Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 09:06, контрольная работа
В связи с актуальностью данной темы определилась цель контрольной работы – проанализировать способы государственного регулирования рынка ценных бумаг.
Для достижения цели предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, виды и цели регулирования рынка ценных бумаг;
- определить цели, объекты и субъекты государственного регулирования;
- охарактеризовать методы государственного регулирования;
- обосновать необходимость и показать сущность способов государственного регулирования рынка ценных бумаг.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2
1.Понятие, виды и цели регулирования…………………………..4
2.Цели, объекты и субъекты государственного регулирования.8
3.Методы государственного регулирования…………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………....22
2)
прямое, или административное, управление
рынком ценных бумаг
Прямое регулирование деятельности большинства участников рынка входит в компетенцию ФСФР России. Регулирование деятельности ряда участников рынка (например, коммерческих банков, страховых компаний или пенсионных фондов) полностью или частично (в отдельных аспектах их деятельности) отнесено к компетенции других ведомств. Соответственно делегированная часть полномочий ФСФР другим государственным органам осуществляется путем выдачи им генеральных лицензий или посредством включения их в перечень регистрирующих органов. В функции этих регистрирующих и лицензирующих органов входит контроль за соблюдением законодательства в отношении лиц, которым они выдали лицензии, и в отношении зарегистрированных ими выпусков ценных бумаг.
В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка ценных бумаг органами государственного регулирования применяются более конкретные методы государственного регулирования, позволяющие учесть комплексный характер основных целей и функций рынка ценных бумаг, всю его сложность и противоречивость, и обеспечить при помощи различных методов процесс его становления и эффективного функционирования12.
Первый метод - это метод функционального регулирования, предполагающий выработку единых правил, стандартов поведения всех участников рынка. Он является основополагающим, поскольку само существование рынка ценных бумаг предполагает наличие доверия инвесторов к профессиональным участникам рынка, к инфраструктурным институтам, налоговой и правовой среде, к эмитентам ценных бумаг, к государству и его регулирующим органам. При отсутствии доверия инвестор просто не отдаст свои деньги. Противоречивость этой функции государственного регулирования еще заключается и в том, что государство выступает не только как субъект регулирования, но и как объект. Оно выпускает собственные бумаги как прочие эмитенты и проводит определенную политику по обслуживанию собственных обязательств. В случае же отказа от исполнения обязательств государство подрывает доверие не только к себе как к эмитенту, но и к корпоративным эмитентам, к фондовому рынку как институту.
Второй метод условно можно определить как финансовое регулирование. Этот метод предполагает воздействие на макроэкономику путем манипулирования инструментами денежного рынка процентными ставками, валютным курсом, выпуском (выкупом) государственных ценных бумаг, мерами, стимулирующими приток иностранного капитала. Смысл этих манипуляций заключается в привлечении дополнительного капитала в инструменты с нефиксированной доходностью (каковыми являются акции компаний) или, наоборот, связывание капитала путем предложения более высокой доходности по инструментам с фиксированной доходностью (к каковым относятся государственные бумаги и корпоративные облигации первоклассных заемщиков).
Третий метод регулирования называют институциональным. Он предполагает выработку определенных требований (прежде всего финансовых) к институтам рынка ценных бумаг и постоянный мониторинг за соблюдением этих требований. Соответствие институтов рынка определенному размеру собственного капитала увеличивает доверие инвесторов к институтам и к самому рынку. Однако государственная политика в этом вопросе должна быть гибкой. Повышение капитализации участников рынка возможно только постепенно, учитывая степень развития самого рынка. В обратном случае (как и в ситуации с банками) возможен полный переход контроля над отечественным рынком ценных бумаг к иностранному капиталу.
Четвертый метод государственного регулирования предполагает методы технического регулирования. Он направлен на ограничение спекулятивных колебаний на рынке, на препятствование формированию монополий на рынке, мошенничеству, недопущению манипулирования ценами со стороны одного или группы участников. Методы технического регулирования направлены на формирование эффективного рынка, предполагающего равенство сил субъектов рынка и общедоступности рыночной информации, определяющей рыночную цену на тот или иной финансовый инструмент. Сюда же относится и регулирование получившего широкое распространение Интернетрейдинга и маржинальной торговли, которые кроме привлечения значительного числа новых клиентов приносят и новые системные риски.
