Специфика и перспективы развития малого предпринимательства в Мурманской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:36, отчет по практике

Описание работы

Малое предпринимательство в Мурманской области динамично в своем развитии и стало играть заметную роль в экономике области.
По состоянию на 1 января 2008 года на территории области в сфере малого бизнеса занято 86 тыс. человек:
- на малых предприятиях трудится - 36 тыс. человек;

- количество индивидуальных предпринимателей составляет - 50 тыс. человек.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Специфика и перспективы развития малого предпринимательства в Мурманской области………………………………………………….…………..4

1.1.Состояние малого предпринимательства в Мурманской области…………………………………………………………………………….4

1.2. Субъекты малого предпринимательства……………………………..5

1.3.Нормативно-правовые основы регулирования малого предпринимательства в Мурманской области…………………………………7

1.4.Недостатки правительственной программы и существующие проблемы, тормозящие сегодня развитие малого бизнеса…………..……….9

1.5. Государственное регулирование…………………………………….13 Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованных источников…………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Практика Специфика и перспективы развития малого бизнеса.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Специфика и перспективы развития малого предпринимательства в Мурманской области………………………………………………….…………..4

        1.1.Состояние малого предпринимательства в Мурманской области…………………………………………………………………………….4

         1.2. Субъекты малого предпринимательства……………………………..5

        1.3.Нормативно-правовые основы регулирования малого предпринимательства в Мурманской области…………………………………7

        1.4.Недостатки правительственной программы и существующие проблемы, тормозящие сегодня развитие малого бизнеса…………..……….9

         1.5. Государственное регулирование…………………………………….13      Заключение……………………………………………………………………….16

Список  использованных источников…………………………………………...18

 

Введение 

     Ни  для кого не секрет, что для нормальной деятельности и функционирования малого и среднего бизнеса, чтобы были не в убытке малые предприятия и потребители были довольны ценами и ассортиментом, необходим ряд факторов и условий. Это относится ко всей России, и естественно, Мурманская область не исключение.  Большинство  этих условий создается действующим законодательством. Сюда можно отнести и лицензирование отдельных видов деятельности, и налогообложение  (особенно коэффициент  к2), порядок обязательного использования в повседневной деятельности ККМ (контрольно-кассовых машин), отчетность предпринимателя перед налоговыми органами (здесь речь идет о бюрократическом факторе налоговых органов) и так далее..

     Это лишь часть проблем, которые ставят «палки в колеса»  нашим предпринимателям и не дают эффективно и быстро строить свой бизнес.

     Более того, эти проблемы ставят под угрозу вопрос существования предпринимателей в целом. Т.е. многие не выдерживают  такого давления, несмотря на, итак, сложный  процесс выживания в условиях растущей конкуренции и постепенной монополизации рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Специфика и перспективы  развития малого  предпринимательства  в Мурманской области

     1.1 Состояние малого предпринимательства в Мурманской области 

     Малое предпринимательство в Мурманской области динамично в своем развитии и стало играть заметную роль в экономике области.

     По  состоянию на 1 января 2008 года на территории области в сфере малого бизнеса  занято 86 тыс. человек:

     - на малых предприятиях трудится - 36 тыс. человек; 

     - количество индивидуальных предпринимателей составляет - 50 тыс. человек.

     Согласно  статистическим данным по 2008 году, на территории области зарегистрировано около 4 тысяч  малых предприятий.

     За 2008 год малыми предприятиями было произведено продукции, работ и  оказано услуг на 25,4 млрд. рублей, что на 7% больше, чем в 2006 году. В Мурманской области производится около 30 основных видов промышленной продукции: лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, легкой промышленности, товаров культурно-бытового назначения и продуктов питания. Выпуск промышленной продукции за истекший период составил 10,54 млрд. рублей (из них около 80% приходится на долю рыбной отрасли). Объем продукции за 2008 год в строительстве составляет 4,84 млрд. рублей, в транспорте – 0,57 млрд. рублей, в торговле и общественном питании – 6,20 млрд. рублей.

     Наиболее  развито предпринимательство в  Мурманске (столице Заполярья), здесь  шире потребительский рынок, сконцентрированы трудовые и сырьевые ресурсы. Сложившаяся  отраслевая структура, данные по занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствуют о развитии малого бизнеса преимущественно в сфере торговли и общественного питания и промышленности. Остальные отрасли развиваются не в полной мере. 

