Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:33, курсовая работа
Цель курсовой работы - взглянуть на некоторые проблемы отношений между ЕС и Россией с торгово-экономической точки зрения. Постановка вопроса о том, существует ли вероятность реальной конвергенции, дает возможность обсудить те особенности экономики и институтов России, сохранение которых будет мешать ее глубокой интеграции с Европой.
Введение 3
Глава 1. Отношения между ЕС и Россией
§ 1 Развитие свободной торговли между Россией и ЕС 6
§ 2 Договорно-правовая база для экономических отношений
между ЕС и РФ 10
§ 3 Внешнеторговый товарооборот между ЕС и Россией 14
Глава 2. Торгово-экономические отношения между Россией и ЕС
§ 1 Особенности торгово-экономических отношений ЕС - Россия 18
§ 2 Динамика торгово-экономических отношений между Россией и ЕС 21
§ 3 О роли евро и перспективах его использования в торгово-
-экономических отношениях России с ЕС 24
Глава 3. Перспективы и направления развития отношений
между России и ЕС
§ 1 Отношения Россия - ЕС: направления развития 29
§ 2 Реализация программ технического содействия России со стороны ЕС 31
§ 3 Перспективы развития внешнеэкономических связей России с ЕС 31
Заключение 35
Список литературы 39
ГЛАВА 2. ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕС.
§ 1 Особенности торгово-экономических отношений ЕС – Россия
Современное положение России исключительно драматично. Даже руководитель страны вынужден публично признать нелицеприятные факты и констатировать: "Россия переживает один из самых трудных периодов своей многовековой истории. Пожалуй, впервые за последние 200-300 лет она стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне государств мира".
Если в ближайшие два десятилетия в экономическом и политическом развитии страны не произойдет кардинальных перемен, с Россией просто перестанут считаться. Кардинальные перемены невозможны без привлечения внешних ресурсов и благоприятного внешнеполитического фона. В этих условиях пафос Среднесрочной стратегии с упором на "самостийность" России звучит несколько странно. С одной стороны, четкий ответ относительно возможности российского вступления в Европейский Союз был необходим, с другой, то в какой форме это сделано, вызывает сожаление: "Партнерство Россия - Европейский Союз в рассматриваемый период будет строиться на базе договорных отношений, то есть без официальной постановки задачи присоединения или "ассоциации" России с Европейским Союзом. Как мировая держава, расположенная на двух континентах, Россия должна сохранять свободу определения и проведения своей внутренней и внешней политики, свой статус и преимущества евроазиатского государства и крупнейшей страны СНГ, независимость позиций и деятельности в международных организациях".
Несмотря на понятную логику такой позиции, ее целесообразность и перспективность вызывает большие сомнения, особенно с учетом реалий внутреннего положения страны и сложных отношений РФ-ЕС. Цена, которую придется заплатить России за равноудаленное положение в международных, в том числе в международных экономических отношениях, может оказаться непомерно высока. В результате расширения Европейского Союза и вовлечения в его орбиту практически всех европейских государств в виде непосредственного членства или тесной ассоциации, создается единое общеевропейское пространство, регулируемое ЕС. В этих условиях Россия рискует остаться единственной европейской страной, остающейся вне Европы.