С четвертым методом тесно связан пятый метод - метод антикризисного регулирования, т.е. необходимость формирования единой государственной политики в случае обострения ситуации на мировых финансовых рынках или в случае внутреннего кризиса. Отсутствие такой политики, несогласованность действий различных ведомств усугубляют кризисные явления. Необходим постоянный мониторинг со стороны регулирующих органов с целью предотвращения подобных явлений.
К шестому методу государственного регулирования можно отнести регулирование коллективных инвесторов. Специфика этого вида институциональных инвесторов заключается в привлечении большого числа мелких и средних инвесторов. Создание такого института решает проблему повышения устойчивости отечественного рынка и возможность массированного при влечения капитала российскими предприятиями. Однако регулирование коллективных инвесторов требует специфических методов, отличных от других, и предполагает комплексное решение правовых, межведомственных, налоговых проблем.
Седьмой
метод - это метод саморегулирования,
сами участники рынка заинтересованы
в поддержании на рынке определенных
правил, определенного кодекса
Восьмой
метод регулирования - антимонопольное
регулирование. Этот метод предполагает
контроль за соблюдением антимонопольного
законодательства на всех этапах инвестиционного
процесса - от создания предприятия до
совершения сделок с ценными бумагами.
С другой стороны, антимонопольное регулирование
должно быть направлено против формирования
монопольных структур на финансовом рынке,
включая рынок ценных бумаг. К этому методу
регулирования логично отнести и меры,
способствующие поощрению конкуренции
между участниками отечественного рынка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, государство является одним из главных участников рынка ценных бумаг. Оно регулярно заимствует средства у населения путем выпуска государственных ценных бумаг. В этом случае государство выступает в качестве эмитента.
С целью сохранения главенствующей роли в экономике страны государство приобретает контрольные пакеты акций ведущих предприятий. В этом случае государство является инвестором. Издавая законы, оно является регулятором рынка, а при решении спорных вопросов – главным судьёй.
Управление рынком государство осуществляет как административными мерами (нормативные акты о допустимой деятельности на фондовом рынке, обязательной регистрации участников и т.п.), так и чисто экономическими (налоги, таможенные сборы, процентные ставки и т.п.).
В идеальном варианте государственное
регулирование рынка не носит запретительного
характера, а нацелено на обеспечение
равных прав всем участникам и контроля
за соблюдением установленных правил.
Так, государство разрабатывает общие
принципы функционирования фондовых бирж,
а каждая биржа имеет свои, более подробные
правила проведения торгов, правила взаимодействия
участников рынка и описание биржевого
товара (ценных бумаг и других инструментов).
Способы, которыми
государство воздействует на фондовый
рынок, определяются Федеральным законом
«О рынке ценных бумаг»:
•установление обязательных требований
к деятельности эмитентов и профессиональных
участников рынка ценных бумаг;
•регистрация выпусков эмиссионных ценных
бумаг, проспектов эмиссии и контроль
за соблюдением эмитентами условий и обязательств,
предусмотренных в них;
•лицензирование деятельности профессиональных
участников рынка ценных бумаг;
•создание системы защиты прав владельцев
и контроля за соблюдением их прав эмитентами
и профессиональными участниками рынка
ценных бумаг;
•запрещение и пресечение деятельности
лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность на рынке ценных бумаг без
соответствующей лицензии.
Фондовый
рынок является составной частью финансового
рынка страны, поэтому естественно, что
основным его участником и регулятором
выступает Министерство финансов Российской
Федерации. В ведении Минфина находятся
выпуск государственных ценных бумаг,
правила бухгалтерского учёта операций
с ценными бумагами и ряд других вопросов.
Большими полномочиями по регулированию
рынка ценных бумаг обладает также и Центральный
банк Российской Федерации (Банк России),
являющийся федеральным органом. Банк
России рассматривает решения кредитных
организаций о выпуске ценных бумаг, даёт
своё разрешение и регистрирует выпуск.
Банк определяет порядок обращения векселей,
устанавливает правила проведения операций
кредитными организациями на рынке ценных
бумаг, регулирует деятельность клиринговых
организаций и депозитариев.
Кроме Федерального
закона «О рынке ценных бумаг», деятельность
на фондовом рынке регулируется другими
законодательными актами.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Способы государственного регулирования рынка ценных бумаг