Современные тенденции развития мировой экономики со второй половины ХХ в

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:34, контрольная работа

Описание работы

Как объект государственно-правового воздействия экономика представляет собой сложное и развивающееся явление. Археологи установили, что примерно в VII-III вв. до н.э. в жизни человечества произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству. Для присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, сбор плодов дикорастущих растений) характерно то, что производителем выступает сама природа. Продукты потребления человеком не производятся, а добываются. Правда, для того чтобы добыть зверя или выловить рыбу, необходимы были орудия лова, которые требовалось изготовить, произвести. Таким образом, некоторые элементы производства свойственны и присваивающему хозяйству.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………………………...3
Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику……………...5
Структура международной экономики……………………………………………….8
Анализ системы государственного регулирования экономикой рынка товаров и услуг……………………………………………………………………………………10
Международная торговля…………………………………………………………….14
Международное движение капитала………………………………………………...18
Основные механизмы государственного регулирования и программирования развития экономики развитых стран Запада и США……………………………….22
Заключение…………………………………………………………………………….25
Библиографический список источников и литературы…………………………….27

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика .docx

— 55.05 Кб (Скачать)

     Экономика стран первой группы отличается, как  правило, высоким уровнем развития производительных сил, рациональной структурой экономики, характерной для моделей  постиндустриального развития, устойчивым, но невысоким экономическим ростом, отсутствием чрезмерных уровней  инфляции и безработицы, высоким  уровнем жизни, социальной стабильностью, сбалансированностью и эффективностью международных экономических связей. Эти характеристики в целом не применимы к развивающимся странам, испытывающим сложность вследствие многоукладного характера экономики, финансовой нестабильности, инфляции, безработицы, структурных диспропорций, политических и социальных конфликтов, низкого уровня жизни большей  части населения, неэффективных  форм участия в международных  экономических отношениях. Значительная часть этих характеристик стран развивающихся применима и к странам с переходной экономикой, к тому же испытывающим сложности в связи со сменой моделей развития. В то же время постсоциалистические страны по ряду параметров близки к развитым государствам - по уровню развития промышленности, науки, культуры, образованию граждан и пр.

     Во-вторых, международная экономика характеризуется  многообразными формами экономических  связей. Как правило, выделяются следующие  основные виды отношений: международная  торговля товарами и услугами; международное  движение капиталов (экспорт-импорт капитала); международная миграция рабочей  силы; международное научно-техническое  сотрудничество; международные валютно-кредитные  и финансовые отношения; интеграционные отношения государств.

     В-третьих, международная экономика демонстрирует  формирование такого специфического звена, как транснациональные корпорации (ТНК). ТНК - это крупные национальные или многонациональные корпорации, имеющие развитую сеть филиалов за рубежом. Это мощные производственные системы по масштабам деятельности часто сравнимые с размерами  экономических систем небольших  государств. Фактически это во многом наднациональные образования с  собственной системой интересов, со своей политикой, часто идущей вразрез  с интересами, как стран своего происхождения, так и стран базирования.

     В-четвертых, это всевозможные формы межгосударственной координации деятельности, в частности, международные экономические организации (Международный валютный фонд, Мировой  банк, Всемирная торговая организация), а также региональные интеграционные объединения стран (ЕС, НАФТА, АСЕАН  и др.).

     Дальнейшая  характеристика международной экономики  будет связана с рассмотрением  важнейших из названных элементов.  

