Спрос. Его функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:28, реферат

Описание работы

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то легко заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Такая зависимость в экономической теории получила название закон спроса.
Спрос- это, с одной стороны, совокупный спрос населения, с другой -это предложение годового национального продукта, рассчитанного применительно к сложившемуся уровню цен.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 2

Спрос. Его функции………………………………………………………... 3

Эластичность спроса. Равновесная цена…………………………………..10

Заключение ………………………………………………………………… 14

Список литературы………………………………………………………… 15

Работа содержит 1 файл

функция спроса,коэффициэнт эластичности.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

 
Различают следующие виды эластичности спроса: 
1. Спрос называется эластичным по цене, когда меньшее процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению спроса. Коэффициент эластичности при этом больше единицы.  
2. Спрос считается неэластичным по цене, если большее процентное изменение цены приводит к меньшему процентному изменению спроса, а коэффициент эластичности меньше единицы. Он имеет место в тех случаях, когда величина спроса жестко ограничена величиной предложения.  
3. Абсолютно неэластичный спрос – спрос, при котором коэффициент эластичности равен нулю, т.е. никакое изменение цены не вызывает изменения спроса (спрос не зависит от цены). Такой спрос наблюдается на жизненно необходимые товары, которые отдельные потребители будут покупать даже при значительном росте цены, например, лекарства. Кривая спроса при этом принимает вид кривой цены . 
4. Абсолютно эластичный спрос – спрос, при котором даже незначительное изменение цены вызывает значительное изменение спроса (до предела покупательских возможностей). Такой спрос возможен либо на рынке совершенной конкуренции либо в условиях инфляции (что связано с покупательскими ожиданиями). Коэффициент эластичности стремится к бесконечности, а кривая спроса имеет вид прямой, параллельной оси абсцисс.  
5. Спрос с единичной эластичностью – когда процентное изменении цены сопровождается равнозначным процентным изменением спроса, а коэффициент эластичности равен единице Q.

 
Существует несколько правил, действующих в отношении эластичности спроса по цене:

1.Чем больше заменителей имеет товар, тем более эластичен спрос на него, т.к. при росте цены его можно заменить более дешевым. 
2.Чем более необходимым является товар, чем менее эластичен спрос на него. 
3. Чем больший удельный вес занимает товар в структуре расходов потребителя, тем большей будет эластичность спроса на него. Например, если возрастет цена на тот продукт питания, доля которого в структуре расходов выше, чем доля других продуктов (т.е. который является относительно более дорогим, чем другие продукты) – мясо, то спрос на него сократится в большей степени, чем спрос на другие (относительно более дешевые) продукты.

 
4. Чем менее доступным является товар, тем менее эластичен спрос. Так, в условиях дефицита товаров, показатели эластичности спроса гораздо меньше, чем в условиях развитого рынка с множеством товаров.  
5. Чем больше степень насыщения потребностей, тем ниже эластичность спроса на него. Если у каждого из членов семьи есть автомобиль, то приобретение еще одного возможно только при условии значительного падения цены на него.

6. С течением времени спрос становится все более эластичным. Когда появляется новый товар, спрос на него менее эластичен по цене. Но со временем наступает насыщение рынка, могут появиться товары-субституты, товар становится все более и более доступным, покупатели станут приобретать его при условии сокращения цены, т.е. спрос на него будет все больше зависеть от цены.

Перекрестная эластичность спроса по цене – характеризует относительное изменение спроса на один товар в зависимости от изменения цены другого товара.  
Коэффициент перекрестной эластичности рассчитывается по формуле:

 
ЕXY = процентное изменение спроса на товар Х / процентное изменение цены товара Y = [ΔQX / ΔPY] • [PY / QX ]

 
Если товары X и Y являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности является положительным числом, так как, например, при росте цены одного товара его можно заменить другим, более дешевым. При росте цен на масло, часть потребителей заменяет его более дешевым маргарином. При этом следует отметить, что, чем больше величина коэффициента перекрестной эластичности, тем больше степень взаимозаменяемости товаров.

Если товары X и Y являются взаимодополняемыми, коэффициент перекрестной эластичности является отрицательным числом. Так с ростом цены автомобилей, спрос на бензин сократится. Чем больше величина коэффициента перекрестной эластичности, тем больше степень взаимодополняемости товаров.

Наконец, если товары X и Y являются независимыми, коэффициент перекрестной эластичности равен нулю. 

 
Перекрестная эластичность спроса может быть симметричной и асимметричной. Если цена шариковых ручек возрастет, возрастет спрос на капиллярные ручки; если возрастет цена капиллярных ручек, в равной степени возрастет спрос на шариковые ручки – это пример симметричной перекрестной эластичности спроса. Если снизится цена мяса, то возрастет спрос на кетчуп; однако, рост цены кетчупа, вряд ли изменит спрос на мясо – пример асимметричной перекрестной эластичности. 
 
2.1 Эластичность спроса по доходу.

Доход является не менее значимым фактором, определяющим объем спроса, чем цена. Для того, чтобы определить чувствительность спроса к изменению дохода, рассчитывается коэффициент эластичности спроса по доходу: 
EI = [(ΔQ / Q) • 100%] / [(ΔI / I) • 100%] = (ΔQ / ΔI) • I / Q, где I – доход. 
Для некоторых товаров коэффициент эластичности спроса по доходу меняет свой знак. В зависимости от этого принято различать товары нормальные (стандартные) и некачественные (низкокачественные).  
Некачественными в микроэкономике называют такие товары, которые демонстрируют отрицательную эластичность спроса по доходу (коэффициент эластичности по доходу меньше нуля), т.е. с ростом дохода спрос на них падает. 

Нормальными является те товары, спрос на которые с ростом дохода возрастает (коэффициент эластичности по доходу – положительное число). Выделяют три группы нормальных товаров: 
1. товары первой необходимости – спрос на них растет медленнее, чем растут доходы, а коэффициент эластичности по доходу равен: 0 < EI < 1;  
2. товары второй необходимости – спрос на них растет в той же мере, что растет доход, коэффициент эластичности EI = 1;

3. предметы роскоши – спрос на них растет быстрее, чем растут доходы, коэффициент эластичности EI > 1. 

Между коэффициентами прямой, перекрестной эластичности спроса и эластичности спроса по доходу существует взаимосвязь: их сумма равна нулю. 

 

Заключение

 

Спрос находится  в прямой зависимости от денежной массы  и скорости обращения денег, а в обратной – от уровня цен. Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы:

  1. увеличение (или сокращение) доходов потребителя;
  2. изменение вкусов и предпочтений;
  3. ценовые и дефицитные ожидания;
  4. колебания расходов на рекламу;
  5. изменение цен товаров- субститутов и комплементарных товаров.

Также, рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается.

Конечная функция спроса есть не что иное, как сумма индивидуальных функций спроса. В реальной экономике, когда речь идет о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 
 
1. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ./Науч. ред.:В. T. Борисович, В. M. Полтерович, В. И. Данилов и др.- M.: «Экономика», «Дело», 1992. - 510 с.

 
2. Кемельбаева С.С. Микроэкономика: учебно-практическое пособие.- Караганда, 2006. - 188 с.

 
3. В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. Микроэкономика 
 
 
 
 
 




Информация о работе Спрос. Его функции