     1.2  Субъекты малого предпринимательства 

     По  данным ООО «Агентство развития бизнеса  », проводившего научно – исследовательскую  работу в 2007 г., на тему: «выявление мнений субъектов малого и среднего  предпринимательства об уровне административных барьеров»  для Мурманской области характерен тот факт, что из 100 % предпринимателей 62, 5 % - это ПБОЮЛ, 22,7 % - это ООО, а остальные проценты поделили между собой примерно в равных долях  все остальные  организационно – правовые формы. 
 

     

     Рис. 1   организационно – правовая форма предприятий предпринимателей Мурманской области. 
 

     А вот на следующей диаграмме  отражены временные показатели, т.е. в какой период было создано предприятие.

       

     Как видно из этого анализа, большинство предприятий организовано в последние 4 года, чуть меньший процент в последние 7 лет. Чем это обусловлено?

     В-первую очередь, конечно же, проводимой политикой  государства, т.е. тем фактором, что  государство само создает такие  условия  и предпосылки, чтобы  граждане начинали заниматься «своим делом».  Совершенно другое дело, что этих условий мало, и в большей мере существуют проблемы, чем эти самые предпосылки. В чем это проявляется?

     Это проявляется, например, в порядке  регистрации ИП в качестве ПБОЮЛ, ООО и др. Введением правила «одного окна», и постепенного убирания бюрократического маразма.

     Также проявляется, к примеру, в  налогообложении. Введением специальных режимов (ЕНВД, УСН и т.д.)

     По  закону, малые предприятия могут  создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.

     1.3 Нормативно-правовые основы регулирования малого предпринимательства в Мурманской области 

     Для организации взаимодействия между  властью и малым бизнесом в  Мурманской области еще в начале 90-х годов было создано государственное предприятие ФОРМАП (Фонд развития малого предпринимательства), этот фонд содействовал продвижению проектов в сфере малого бизнеса, помогал в разработке бизнес-планов.

     Деятельность  предпринимательства в Мурманской области регламентирована следующими нормативными правовыми актами:

     1. На региональном уровне.

    • Законами:
    • "Об основах государственной поддержки малого предпринимательства в Мурманской области" – от 05.07.96 г. № 31-02-ЗМО;
    • "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" – от 26.05.99 г. № 259-01-ЗМО;
    • "О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" – от 12.05.2008 г. № 977-01-ЗМО
    • "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" – от 18.11.96 г. № 40-01-ЗМО
    • Постановлениями:
    • "О разработке региональной целевой Программы развития малого предпринимательства в Мурманской области»;
    • "О мерах по упорядочению проверок контролирующими органами деятельности субъектов малого предпринимательства".
 

     2. На федеральном уровне.

    • Законами:
    • "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" – от 14.06.95г. № 88-ФЗ;
    • "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31.07.98г № 148-ФЗ;
    • "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" – от 29.12.95г. № 222-ФЗ;
    • "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" – от 08.08.01г. № 134-ФЗ;
    • "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" – от 24.07.02г. № 104-ФЗ.

            7 июня 1999 года приняты немаловажные поправки и дополнения для малого бизнеса в основной областной Закон от 5 июля 1996 года N 31-02-ЗМО «Об основах государственной поддержки малого предпринимательства в Мурманской области». Данным законом устранено противоречие федеральному законодательству в части возможности предоставления субъектам малого предпринимательства индивидуальных налоговых льгот.

В области также  обсуждаются проекты законов, касающиеся вопросов защиты прав и юридических  интересов предпринимателей, потребительских  обществ взаимной помощи и взаимного  страхования, развития лизинга в  области.

      1.4 Недостатки  правительственной программы и существующие проблемы, тормозящие сегодня развитие малого бизнеса 

      Первый  фундаментальный  недостаток - это сверхвысокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли, а то и вовсе 0 % или даже в убыток. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

      Второй  фундаментальный  недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.

      Третий  недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень - 10 тыс. рублей. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.

      Четвертый фундаментальный  недостаток - отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес. Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время.

      Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.

      Хотя, тут надо отметить, что местные власти в мурманской области понизили коэффициент К2, который прямым образом влиял на размер отчислений налогов в местный бюджет. Такого шага от администрации никто не ожидал, и многие предприниматели были очень приятно удивлены.

Информация о работе Специфика и перспективы развития малого предпринимательства в Мурманской области