Создание и ликвидация предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 15:54, реферат

Описание работы

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Из определения следует, что предприятия становятся основной ячейкой, где происходит рыночная трансформация экономики. Именно в этом заключены суть и характер изменений и развития экономической системы в целом.

Содержание

Введение 3
1. Создание предприятий 4
1.1. Порядок и способы создания юридических лиц 7
1.2. Порядок государственной регистрации 11
1.3. Основные проблемы при создании предприятий 14
2. Ликвидация юридических лиц 16
2.1. Порядок ликвидации юридических лиц 19
2.2. Ликвидация в связи с банкротством 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

 

Введение

 

    В период перехода экономики от административно-хозяйственной  к рыночной системе появляется потребность  в переосмыслении форм и методов  ведения экономики предприятия. При этом возникает множество вопросов и проблем, требующих решения: как создавать новую компанию или фирму, как должна работать экономика предприятия, от чего зависит эффективность ее ведения, что следует предпринимать для большей результативности деятельности предприятия.

    Поиск ответов на эти вопросы происходит на основе метода проб и ошибок, что  в настоящих условиях дорого обходится  не только предприятию, но и обществу в целом. Основной причиной этого  является неумение и незнание руководителями предприятий форм и методов работы в условиях рыночной системы хозяйствования. В экономически развитых странах имеется большой опыт решения подобных вопросов. Однако он не всегда может быть применен в Российской Федерации. Необходима его адаптация с учетом традиций и менталитета российских предпринимателей.

    Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг в целях  удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

    Из  определения следует, что предприятия  становятся основной ячейкой, где происходит рыночная трансформация экономики. Именно в этом заключены суть и  характер изменений и развития экономической  системы в целом.

1. Создание предприятий

 

    Предприятие может быть создано путем учреждения нового или реорганизации существующего  юридического лица (путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

    Перед тем, как предпринимать конкретные шаги по созданию нового предприятия, оно должно быть уже создано мысленно, то есть, спрогнозировано и спланировано.

    Создание  любого предприятия начинается с  определения своей хозяйственной  ниши в экономическом пространстве, изучения состояния рынка, предложения  и спроса на реализуемые товары и услуги в интересующей его отрасли и регионе, определяются общие условия инвестирования средств, изучения уровня развития науки и техники в соответствующей отрасли производства (следует предусмотреть возможные препятствия и ограничения, изучить возможности получения льгот — заемных, налоговых и др.)

    Определяющим  является спрос на продукцию: если продукция  предприятия не будет пользоваться спросом, ему грозит разорение. Такая  продукция остается нереализованной, а затраты на ее изготовление неоплаченными.

    По  мнению профессора Школы бизнеса  Нью-йоркского университета, одного из самых читаемых авторов в США  и в мире, Питера Друкера, создание нового предприятия требует:

  1. концентрации внимания на рынке;
  2. финансового предвидения, особенно в планировании и регулировании наличных денег;
  3. создания высшего управленческого звена задолго до того, как новое предприятие почувствует в этом реальную потребность, и задолго до появления у него реальной возможности позволить себе иметь это подразделение;
  4. умения определять участки наиболее эффективного применения своих сил и способностей;

    Перед началом собственного дела следует  выполнить так называемую маркетинговую  разведку, т.е. найти свою рыночную нишу. При этом надо обратить внимание на ряд условий:

  1. политические факторы – стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций;
  2. социально-экономические – состояние покупательной способности отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать создаваемое предприятие, возможная конкуренция, движение инфляционных процессов, состояние финансово-кредитной системы;
  3. правовые – наличие и состояние законодательной базы предпринимательства;

    Далее возникает вопрос об учредителях. При  подборе учредителей следует  учитывать: платежеспособность, деловую порядочность, полное взаимное доверие. Практика показывает, что нередко учредители, начав свой бизнес и столкнувшись с определенными трудностями, расходятся, а иногда и становятся врагами. Поэтому подбирать учредителей следует тщательно и неторопливо.

    Не  менее важным этапом при создании предприятия является выбор организационно-правовой формы создаваемого предприятия.

    В соответствии с ГК РФ, предприятие на территории РФ может быть создано в одной из следующих организационно-правовых форм:

  1. полное товарищество
  2. товарищество на вере
  3. общество с ограниченной ответственностью
  4. общество с дополнительной ответственностью
  5. акционерное общество: открытое или закрытое
  6. дочерние предприятия
  7. зависимые предприятия
  8. производственные кооперативы
  9. государственные и муниципальные унитарные предприятия
  10. потребительские кооперативы
  11. общественные и религиозные организации
  12. фонды
  13. учреждения
  14. ассоциации и союзы

    Факторы, определяющими выбор организационно-правовой формы являются следующие:

