Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:33, курсовая работа
Цель курсовой работы - взглянуть на некоторые проблемы отношений между ЕС и Россией с торгово-экономической точки зрения. Постановка вопроса о том, существует ли вероятность реальной конвергенции, дает возможность обсудить те особенности экономики и институтов России, сохранение которых будет мешать ее глубокой интеграции с Европой.
Введение 3
Глава 1. Отношения между ЕС и Россией
§ 1 Развитие свободной торговли между Россией и ЕС 6
§ 2 Договорно-правовая база для экономических отношений
между ЕС и РФ 10
§ 3 Внешнеторговый товарооборот между ЕС и Россией 14
Глава 2. Торгово-экономические отношения между Россией и ЕС
§ 1 Особенности торгово-экономических отношений ЕС - Россия 18
§ 2 Динамика торгово-экономических отношений между Россией и ЕС 21
§ 3 О роли евро и перспективах его использования в торгово-
-экономических отношениях России с ЕС 24
Глава 3. Перспективы и направления развития отношений
между России и ЕС
§ 1 Отношения Россия - ЕС: направления развития 29
§ 2 Реализация программ технического содействия России со стороны ЕС 31
§ 3 Перспективы развития внешнеэкономических связей России с ЕС 31
Заключение 35
Список литературы 39
Увеличение доли единой европейской валюты в расчетах со странами ЕС может произойти прежде всего за счет использования евро в качестве валюты контрактов на поставку готовой продукции из России или контрактов, предусматривающих кредитование российских участников внешнеторговой сделки. Европейские партнеры будут стремиться заключать эти контракты в евро. Участие российских представителей в торгах на товарных биржах и аукционах еврозоны также предполагает использование евро.
Единая европейская валюта со временем может стать инструментом, позволяющим российским экспортерам диверсифицировать валютную структуру контрактов.
Представители ЕС, в том числе Европейской комиссии в России и Европейского делового клуба в Российской Федерации, провели 11 декабря 2001 года в Москве “День евро” по теме: “Роль евро в интеграции Европы и его влияние на отношения между Евросоюзом и Россией”. В мероприятии приняли участие представители исполнительной и законодательной власти России, Банка России, российских деловых кругов.
В ходе встречи отмечалось, что доллар будет оставаться основной валютой в мире еще долго, в том числе и во внешнеэкономических расчетах России. В то же время введение евро окажет позитивное влияние на российскую экономику, поскольку открывает новые возможности для представителей деловых кругов, а также послужит сближению экономик России и Евросоюза и уроком для развития экономической интеграции, в том числе и стран СНГ.
Перспективы использования евро в торгово-экономических отношениях России со странами ЕС и другими европейскими государствами будут в основном определяться следующими факторами: стабильностью курса евро, увеличением объема европейских инвестиций в России (в частности, их обменом на долги) и степенью открытости европейского рынка для российских товаров, услуг и инвестиций. Действие этих факторов может увеличить ликвидность и обороты сегмента евро/рубль на внутреннем валютном рынке, заинтересовать банки в использовании евро в качестве финансового актива и сделать более привлекательными для российских предприятий номинирование контрактов и осуществление расчетов по ним в евро.
Эти факторы будут оказывать влияние и на политику Банка России в области формирования структуры валютных резервов. Часть их, номинированную в национальных валютах стран ЭВС, Банк России уже перевел в евро. Доля евро в валютных резервах Банка России постепенно растет. Учитывая перспективы единой европейской валюты, обслуживающей рынок с большим потенциалом, она может со временем занять более значительное место в этих резервах.
Очевидно, что перевод в евро расчетов, активов и резервов, сбережений компаний и граждан может происходить постепенно, по мере того как будет более выгодно и надежно вкладывать средства в евро. А это, в свою очередь, будет определяться экономической и валютной политикой ЕС и открытостью европейского рынка для российских товаров, услуг и инвестиций. Пока же важно продолжать накапливать опыт и анализировать практику работы с евро. Однако уже сейчас все происходящее с единой европейской валютой, и в первую очередь динамика ее обменного курса, имеет большое значение для российской экономики.
1 Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция.
2 С 1 января 1999 года - в безналичной форме.
3 Поскольку в каждой операции участвуют две валюты, сумма процентных долей по всем валютам составляет 200%.
4 Интернет-сайт МВФ http://www.imf.org.
ГЛАВА 3. Перспективы и направления развития отношений
между Россией и ЕС.
§ 1 Отношения Россия – ЕС: направления развития
§ 2 Реализация программ технического содействия России
со стороны Европейского союза.
В январе 2000 г. был утвержден новый регламент ТАСИС на 2000-2006 гг., в соответствии с которым для России на 2000-2001 гг. было выделено 188 млн. евро на выполнение программ поддержки институциональных, правовых и административных реформ; поддержки частного сектора и содействия экономическому развитию; решения социальных проблем переходного периода; развития инфраструктуры; охраны окружающей среды и управления природными ресурсами; развития экономики сельскохозяйственных регионов; реализации малых проектов.
