Современные теории потребительского поведения (микроэкономический подход)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Я выбрал эту тему, так как она мне показалась интересной, к тому же материал по этой теме, рассмотренный в лекционном материале, показался мне поверхностным, и я решил углубить полученные знания. Данную тему можно считать актуальной, потому что мы живем в условиях рыночной экономики, где действуют законы спроса и предложения. А в основе формирования рыночного спроса на любое благо лежат решения отдельных его потребителей, то есть индивидуальный спрос. В конечном итоге в условиях рыночной экономики производственная деятельность ограничивается и определяется поведением потребителей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ………………………...…4
1.1 Суть теории потребительского поведения…………………………………4
1.2 Постулаты теории потребительского поведения………………………..…4
2 ЗАКОН СПРОСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ…………..….…5
2.1 Эффект дохода и эффект замещения…………………………………….…6
2.2 Концепция полезности……………………………………………………....9
3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ….…12
3.1 Кардиналистская теория……………………………………………………12
3.2 Ординалистская теория……………………………………………………..15
3.2.1 Кривые безразличия и их свойства………………………………………16
3.2.2 Бюджетная линия и ее свойства…………………………………………19
3.2.3 Графическая интерпретация потребительского равновесия…………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………26

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Калита.docx

— 284.14 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образование учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

(Национальный исследовательский  университет)

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Микроэкономика»

на тему: «Современные теории потребительского поведения (микроэкономический подход)»

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы ИОДО-373

П.Ю. Калита

 «__» __________2014 г.

 

 

Проверил:

Т.Ф. Амирова

«__» __________2014 г.

 

 

Челябинск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1 ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ………………………...…4

1.1 Суть теории потребительского  поведения…………………………………4

1.2 Постулаты теории потребительского поведения………………………..…4

2 ЗАКОН СПРОСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ…………..….…5

2.1 Эффект дохода и эффект  замещения…………………………………….…6

2.2 Концепция полезности……………………………………………………....9

3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО  ПОВЕДЕНИЯ….…12

3.1 Кардиналистская теория……………………………………………………12

3.2 Ординалистская теория……………………………………………………..15

3.2.1 Кривые безразличия  и их свойства………………………………………16

3.2.2 Бюджетная линия и  ее свойства…………………………………………19

3.2.3 Графическая интерпретация  потребительского равновесия…………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема моей курсовой работы – «Современные теории потребительского поведения». Я выбрал эту тему, так  как она мне показалась интересной, к тому же материал по этой теме, рассмотренный  в лекционном материале, показался  мне поверхностным, и я решил углубить полученные знания.

Данную тему можно считать  актуальной, потому что мы живем в условиях рыночной экономики, где действуют законы спроса и предложения. А в основе формирования рыночного спроса на любое благо лежат решения отдельных его потребителей, то есть индивидуальный спрос. В конечном итоге в условиях рыночной экономики производственная деятельность ограничивается и определяется поведением потребителей. Следовательно, для полноты осознания экономической картины, глубокое изучение данной темы является обязательным.

Цель работы: Изучение современных  теорий потребительского поведения  с точки зрения микроэкономики.

Из цели работы вытекают следующие задачи:

– Изучить теорию потребительского поведения

– Ознакомиться с постулатами теории потребительского поведения

– Выявить связь закона спроса и потребительского поведения

– Рассмотреть эффект дохода, эффект замещения и концепцию полезности

– Проанализировать современные теории потребительского поведения

– Познакомиться с кардиналистской и ординалистской теориями

Объектом исследования является "Теория потребительского поведения". Предмет исследования – отдельные вопросы, сформулированные в качестве задач данного исследования.

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО  ПОВЕДЕНИЯ

1.1 Суть теории  потребительского поведения

В основе формирования рыночного  спроса на любое благо лежат решения  отдельных его потребителей, т. е. индивидуальный спрос. В конечном итоге  в условиях рыночной экономики производственная деятельность ограничивается и определяется поведением потребителей. В данном разделе будет рассмотрена модель, описывающая поведение индивидуальных потребителей — теория потребительского поведения. Эта теория дает ответ на вопрос о том, сколько единиц каждого товара при тех или иных условиях будет приобретать потребитель и как изменяются его предпочтения при изменении этих условий.

1.2 Постулаты теории  потребительского поведения

Теория потребительского поведения учитывает ряд ограничений, которые не дают людям возможности приобретать все, что они хотят. Одно из таких ограничений — бюджетное сдерживание. Денежные доходы всех потребителей ограничены в большей или меньшей степени. Раз потребитель имеет ограниченный бюджет, то и приобрести он сможет ограниченное количество благ. Следующим ограничением являются цены благ. Все представленные на рынке блага имеют заданную цену, определяемую величиной издержек производства этих благ. Издержки производства возникают потому, что производство благ требует затрат редких дорогостоящих ресурсов.

Механизм потребительского поведения и теория потребительского поведения опирается на ряд положений (постулатов):

1) Множественность. Потребности человека, человеческого общества велики и разнообразны, и они влекут за собой разнообразие благ, способствующих удовлетворению этих потребностей. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных благ. Теория потребительского выбора предполагает, что потребителю есть из чего выбирать, т. е. в каждый конкретный момент времени имеется несколько возможных вариантов 
удовлетворения данной потребности.

