Современные тенденции в международной торговле услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 09:42, контрольная работа

Описание работы

Цель данного исследования – показать сущность международной торговли услугами и проблем его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. Исходя из поставленной цели формируется следующие исследовательские задачи:
- исследование сущность и классификация услуг;
- изучить особенности международного рынка услуг и проблемы его регулирования;
- рассмотреть конкурентоспособность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Сущность и классификация услуг……………………....................................5
2. Современные тенденции развития международной торговли услугами.…10
3.Конкурентоспособность……………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………….…15
Список использованных источников и исследований…………

Работа содержит 1 файл

Ахатова 21 Ком..docx

— 33.37 Кб (Скачать)

  2) нефакторные услуги — остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

   Подобное  деление особенно важно для обсуждения проблем 

   8

   регулирования международной торговли услугами в  рамках ВТО, которые концентрируются  преимущественно на нефакторных  услугах .Поэтому в соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся на:

   1) услуги, связанные с инвестициями, — банковские, гостиничные туристические  и профессиональные услуги;

  2) услуги, связанные с торговлей,  — транспорт, страхование;

  3) услуга, связанные одновременно  с инвестициями и торговлей,  связь, строительство, компьютерные  и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги, бизнес-услуги (например, рекламные  услуги, арендные операции).

   Следует отметить, что в последние годы получают особое развитие международные  сделки с услугами, при которых  производитель и потребитель  не перемещаются, т.е. не пересекают границ. В частности, это относится к  развитию рынка виртуальных услуг. Высокие темпы роста применения глобальных компьютерных технологий позволяют  предоставлять различные информационные консультативные, обучающие и другие услуги, не перемещая субъекта сделки.

   В свою очередь, в российском законодательстве нет официально утвержденного перечня  услуг, и в Федеральный закон  от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” понятие “внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ)”.

   Основными сделками на международном рынке  услуг являются:

  1) консультационные услуги по совершенствованию  управления и в области информатики  (реинжиниринг);

  2) оказание туристических услуг;

  3) международные транспортные услуги.

  9

 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

Среди современных тенденций развития сферы услуг можно выделить следующее .Во-первых , это появление абсолютно  новых видов услуг( например электронная  торговля). Во-вторых, выделение из сферы  производства тех услуг, которые  раннее носили внутрифирменный характер(маркетинговые, бухгалтерские).Наконец это образование  интегрированных компаний, предоставляющих  потребителю целый набор услуг («пакетирование»).

            Особенности развития крупнейших секторов сферы услуг: туристического и транспортного. Доля туризма в мировом экспорте услуг составляет 26%, а транспорта-21%. Развитию обеих отраслей в значительной степени способствовали процессы глобализации.

                 В последние годы активно развивается торговля деловыми, а токже связанным с наукоемким производством услуг (банковскими и телекоммуникационными).Опережающие темпы роста наукоемких услуг связаны с широким распространением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).Важнейшая роль таких услуг заключается в том, что они не только являются продуктом научно-технического прогресса, но и активно его поощряют.

                Появление новых видов услуг,  а также их поставка за рубеж  в ряде случаев становятся  возможными только благодаря  ИКТ- тем самым последние способствуют  формированию глобального рынка  услуг. При этом влияние ИТК неравномерно распределяется между различными секторами . В наибольшей степени стимулируется производство деловых , коммуникационных и финансовых услуг.

Позиции отдельных государств на мировом  рынке услуг определяются, прежде всего, уровнем их развития. Наиболее крупными экспортерами и импортерами  услуг являются передовые экономики, причем многие из них 

10

имеют положительное сальдо во внешней  торговле услугами. На шесть 

ведущих стран : США, Великобританию, Германию, Францию, Китай и Японию- приходится почти 40% мировой торговли услугами, и среди них только Китай является развивающимся государством.

             В ближайшее время доминирование  развитых стран сохранится, поскольку,  несмотря на существенный потенциал  развивающихся государств, расширению  их участия в мировой торговле  услуг препятствуют две группы  факторов. Во-первых, это недостаток  финансовых, кадров , институциональных  и других ресурсов, мешающий развитию  экспорта как традиционных , так  и современных видов услуг.  Во-вторых, это торговые ограничения  , введенные другими государствами  для защиты национальных экономических  интересов.

Несмотря  на перечисленные обстоятельства, в перспективе страны с формирующимися рынками и другие развивающиеся государства имеют шансы повысить свою конкурентоспособность и знать определенную нишу на мировом рынке услуг. 
 
 
 
 
 
 
 

11

  3.КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Необходимо отметить, что в России превышение экспорта услуг как воздушного, так и  водного транспорта над импортом – благоприятный, в принципе, показатель – является результатом, как правило, не высокой конкурентоспособности  транспорта, а следствием географических и других специфических факторов, приносящих доходы, в том числе  за счет чрезмерной эксплуатации транспортных средств. Например, средний возраст  российских морских судов достигает 19,2 года, тогда как мирового флота  в целом – 12,4 года (многие иностранные  фрахтователи избегают российских судов, а порты зарубежных стран отказываются их принимать без специального страхования, поскольку международные правила  разрешают заход в иностранные  порты судов не старше 15 лет).

     Проблема  «преклонного возраста» относится  также к железнодорожному подвижному составу, парку российских гражданских  самолетов и автодорожных средств  транспорта. Так, изношенность парка  железнодорожных вагонов оценивается  в 60 %. По данным Федеральной авиационной  службы, 70 % самолетов выработали свой технический ресурс. Исключением  является лишь сегмент крупногабаритных и сверхтяжелых грузовых авиаперевозок, где самолеты АН-124-100 («Руслан») и  некоторые другие занимают лидирующие позиции.

