Способы финансирования бюджетного дефицита

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:32, контрольная работа

Описание работы

Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой, приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

Новосибирский государственный  технический университет

  
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

Тема: Способы финансирования бюджетного дефицита 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Студент группы ЗФ-045

Стародубцев Дмитрий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2012г.

Введение 

     Основу  системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования,  с другой, приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет.

          По экономической сущности государственный  бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально – культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету, государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономики и социального развития.

          В унитарных государствах бюджетная  система включает два уровня:

-    государственный бюджет;

- местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

          В федеративных государствах  бюджетная система состоит из трех уровней:

- государственный  бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;

-  бюджеты  членов федерации (штатов –  в США, провинций – в Канаде, субъектов федерации – в России);

-   местные бюджеты. 

        

Сущность  бюджетного дефицита

     Бюджетный дефицит отражает определенные изменения  в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Дефицит бюджета – категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.

Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета  над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета  отражает неустойчивое положение в  хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда – за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.

         Бюджетный дефицит – это финансовое  явление, не обязательно относящееся  к разряду чрезвычайных, исключительных  событий. В современном мире  нет государства, которое в  те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой так же хронически дефицитны. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения бюджетные дефициты не рассматриваются как катастрофически отрицательные экономические показатели. Известный английский экономист Дж.М.Кейнс в целях ''взбадривания'' экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. И в этом, безусловно, есть рациональное звено.

         Однако причины, вызванные бюджетный  дефицит могут быть различными. Дефицит может быть связан  с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений  в развитие экономики. В этом  случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической коньюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж.М.Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества.

          Дефициты возникают в результате  чрезвычайных обстоятельств: войны,  крупных стихийных бедствий и  т.п., когда обычно резервов становится  недостаточно и приходиться прибегать к источникам особого рода. Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово–кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное эффективными международными связями, бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые страны. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма, полученных государством в долг финансовых ресурсов, не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины выпуска валового национального продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2 – 3 %. 
 
 

Виды  бюджетного дефицита.

     При анализе взаимозависимости между стабилизирующей политикой государства и состоянием его бюджета различают две составляющие бюджетного дефицита: структурный и циклический.

         Структурный дефицит – здесь  подразумевается разность между  текущими государственными расходами  и теми доходами государственного бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости при существующей системе налогообложении.

         Циклический дефицит – разность  между фактическим дефицитом  и структурным.

          Во время кризиса к структурному дефициту добавляется циклический, во время процветания структурный дефицит уменьшается на абсолютную величину циклического. Фактический дефицит во время кризиса больше, а во время бума получается меньше структурного дефицита.

         Так как выплаты процентов  по государственному долгу являются  первоочередной статьей расходов  государственного бюджета, существует  еще один вид бюджетного дефицита: первичный. Это общий дефицит  государственного бюджета, уменьшенный  на сумму выплат процентов по государственному долгу. В странах, имеющих большой государственный долг, при отсутствии первичного дефицита, нередко существует общий дефицит государственного бюджета. 

Финансирование  бюджетного дефицита

       Основными инструментами покрытия  бюджетного дефицита являются денежная эмиссия, внутренние кредиты, внешние займы. Наиболее негативными краткосрочными последствиями отличается эмиссионное финансирование (в виде кредитов ЦБ), приводившее довольно быстро к повышению темпов инфляции. Внутренние кредиты в краткосрочном плане гораздо менее грозили инфляцией, но в среднесрочной перспективе вовлекали в спекулятивную игру с государственными долговыми обязательствами огромную массу кредитных ресурсов и вели к снижению внутренних инвестиций в реальный сектор. Внешние кредиты в краткосрочном плане менее всего угрожали ростом инфляции, в среднесрочной перспективе не снижали национальные сбережения, но в длительной перспективе уменьшали доступные для инвестирования финансовые ресурсы, ухудшали платежный баланс, существенно замедляли долгосрочные темпы экономического роста вследствие оттока из страны финансовых ресурсов, направляемых на обслуживание внешнего долга.

Способы финансирования бюджетного дефицита:

1) кредитно-денежная  эмиссия (монетизация);

2) выпуск займов;

3) увеличение  налоговых поступлений в госбюджет.

     В случае монетизации дефицита нередко  возникает сеньораж – доход государства  от печатания денег. Сеньораж возникает  на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального  ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает  эффект Оливера-Танзи – сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для «откладывания» уплаты налогов, так как за время «затяжки» происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета может возрасти.

     Государственные займы – основная форма государственного кредита, представляющая кредитные  отношения, в которых государство  выступает в качестве должника. Госзаймы - значимый способ получения государственных доходов, однако приводят одновременно к образованию государственного долга. Долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста.

     Проблема  увеличения налоговых поступлений  разрешается в долгосрочной перспективе  на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение налоговых ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера (рис.1).

А. Лаффер считал, что по мере роста ставки налога от 0% до 100%, налоговые поступления Т сначала увеличиваются и достигают максимума в точке А при ставке налога t=а, а затем падают, несмотря на рост налоговой ставки.

Падение налоговых ставок связано, по предположению  Лаффера, с тем, что более высокие ставки сдерживают экономическую активность (падают инвестиции, потребление, сбережения...), а, следовательно, сокращают налоговую базу, а следовательно, даже при росте налоговой ставки поступления от налогов падают.

Снижение  налоговых ставок может создать дополнительные стимулы к труду, инвестициям, сбережениям, расширению производства и, соответственно, налоговой базы. Сократиться и уклонение от налогов. Все это благоприятно отразиться на состоянии бюджета: рост занятости снизит выплаты пособий по безработице, а рост доходов увеличит суммарные налоговые поступления в бюджет даже при более низкой налоговой ставке.

Однако  на практике трудно определить, находится  экономика дальше или ближе от точки А на кривой Лаффера. Если экономика  находится в точке С, то снижение налоговых ставок действительно может значительно увеличить налоговые поступления, но если экономика – в точке В, то неминуем рост дефицита бюджета вследствие падения налоговых поступлений со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Дефицит государственного бюджета и государственный  долг тесно связаны между собой. Непосредственное влияние на образование  величины государственного долга оказывает  дефицит госбюджета, поскольку последний  значительно покрывается за счет государственных займов. В свою очередь государственный долг зависит от государственных расходов. Расходы в государственном бюджете покрываются главным образом за счет сбора налогов. Таким образом, сокращение дефицита госбюджета может быть достигнуто только за счет двух источников: повышения налогов или снижения государственных расходов.

Поскольку правительство при проведении своей  стабилизационной политики манипулирует государственным бюджетом, то возникает  вопрос: насколько бюджетный дефицит и государственный долг и в каких объемах опасны для функционирования экономической системы. На эту проблему среди экономистов существует два противоположных взгляда. Экономисты “либеральных” взглядов утверждают, что дефицит государственного бюджета и государственный долг не имеют большого значения для функционирования экономики. Другие экономисты – их большинство – считают бюджетный дефицит и государственный долг серьезной экономической проблемой. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Учебник по основам экономической теории ВД.Камаев и др.
  2. Финансы» под ред. проф. Родионовой В.М., 1995 г.
  3. http://www.grandars.ru/student/finansy/deficit-byudzheta.html

Информация о работе Способы финансирования бюджетного дефицита