Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:32, контрольная работа
Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой, приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет.
Новосибирский государственный технический университет
Контрольная
работа
Тема: Способы финансирования
бюджетного дефицита
Выполнил: Студент группы ЗФ-045
Стародубцев
Дмитрий
2012г.
Введение
Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой, приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет.
По экономической сущности
В унитарных государствах
- государственный бюджет;
- местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней:
- государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;
- бюджеты
членов федерации (штатов –
в США, провинций – в Канаде,
субъектов федерации – в
-
местные бюджеты.
Сущность бюджетного дефицита
Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Дефицит бюджета – категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.
Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда – за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.
Бюджетный дефицит – это
Однако причины, вызванные
Дефициты возникают в
Виды бюджетного дефицита.
При анализе взаимозависимости между стабилизирующей политикой государства и состоянием его бюджета различают две составляющие бюджетного дефицита: структурный и циклический.
Структурный дефицит – здесь
подразумевается разность
Циклический дефицит –
Во время кризиса к
Так как выплаты процентов
по государственному долгу
Финансирование бюджетного дефицита
Основными инструментами
Способы финансирования бюджетного дефицита:
1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);
2) выпуск займов;
3) увеличение
налоговых поступлений в
В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж – доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи – сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для «откладывания» уплаты налогов, так как за время «затяжки» происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета может возрасти.
Государственные займы – основная форма государственного кредита, представляющая кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве должника. Госзаймы - значимый способ получения государственных доходов, однако приводят одновременно к образованию государственного долга. Долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста.
Проблема
увеличения налоговых поступлений
разрешается в долгосрочной перспективе
на базе комплексной налоговой реформы,
нацеленной на снижение налоговых ставок
и расширение базы налогообложения.
В краткосрочном периоде
А. Лаффер считал, что по мере роста ставки налога от 0% до 100%, налоговые поступления Т сначала увеличиваются и достигают максимума в точке А при ставке налога t=а, а затем падают, несмотря на рост налоговой ставки.
Падение налоговых ставок связано, по предположению Лаффера, с тем, что более высокие ставки сдерживают экономическую активность (падают инвестиции, потребление, сбережения...), а, следовательно, сокращают налоговую базу, а следовательно, даже при росте налоговой ставки поступления от налогов падают.
Снижение налоговых ставок может создать дополнительные стимулы к труду, инвестициям, сбережениям, расширению производства и, соответственно, налоговой базы. Сократиться и уклонение от налогов. Все это благоприятно отразиться на состоянии бюджета: рост занятости снизит выплаты пособий по безработице, а рост доходов увеличит суммарные налоговые поступления в бюджет даже при более низкой налоговой ставке.
Однако
на практике трудно определить, находится
экономика дальше или ближе от
точки А на кривой Лаффера. Если экономика
находится в точке С, то снижение
налоговых ставок действительно может
значительно увеличить налоговые поступления,
но если экономика – в точке В, то неминуем
рост дефицита бюджета вследствие падения
налоговых поступлений со всеми вытекающими
отсюда негативными последствиями.
Заключение
Дефицит государственного бюджета и государственный долг тесно связаны между собой. Непосредственное влияние на образование величины государственного долга оказывает дефицит госбюджета, поскольку последний значительно покрывается за счет государственных займов. В свою очередь государственный долг зависит от государственных расходов. Расходы в государственном бюджете покрываются главным образом за счет сбора налогов. Таким образом, сокращение дефицита госбюджета может быть достигнуто только за счет двух источников: повышения налогов или снижения государственных расходов.
Поскольку
правительство при проведении своей
стабилизационной политики манипулирует
государственным бюджетом, то возникает
вопрос: насколько бюджетный дефицит
и государственный долг и в каких объемах
опасны для функционирования экономической
системы. На эту проблему среди экономистов
существует два противоположных взгляда.
Экономисты “либеральных” взглядов утверждают,
что дефицит государственного бюджета
и государственный долг не имеют большого
значения для функционирования экономики.
Другие экономисты – их большинство –
считают бюджетный дефицит и государственный
долг серьезной экономической проблемой.
Список литературы
Информация о работе Способы финансирования бюджетного дефицита