Современные теории международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Изменения, произошедшие в развитии мировой экономики и международной торговли во второй половине XX в., не опровергли основных положений классической теории. Между тем ряд фактов, которые сложились в последние десятилетия, обусловили возникновение новых теорий, отражающих реалии современного этапа экономического и технологического развития мирового сообщества. Дополнительный импульс в развитие современных теорий международной торговли внесли достижения таких ведущих экономических наук XX в., как менеджмент и маркетинг.

Содержание

Модель технологического разрыва Познера. Теория жизненного цикла товара Вернона………………………………………………………………..….3
Теорема Рыбчинского и ее обоснование………………………………..5
Теория эффекта масштаба………………………………………………..6
Внутриотраслевая торговля между странами…………………………....7
Теории спроса и реверса в международной торговле……………….…9
Теория конкурентных преимуществ М. Портера………………………10
Список литературы……………………….…………………………………….15

Работа содержит 1 файл

контр раб.docx

— 54.21 Кб (Скачать)

Реверс факторов производства (factor-intensity reversal) — ситуация, при которой один и тот же товар оказывается капиталонасыщенным в капиталонасыщенной стране и трудоемким в трудоизбыточной стране.

Реверс спроса (demand reversal) — ситуация, при которой в силу сильного внутреннего спроса страна импортирует товары, для производства и экспорта которых она наделена относительно лучшими факторами производства по сравнению с ее торговыми партнерами.[2, с. 190-191]

6. Теория  конкурентных преимуществ М. Портера

Одна из общих проблем теорий внешней торговли – совмещение интересов национальной экономики и интересов фирм, участвующих в международном товарообороте. Это связано с ответом на вопрос: "как отдельные фирмы конкретных стран получают конкурентные преимущества в мировой торговле некоторыми товарами, в конкретных отраслях?". Ответить на данный вопрос попытался ученый-экономист из США М. Портер. На основе изучения практики компаний 10 ведущих индустриальных стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, он выдвинул концепцию "международной конкурентоспособности нации".

Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов:

    • факторных условий;
    • контекст (содержание) стратегии фирмы и соперничества;
    • условия местного спроса;
    • родственные и поддерживающие отрасли. [3, с. 25-26]

Условия для факторов производства. Факторы производства представляют собой основные исходные данные для конкуренции. К ним относятся земля, рабочая сила, капитал, местная инфраструктура, коммерческая или административная инфраструктура, природные ресурсы и научные знания. Понятие сравнительного преимущества обычно относится к стоимости и пригодности факторов производства. Главной целью для компаний в факторах производства — таких, например, как хорошие дороги, удобные порты и квалифицированные работники — является необходимость занять выгодную позицию в конкурентной борьбе. Но этого недостаточно для компаний, чтобы усилить свои преимущества лишь за счет конкретного местоположения.

Преимущества местоположения для конкуренции по уровню производительности выступают следствием высококачественных факторов производства. Особенно это касается специализированных факторов производства, таких как пулы специалистов, соответствующие технологии, местная инфраструктура, регулирующие правила, утвержденные законом процедуры, информация и источники капитала, адаптированные к потребностям конкретных отраслей. В Соединенных Штатах Америки, например, превосходство в программном обеспечении основывается на:

    • уникальной концентрации высококвалифицированных программистов и других профессионалов в области вычислительной техники;
    • недублируемых исследовательских программах по дисциплинам, связанным с вычислительной техникой;
    • эффективном наборе правил лицензирования и использования программного обеспечения;
    • надежных источниках рискового капитала для фирм, занятых разработкой программного обеспечения (многие американские фирмы с рисковым капиталом специализируются на разработке программного обеспечения). [5, с. 405-406]

Контекст (содержание) стратегии фирмы и соперничества. Определенные территории обладают преимуществами в конкурентной борьбе за высокую производительность, если соответствующий контекст (содержание, основы) правил, социальных норм и стимулов способствует постоянным инвестициям в подходящем для конкретной отрасли виде.

Формы инвестиций включают не только фиксированные активы, но и научно-исследовательскую работу, разработки и конструирование, обучение и развитие рынка.

