Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:28, реферат
Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то легко заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Такая зависимость в экономической теории получила название закон спроса.
Спрос- это, с одной стороны, совокупный спрос населения, с другой -это предложение годового национального продукта, рассчитанного применительно к сложившемуся уровню цен.
Введение……………………………………………………………………. 2
Спрос. Его функции………………………………………………………... 3
Эластичность спроса. Равновесная цена…………………………………..10
Заключение ………………………………………………………………… 14
Список литературы………………………………………………………… 15
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Московский Государственный Гуманитарный
Университет имени М. А.Шолохова
Егорьевский филиал
Кафедра технологий, информатики и управления
Функции спроса, коэффициент эластичности
Реферат
студентки: ΙΙΙ курса очного отделения
факультета «информатика и математика»
Мясниковой Дарьи Александровны
Научный руководитель:
старший преподаватель
Савина Галина Михайловна
Егорьевск, 2011.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Спрос. Его функции…………………………………………………
Эластичность спроса.
Равновесная цена………………………………….
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Спрос на товар – фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее, подкрепленное денежной возможностью желание покупателя приобрести товар. Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то легко заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Такая зависимость в экономической теории получила название закон спроса.
Спрос- это, с одной стороны, совокупный спрос населения, с другой -это предложение годового национального продукта, рассчитанного применительно к сложившемуся уровню цен.
1. Спрос. Его функции
Спрос (ёмкость рынка в экономике) - это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.
Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам.
Также мы можем утверждать: спрос есть платежеспособная потребность, а платежеспособность предполагает соответствие цен и дохода. Поэтому мы можем утверждать, что общее решение: x*=x* (p,K).
Точно так же: λ*=λ*(р,K).
Решение оптимизационной задачи - это лишь один из способов определения спроса, который схематично можно представить так:
где D - отображение, представленное максимизацией функции u с учетом бюджетного ограничения. В общем случае D - это некоторая совокупность правил, с помощью которых потребитель определяет свой спрос.
Пусть - множество допустимых наборов товаров, - пространство цен. Функцией спроса (индивидуального потребителя) называется отображение D, которое каждой паре ставит в соответствие множество наиболее предпочтительных наборов товаров
где 2x -
множество всех подмножеств множества X . Это же отображение можно записать как
Любая точка
называется спросом (при ценах p и доходе K ).
Итак, в общем случае функция спроса - это многозначное отображение. Действительно, если x* - вектор спроса, а множество не пусто, то любая точка множества D* является спросом.
Для отображения D, имеем:
Если функция полезности u строго вогнута, то функция спроса D однозначна, т.е. множество D(p,K) состоит из одной точки x*максимума функции u: x*= D(p,K)
В случае неоднозначности функции спроса возникает дополнительная проблема выбора единственной точки .
Принимая во внимание тот факт, что доход потребителя зависит от цен товаров, K=K(P) , можно в пространстве определить функцию спроса , так что .
При увеличении цен на товары, вообще говоря, доход потребителя должен быть компенсирован. Это требование формализуется как свойство однородности первой степени (или линейной однородности) функции дохода: для любых .Как должен при этом измениться спрос? Интуитивно ясно, что если повышение цен пропорциональным образом компенсируется повышением дохода, то спрос должен оставаться на прежнем уровне.
Если для любых
то говорят, что функция спроса однозначна нулевой степени(относительно всех цен и дохода). Это есть инвариантность спроса относительно пропорционального повышения цен и дохода.
Напомним, что эластичность спроса по цене показывает, какое процентное изменение спроса последует за однопроцентным увеличением цены товара:
Так как (закон спроса для нормальных товаров), , то
Так как при движении по кривой безразличия величина меняется (за исключением некоторых тривиальных случаев) и тем более изменяются и , то эластичность спроса по цене в различных точках кривой безразличия различна.
Тривиальным является случай, когда функция спроса линейна:
В этом случае постоянна и равна , однако, эластичность не постоянна, ввиду непостоянства отношения . Например ( рис. 3.12 ), в случае одного товара:
Имеется еще два тривиальных (особых) случая эластичности спроса по цене, показанных на рис. 3.13
В случае а) - имеется только одна цена , по которой потребитель будет приобретать товар; даже при малейшем увеличении цены выше этого уровня требуемое количество товара упадет до нуля, и любое снижение цены приведет к неограниченному росту спроса. Кривая же спроса, изображенная на рис. 3.13 б) совершенно неэластична. Потребитель приобретет фиксированное количество товара независимо от цены.
Координатная запись функции спроса (3.5.3)
говорит о том, что спрос на один вид товара зависит, вообще говоря, от цен и других товаров.
Процентное изменение количества товара вида i при однопроцентном увеличении цены товара вида называется перекрестной эластичностью спроса по цене:
или
Для взаимозаменяемых товаров (таких, как чай и кофе) повышение цены товара j увеличивает спрос на товар i , поэтому перекрестная эластичность положительна. Для взаимодополняющих друг друга товаров (таких, как кофе и сахар) повышение цены одного товара влечет понижение спроса на другой, поэтому перекрестная эластичность отрицательна.
До сих пор мы говорили о точечной эластичности т.е. о эластичности, измеряемой в отдельной точке кривой спроса. Если требуется измерение эластичности на отрезке (точнее, на дуге) кривой спроса, то применяют дуговую эластичность спроса по цене:
где:
- цена и количество товара в начальной (конечной) точке рассматриваемой дуги кривой спроса. Дуговая эластичность тем точнее, чем ближе друг к другу точки и . Устремляя расстояние между ними к нулю, очевидно, мы получим формулу точечной эластичности.
