Современный этап и перспективы развития торгово-экономических отношений России с Европейским Союзом

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - взглянуть на некоторые проблемы отношений между ЕС и Россией с торгово-экономической точки зрения. Постановка вопроса о том, существует ли вероятность реальной конвергенции, дает возможность обсудить те особенности экономики и институтов России, сохранение которых будет мешать ее глубокой интеграции с Европой.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Отношения между ЕС и Россией
§ 1 Развитие свободной торговли между Россией и ЕС 6
§ 2 Договорно-правовая база для экономических отношений
между ЕС и РФ 10
§ 3 Внешнеторговый товарооборот между ЕС и Россией 14
Глава 2. Торгово-экономические отношения между Россией и ЕС
§ 1 Особенности торгово-экономических отношений ЕС - Россия 18
§ 2 Динамика торгово-экономических отношений между Россией и ЕС 21
§ 3 О роли евро и перспективах его использования в торгово-
-экономических отношениях России с ЕС 24
Глава 3. Перспективы и направления развития отношений
между России и ЕС
§ 1 Отношения Россия - ЕС: направления развития 29
§ 2 Реализация программ технического содействия России со стороны ЕС 31
§ 3 Перспективы развития внешнеэкономических связей России с ЕС 31
Заключение 35
Список литературы 39

Работа содержит 1 файл

курсовик по мэ.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Увеличение доли единой европейской валюты в расчетах со странами ЕС может произойти прежде всего за счет использования евро в качестве валюты контрактов на поставку готовой продукции из России или контрактов, предусматривающих кредитование российских участников внешнеторговой сделки. Европейские партнеры будут стремиться заключать эти контракты в евро. Участие российских представителей в торгах на товарных биржах и аукционах еврозоны также предполагает использование евро.

Единая европейская валюта со временем может стать инструментом, позволяющим российским экспортерам диверсифицировать валютную структуру контрактов.

Представители ЕС, в том числе Европейской комиссии в России и Европейского делового клуба в Российской Федерации, провели 11 декабря 2001 года в Москве “День евро” по теме: “Роль евро в интеграции Европы и его влияние на отношения между Евросоюзом и Россией”. В мероприятии приняли участие представители исполнительной и законодательной власти России, Банка России, российских деловых кругов.

В ходе встречи отмечалось, что доллар будет оставаться основной валютой в мире еще долго, в том числе и во внешнеэкономических расчетах России. В то же время введение евро окажет позитивное влияние на российскую экономику, поскольку открывает новые возможности для представителей деловых кругов, а также послужит сближению экономик России и Евросоюза и уроком для развития экономической интеграции, в том числе и стран СНГ.

Перспективы использования евро в торгово-экономических отношениях России со странами ЕС и другими европейскими государствами будут в основном определяться следующими факторами: стабильностью курса евро, увеличением объема европейских инвестиций в России (в частности, их обменом на долги) и степенью открытости европейского рынка для российских товаров, услуг и инвестиций. Действие этих факторов может увеличить ликвидность и обороты сегмента евро/рубль на внутреннем валютном рынке, заинтересовать банки в использовании евро в качестве финансового актива и сделать более привлекательными для российских предприятий номинирование контрактов и осуществление расчетов по ним в евро.

Эти факторы будут оказывать влияние и на политику Банка России в области формирования структуры валютных резервов. Часть их, номинированную в национальных валютах стран ЭВС, Банк России уже перевел в евро. Доля евро в валютных резервах Банка России постепенно растет. Учитывая перспективы единой европейской валюты, обслуживающей рынок с большим потенциалом, она может со временем занять более значительное место в этих резервах.

Очевидно, что перевод в евро расчетов, активов и резервов, сбережений компаний и граждан может происходить постепенно, по мере того как будет более выгодно и надежно вкладывать средства в евро. А это, в свою очередь, будет определяться экономической и валютной политикой ЕС и открытостью европейского рынка для российских товаров, услуг и инвестиций. Пока же важно продолжать накапливать опыт и анализировать практику работы с евро. Однако уже сейчас все происходящее с единой европейской валютой, и в первую очередь динамика ее обменного курса, имеет большое значение для российской экономики.

1 Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция.

2 С 1 января 1999 года - в безналичной форме.

3 Поскольку в каждой операции участвуют две валюты, сумма процентных долей по всем валютам составляет 200%.

4 Интернет-сайт МВФ http://www.imf.org.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Перспективы и направления развития отношений

между Россией и ЕС.

