Современные модели социальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:16, реферат

Описание работы

Модели социальной экономики; исторические условия; геополитические условия; национальные особенности; неолиберализм; социально рыночная экономика; шведская модель; германская модель; американская модель; российская модель.

Работа содержит 1 файл

Современные модели социальной экономики.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

Первый путь условно назван методом «Шоковой терапии», рассчитан на переход к  рыночным отношениям за сравнительно короткий период. Российская Федерация избрала первый путь рыночных преобразований. На свет появились «двухлетняя программа» перехода, «Программа 500 дней». «Программа 100 дней». Как показала жизнь, указанные «программы» оказались научно не обоснованными, фантастическими. Они мало, чем отличались от программы строительства коммунистического общества в СССР за 20 лет.

Провалы в экономических  реформах, преобразования собственности  путем ваучеризации, неудачные реформы  в области сельского хозяйства, в денежно- кредитной политике создали трудности не только в темпах экономического роста, восстановлении экономики, но и привели к социальной напряженности в обществе. Это выразилось в закрытии многих предприятий, несправедливости в распределении собственности, увеличении масштабов безработицы в промышленных регионах, длительной задержке выплат заработной платы, пенсий, пособий. Политическая нестабильность в стране, частая смена правительства не дали возможность выполнить широкомасштабные программы, ускоряющие темпы экономического развития и решение важнейших социальных программ.

С позиций сегодняшнего дня можно характеризовать истекшие годы переходного периода временем поисков, экспериментов по созданию новой социальной экономики. Начало ХХ1 века для Российской Федерации  ознаменовано появлением благоприятных возможностей для успешного преодоления экономических трудностей, исправления допущенных просчетов в экономическом и социальном развитии. В стране достигаются высокие темпы экономического роста и, на этой основе, принимаются перспективные программы решения социальных проблем. Одним из важнейших социальных вопросов в экономической политике правительства является сокращение, а в дальнейшем преодоление бедности.

В ближайшие 10 лет  предусматривается удвоение экономического потенциала страны и соответствующее увеличение денежных доходов населения. Особое место в социальной программе правительства отводится крупным инвестициям на развитие человеческого капитала. Благодаря существенному повышению уровня заработной платы работников образования и науки усилилось движение «возвранщенцев». Правительство ведёт борьбу против коррупции, хищений богатства страны, причин, порождающих социальную несправедливость.

Социально ориентированная  рыночная экономика, к созданию которой  стремиться Узбекистан в настоящее время, в определенной мере воплощает в себя развитие государственности со времен античной Согдианы и Хорезма, государства Сомонидов, эпохи Амира Тимура и последующих этапов исторического развития. Следует отметить, что многие конкретные аспекты социальной жизни перечисленных эпох остаются почти не исследованными. Пристальное внимание к глубокому исследованию социально-экономических процессов прошлого, может убедить нас в том, что у всех народов, во все времена, были и есть общечеловеческие ценности, в том числе, и в отношении той среды общественных отношений, которые проявляются во взаимосвязи социальных и экономических процессов.

Научный подход к проблемам взаимосвязей социальных и экономических отношений в  Узбекистане требует обращения  к длительной истории страны. Как подчеркивал Президент страны И.А Каримов, любое обращение к современным общественным явлениям должно исходить «…из тех ценностей, которые являются священными для нашего народа, опираясь на огромное историческое наследие, твердо придерживаясь общепризнанных демократических принципов и норм».

Прежде чем  определить свой путь развития, в Узбекистане  всесторонне и глубоко были изучены  различные модели рыночной экономики: турецкая, китайская, стран Восточной  Европы, корейская, сингапурская, США и других. Для Узбекистана привлекательными были также шведская, германская, японская модели социальной рыночной экономики.

Следует учесть, что модель социально-экономического развития одной страны не может быть механически перенесена в другую страну. У каждой страны имеются свои особенности и возможности. Это связано с геополитическим положением, ресурсной базой, демографическими процессами, национальными традициями, обычаями и многими социальными, морально- психологическими особенностями национального государства.