2) Суверенитет. Каждый потребитель принимает индивидуальное решение о покупке того или иного блага и не может оказать решающего воздействия на их производителей. Однако рыночный механизм суммирует эти индивидуальные решения множества потребителей и доводит это совокупное решение до производителя. Если выбор потребителей сделан в пользу определенного блага и потребители приобрели его, уплатив определенную цену, то производитель данного блага получает прибыль и право на дальнейшее развитие производства. Суверенитет потребителя предполагает его способность воздействовать на производителя. Иными словами, суверенитет потребителя — власть потребителя над рынком, его способность определять, какие блага, и в каком количестве должны быть произведены.

3) Рациональность. Еще одним важным фактором, определяющим выбор потребителя, является его система предпочтений. Одни и те же блага будут приносить разную полезность разным людям. Каждый потребитель тяготеет к определенному набору жизненных благ. Не существует какой-то объективной шкалы, позволяющей определить полезность того или иного блага, но каждый потребитель имеет свою субъективную шкалу предпочтений. Поведение человека рационально, если он знает, какой набор благ ему необходим, может сравнить различные наборы благ и выбрать самый предпочтительный для себя.

2. ЗАКОН СПРОСА  И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Закон спроса гласит, что при неизменности всех прочих параметров снижение цены блага ведет к возрастанию величины спроса на него. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к уменьшению величины спроса. Одно из объяснений закона спроса основывается на здравом смысле потребителя. При совершении покупки цена блага оказывается своеобразным препятствием, затрудняющим реализацию сделки. Причем, чем выше эта цена, тем серьезнее препятствие и меньше вероятность приобретения блага. И наоборот. Нисходящую форму кривой спроса также можно объяснить, используя эффекты дохода и замещения или концепцию полезности.

 

2.1 Эффект дохода  и эффект замещения

Потребитель чаще всего использует блага не по отдельности, а в определенных наборах. Набор благ — совокупность определенных количеств различных благ, потребляемых совместно в определенный период времени. Изменение цены одного блага, при неизменных ценах других благ, представляет собой относительное изменение цены данного блага. Иными словами, данное благо дешевеет (или дорожает) по отношению к другим благам. Кроме того, изменение цены какого-либо блага ведет к изменению реального дохода потребителя. До снижения цены данного блага потребитель мог приобрести его меньшее количество, а после снижения цены — большее. Сэкономленные средства он также может направить на приобретение других благ. Изменение цены некоторого блага влияет на структуру спроса потребителя по двум направлениям. Объем спроса на данное благо изменяется под воздействием изменения его относительной цены, а также под воздействием изменения реального дохода потребителя.

К появлению эффектов дохода и замещения приводит любое изменение  цены, так как оно меняет объем  доступных благ и их относительные  цены. Названные эффекты являются реакцией потребителя на изменение  относительных цен и реального  дохода. Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле, и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай. Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.

Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них. Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены чая сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен как на приобретение дополнительного количества чая, так и кофе. Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект дохода приводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют однонаправлено. Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цены и сокращение спроса при их повышении. Иными словами, закон спроса выполняется.

Для товаров низшей категории действие эффектов дохода и замещения определяется их разницей. Например, потребитель, располагая данным доходом, приобретает в определенном соотношении кофе натуральный и кофейный напиток, являющийся товаром низшей категории. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены кофейного напитка приведет к росту спроса на него, так как напиток является теперь относительно дешевым благом. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе является относительно (сравнительно) дорогим благом. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым кофейным напитком, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены кофейного напитка сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем ниже объем спроса на низшие товары, то прирост реального дохода потребителя будет направлен на приобретение дополнительного количества кофе. В результате снижение цены кофейного напитка (товара низшей категории) приведет к падению спроса на него и росту спроса на кофе (товар высшей категории). Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены кофейного напитка при неизменной цене кофе) эффект замещения приводит к росту спроса на кофейный напиток, а эффект дохода — к падению спроса на него. Эффект дохода и эффект замещения действуют разнонаправлено.

Для товаров низшей категории  результирующая обоих эффектов зависит от степени воздействия каждого из них на потребительский выбор. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на товар низшей категории будет иметь ту же форму, что и нормальный товар. Таким образом, закон спроса выполняется. Если же эффект дохода действует сильнее эффекта замещения, то объем спроса на товар низшей категории падает при снижении цены этого товара. Иными словами, закон спроса здесь не выполняется. Товары, для которых не выполняется закон спроса, называются товарами Гиффена, по имени английского экономиста XIX в., теоретически обосновавшего подобное явление. Кривая спроса на товары Гиффена представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Кривая спроса на товары Гиффена

Товар Гиффена — товар, спрос на который, при прочих равных условиях, изменяется в том же направлении, что и его цена, поскольку эффект дохода является сильнее эффекта замещения.

2.2 Концепция полезности

Напомним, что потребность  — нужда в чем-либо необходимом  или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности  человека, развития его личности и  общества в целом. Потребность характеризуется  как состояние неудовлетворенности, которое можно преодолеть путем  использования определенных благ (товаров  и услуг). Приобретая такие товары и услуги, потребитель может добиться удовлетворения данной потребности, получить пользу или полезность от их использования.

Информация о работе Современные теории потребительского поведения (микроэкономический подход)