 

§ 1 Отношения Россия – ЕС: направления развития

 

Основой отношений между ЕС и Россией является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), определяющее ЕС и Россию как стратегических партнеров. Соглашение было подписано главами государств или правительств в то время двенадцати стран членов ЕС, председателем Европейской Комиссии и президентом Российской Федерации в июне 1994 года на острове Корфу.

Промежуточное соглашение о торговле и экономических отношениях вступило в силу 16 февраля 1996 года. СПС было ратифицировано и вступило в силу 1 декабря 1997 года.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве содержит 112 статей, 10 приложений и 2 протокола, а также ряд совместных и односторонних деклараций. Положения СПС касаются развития политического диалога, торговли, бизнеса и инвестиций, платежей и капитала, вопросов конкуренции, защиты интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности, развития сотрудничества в области законодательства, экономики, а также сотрудничества в борьбе с противоправной деятельностью, культурного сотрудничества и сотрудничества в финансовой сфере.

СПС основано на базовых принципах, разделяемых сторонами, от содействия международному миру и безопасности до поддержки демократического общества, основанного на политических и экономических свободах. В духе равноправия и партнерства Соглашение нацелено на укрепление политических, торговых, экономических и культурных связей и определяет повестку дня для переговоров о возможности создания зоны свободной торговли. Соглашение содержит положения, в соответствии с которыми Россия и ЕС предоставили друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации и ограничили возможности введения импортно-экспортных ограничений.

В соответствии с Соглашением обе стороны обязались проводить дважды в год встречи на высшем уровне: один раз в Москве, а один раз в столице страны члена ЕС, являющейся в это время председателем ЕС.

Кроме того, каждый год проходят другие встречи министров, парламентариев и иных должностных лиц.

В июне 1999 года в Кельне Европейский Союз впервые принял "Коллективную стратегию" в отношении стран, не являющихся членами ЕС. Россия явилась первым партнером в этом новом инструменте политики ЕС.

В октябре 1999 года Россия утвердила свою Стратегию развития отношений с ЕС до 2010 года.

А всего в настоящее время отношения между Россией и ЕС определяют следующие документы:

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (1997)

Коллективная стратегия ЕС по отношению к России (1999)

Стратегия развития отношений России с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010)

Соглашение о торговле некоторыми изделиями из стали (1997)

Соглашение о торговле текстильными товарами (1998)

Меморандум по энергетике (1999)

План совместных действий по борьбе с организованной преступностью (2000)

План совместных действий по нераспространению и разоружению в РФ (1999)

Решение Совета о выполнении Плана совместных действий по нераспространению и разоружению в РФ (2001)

Соглашение о сотрудничестве в области науки и технологий (1999)

Стратегия в отношении России (2002-2006)

Соглашение о торговле некоторыми изделиями из стали (2002)

 

§ 2 Реализация программ технического содействия России

со стороны Европейского союза.

В январе 2000 г. был утвержден новый регламент ТАСИС на 2000-2006 гг., в соответствии с которым для России на 2000-2001 гг. было выделено 188 млн. евро на выполнение программ поддержки институциональных, правовых и административных реформ; поддержки частного сектора и содействия экономическому развитию; решения социальных проблем переходного периода; развития инфраструктуры; охраны окружающей среды и управления природными ресурсами; развития экономики сельскохозяйственных регионов; реализации малых проектов.

Кроме того, за период1996-1999 гг. России было предоставлено521 млн. евро по линии финансового содействия со стороны отдельных стран ЕС и 1577 млн. евро кредитов Европейского банка реконструкции и развития.

В конце 1998 г. - начале 1999 г. ЕС оказал России продовольственную помощь в размере 470 млн. евро.

Прямые инвестиции ЕС в экономику России превысили по состоянию на 2000 г. в общей сложности 3,2 млрд. евро. Вместе с тем это составляло лишь 0,3% общих объемов иностранных инвестиций ЕС, что свидетельствует о больших резервах инвестиционного сотрудничества между Россией и ЕС.

 

§  3 Перспективы развития внешнеэкономических

связей России с ЕС.

 

Вопросы устранения существующих барьеров в торгово-экономических отношениях между Россией и ЕС регулярно рассматриваются на заседаниях совместных органов: Совета сотрудничества Россия - ЕС, Комитета сотрудничества Россия-ЕС, его Подкомитета по торговле и промышленности и других подкомитетов. Наиболее важные стратегические вопросы сотрудничества выносятся на встречи на высшем уровне (саммиты) Россия - Европейский союз с участием Президента Российской Федерации, Представителя Европейского совета (главы правительства страны, председательствующей в ЕС), Генерального секретаря Совета ЕС - высокого представителя по общей внешней политике и политике в области безопасности ЕС и Председателя Комиссии ЕС.