     Отрицательно  сказываются на конкурентоспособности  российских автоперевозчиков высокие  пошлины на импортные большегрузные  автомобили (при отсутствии отечественного производства), высокое налогообложение  перевозок и недостаточный контроль над деятельностью иностранных  перевозчиков, захвативших в 90-х  годах значительную часть российского  рынка.

     Российская  статистика в отличие от международной  выделяет услуги в области связи, строительства, финансовых и некоторых  других операций, однако их значение пока скромное. В частности, экспорт услуг в области связи, приходящийся главным образом на страны дальнего зарубежья, составил в 2002 году около 500 млн. долл. (импорт – свыше 500 млн. долл.), а в области финансовых операций – 143 млн. долл. (импорт 237 млн. долл.).

     Неблагоприятным показателем внешней торговли России услугами является сравнительно небольшая  доля (примерно 15 %), приходящаяся на статью «Другие виды услуг», которая в  мировой торговле услугами в 90-х  годах вышла на первое место, поскольку  в ней, как уже отмечалось, сосредоточены  в основном деловые услуги – наиболее прибыльные, динамично развивающиеся  и перспективные. Экспорт по статье «Прочие услуги» составил в 2002 году 2 млрд. долл., а импорт – почти 4 млрд. долл.

     Отставание  России в поставках деловых услуг  вызвано рядом причин, в той  или иной степени унаследованных от политики бывшего СССР в условиях холодной войны. Одна из важнейших причин – низкий уровень развития материально-технической  базы, которая необходима для поставки некоторых видов таких услуг  на внешний рынок. Это сильно ограничивает, например, предоставление услуг в  области международной связи.

     Другая  причина – недостаточное коммерческое присутствие российских поставщиков  услуг на территории зарубежных стран. Так, в России лишь несколько банков создали полноценные филиалы  за границей для осуществления финансовых операций.

     Еще одна причина – запоздалый выход  России на мировой рынок космических  услуг после длительного периода  закрытости отечественной военно-космической  сферы. Когда наступила «открытость», этот рынок 

фактически уже  был монополизирован американскими западноевропейскими компаниями, и России приходится с большим трудом отвоевывать позиции на нем.

     13

     Вместе  с тем необходимо отметить, что  по статье «Услуги в области исследований и разработок», входящей в раздел «Прочие деловые услуги», экспорт  составил в 2002 году 317 млн. долл., а импорт – 141 млн. долл. Суммы относительно небольшие, но баланс положительный (в 2001 году он был отрицательным). Сфера услуг в России стала одной из приоритетных для иностранных инвестиций (уступает лишь топливно-энергетической сфере). В этой сфере функционируют тысячи совместных и иностранных предприятий, причем некоторые крупные компании осуществляют далеко идущие программы капиталовложений. Например, компания «Макдоналдс», уже имеющая в России несколько десятков ресторанов, рассчитывает довести их сеть в ближайшие годы до ста.

     Быстрый рост иностранных инвестиций имеет  как положительные стороны (увеличение числа рабочих мест, заполнение «ниш»  в обслуживании населения, обновление зданий и оборудования), так и  отрицательные. Нередко сотрудничество зарубежных фирм с российскими партнерами

используется  во вред последних, в частности в  области транспорта, туризма и 

страхования. Законодательство установленные ограничения для  деятельности иностранных компаний в определенных областях не всегда соблюдаются (например, в области  страхования). Фиксируется все больше случаев нарушения фирмами с  иностранным участием российского  таможенного, валютного, налогового законодательства. Таким образом, требуется усиление контроля за исполнением законов. 
 
 
 
 
 

14 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, изучив тему международной  торговли услугами, приходишь к следующим  выводам:

     Значение  международной торговли услугами имеет  тенденцию к повышению за счет увеличения ее масштабов, числа участников торговли и изменения структуры. Это происходит главным образом  вследствие повышения спроса предприятий  на так называемые деловые услуги. Обращение к мировому рынку деловых  услуг,  дающее возможность предпринимателям использовать наиболее квалифицированных  специалистов, позволяет усилить  конкурентоспособность. В результате современная сфера услуг играет роль движущей силы в развитии многих других отраслей экономики.

     Торговля  услугами, помимо трансграничных операций, включает предоставление услуг поставщиком  одной страны непосредственно с  территории другой. Поэтому развитие международной торговли услугами, особенно ее география, тесно связано с  ростом прямых заграничных инвестиций в инфраструктуру этой сферы экономики. Преобладающая часть таких инвестиций осуществляется ТНК, в том числе  промышленными, и ТНБ, создающими широкую  сеть своих филиалов во многих странах.

     Международные операции в сфере услуг во всех странах относятся к наиболее регулируемым правительством областям внешнеэкономических отношений, поскольку  ряд секторов этой сферы, прежде всего, банковское и страховое дело, транспорт  и связь, имеют важное экономическое, социальное и даже военно-стратегическое значение.

     Национальное  регулирование торговли услугами имеет  большую специфику, обусловленную, прежде всего особенностями производства и потребления услуг. Оно осуществляется нетарифными средствами, позволяющими ограничивать трансграничное перемещение производителей и потребителей услуг, а также иностранные инвестиции в отечественную сферу услуг.

     По  конкурентоспособности на мировом  рынке услуг Россия значительно  уступает экономически развитым странам, поскольку унаследовала отсталую структуры  сферы услуг, считавшуюся в прошлом  относительно второстепенной отраслью хозяйства. Однако в отдельных важных секторах сферы услуг, например услуги в космическом пространстве или  разработки компьютерных программ, Россия по праву считается одним из мировых  лидеров.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Современные тенденции в международной торговле услугами