Создание и ликвидация предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 15:54, реферат

Описание работы

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Из определения следует, что предприятия становятся основной ячейкой, где происходит рыночная трансформация экономики. Именно в этом заключены суть и характер изменений и развития экономической системы в целом.

Содержание

Введение 3
1. Создание предприятий 4
1.1. Порядок и способы создания юридических лиц 7
1.2. Порядок государственной регистрации 11
1.3. Основные проблемы при создании предприятий 14
2. Ликвидация юридических лиц 16
2.1. Порядок ликвидации юридических лиц 19
2.2. Ликвидация в связи с банкротством 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

1.2 Порядок государственной регистрации

 

    Юридическим лицом как самостоятельным субъектом права организация может стать лишь при условии её государственной регистрации в данном качестве. Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»уполномоченными государственными органами. В настоящее время такими органами являются органы Министерства РФ по налогам и сборам.

    Государственная регистрация юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей осуществляется в целях:

  1. поверки соответствия учредительных документов юридических лиц законодательству;
  2. удостоверения факта создания, реорганизации и ликвидации юридического лица;
  3. учета созданных, реорганизованных, ликвидированных юридических лиц на территории РФ;
  4. учета действующих и прекративших свою деятельность индивидуальных предпринимателей;
  5. ведения Единого государственного реестра;
  6. создания информационного банка данных о юридических лицах и учета индивидуальных предпринимателей;

    Регистрация – это в законодательном порядке установленная процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования. Государственной регистрации подлежат все вновь создаваемые (реорганизуемые) субъекты хозяйствования, а также изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы действующих коммерческих и некоммерческих организаций. Деятельность юридических лиц, осуществляемая без государственной регистрации, запрещается и признаётся незаконной. Доходы, полученные от такой деятельности, и штраф в размере полученных доходов взыскиваются в доход бюджета. В соответствии с законодательством юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

    Для государственной регистрации коммерческих организаций учредители предоставляют в регистрирующий орган:

  1. заявление по форме, установленной Министерством юстиции РФ, о государственной регистрации юридического лица, подписанное учредителем (учредителями);
  2. решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;
  3. учредительные документы (учредительный договор, устав);
  4. документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного капитала коммерческой организации;
  5. документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческих организаций – физических лицах;
  6. если одним из учредителей выступает иностранное юридическое лицо – документ, подтверждающий его юридический статус;
  7. справку налогового органа по месту жительства физического лица – собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации о предоставлении декларации о доходах и имуществе;
  8. гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение юридического лица по месту жительства;
  9. платёжный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию, и др;

    Подача  документов в соответствующие органы и внесение платы не означает, что  предприятие будет зарегистрировано. Существуют законодательные установленные  основания для отказа в государственной  регистрации предприятия. К ним относятся:

  1. расположение юридического лица в жилом помещении без соответствующего решения исполнительного комитета, принятого в отношении данного юридического лица;
  2. нарушение установленного порядка создания предприятия;
  3. использование юридическим лицом чужого зарегистрированного фирменного наименования
  4. несоответствие учредительных документов требованиям законодательства;
  5. непредставление полного перечня документов, предусмотренных законодательством, и др.

    В случае отказа в государственной  регистрации орган государственной регистрации обязан в месячный срок со дня подачи заявления выдать мотивированный отказ в письменном виде.

    Отказ в государственной регистрации  юридического лица или индивидуального  предпринимателя по мотивам нецелесообразности их создания не допускается.

 

1.3 Основные проблемы при создании предприятий

 

    При организации нового юридического лица предприниматели неизбежно сталкиваются с теми или иными проблемами.  Проблемы при регистрации предприятий встречаются, но, скорее, это проблемы не организационного плана, а большой «свободы» законодательства.

    Например, в Федеральный Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что юридическое лицо регистрируется по месту нахождения его исполнительного органа. По ранее существовавшему правилу (до вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») при регистрации предприятия лицо, предоставляющее помещение для местонахождения предприятия, должно было предоставить и справку о том, что оно не возражает против нахождения на его территории определенного предприятия.

    Сегодня Федеральный Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» напрямую запрещает регистрирующему органу требовать подобного рода документы. На практике используется понятия «юридический» и «фактический» адрес того или иного предприятия, хотя Федеральный Закон № 129-ФЗ такого понятия не дает. Допускается регистрация нескольких юридических лиц по одному и тому же адресу, и в результате многие предприятия регистрируются по одному и тому же адресу без должных оснований, не изжита практика недобросовестного предоставления юридических адресов исключительно для целей государственной регистрации. Таким образом, при регистрации можно указать практически любой адрес.

