некоторых товаров коэффициент  эластичности спроса по доходу меняет свой знак. В зависимости от этого  принято различать товары нормальные (стандартные) и некачественные (низкокачественные).

Некачественными в микроэкономике называют такие товары, которые демонстрируют отрицательную эластичность спроса по доходу (коэффициент эластичности по доходу меньше нуля), т.е. с ростом дохода спрос на них падает. 

Нормальными является те товары, спрос  на которые с ростом дохода возрастает (коэффициент эластичности по доходу – положительное число). Выделяют три группы нормальных товаров:

Информация о работе Спрос и предложение. Эластичность