Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:34, контрольная работа
Как объект государственно-правового воздействия экономика представляет собой сложное и развивающееся явление. Археологи установили, что примерно в VII-III вв. до н.э. в жизни человечества произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству. Для присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, сбор плодов дикорастущих растений) характерно то, что производителем выступает сама природа. Продукты потребления человеком не производятся, а добываются. Правда, для того чтобы добыть зверя или выловить рыбу, необходимы были орудия лова, которые требовалось изготовить, произвести. Таким образом, некоторые элементы производства свойственны и присваивающему хозяйству.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………...3
Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику……………...5
Структура международной экономики……………………………………………….8
Анализ системы государственного регулирования экономикой рынка товаров и услуг……………………………………………………………………………………10
Международная торговля…………………………………………………………….14
Международное движение капитала………………………………………………...18
Основные механизмы государственного регулирования и программирования развития экономики развитых стран Запада и США……………………………….22
Заключение…………………………………………………………………………….25
Библиографический список источников и литературы…………………………….27
МИНОБРНАУКИ
РОССИИ
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ
Чуракова
Татьяна Ивановна
Современные
тенденции развития
мировой экономики
со второй половины
ХХ в.
Контрольная работа по <Мировой экономике> студента
4-го
курса заочной формы обучения
Руководитель
Преподаватель__________
Яковлева Елена Григорьевна
Москва 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику……………...5
Структура
международной экономики…………………
Анализ
системы государственного регулирования
экономикой рынка товаров и услуг………………………
Международная
торговля…………………………………………………………
Международное
движение капитала………………………………………………...
Основные механизмы государственного регулирования и программирования развития экономики развитых стран Запада и США……………………………….22
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список источников и литературы…………………………….27
Введение
Как
объект государственно-правового
Сегодня
экономика представляет собой систему
отношений по производству, распределению,
обмену и потреблению материальных
благ. Цикл экономических отношений
начинается с производства материальных
благ и завершается их потреблением.
Отношения, связанные с распределением
и обменом произведенной
Государственное влияние на экономику вызвано, прежде всего, тем, что:
Во-первых, государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны;
Во-вторых, оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества - также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики;
В-третьих, государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивающие целостность экономической системы страны. Например, с незапамятных времен государство берет на себя заботу о денежном обращении, имеет бюджет, осуществляет финансирование образования, культуры и др.;
В-четвертых, с усложнением в ходе исторического развития экономических связей государство все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствовать негативным тенденциям, возникающим в рыночной экономике.
Так,
в развитых странах Запада государственное
регулирование в сфере
В
рамках данной работы речь пойдет не просто
о государственном, а о мировом государственно-правовом
воздействии на экономику с использованием
публичного права. Это вызвано тем, что
направления такого воздействия многообразны:
борьба с монополизмом; контроль над качеством
продукции с точки зрения ее безопасности
для жизни и здоровья потребителей; соблюдение
экологических требований в процессе
производства и т. д.
Необходимость вмешательства
государства в рыночную
экономику
Доказано, что в развитых странах Запада государственное регулирование в сфере экономики признается полезным и необходимым.
Это вызвано тем, что для решения важнейших экономических проблем - что, как и для кого производить - рынки выступают наиболее эффективной системой организации взаимосвязей. Однако и эта система способна функционировать лишь при наличии определенных условий, формируемых государством. К ним относятся:
законодательное определение прав собственности;
защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной формы предпринимательской деятельности, разрешенной законом;
гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации;
использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков;
ограничение
монопольных тенденций в
Вмешательство
государства в рыночную экономику
необходимо также в тех случаях,
когда имеют место так
Рыночные
механизмы неуместны также в
сфере социальной защиты нетрудоспособных,
безработных, многодетных и других
групп населения. Составляемые государством
социальные программы призваны обеспечить
материальную помощь гражданам с
низкими доходами; обеспечить бесплатное
образование и медицинское
К
"провалам" рынка относят и
некоторые макроэкономические проблемы:
общее равновесие национальной экономики;
взлеты и падения промышленного
цикла; занятость и инфляция. Особенностью
рыночной организации экономики
является то, что в определенных
ситуациях она не способна обеспечить
саморегулирование, возврат в нормальное
состояние после слишком
Несовершенства рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой.
Но когда воздействие государства на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешает ее свободному функционированию и развитию. Крайним проявлением такого воздействия является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя. Порочность подобной системы состоит в следующем.
Во-первых,
государство "отключает" действие
автоматических механизмов согласования
спроса и предложения товаров
и услуг, т. е. интересов потребителя
и производителя. В условиях рыночной
системы предприниматель
Во-вторых, огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик. Экономические результаты для них не имеют особого значения, ибо у рентабельных предприятий государство забирает прибыль, а убыточным предоставляет необходимое финансирование. Ни одно предприятие не может обанкротиться. Обанкротиться может только государство в целом. Однако если страна богата природными ресурсами, дойти до этой черты не так просто.
Государство - организация, которая лишь тратит, ничего не производя. Конечно, оно выполняет полезные функции, без осуществления которых общество не может обойтись. Затраты на них - это, так сказать, нормальная стоимость государственных услуг. Но государство, используя свою силу, может возложить на общество и чрезмерную дань, и тогда затраты ложатся тяжким бременем на экономику, сдерживают ее развитие.
В-третьих, чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишней административной заурегулированности экономических отношений. Это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата, к возникновению теневой экономики.
Господствующее
положение государства в
В начале XXI столетия человечество стоит перед проблемой, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной и экологичной. Такая трансформация экономики возможна лишь при позитивном воздействии на нее государства и права в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство.
Структура
международной экономики
Итак,
современная международная
Во-первых, это совокупность национальных экономических систем. Все страны весьма условно можно разделить на три основные группы. Развитые страны, как правило, это члены Организации экономического развития и сотрудничества, среди которых ведущую роль играют страны Большой семерки, и страны периферии мирового хозяйства (развивающиеся страны), куда входят как лидеры (Тайвань, Малайзия, Чили, Мексика и др. новые индустриальные страны), так и "аутсайдеры"- беднейшие государства (Никарагуа, Афганистан, Ангола, большинство стран Центральной Африки), а также страны среднего уровня развития (Иран, Марокко, Эквадор), страны с переходной экономикой (бывшие социалистические страны Восточной Европы и страны на пространстве СССР), формирующие рыночную экономику.
Информация о работе Современные тенденции развития мировой экономики со второй половины ХХ в