Современные тенденции в международной торговле услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 09:42, контрольная работа

Описание работы

Цель данного исследования – показать сущность международной торговли услугами и проблем его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. Исходя из поставленной цели формируется следующие исследовательские задачи:
- исследование сущность и классификация услуг;
- изучить особенности международного рынка услуг и проблемы его регулирования;
- рассмотреть конкурентоспособность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Сущность и классификация услуг……………………....................................5
2. Современные тенденции развития международной торговли услугами.…10
3.Конкурентоспособность……………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………….…15
Список использованных источников и исследований…………

Работа содержит 1 файл

Ахатова 21 Ком..docx

— 33.37 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО  «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет экономики и управления

Кафедра коммерции и менеджмента 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Актуальные проблемы международной торговли»

по теме: «Современные тенденции в международной  торговле услугами» 
 

Автор:                                                                                          студент 2 курса, гр. К-21 

       А.Р. Ахатова

 

                            

Специальность:                                 «Коммерция (торговое дело)» 

Руководитель :                                                             Ассистент кафедры КиМ Кастаргина А.Н. 
 
 

Нижневартовск, 2011 

    ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………..…….3

1. Сущность  и классификация услуг……………………....................................5

2. Современные тенденции развития международной торговли услугами.…10

3.Конкурентоспособность……………………………………………………….12

Заключение…………………………………………………………………….…15

Список использованных источников и исследований……………………..….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Под услугой в политэкономии понимается целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека. Характеризуя услуги, К. Маркс, с одной стороны, фактически уравнивал труд, создающий потребительскую стоимость товара или услуги, с другой – отмечал особую потребительную стоимость последней, заключающуюся в том, что труд оказывает услугу не в качестве вещи, а в качестве деятельности. В наши дни известный английский журнал «Экономист» образно пояснял, что услуги – это то, что может быть куплено или продано, но не может упасть на ногу. При внешнем различии приведенных определений у них есть внутреннее сходство: услуги изначально могут стать объектом спроса и предложения на рынке, в том числе мировом.

     Обобщая и корректируя приведенные положения, международную торговлю услугами можно определить как осуществляемую поставщиками услуг одной страны целесообразную деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем потребности физических или юридических лиц другой страны, и являются объектом купли-продажи. Эксперты международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО определяли торговлю услугами на мировом рынке как независимую от места совершения коммерческую операцию, когда их поставщик и покупатель, физическое или юридическое лицо, являются резидентами разных стран.

     Международная торговля услугами, считавшаяся ранее  одним из элементов товарооборота  и статически отражавшаяся частично лишь в общих его показателях, в последние десятилетия XX века достигла больших масштабов и пополнилась новыми позициями. С 90-х годов эта торговля стала рассматриваться как самостоятельная сфера внешнеэкономических и приобрела большое значение для развития экономики всех стран. Последнее связано с быстрым увеличением объема предоставляемых услуг и числа участников торговли, а также с существенным изменением ее структуры.

Цель  данного исследования – показать сущность международной торговли услугами и проблем его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. Исходя из поставленной цели формируется следующие исследовательские задачи:

-  исследование  сущность и классификация услуг;

- изучить  особенности международного рынка услуг и проблемы его регулирования;

- рассмотреть  конкурентоспособность.

. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно ответить в первой части -сущность и классификация услуг, во второй – особенности международного рынка услуг и проблемы его регулирования, а в третьей – конкурентоспособность.

Объект  исследования – рынок услуг в целом

Предмет исследования – особенности международного рынка услуг и проблемы его регулирования .

Актуальность  темы обусловлена возрастающим значением  сферы услуг в экономиках всех государств, а также расширением  международной торговли услугами под влиянием интернационализации. 
 
 
 
 
 

4 
 

1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ

   Услуги — полезная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) под услугой понимает любую услугу, предоставляемую на коммерческой основе. Как правило, услуга проявляется в определенном полезном эффекте, не всегда реализуясь в материальном продукте. По приблизительным оценкам, на долю услуг приходится около 64% совокупного валового продукта мира.

   Как правило, услуги производятся и потребляются одновременно, что предполагает прямые контакты между производителями  и потребителями услуг.