     Анализ системы государственного регулирования экономикой рынка товаров и услуг 

     Государственный рынок товаров, услуг и НИОКР стран Западной Европы являются важнейшей составной частью общенационального рынка. Причем, если емкость государственного рынка определяется платежеспособным спросом страны, то емкость общенационального - совокупным спросом всего народного хозяйства. Специфика построения государственного рынка в нашей стране в отличие от большинства цивилизованных стран имеет существенные особенности. В США, Канаде, Западной Европе государственный рынок - продукт развития общенационального рынка на определенном этапе его становления. Рубеж его формирования выявляется достаточно четко - Первая мировая война для Европы, Великая депрессия, приход к власти Рузвельта с его "новым курсом" - для США. Особенно усилилась роль государства в последней трети ХХ века, когда все большую роль в расходной части бюджета заняли социальные расходы.   Развитые государства все больше становятся социальными, и это проявляется в их конституциях. Естественно, это находит отражение и в доле государственных расходов в ВВП. Если в конце XIX века доля государственных расходов в группе развитых стран в среднем составляла 8% ВВП, в США - примерно 4%, то уже в 20-х годах XX столетия средний показатель поднялся до 15%, в 60-х вырос до 28%, в 80-х - до 43%, причем ни в одной из стран эта доля не опустилась ниже 30%. В 1993 году доля совокупных федеральных и штатных расходов в ВВП США составила 38,7%. В других развитых странах этот показатель еще выше: приближается или чуть превышает 50%. В настоящее время можно говорить о стабилизации доли государственных расходов, когда происходит переориентация государственного влияния с количественных на качественные показатели, с объема государственного вмешательства на его эффективность и степень удовлетворения потребностей населения. При этом США и западноевропейские страны пытаются (и весьма успешно) внести в государственное регулирование рыночные механизмы и рыночную мотивацию посредством конкурсов идей, проектов и исполнителей, смешанными механизмами финансирования, широким привлечением частного капитала. Одновременно государство формирует общенациональные приоритеты, разрабатывает механизмы стимулирования за лучшее выполнение госзакупок, то есть в полной мере реализует принципы индикативного планирования. Современная экономическая практика развитых постиндустриальных государств давно уже не отождествляет государственное регулирование с государственным сектором, неэффективными казенными и унитарными предприятиями. Объем государственного сектора отнюдь не свидетельствует о масштабах государственного потребления и регулирования, о подлинном влиянии государства на экономическую жизнь общества, не говоря уже о степени его эффективности. Так, в США осталось менее пятидесяти государственных оборонных предприятий, остальные находятся в руках у частного капитала или представляют собой смешанную собственность. Однако государство посредством закупок и развитой системы контрактных отношений полностью определяет развитие этого сектора. Не случайно при проведении конверсионных мероприятий (о сколько-нибудь широкой конверсии, особенно в российском смысле, в США говорить не приходится) в основу был положен принцип: сокращение каждого доллара, идущего на военные закупки, должно быть компенсировано соответствующими расходами на гражданские закупки. Таким образом, достаточно примитивный подход, основанный на количественной оценке доли государственного сектора в ВВП, числе занятых, выпуске продукции, уступает место более тонкому подходу, связанному с оценкой реального государственного влияния. Далее возникает вопрос, связанный с выделением отраслей, представляющих интерес для государственного регулирования, формирующих государственный сектор (public sector) экономики.

     В этот сектор независимо от форм собственности  предприятий (частная, смешанная, государственная) входят те сферы и отрасли экономики, которые обслуживают общегосударственные  стратегические потребности, имеют  общенациональное значение. Их развитие требует огромных долгосрочных капиталовложений и связано с высокими рисками, зачастую неприемлемыми для частного капитала. В соответствии с выделенными приоритетами в развитых странах в состав государственного сектора входят:

     - отрасли социальной сферы: социальная  поддержка и страхование, образование  и здравоохранение; 

     - оборонный и научно-технический  комплекс, включая фундаментальную  науку и высокие технологии;

     - аграрный комплекс в части  обеспечения продовольствием; 

     - природный комплекс: космос, Мировой  океан, охрана окружающей среды  и природных ресурсов;

     - топливно-энергетический комплекс;

     - инфраструктурные отрасли: транспорт,  связь и телекоммуникации.

     Для реализации общегосударственных (общенациональных) приоритетов государство обеспечивает воздействие на стратегические отрасли  посредством ряда механизмов:

     - программирование развития стратегических  отраслей национальной экономики; 

     - финансирование, организация и управление  государственными контрактами на  товары, услуги и НИОКР для  нужд государственного потребления; 

     - финансово-кредитная политика;

     - управление, аренда и эксплуатация  государственной, смешанной или  частной собственности. 

     В отличие от США, Канады, Западной Европы и других стран эволюционного  развития перед Россией встала задача практически одновременного формирования как общенационального, так и  государственного рынков. При этом государственный рынок является по своей сути ведущей частью общенационального  рынка. Следует отметить, что ряд  экономистов либерального направления, таких, как Андрей Илларионов, Герман Греф, Петр Авен и другие, неоднократно высказывались за снижение государственных  расходов, ограничение влияния государства, негативно влияющего на конкурентные начала в экономике. Рассмотрим эти замечания по существу. По оценке, в 2000 году расходы консолидированного бюджета составили в России около 30,9% ВВП, по бюджету 2001 года - 29,5% ВВП. Таким образом, даже по доле государственных расходов в ВВП Россия значительно уступает США, не говоря уже о Западной Европе. В постсоциалистических странах Восточной и Центральной Европы эти показатели не опускались ниже 40-45%. Но ведь существенное значение имеют и абсолютные показатели, определенные пороговые значения, необходимые для содержания сколько-нибудь боеспособной армии, здравоохранения, науки, образования, социальной поддержки населения. Тем более что эти сферы были традиционно развиты в Советском Союзе. Сейчас они понесли существенные потери в финансировании, их состояние резко ухудшилось. В то же время на Западе, да и на Дальнем Востоке - в Японии - государство развивается, прежде всего, как социальное, увеличивая вложения в человека. Иногда прибегают к сравнению России с Китаем, где государственные расходы менее 20% ВВП. Пытаются обосновать высокие темпы китайского развития низкими государственными расходами. Но, во-первых, Китай в процессе реформирования стартовал с более "плоского плато", чем Россия, и он, безусловно, в своем развитии пройдет все стадии, связанные с повышением роли социального фактора, а высокие, прежде всего оборонные, технологии там интенсивно развиваются, следовательно, доля государственных расходов в ВВП будет увеличиваться. Во-вторых, специфика Китая состоит в том, что многие социальные расходы в настоящее время осуществляются на предприятиях. Так, в Китае фактически отсутствует государственная пенсионная система. Что же касается источников стремительного развития Китая, то они заключаются, прежде всего, в грамотной, достаточно гибкой и прагматичной социально-экономической политике государства, создавшего стимулы для хозяйственной деятельности широких слоев населения.  