Английский экономист Роберт Гиф-фен (1837-1910) обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Дело в том, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос. Oтметим, что подобная ситуация представляет единственно возможное исключение из общего закона спроса.
Нередко некоторые явления действительности ошибочно рассматриваются как исключения из общего закона спроса, а иногда на них ссылаются и для его опровержения.
Остановимся на нескольких из них.
А. Цена - показатель качества. Потребитель, особенно конечный, зачастую не может квалифицированно судить о качестве предлагаемого ему товара. В этом случае он склонен принимать цену этого товара за своеобразный показатель его качества, полагая, что высокая цена свидетельствует о высоком качестве товара, и наоборот. На этом основана широко распространенная практика повышения цен без реального улучшения качества товаров.
Б. Эффект Веблена.
Внешне с ситуацией цена - показатель качества схож так называемый эффект Веблена, названный так по имени американского экономиста и социолога Т. Веблена (1857-1929), внесшего существенный вклад в его исследование. Этот эффект связан с престижным спросом, ориентированным на приобретение товаров, свидетельствующих, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе. Такую функцию могут выполнить лишь товары, доступ к которым для широких масс так или иначе ограничен. Обычно таким ограничителем является высокая цена, поэтому престижный спрос обычно ассоциируется со спросом на дорогостоящие товары. Отсюда нередко делают вывод, что повышение цен таких товаров ведет к росту объема спроса за счет увеличения объема престижного спроса. Если бы это было так, то цены престижных товаров могли бы расти бесконечно.
Однако, как показала практика конца
70-начала 80-хгг., повышение цен на такие
товары, как ювелирные изделия, ковры,
хрусталь, привело не к увеличению, а к
снижению объема спроса на них. Хотя престижность
таких товаров с ростом цен возрастает,
но спрос на них сокращается в связи со
все меньшей их доступностью для широких
кругов покупателей.
Ограничивать престижный спрос лишь
дорогостоящими товарами нельзя. Элемент
престижа, ориентации на повышение, демонстрацию
или, наоборот, маскировку своего социального
статуса (действительного, мнимого или
желаемого) играет важную роль в формировании
индивидуальных вкусов и предпочтений,
а вслед за тем и спроса во всех тех случаях,
когда информация о приобретении, наличии
или потреблении того или иного товара
легко доступна тем, чьим мнением и оценкой
дорожит (или хотел бы дорожить) покупатель.
Поэтому престижной ценностью могут обладать
не только дорогостоящие, но и распределяемые
бесплатно или по льготным ценам товары,
если доступ к ним для широкого круга потребителей
ограничен какими-то другими, неценовыми
средствами. Согласно современным взглядам,
потребность выделиться из мира, ощутить
и продемонстрировать свою власть над"
природой, вещами и людьми является одной
из базовых, универсальных потребностей
человека. Поэтому выделить в составе
спроса престижный элемент далеко не просто.
В. Эффект ожидаемой динамики цен.
Если цена товара снизилась и потребители ожидают сохранения наметившейся тенденции, спрос в данный момент может сократиться. Наоборот, в случае повышения цены спрос может возрасти, если покупатели ожидают дальнейшего роста цен. В этом случае, казалось бы, наблюдается не обратная, а прямая зависимость между ценой и объемом спроса. Это означало бы, что линия спроса должна иметь не отрицательный (вниз и вправо), а положительный (вниз и влево) наклон.
2. Эластичность спроса.
Эластичность спроса по цене. Перекрестная
эластичность спроса.
Эластичность – мера реакции одной переменой
на изменение другой. В экономической
теории наиболее часто анализируется
эластичность спроса, которая в свою очередь
может быть прямой либо перекрестной.
Прямая эластичность спроса по цене (ценовая
эластичность спроса) - демонстрирует
степень воздействия изменения цены на
изменение величины спроса. Эластичность
выражается обычно в виде процентного
изменения спроса в результате процентного
изменения цены.
Коэффициент эластичности - показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит. Измеряется изменением экономической величины (например, величины спроса, предложения) при изменении фактора (например, цены) на единицу. В математическом смысле коэффициент эластичности есть производная от экономической величины по фактору, от которого зависит данная величина.
Коэффициент ценовой эластичности спроса рассчитывается по общей формуле: Еd = процентное изменение спроса процентное изменение цены.
Эластичность спроса по цене является
отрицательным числом, т.к. зависимость
между спросом и ценой обратная. Исключение
составляют ситуации, при которых закон
спроса не действует (они рассматривались
в предыдущей теме). Однако для простоты
анализа знак минуса обычно опускается.
В зависимости от способа расчета выделяют
два вида коэффициента эластичности:
1. коэффициент точечной эластичности
– характеризует процентные изменения
в цене и спросе по отношению к начальным
значениям и рассчитывается по одной из
двух формул:
Еd = [ΔQ / ΔP] • [P0 / Q0] или Еd = [ΔQ / ΔP] • [P1/
Q1], где
Р0 и Р1 – цена продукции в базисной и
отчетной точках;
Q0 и Q1 – количество спрашиваемой продукции
в базисной и отчетной точках.
2. коэффициент дуговой эластичности
– характеризует процентные изменения
в цене и спросе по отношению к средним
значениям и рассчитывается по формуле:
Еd = [ΔQ / ΔP] • [ [(Р0 + Р1) / 2] / [(Q0 + Q1) / 2] ] = [ΔQ
/ ΔP] • [P / Q]