В целях развития взаимного сотрудничества в области энергетики (Россия находится на первом месте среди стран - поставщиков в ЕС природного газа и на втором - по нефти и нефтепродуктам) КЕС выступила с инициативой по укреплению стратегического партнерства между Россией и ЕС в обеспечении энергетической безопасности ЕС путем значительного (в полтора раза) увеличения поставок из России в ЕС нефти и нефтепродуктов, природного газа и электроэнергии взамен поставок в Россию оборудования, объектов инфраструктуры и технологий из Европейского союза. Эта инициатива получила поддержку на саммите Россия - ЕС в Париже (октябрь 2000 г.). В совместном заявлении по его итогам отмечено, что «Российская Федерация и Европейский союз приняли решение начать на регулярной основе диалог в энергетической области, который позволит продвинуться в налаживании партнерства российской Федерации и Европейского союза в сфере  энергетики. Такой диалог позволит рассматривать все представляющие общий интерес вопросы, относящиеся к данной области, включая развитие сотрудничества в сфере энергосбережения и рационализации производственной и транспортной инфраструктуры, возможности для европейских инвестиций, а также отношения между странами-производителями и странами-потребителями». Было принято решение о создании совместной рабочей группы по энергетике, задачей которой является определение конкретных путей и механизмов такого сотрудничества.

Вопросы развития взаимных торгово-экономических отношений заняли важное место и на саммите Россия -ЕС в Москве (май 2001 г.). В совместном заявлении по итогам саммита было отмечено продолжение диалога в рамках структур СПС о последствиях решения ЕС и желание конструктивно рассматривать возникающие при этом вопросы, включая перемещение граждан, товаров и услуг между расширившимся ЕС и Россией. При этом особо подчеркнуто, что расширение ЕС должно привести к увеличению объемов экономической деятельности между Россией и вступающими странами, а также расширившимся ЕС в целом.

В целях стимулирования инвестиций и передачи технологией ЕС в российский энергетический сектор образованы экспертные группы по вопросам стратегии, балансов и инвестиций; инфраструктуре и технологиям; энергетической эффективности; охране окружающей среды и определены следующие приоритетные области переговоров:

-Транспарентность энергетических рынков;

-Оценка надежности существующей энергетической транспортной инфраструктуры;

 -Вопросы, связанные соглашениями о разделе продукции;

-Условия импорта электроэнергии из России;

 - Сотрудничество в области энергетических технологий и ядерной безопасности;

 - Проекты энергосбережения в жилищном секторе;

           - Передача современных технологий и процедуры быстрого разрешения споров.

В октябре 2000 г. российский «Газпром» подписал соглашение с французской компанией «Газ де Франс», итальянской «СНАМ» (филиал группы ЭНИ) и немецкими «Винтерсхалл» и «Рургаз» о создании международного консорциума для сооружения нового газопровода из России в страны ЕС. Трасса этого газопровода должна пройти через территорию Белоруссии, Польши и Словакии. Его протяженность составит около 600 км, общая стоимость строительства оценивается в 2 млрд. долл. Этот газопровод станет перемычкой между так называемой «северной ветвью», по которой российский газ с Ямала поступает в Германию, и «южной ветвью», проходящей через Украину, по которой российский газ экспортируется в Италию и Францию. С вводом встрой нового газопровода и практической реализацией других имеющихся проектов стратегическое партнерство между Россией и Европейским союзом в области производства энергоносителей и взаимного обеспечения энергетической безопасности еще более укрепится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ показывает, что Общая Стратегия ЕС в отношении России - это в меньшей степени концептуальный и в большей степени технический, рамочный документ, наполнение которого еще предстоит конкретизировать. Он отражает, с одной стороны, достаточно амбициозную повестку дня политической трансформации ЕС и в то же время весьма сдержанный и инертный подход к развитию отношений с Россией. Кроме того, очевидно, что реализация потенциала Общей Стратегии по России по многим направлениям будет зависеть от контекста отношений ЕС-США, динамики экономической и политической ситуации внутри самой Европы.

Информация о работе Современный этап и перспективы развития торгово-экономических отношений России с Европейским Союзом