 

      Международная торговля 

     Международная торговля - это форма отношений  между товаропроизводителями и  потребителями разных стран, возникшая  на базе международного разделения труда. В системе международной экономики  международная торговля является исходной и до сих пор весьма значимой формой экономических связей. На нее приходится от 2/3 до 4/5 стоимости трансграничных потоков, а ежегодный объем превышает 4 трлн. долл.

     Участие страны в мировой торговле, предполагающее единство двух процессов - экспорта товаров  и услуг и импорта - позволяет  ей получать значительный дополнительный экономический эффект. Он складывается из выгод потребителей иностранных  товаров, выигрывающих на цене, качестве, объемах покупаемых благ, из выигрышей  производителей экспортной продукции, расширяющих объем производства и продаж продуктов, снижающих издержки за счет эффектов масштаба. Выигрыш  получает и общество в целом, поскольку  ускоряется экономическое развитие и государство, расширяя налоговую  базу, имеет возможность осуществлять сильную социальную политику.

     Внешняя торговля способна оказывать воздействие  на всю национальную систему посредством  механизма мультипликатора. Как  отмечалось ранее, в структуре совокупного  спроса есть и чистый экспорт - разница  между объемом экспорта товаров  и услуг и их импортом. Так, например, если наблюдается рост чистого экспорта на 1 млрд. ден. ед. при величине предельной склонности к потреблению, допустим, 3/4 это может привести к росту ВНП на 4 млрд. ден. ед. (мультипликатор равен 4). Однако реально величина прироста ВНП будет ниже - из-за определенной склонности населения к импорту. Определим величину предельной склонности к импорту как долю дополнительного дохода, которую общество склонно тратить на покупку импортных товаров - МРМ. Тогда мультипликатор внешней торговли будет определяться следующим образом: Если МРМ = 1/8, то прирост ВНП в нашем примере составит 1х1/ 1/8 + 1/4 = 2,66 млрд. долл. В сущности, это формула мультипликатора ВНП в условиях открытой экономики, поскольку любое изменение совокупного потребления будет в определенной степени связано с импортом (личное потребление, государственные закупки).

     Итак, международная торговля действительно  помогает странам достичь большего уровня благосостояния при тех же ресурсах. В теории международной  экономики утверждается, что наибольший суммарный экономический эффект как для отдельной страны, так  и для мирового сообщества в целом  может быть достигнут именно при  полной свободе торговли, т.е. при  политике либерализма, фритредерства.

     Однако  реально в мире, так или иначе, присутствует протекционизм - всевозможные препятствия на пути торговли с целью защиты национальных рынков от иностранных товаров. Существуют различные барьеры, среди которых особое значение имеют следующие.

     Таможенные  пошлины - косвенные налоги на импортные  товары, повышающие их цену на внутреннем рынке. Они делятся на фискальные, являющиеся средством пополнения государственного бюджета, и протекционистские, рассматриваемые как способ защиты национальных производителей от конкуренции.

     Импортные квоты - количественные ограничения  на ввоз товаров из-за границы.

     Нетарифные  барьеры - технические стандарты, санитарные нормы и др.

     Добровольные  экспортные ограничения как попытка  экспортеров избежать более жестких  торговых барьеров.

     Экспортные  субсидии - финансовые, налоговые и  кредитные льготы экспортерам.

     Протекционизм объективно и неизбежно снижает  объемы мирового (и национального) производства и потребления товаров, делает их более дорогими, так как фактически перераспределяет экономические ресурсы  в неэффективных направлениях. В  развитых странах (но не только в них) протекционизм как государственная  политика - скорее показатель силы и  организованности отечественных производителей, отдельных фирм, интересы которых защищаются торговыми барьерами иногда в ущерб обществу в целом (прежде всего местным потребителям и производителям в экспортных отраслях, имеющим в результате барьеров ограниченный доступ к ресурсам). Протекционизм в менее развитых странах - попытка устоять в борьбе с мировыми экономическими силами, способными законсервировать отсталую неэффективную структуру национальной экономики. В известном смысле в этом случае сознательно приносятся определенные жертвы во имя будущих экономических выигрышей: защита молодых перспективных отраслей как основа структурной перестройки экономики оказывается вполне оправдана. В большей или меньшей степени протекционизм необходим для сохранения и усиления отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы, необходимые для обороны страны, для сохранения и поддержания производства и занятости, особенно в условиях кризиса, хотя эти аргументы, с точки зрения науки, не бесспорны, для противостояния демпингу - продаже товаров по ценам ниже издержек. В некоторых случаях таможенные пошлины - основной источник дохода госбюджета, и либерализм попросту невозможен. В конце концов, экономическая политика государства может определяться неэкономическими приоритетами, и протекционизм оказывается вынужденным при полном понимании его неблагоприятных последствий.

Информация о работе Современные тенденции развития мировой экономики со второй половины ХХ в