Отношения ЕС-РФ имеют ярко выраженную асимметрию, которая носит как количественный, так и качественный характер. В то время, как на долю ЕС приходится более одной трети внешней торговли России, Россия занимает только несколько процентов во внешней торговле ЕС. Означает ли это, что если Россия не проживет без Европейского Союза, то ЕС достаточно легко перенесет потерю России как экономического партнера? Корректным будет ответ: и да, и нет, поскольку обобщенный удельный вес России во внешней торговле ЕС не отражает того существенного факта, что на долю России приходится более трети (36%) поставок газа и одна десятая (10 %) импорта нефти в страны ЕС. Оставаясь достаточно незначительным торговым партнером ЕС, Россия выступает в роли системообразующего поставщика энергоресурсов в Европу. При этом, если прекращение поставок нефти может быть достаточно легко компенсировано из других источников, то поставки российского газа во многих отношениях безальтернативны. Более того, по некоторым аналитическим прогнозам, роль российского газа на европейском рынке будет последовательно возрастать по мере ускорения темпов экономического развития Европы, в частности, ее северного субрегиона. Поставки в Западную Европу энергоресурсов из России резко возросли в начале 1990-х годов на фоне улучшения политического климата после окончания "холодной войны". Во второй половине 90-х годов, с появлением серьезной озабоченности в отношении политического и экономического развития России, ЕС декларирует необходимость диверсификации импорта энергоносителей, чтобы избежать односторонних зависимостей. Реализация этого тезиса, однако, представляется достаточно сложной в силу целого ряда объективных факторов, преимущественно технологического характера. Поставки российского газа, безусловно, играют очень существенную роль в отношениях между ЕС и Россией, смягчая торгово-экономический дисбаланс между ними. Однако было бы ошибочно использовать этот фактор в качестве элемента давления на ЕС, поскольку не только ЕС нуждается в российском газе, но и России трудно найти альтернативный Европе рынок для своих газовых поставок. Следует иметь в виду, что ряд клиентов "Газпрома", не входящих в ЕС, тяготеют к Евросоюзу и в перспективе намерены вступить в него.
Торговый баланс во взаимоотношениях с ЕС в целом складывается в пользу России, особенно после августовского кризиса 1998 г, который сделал неконкурентоспособным на российском рынке значительную часть импорта продовольственных и потребительских товаров, многие из которых ввозились из ЕС, а затем из-за резкого роста цен на нефть в сентябре 2005 г. Однако Россия имеет отрицательное сальдо в торговле с ЕС услугами, поскольку после кратковременного улучшения приток капиталов из ЕС продолжает сокращаться.
Качественная асимметрия проявляется в неблагоприятной структуре взаимной торговли, которая далека от оптимальной. Треть российского экспорта в ЕС составляет минеральное сырье, еще одну треть - металлы и лес. Импорт из ЕС на одну треть представлен продуктами питания и товарами массового потребления. Машинотехнический обмен дает соотношение 30:1 в пользу ЕС. Сырьевая структура российского экспорта и потребительская структура импорта оказывает сдерживающее влияние на динамику взаимной торговли и негативно сказывается на перспективах развития России. Наиболее перспективная часть российского экспорта в ЕС, на которую приходится промышленная продукция и продукты переработки, подвергается жестким антидемпинговым мерам со стороны Европейской Комиссии, в силу чего антидемпинг представляет одну из наиболее серьезных проблем во взаимных отношениях. Москва последовательно добивалась признания за российской экономикой рыночного статуса и на нынешнем этапе частично получила его, однако очевидно что, поскольку сами российские предприятия должны в каждом отдельном случае доказывать рыночный характер производства и обоснованность экспортной цены, сделать им это будет весьма сложно. Кроме того, антидемпинговые процедуры, начатые против конкретных предприятий, распространяются на отрасль в целом. Наконец, нужно трезво отдавать себе отчет в том, что в силу пресловутых "особенностей национальной экономики" российские производители будут периодически демпинговать в экспортных операциях, и ситуация может быть нормализована только в результате оздоровления российской хозяйственной жизни в целом.
§ 2 Динамика торгово-экономических отношений
между Россией и ЕС.