   Характеристика  услуг может быть представлена:

   1) высокой степенью дифференциации  услуг как по потребительским  характеристикам (горизонтальная  дифференциация), так и по уровню  качества (вертикальная дифференциация);

  2) повышенной чувствительностью к  экономической конъюнктуре и  коротким периодом реагирования  на ее изменения, существенностью  фактора сезонности: значительностью  влияния рекламы, моды, информированности;

  3) выраженной сегментированностью  спроса на услуги в зависимости  от доходов, цен, субъективной  оценки потребителем значимости (насущности) услуги, обеспеченности  товарами длительного пользования,  национальных традиций и особенностей  потребления, стиля жизни и  т.д.;

  4) существенностью неценовых барьеров  входа на рынок, обширной емкостью  рынка и абсолютными преимуществами  уже действующих в отрасли  предприятий (например, по издержкам,  предпочтениям обслуживания, эффектам  масштаба), хотя в отдельных отраслях  такового может не быть;

  5) большой степенью неопределенности  результата на рынке услуг  и наличием “информационной асимметрии”  производителя;

  6) присутствием на рынке услуг  социально значимых благ (жилье,  образование, медицина и др.), производство  и реализация которых требуют  регулирующей роли государства  и финансирования общественного  сектора;

  7) большей территориальной привязанностью  и локализованностью обслуживания  для мирового рынка услуг по  сравнению с рынком товаров.

   Во  всех развитых странах сектор услуг  является одним из наиболее перспективных  как сфера, приносящая немалую прибыль  в казну государства и обеспечивающая занятость населения. Причем данная сфера в постиндустриальных странах  занимает преимущественное положение. В 1990-х годах темпы роста сферы  услуг в развитых странах значительно  опережали темпы прироста ВВП  в них.

   Изменение роли услуг в системе материального  воспроизводства получило название “софтизация” (“софтономизация”). Это  понятие отражает новые явления  в экономике, связанные с более  широким включением услуг в “жесткую”  материально-вещественную структуру  производства.

   Существуют  определенные проблемы при классификации  мирового рынка услуг. Это объясняется  наличием большого количества подобных классификаций, которые предлагаются практически каждой международной  экономической организацией. Как  отмечают специалисты ЮНКТАД (Конференция  ООН по торговле и развитию) определенная доля услуг, поступающих в международное  обращение отражается лишь частично. Ряд услуг включается в экспорт-импорт товаров.

   В статистике системы национальных счетов приведена следующая классификация  услуг:

  1) потребительские (рестораны, гостиницы);

  2) социальные (образование, медицинское  обслуживание и др.); 

  6

  3) производственные (жилищно-коммунальные, консультативные, финансово-кредитные);

   4) распределительные (торговые, транспортные, посреднические).

   По  классификации ООН выделяется более 160 видов услуг, объединенных в 12 основных разделов:

  1) деловые услуги (46 видов);

  2) услуги связи (25 видов);

  3) инжиниринговые и строительные  услуги (5 видов);

  4) дистрибьюторские услуги (5 видов);

  5) общеобразовательные услуги (5 видов);

  6) услуги по защите окружающей  среды (4 вида);

  7) финансовые услуги (в том числе  страховые) 1(7 видов);

  8) охрана здоровья и социальные  услуги (4 вида);

  9) туризм и путешествия (4 вида);

  10) услуги досуга, культуры и спорта (5 видов);

  11) транспортные услуги (33 вида);

   12) прочие услуги (например, бытовые) (более  7 видов).

   Международный валютный фонд (МВФ) выделяет четыре вида услуг:

  1) фрахт;

  2) остальные транспортные услуги;

  3) туризм;

  4) прочие услуги.

   На  основе подхода МВФ все услуги можно разделить также на торгуемые и неторгуемые. К первой группе относят те услуги, которые пригодны для широкого вовлечения в международный торговый оборот.

   В настоящее время количество услуг  во внешней торговле превышает 600.

   7

  В свою очередь, неторгуемые услуги, как  правило, производятся и 

  потребляются  исключительно в национальных рамках и преимущественно не используются в международном торговом обороте. Характерным примером неторгуемых  услуг являются коммунальные услуги.

   Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и другие международные организации  делят услуги на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие услуги предоставляются на платной основе. К подобным услугам относятся финансовые, транспортные, туристические и др. В свою очередь, некоммерческие услуги предоставляют на бесплатной основе. В качестве примеров некоммерческих услуг можно привести прежде всего услугу на благотворительной основе.

   Это, в частности, услуга волонтеров в  медицинских и образовательных  учреждениях, а также предоставление услуг на благотворительной основе организациям культуры и искусства. Так, Институт “Открытое общество” (Фонд Сороса) дает финансовые средства общеобразовательным и специализированным школам, вузам, научно-исследовательским  институтам и библиотекам для  подключения к Интернету (компьютерные и информационные услуги) и поддержки  одаренной молодежи и ученых (элементы образовательных и финансовых услуг).

   В Мировом банке принят расширительный подход к услугам, в число которых  включается и движение дохода. Услуги в связи с этим делятся на:

  1) факторные услуги — платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);

Информация о работе Современные тенденции в международной торговле услугами