Налоговая система, упорядочение и защита прав на интеллектуальную собственность, стабильность макроэкономической и политической среды, безусловно, влияют на инвестиционный климат в соответствующем месте. Регулирование правил корпоративного управления также оказывает существенное воздействие. Например, американская система рискового капитала представляет собой очень важное преимущество в ряде отраслей. В то же время основополагающее право собственности и частота заключаемых сделок значительно усложняют конкуренцию для американских компаний в сферах, характеризующихся слабым ростом и длительным циклом. Культурные факторы могут иногда повышать или понижать престиж некоторых сфер деятельности и, следовательно, предназначенных для них инвестиций.

Интенсивность местной конкуренции  — другое важное измерение конкурентного  контекста данного местоположения. Местная конкуренция в сочетании с благоприятным инвестиционным климатом является, наверное, самым большим потенциальным преимуществом данного местоположения. Фирмам редко удается добиться серьезного успеха за рубежом, если они   не   подверглись испытанию  острой   конкурентной  борьбой  у  себя дома. [5, с. 407-408]

Условия местного спроса. Третий тип преимущества, обусловленного местоположением, вытекает из самой природы местного рынка. Преимущество формируется ввиду наличия искушенных и требовательных местных потребителей или потребителей с необычно большими потребностями в специализированных моделях продукции, спрос на которые существует и в других местах. Искушенные покупатели заставляют компании искать способы удовлетворения их повышенных требований посредством перехода компаний на новые стандарты, создания простора для непрерывно возрастающих запросов потребителей. Наконец, они вынуждают компании заниматься инновациями и выходить на более "продвинутые" сегменты. Внутренние потребители представляют особую ценность, если их потребности предвосхищают или формируют потребности других наций (стран), выполняя, таким образом, роль "индикаторов раннего предупреждения" тенденций глобального рынка.

Местный спрос также создает  преимущества, выявляя сегменты отрасли, игнорируемые в других местах. С точки зрения конкуренции по уровню производительности, характер местного спроса намного важнее, чем его величина.

Состояние местного спроса отражает внутренние потребности, переплетение уровней, покупательную способность и даже требования к конкретной продукции, обусловленные культурно-историческим фактором.

Экономическая политика государства  может прямо или косвенно влиять на условия спроса. Для этого существует множество способов. Например, принятие законов, диктующих определенные технические и иные характеристики продукции или процессов, а также связанные с ними параметры безопасности и воздействия на окружающую среду. Кроме того, жесткие стандарты энергосбережения или воздействия на окружающую среду могут стимулировать инновации и повышение производительности,   если гибкость этих стандартов позволяет внедрять новые методы. [5, с. 408-409]

Родственные и  поддерживающие отрасли. Последний тип преимущества, обусловленного местоположением, является результатом присутствия в данном месте надежных специализированных поставщиков и родственных отраслей. Близость к местным поставщикам специализированных комплектующих изделий, станков, оборудования и услуг, а также наличие родственных фирм не выступают необходимым условием для доступа к факторам производства, которые могут поставляться с глобальных рынков. Напротив, это преимущество возникает из эффективности, знаний и удобства внедрения инноваций.

Наличие надежных локальных  поставщиков снижает зачастую весьма значительные расходы, связанные с  совершением сделки, сокращает задержки импортирования и взаимодействия с удаленными поставщиками, облегчает ремонт и решение всевозможных проблем. У компаний появляется больше свободы в выборе подходящих уровней вертикальной интеграции. Наличие надежных местных фирм в родственных сферах обеспечивает еще больший выигрыш в эффективности, позволяя воспользоваться услугами этих партнеров в проведении научно-исследовательских работ, разработке и конструировании, сбыте и маркетинге.

Однако выигрыш в эффективности, который можно обеспечить с помощью локальных поставщиков и родственных предприятий, часто бывает менее существенным, чем выигрыш в проведении инноваций и динамизме. Наличие близлежащих поставщиков и фирм в родственных сферах бизнеса способствует ускорению потоков информации, научному сотрудничеству и совместным усилиям по разработке новой продукции. Увеличивается скорость и гибкость в создании новой продукции, поскольку компании без особых проблем передают друг другу право выполнения части своих производственных процессов. [5, с. 409-410]

 

Список литературы

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996
  2. Киреев А. П. Международная экономика: В 2-х ч. Ч. I: учеб. пособие для вузов. М.: Междунар. отношения, 1999
  3. Международные экономические отношения: Учебник/ Под общ. ред. В.Е.Рыбалкина. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", Дипломатическая академия МИД РФ, 1998
  4. Миклашевская Н. А., Холопов А. В. Международная экономика: учеб. – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1998
  5. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильямс", 2005.

 


Информация о работе Современные теории международной торговли