Торговые отношения между Россией и ЕС развиваются весьма динамично. Согласно данным Евростата, взаимный товарооборот возрос с 14,4 млрд. евро в 1992 г. (экспорт России - 8,7 млрд. евро, импорт-5,7 млрд. евро) до 64,7 млрд. евро в 2000 г. (экспорт России - 45,0 млрд. евро, импорт - 19,7 млрд. евро), т.е. в 4,5 раза. Такой рост частично обусловлен расширением С в 1995 г. за счет Австрии, Финляндии и Швеции, которые являются крупными партнерами России. Показатели внешней торговли России с ЕС в его современном составе 1995 г. также отражают ее довольно высокую динамику - увеличение товарооборота с 38,0 млрд. евро в 1995 г. (экспорт России - 21,9 млрд. евро, импорт - 16,1 млрд. евро) до уже приведенных 64,7млрд. евро в 2000 г., т.е. в 1,7 раза.
В ЕС представлены крупнейшие торговые партнеры России: Германия, Италия, Великобритания, Голландия, Финляндия и др.
Основу российского экспорта в ЕС составляют: энергоносители около 50%,доля химических товаров - 4,5,сельскохозяйственной продукции - 4,4, машин, оборудования и транспортных средств - 1,1%. В российском импорте из ЕС ведущие позиции занимают: машины, оборудование и транспортные средства - 38,1%, продовольственные товары - 13,6, химическая продукция - 13,6, текстильная продукция - 5,9%.
Значительный рост в 2000
В торговле услугами между Россией и ЕС отмечалась сбалансированность. Так, в 1999 г. российский экспорт услуг в ЕС составил 3164 млн. евро, а импорт - 3123 млн. евро. [Приложение 2.1]
Со стороны ЕС предпринимаются попытки увязать проблему большого пассива торгового баланса в торговле с нашей страной с действием принятых Правительством Российской федерации мер, направленных на защиту внутреннего рынка и российских товаропроизводителей. В этой связи КЕС приняла ряд «ответных» мер, направленных на ужесточение позиции в торгово-экономических отношениях с Россией и ухудшение режима доступа российской экспортной продукции на европейские рынки. Речь прежде всего идет о сокращении размера квот на поставки в ЕС российского листового и сортового проката, а также антидемпинговых процедур. Причем в 2002 г. число таких процедур увеличилось до 14.
Одновременно ЕС на различных уровнях выражает озабоченность, связанную с ограничением доступа европейских товаров на российский рынок. Это касается вопросов регулирования рынка алкогольной продукции в России; российского рынка банковских и страховых услуг; защиты прав интеллектуальной собственности; стандартизации и сертификации товаров и услуг; экспортных пошлин и квот; регулирования торговли на региональном уровне; взимания сборов за транссибирские перелеты.
Трудности в вопросах доступа товаров на рынки препятствуют дальнейшему развитию торгово-экономических отношений между Россией и ЕС. Причины этих трудностей могут заключаться в следующем:
· В неурегулированном должным образом статусе России в законодательстве ЕС, что позволяет принимать селективные ограниченные меры против российских производителей;
· В действующих антидемпинговых процедурах, затрагивающих наиболее конкурентоспособные на рынке ЕС российские товары;
· В неурегулированности вопросов торговли материалами ядерного топливного цикла и услуг по космическим запускам;
· В имеющихся проблемах в торговле изделиями из стали и асбестсодержащими материалами;
· В ограничениях на поставку в ЕС шкур рыси и волка;
· В возможном ущербе для России от процесса расширения ЕС за счет принятия новых членов из стран ЦВЕ, что может нарушить традиционные торговые связи России с этими странами.
В мае 2002 г. было объявлено, что Европейский союз предоставит России статус страны с рыночной экономикой в сентябре - октябре 2002 г. Для этого ЕС должен будет внести соответствующие поправки в антидемпинговое законодательство. Это дает российским экспортерам возможность оспорить 14 решений, вынесенных Европейским союзом. Общая сумма потерь экспортеров в связи с указанными решениями составляет 250 млн. долл.
Европейский союз является ведущим партнером России в области экономического и технического содействия. В период 1991 - 2000 гг. им было выделено 2281 млн. евро на поддержку российских социально-экономических реформ, из них 1391 млн. евро - в рамках специальной программы оказания технического содействия ТАСИС и 890 млн. евро - по линии других программ содействия ( региональных, ядерной безопасности, координации действий стран-доноров и др.).