Кроме того, за период1996-1999 гг. России было предоставлено521 млн. евро по линии финансового содействия со стороны отдельных стран ЕС и 1577 млн. евро кредитов Европейского банка реконструкции и развития.
В конце 1998 г. - начале 1999 г. ЕС оказал России продовольственную помощь в размере 470 млн. евро.
Прямые инвестиции ЕС в экономику России превысили по состоянию на 2000 г. в общей сложности 3,2 млрд. евро. Вместе с тем это составляло лишь 0,3% общих объемов иностранных инвестиций ЕС, что свидетельствует о больших резервах инвестиционного сотрудничества между Россией и ЕС.
§ 3 Перспективы развития внешнеэкономических
связей России с ЕС.
Вопросы устранения существующих барьеров в торгово-экономических отношениях между Россией и ЕС регулярно рассматриваются на заседаниях совместных органов: Совета сотрудничества Россия - ЕС, Комитета сотрудничества Россия-ЕС, его Подкомитета по торговле и промышленности и других подкомитетов. Наиболее важные стратегические вопросы сотрудничества выносятся на встречи на высшем уровне (саммиты) Россия - Европейский союз с участием Президента Российской Федерации, Представителя Европейского совета (главы правительства страны, председательствующей в ЕС), Генерального секретаря Совета ЕС - высокого представителя по общей внешней политике и политике в области безопасности ЕС и Председателя Комиссии ЕС.
В целях развития взаимного сотрудничества в области энергетики (Россия находится на первом месте среди стран - поставщиков в ЕС природного газа и на втором - по нефти и нефтепродуктам) КЕС выступила с инициативой по укреплению стратегического партнерства между Россией и ЕС в обеспечении энергетической безопасности ЕС путем значительного (в полтора раза) увеличения поставок из России в ЕС нефти и нефтепродуктов, природного газа и электроэнергии взамен поставок в Россию оборудования, объектов инфраструктуры и технологий из Европейского союза. Эта инициатива получила поддержку на саммите Россия - ЕС в Париже (октябрь 2000 г.). В совместном заявлении по его итогам отмечено, что «Российская Федерация и Европейский союз приняли решение начать на регулярной основе диалог в энергетической области, который позволит продвинуться в налаживании партнерства российской Федерации и Европейского союза в сфере энергетики. Такой диалог позволит рассматривать все представляющие общий интерес вопросы, относящиеся к данной области, включая развитие сотрудничества в сфере энергосбережения и рационализации производственной и транспортной инфраструктуры, возможности для европейских инвестиций, а также отношения между странами-производителями и странами-потребителями». Было принято решение о создании совместной рабочей группы по энергетике, задачей которой является определение конкретных путей и механизмов такого сотрудничества.
Вопросы развития взаимных торгово-экономических отношений заняли важное место и на саммите Россия -ЕС в Москве (май 2001 г.). В совместном заявлении по итогам саммита было отмечено продолжение диалога в рамках структур СПС о последствиях решения ЕС и желание конструктивно рассматривать возникающие при этом вопросы, включая перемещение граждан, товаров и услуг между расширившимся ЕС и Россией. При этом особо подчеркнуто, что расширение ЕС должно привести к увеличению объемов экономической деятельности между Россией и вступающими странами, а также расширившимся ЕС в целом.
В целях стимулирования инвестиций и передачи технологией ЕС в российский энергетический сектор образованы экспертные группы по вопросам стратегии, балансов и инвестиций; инфраструктуре и технологиям; энергетической эффективности; охране окружающей среды и определены следующие приоритетные области переговоров:
-Транспарентность энергетических рынков;
-Оценка надежности существующей энергетической транспортной инфраструктуры;
-Вопросы, связанные соглашениями о разделе продукции;
-Условия импорта электроэнергии из России;
- Сотрудничество в области энергетических технологий и ядерной безопасности;
- Проекты энергосбережения в жилищном секторе;
- Передача современных технологий и процедуры быстрого разрешения споров.
В октябре 2000 г. российский «Газпром» подписал соглашение с французской компанией «Газ де Франс», итальянской «СНАМ» (филиал группы ЭНИ) и немецкими «Винтерсхалл» и «Рургаз» о создании международного консорциума для сооружения нового газопровода из России в страны ЕС. Трасса этого газопровода должна пройти через территорию Белоруссии, Польши и Словакии. Его протяженность составит около 600 км, общая стоимость строительства оценивается в 2 млрд. долл. Этот газопровод станет перемычкой между так называемой «северной ветвью», по которой российский газ с Ямала поступает в Германию, и «южной ветвью», проходящей через Украину, по которой российский газ экспортируется в Италию и Францию. С вводом встрой нового газопровода и практической реализацией других имеющихся проектов стратегическое партнерство между Россией и Европейским союзом в области производства энергоносителей и взаимного обеспечения энергетической безопасности еще более укрепится.