    Другой  проблемой можно назвать то, что  нет компетентного органа, контролирующего  наименование того или иного предприятия, что влечет не желательные последствия  в случае появления «двойника»

    В соответствии с Постановлением Правительства  РФ № 439 от 19.06.2002 г., утверждены формы документов (заявлений, сведений, сообщений) для подачи в Федеральную налоговую службу. При этом независимо от того, лично обратился к регистратору учредитель (руководитель) или доверенное лицо, необходимо предоставить заявление (сведения, сообщение и т.п.) по установленный форме и заверенное нотариально. Нотариальное заверение вышеназванных документов должно являться гарантией их предоставления в налоговый орган действительно правомочным лицом. Однако, при действующем порядке нотариально заверяется только часть сведений заявления о регистрации, касающиеся лишь полномочий по предоставлению документов в налоговую службу, сами сведения (их смысловое содержание), будь то внесения изменений в учредительные документы, принятие новой редакции. Устава, учредительного договора и прочих изменений, заверяются лишь подписью уполномоченного лица, подающего документы на регистрацию. Таким образом, можно сделать вывод, что указанные выше проблемы при государственной регистрации в отношении юридических лиц, требуют немедленного разрешения, так как создают благодатную почву для всевозможного рода злоупотреблений. Например, все решения участников юридических лиц, являющихся основаниями для последующей государственной регистрации сведений в отношении юридических лиц, заверять нотариально.

 

    2 Ликвидация юридических лиц

 

    Ликвидация  – способ прекращения юридических  лиц, причём без перехода их субъективных прав и обязанностей в порядке  правопреемства к другим лицам. При  ликвидации юридического лица все его права и обязанности прекращаются вместе с ним. Ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной.

    Решение о добровольной ликвидации принимается участниками юридического лица или его органом, уполномоченным учредительными документами. При этом мотивы для принятия решения о добровольной ликвидации могут быть любыми. Решение о принудительной ликвидации принимает суд по требованию уполномоченного на это государственного или муниципального органа.

    Ликвидация  является заключительным этапом жизненного цикла предприятия. В соответствии с мировой практикой и ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по следующим причинам:

  1. По решению учредителей (участников) либо органа организации, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе:
      1. в связи с истечением срока, на который была создана организация;
      2. достижением цели, ради которой организация была создана;
      3. признанием судом недействительной регистрации организации в связи с допущенными при её создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;

    Учредители (участники) организации при прекращении  её деятельности обязаны обеспечить ликвидацию этой организации в срок, согласованный с регистрирующим органом.

  1. По решению хозяйственного суда в случае:
    1. непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который было создано предприятие, достижением цели, ради которой оно было создано;
    2. осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещённой законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации;
    3. признанием судом недействительной регистрации организации в связи с допущенными при её создании нарушениями законодательства;
    4. экономической несостоятельности (банкротства) этой организации, а также в иных случаях предусмотренных законодательством;
 
  1. Решением  регистрирующего органа в случае:
    1. осуществления деятельности, противоречащей уставным целям организации, либо непредусмотренной её учредительными документами, либо без специального разрешения (лицензии), либо запрещённой законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства;
    2. сокрытия (занижения) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения;
    3. нарушения сроков регистрации акций, установленных законодательством;
    4. нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда в соответствии с законодательством;
    5. наличия убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправления организации по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков;
    6. наличия задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты государственной регистрации организации;
    7. размещения органов управления организации, а также документов бухгалтерского учёта и отчётности не по месту нахождения организации;
    8. неоднократного непредставления статистической и иной обязательной отчётности в установленный законодательством срок;
    9. отсутствия движения средств на счетах в банках в течение определённого периода и ненаправления организацией банку, регистрирующему и налоговому органам сообщения о причинах отсутствия движения средств на счетах;
    10. осуществления недобросовестной рекламы и неоднократного нарушения прав потребителей;
    11. законодательством минимального размера уставного фонда и др;

    Важнейшими  экономическими причинами ликвидации предприятия являются уменьшение стоимости чистых активов ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда и экономическая несостоятельность, т.е. банкротство.

    Соотношение чистых активов и уставного фонда  контролируется ежегодно при утверждении  годового баланса и характеризует  финансовую устойчивость предприятия. Если частные активы предприятия  меньше уставного фонда – уставный фонд подлежит уменьшению, а если при этом размер уставного фонда окажется меньше установленной государством величины, то такое предприятие подлежит ликвидации. Справедливость такого требования не вызывает сомнений, поскольку реальные активы выступают в качестве гарантии защиты интересов кредиторов.

    Если  величина чистых активов ниже размера  зарегистрированного уставного  фонда, это свидетельствует о  неспособности предприятия погашать свои обязательства за счёт собственных  средств, о наступлении экономической  несостоятельности.

2.1 Порядок ликвидации юридических лиц

 

    При создании организации её учредители вряд ли думают о том, что в силу некоторых причин её придётся ликвидировать. Поэтому когда это происходит, многие из них оказываются в растерянности, поскольку они не знают, какую процедуру нужно соблюсти при ликвидации фирмы. Общий порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ. Однако существует немало подзаконных актов, которые при этом также необходимо учитывать.

    Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, по решению суда, а также вследствие признания его банкротом.

    Прежде  всего, учредители юридического лица или  орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

    Статьей 20 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен трёхдневный срок для предоставления письменного уведомления в налоговый орган по месту регистрации юридического лица.

    Получив уведомление, регистрирующий орган  вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в его учредительные документы. Также запрещается государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемая организация, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Информация о работе Создание и ликвидация предприятия