§3 О роли евро и перспективах его использования
в торгово-экономических отношениях России с ЕС.
Введением в обращение с 1 января 2002 года банкнот и монет евро завершается этап перехода стран европейского Экономического и валютного союза (ЭВС)1 на единую валюту. Евро полностью заменит национальные валюты стран ЭВС, которые в различные сроки до 28 февраля 2002 года утратят статус законного платежного средства.
С начала своего существования2 евро остается второй по масштабам использования на международном рынке валютой. Это объясняется ролью ведущих стран еврозоны - Германии, Франции, Италии, Нидерландов, Бельгии - и их заменяемых на евро валют (в первую очередь немецкой марки и французского франка) в мирохозяйственных связях.
Сегодня доля евро в обслуживании международной торговли, по оценкам Европейской комиссии, составляет от 15 до 17% (доллар США - около 50%). По данным Европейского центрального банка (ЕЦБ), на долю евро приходится 22% международных банковских активов (доллар США - 51%, японская иена - 13%). По данным МВФ, доля евро в валютных резервах государств - членов Фонда составляет около 13% (доллар США - 66%, японская иена - 5%).
Объем операций с евро на мировом валютном рынке составляет 37,6% (операции с долларом США - 90,4%)3. Объем операций доллар/евро на данном рынке - 30% (данные Банка международных расчетов, Базель, декабрь 2001 г.).
С 1 января 2001 года метод формирования корзины СДР скорректирован “с учетом завершения перехода на евро как единую валюту ряда европейских государств”4. С этой даты доля евро в корзине СДР (вместо немецкой марки и французского франка) составляет 29%. По данным ЕЦБ, в 56 странах за пределами еврозоны режим валютного курса предусматривает привязку к евро в той или иной степени.
Сфера использования евро постепенно расширяется. Сложился интегрированный денежный рынок стран ЕС, начал динамично развиваться рынок корпоративных долговых инструментов в евро, формируется единая инфраструктура торговли акциями европейских компаний. Единая европейская валюта заняла свое место в операциях на международном рынке капитала.
В настоящее время перед ЭВС стоит задача обеспечения стабильности евро, которая будет во многом зависеть от того, насколько успешно пойдет дальнейшее развитие финансово-экономической интеграции в рамках ЕС.
С введением евро возникли перспективы для постепенного преодоления монопольного положения доллара. В России, например, в последнее время отмечается тенденция увеличения интереса участников внутреннего валютного рынка к единой европейской валюте. За 2000 год объем проводимых на биржевом рынке операций рубль/евро увеличился в 1,5 раза, а в 2001 году среднедневные обороты на рынке рубль/евро возросли с 9 млн. долларов США в I квартале до 63 млн. долларов США во II квартале. В начале июля этого года Московская межбанковская валютная биржа расширила список торгуемых инструментов, добавив фьючерс на евро. Банк России, в свою очередь, содействовал развитию биржевой торговли евро с момента его введения.
Перспективы использования евро в торгово-экономических отношениях России со странами ЕС связаны в первую очередь с будущей ролью этой новой валюты в международных (внешнеторговых) расчетах. В настоящее время доля стран ЕС во внешнеторговом обороте России составляет 30%, в то время как расчеты в евро и национальных валютах этих стран не превышают 5% общего объема внешнеторговых расчетов российских предприятий (до 97% расчетов во внешней торговле России осуществляется в долларах США). Это объясняется тем, что основой российского экспорта остаются энергоносители, выступающие на международном рынке преимущественно в качестве биржевых товаров, которые традиционно котируются в долларах США. Эти котировки лежат в основе определения цены внешнеторговых контрактов. Использование иной валюты в качестве валюты контракта или платежа означает принятие на себя экспортером дополнительных курсовых рисков, что особенно актуально в отношении евро ввиду нестабильности его курса на международных рынках.