Процесс формирования социально ориентированной экономики  в Узбекистане основывается на пяти ключевых принципах политики переходного  периода, сформулированных Президентом  И.А.Каримовым. Они сводятся к следующему:

1. Экономика  должна иметь приоритет над политикой, быть ее внутренним содержанием. Политика является отражением экономики и должна служить ее дальнейшему развитию. Экономика и политика не функционируют раздельно. Они неразрывно связаны друг с другом и составляют две стороны единого целого. В этой взаимосвязи приоритет придаётся экономике, как первичного звена единой системы. Это не говорит о второстепенности политики. Экономическая политика призвана укреплять экономику, определять стратегию ее развития. Непродуманная, необоснованная, ошибочная экономическая политика может нанести экономике не поправимый удар, обрести экономику на провал и срыву конечной цели. Экономика и политика, в единстве и в полном согласии, должны двигаться в направлении к главной социальной цели – повышения уровня жизни населения и социальной его защищенности.

2. Переходный  период от одной социально-экономической  системы к другой полон противоречиями, сложностями. Преодоление их требует  наличия сильного государственного  управления. Именно государство  выступает инициатором всех реформ. Оно определяет приоритетные направления экономического развития, вырабатывает и реализует политику коренных преобразований в социально- экономической и общественно-политической жизни страны. Государство в переходный период выступает главным реформатором. Этот фактор не позволяет хаотичному развитию процессов трансформации одной социально- экономической системы в другой, придаёт этому процессу целенаправленность и последовательность.

3. В самом  начале переходного периода необходимо  заложить правовые основы будущей социально ориентированной экономики. Прежде всего, сам переходный период должен опираться на правовую основу. Только в правовом государстве обеспечивается достижение ощутимых результатов экономических и социальных преобразований.

4. Переход к  рыночным отношениям в Узбекистане,  с его демографическими особенностями  и накопившимися сложными социальными  проблемами, потребовали осуществления  сильной социальной защиты населения.  Узбекистану, в наследство от  прежней системы, досталось крайне низкий уровень жизни населения, особенно в сельской местности. К этому явлению прибавилось ещё проблема безработицы, которая обострилась в связи с экономическим кризисом. Закрытие многих крупных предприятий общесоюзного значения, прекращение поставок и заказов из других регионов бывшего СССР, привели к прекращению или к резкому сокращению деятельности значительного количества предприятий, что привело к увеличению числа безработных. Отсутствие работы, безусловно, сокращает источник доходов и расширяется круг бедных семей. Переход к рыночным отношениям, под влиянием спроса и предложения, приводит к резкому росту цен на товары и услуги. Выход страны на мировой рынок ресурсов требует приспособления цен внутреннего рынка к международному уровню. Внедрение рыночного механизма ценообразования, при низких доходах семей, требует создания сильного и действенного механизма социальной защиты и социальных гарантий. Только в этом случае возможно обеспечение динамичного продвижения к рыночной экономике и сохранение общественно- политической стабильности в стране.

5. Поэтапность  формирования новых рыночных  отношений является важнейшей  чертой экономических реформ. Опыт  перехода к рыночной экономике  в ряде стран методом «шоковой  терапии» для Узбекистана не  был пригодным. Внедрение рыночных механизмов за короткие сроки могло еще больше углубить накопившиеся социальные проблемы и привести к обвальному обнищанию населения. Лишь постепенный переход к рыночным отношениям служит одним из ведущих принципов. Он определяет всю внутреннюю логику, динамизм и характер экономических реформ. Поэтапность перехода к рыночным отношениям была вызвана еще тем, что для такой страны, как Узбекистан, требовалось время для создания соответствующей правовой базы, рыночной структуры, осуществления глубоких реформ в области собственности, аграрных отношений, в социальной сфере. Поэтапность перехода к рынку потребовалась для формирования нового экономического мышления, рыночной психологии, приспособления к рыночным ситуациям. Необходимо было решить проблему подготовки кадров нового поколения, специалистов, способных работать в рыночных условиях.

Исторический  процесс всемирного развития показывает, что странам Востока присущи  особые типологические черты. Они касаются своеобразных традиций, привычек, способа мышления, осмотрительности, взвешанности и т.д.

Отличительной чертой узбекской модели экономического и социального развития на рыночной основе является то, что она вбирает  всё положительное, накопленное  тысячелетиями традиции, обычаи, характерные  так называемому «азиатскому способу производства». 

Информация о работе Современные модели социальной экономики