Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:36, отчет по практике
Малое предпринимательство в Мурманской области динамично в своем развитии и стало играть заметную роль в экономике области.
По состоянию на 1 января 2008 года на территории области в сфере малого бизнеса занято 86 тыс. человек:
- на малых предприятиях трудится - 36 тыс. человек;
- количество индивидуальных предпринимателей составляет - 50 тыс. человек.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Специфика и перспективы развития малого предпринимательства в Мурманской области………………………………………………….…………..4
1.1.Состояние малого предпринимательства в Мурманской области…………………………………………………………………………….4
1.2. Субъекты малого предпринимательства……………………………..5
1.3.Нормативно-правовые основы регулирования малого предпринимательства в Мурманской области…………………………………7
1.4.Недостатки правительственной программы и существующие проблемы, тормозящие сегодня развитие малого бизнеса…………..……….9
1.5. Государственное регулирование…………………………………….13 Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников…………………………………………...18
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Специфика и перспективы
развития малого предпринимательства
в Мурманской области………………………………………………….………
1.1.Состояние малого предпринимательства
в Мурманской области……………………………………………………………
1.2. Субъекты малого предпринимательства……………………………
1.3.Нормативно-правовые основы регулирования малого предпринимательства в Мурманской области…………………………………7
1.4.Недостатки правительственной программы и существующие проблемы, тормозящие сегодня развитие малого бизнеса…………..……….9
1.5. Государственное регулирование…………………………………….
Список
использованных источников…………………………………………...
Введение
Ни для кого не секрет, что для нормальной деятельности и функционирования малого и среднего бизнеса, чтобы были не в убытке малые предприятия и потребители были довольны ценами и ассортиментом, необходим ряд факторов и условий. Это относится ко всей России, и естественно, Мурманская область не исключение. Большинство этих условий создается действующим законодательством. Сюда можно отнести и лицензирование отдельных видов деятельности, и налогообложение (особенно коэффициент к2), порядок обязательного использования в повседневной деятельности ККМ (контрольно-кассовых машин), отчетность предпринимателя перед налоговыми органами (здесь речь идет о бюрократическом факторе налоговых органов) и так далее..
Это лишь часть проблем, которые ставят «палки в колеса» нашим предпринимателям и не дают эффективно и быстро строить свой бизнес.
Более
того, эти проблемы ставят под угрозу
вопрос существования предпринимателей
в целом. Т.е. многие не выдерживают
такого давления, несмотря на, итак, сложный
процесс выживания в условиях
растущей конкуренции и постепенной монополизации
рынка.
1 Специфика и перспективы развития малого предпринимательства в Мурманской области
1.1
Состояние малого предпринимательства
в Мурманской области
Малое
предпринимательство в
По состоянию на 1 января 2008 года на территории области в сфере малого бизнеса занято 86 тыс. человек:
- на малых предприятиях трудится - 36 тыс. человек;
- количество индивидуальных предпринимателей составляет - 50 тыс. человек.
Согласно статистическим данным по 2008 году, на территории области зарегистрировано около 4 тысяч малых предприятий.
За 2008 год малыми предприятиями было произведено продукции, работ и оказано услуг на 25,4 млрд. рублей, что на 7% больше, чем в 2006 году. В Мурманской области производится около 30 основных видов промышленной продукции: лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, легкой промышленности, товаров культурно-бытового назначения и продуктов питания. Выпуск промышленной продукции за истекший период составил 10,54 млрд. рублей (из них около 80% приходится на долю рыбной отрасли). Объем продукции за 2008 год в строительстве составляет 4,84 млрд. рублей, в транспорте – 0,57 млрд. рублей, в торговле и общественном питании – 6,20 млрд. рублей.
Наиболее
развито предпринимательство в
Мурманске (столице Заполярья), здесь
шире потребительский рынок, сконцентрированы
трудовые и сырьевые ресурсы. Сложившаяся
отраслевая структура, данные по занятости
на малых предприятиях и структура выручки
от реализации свидетельствуют о развитии
малого бизнеса преимущественно в сфере
торговли и общественного питания и промышленности.
Остальные отрасли развиваются не в полной
мере.
1.2
Субъекты малого предпринимательства
По
данным ООО «Агентство развития бизнеса
», проводившего научно – исследовательскую
работу в 2007 г., на тему: «выявление мнений
субъектов малого и среднего
предпринимательства об уровне административных
барьеров» для Мурманской области
характерен тот факт, что из 100 % предпринимателей
62, 5 % - это ПБОЮЛ, 22,7 % - это ООО, а остальные
проценты поделили между собой примерно
в равных долях все остальные организационно
– правовые формы.
Рис.
1 организационно – правовая форма
предприятий предпринимателей Мурманской
области.
А вот на следующей диаграмме отражены временные показатели, т.е. в какой период было создано предприятие.
Как видно из этого анализа, большинство предприятий организовано в последние 4 года, чуть меньший процент в последние 7 лет. Чем это обусловлено?
В-первую очередь, конечно же, проводимой политикой государства, т.е. тем фактором, что государство само создает такие условия и предпосылки, чтобы граждане начинали заниматься «своим делом». Совершенно другое дело, что этих условий мало, и в большей мере существуют проблемы, чем эти самые предпосылки. В чем это проявляется?
Это проявляется, например, в порядке регистрации ИП в качестве ПБОЮЛ, ООО и др. Введением правила «одного окна», и постепенного убирания бюрократического маразма.
Также проявляется, к примеру, в налогообложении. Введением специальных режимов (ЕНВД, УСН и т.д.)
По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.
1.3
Нормативно-правовые
основы регулирования
малого предпринимательства
в Мурманской области
Для организации взаимодействия между властью и малым бизнесом в Мурманской области еще в начале 90-х годов было создано государственное предприятие ФОРМАП (Фонд развития малого предпринимательства), этот фонд содействовал продвижению проектов в сфере малого бизнеса, помогал в разработке бизнес-планов.
Деятельность предпринимательства в Мурманской области регламентирована следующими нормативными правовыми актами:
1. На региональном уровне.
2. На федеральном уровне.
7 июня 1999 года приняты немаловажные поправки и дополнения для малого бизнеса в основной областной Закон от 5 июля 1996 года N 31-02-ЗМО «Об основах государственной поддержки малого предпринимательства в Мурманской области». Данным законом устранено противоречие федеральному законодательству в части возможности предоставления субъектам малого предпринимательства индивидуальных налоговых льгот.
В области также обсуждаются проекты законов, касающиеся вопросов защиты прав и юридических интересов предпринимателей, потребительских обществ взаимной помощи и взаимного страхования, развития лизинга в области.
1.4
Недостатки правительственной
программы и существующие
проблемы, тормозящие
сегодня развитие малого
бизнеса
Первый фундаментальный недостаток - это сверхвысокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли, а то и вовсе 0 % или даже в убыток. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.
Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.
Третий недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень - 10 тыс. рублей. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.
Четвертый фундаментальный недостаток - отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес. Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время.
Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.
Хотя, тут надо отметить, что местные власти в мурманской области понизили коэффициент К2, который прямым образом влиял на размер отчислений налогов в местный бюджет. Такого шага от администрации никто не ожидал, и многие предприниматели были очень приятно удивлены.
Информация о работе Специфика и перспективы развития малого предпринимательства в Мурманской области