  1. участие в образовании имущества юридического лица и обязательственное либо право собственности или другое вещное право по отношению к этому имуществу;
  2. объем правоспособности (общей или специальной);
  3. вид деятельности;
  4. необходимость лицензирования и территория деятельности;
  5. место государственной регистрации;
  6. количество участников;
  7. предполагаемые органы управления;
  8. наличие предполагаемых филиалов и представительств;
  9. система налогообложения, желательная участникам, а также система бухгалтерского учета и отчетности;

 

1.1 Порядок и способы создания юридических лиц

 

    Создание  предприятия основывается на определённых законодательно регулируемых принципах  и проходит несколько этапов:

  1. возникновение идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);
  2. изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;
  3. изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;
  4. подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и т.д.);
  5. подбор соучредителей предприятия;
  6. определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда);
  7. разработка учредительных документов и бизнес-плана;
  8. проведение организационных мероприятий по созданию предприятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;
  9. осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банке;
  10. изготовление печатей, штампов;
  11. постановка на учёт в органе государственной налоговой службы, территориальном органе пенсионного фонда и др;

    Порядок создания юридических лиц регулируется специальными законами и подзаконными актами.

    На  практике существует три порядка образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный.

    Распорядительный  порядок означает, что юридическое  лицо создаётся по распоряжению собственника либо уполномоченного им органа и  специальной государственной регистрации не требуется. Например, приказом министерства создаётся предприятие, постановлением правительства – концерн и т.д.

    В странах с рыночной экономикой такой  порядок заменяет явочный порядок  образования юридических лиц. Для  этого способа образования юридических лиц также характерно отсутствие специальной государственной регистрации последних. Предприятия (организации) создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица.

    Разрешительный порядок, который, в свою очередь, предполагает, что создание предприятия (организации) разрешено тем или иным компетентным органом. Современное действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности, но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц. Для создания объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) необходимо предварительное согласие федерального антимонопольного органа. В России, как и в большинстве европейских стран, разрешительный порядок предусмотрен также для образования страховых обществ и банков.

    Явочно-нормативный  порядок состоит в том, что  юридическое лицо создаётся по инициативе граждан и (или) юридических лиц  после получения на это согласия (разрешения) соответствующего государственного либо иного органа (например, создание дочерних предприятий и т.д.) Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного. Создать юридическое лицо может одно лицо или несколько лиц, которые именуются учредителями.

    Учредителей организации необходимо отличать от её участников. Состав учредителей  определяется на момент создания предприятия. В тоже время учредители являются одновременно и участниками. Однако впоследствии состав участников может  измениться.

    В качестве учредителей и участников юридического лица могут выступать  любые субъекты гражданского права, обладающие необходимым объёмом  право- и дееспособности: физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

    Разработка  учредительных документов является определяющим этапом в процессе создания предприятия. Законодательством установлены  два основных учредительных документа, которые необходимо иметь предприятиям в зависимости от организационно-правовой формы: учредительный договор и устав.

    Учредительный договор – свод правил, регулирующий взаимоотношения членов предприятия  в определённой сфере хозяйственной  деятельности. Он регламентирует, прежде всего, условия создания предприятия  коллективом граждан.

    Чаще  всего структура учредительного договора выглядит следующим образом:

  1. Раздел 1. Общие положения: наименование предприятия; правовое положение предприятия; юридический адрес; учредители.
  2. Раздел 2. Основные виды деятельности: цель создания предприятия; основной вид деятельности; какими видами деятельности может заниматься.
  3. Раздел 3. Уставный капитал: размер уставного капитала; порядок формирования (в некоторых случаях, согласно законодательству, должны быть приведены сведения о размере, составе, сроках и порядке внесения учредителями вкладов, об ответственности учредителей за нарушение обязанностей по внесению вкладов).
  4. Раздел 4. Обязательства учредителей: полномочия партнёров по управлению имуществом; права партнёров по управлению имуществом; взаимное информирование партнёров; вид ответственности учредителей за невыполнение обязательств; порядок решения споров; порядок выхода учредителей из фирмы;

    Устав – свод правил, регулирующих деятельность предприятий, организаций, учреждений, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, их права и обязанности в определённой сфере хозяйственной деятельности.

    Структура устава, как правило, содержит следующую  информацию:

  1. Раздел 1. Общие положения: наименование фирмы (в том числе и в английской транскрипции); правовое положение (АО; ООО и т.д.); юридический адрес, по которому данное предприятие зарегистрировано;
  2. учредители фирмы с указанием номеров документов, удостоверяющих их личность, и адресом, по которому они прописаны.
  3. Раздел 2. Предмет деятельности:
  4. цель создания фирмы;
  5. основной вид деятельности, товары или услуги, производимые предприятием;
  6. все виды деятельности, которыми предприятие может заниматься.
  7. Раздел 3. Имущество и доходы фирмы:
  8. уставный капитал фирмы;
  9. имущество (для товарищества);
  10. какими средствами владеет фирма и источники этих средств (например, продажа акций);
  11. вклады, инвестируемые каждым членом товарищества (доля товариществ);
  12. основные виды доходов фирмы.

Информация о работе Создание и ликвидация предприятия