Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 12:17, курсовая работа
Современная ситуация в теории и практике мирового управления характеризуется сосуществованием и взаимодействием трех основных подходов: системного, процессного и ситуационного (при явном доминировании последнего). Они направлены на синтез и развитие разработанных ранее взглядов основных «школ управления», а также на разработку новых представлений об управлении. В связи с параллельным существованием ряда подходов общий спектр современных теоретических и прикладных разработок чрезвычайно широк и многообразен.
Введение
1.Сущность управления, цели и задачи теории управления
2. Понятие и классификация функций управления
3. Основные тенденции современного этапа развития теории управления.
Заключение
Список использованной литературы
Цели организации представлены в ее стратегии (стратегиях). По своему содержанию стратегия – это модель действий организации, в которой определены стратегические направления ее развития, сферы, формы и технологии, применяемые для достижения поставленных целей. Важнейшей целью является (должно являться) обеспечение конкурентных преимуществ, гарантирующих приемлемый уровень рентабельности хозяйственной деятельности.
Организация – весьма сложное образование. Достижение ею цели сопряжено с выполнением многих взаимодополняющих субстратегий. Их объединение и приносит прогнозируемые результаты. Различаются стратегии трех видов: корпоративные – общие для организации, по отдельным направлениям деятельности (бизнеса) и функциональные – маркетинга, исследований, повышения профессионального потенциала сотрудников и др.
При разработке стратегии любого вида необходимо учитывать особенности организации: ее назначение и сферы интересов, обеспеченность ресурсами, возможности создания и реализации конкурентных преимуществ, рыночную конъюнктуру, корпоративную культуру, профессиональный уровень кадров, их готовность к оправданному риску. Большое влияние на качество разработки стратегии и последующее ее выполнение оказывают ценностные ориентации руководителей высшего уровня и масштаб их амбиций.
Таким образом, при разработке стратегии необходимо ставить следующие задачи:
– создать работоспособную организационную структуру, наладить четкое взаимодействие организации с внешней средой, а также управляющей и управляемой подсистемами, поскольку правильное соотношение между структурными составляющими системы является обязательной предпосылкой ее успешного функционирования и развития;
– аргументировать выбор целей, в рамках и для достижения которых планируется объем выпуска продукции с достаточным ресурсным обеспечением, разрабатываются программы ее продвижения на рынке, проектируются новые технологии;
– достичь максимальной индивидуализации, исходя из того, что всякая организация по определению уникальна (неповторима) и отличается материально-технической базой, условиями ресурсного обеспечения, корпоративной культурой, составом кадров и другими особенностями, которые непременно должны учитываться;
– проводить исследования и поиск новых направлений, форм организации бизнеса, адекватных меняющейся рыночной конъюнктуре и ориентированных на сохранение, повышение и реализацию конкурентоспособных преимуществ организации;
– придерживаться политики мотивации персонала и разработки системы вознаграждений.
Упомянутые задачи будут решаться тем эффективнее, чем четче задачи стратегического менеджмента отделены от задач оперативного (текущего) управления. Последнее следует рассматривать как продолжение стратегического менеджмента, который находит свое выражение в конкретизации стратегических задач, поставленных и решаемых в пределах принятой стратегии. И при разработке, и в процессе реализации стратегии возникает необходимость в творческом подходе и решениях, без которых успешная ее реализация невозможна.
Необходимость этого особенно очевидна в ситуации управленческого реагирования на возникающую опасность. Реакция на угрозы должна следовать по возможности в режиме реального времени, ибо после «пожара» она становится в лучшем случае поучением на будущее. В противоречивой и полной риска среде функционирования организации управление должно умело использовать свой потенциал для предупреждения возникновения нежелательных проблем, а в случае их неизбежности быть готовым с помощью средств и технологий специального назначения свести их к минимуму. Только при своевременной адаптации к меняющимся условиям внешней среды и корректировке параметров первоначальной стратегии можно не только сохранить, но и усилить позиции организации на конкурентном рынке.
В принципах
обобщены познанные законы и закономерности
и оправдавший себя опыт управления.
Закономерности, повторяемые в значительном
количестве положительных результатов
решения задач управления, становятся
принципами. Принципы не привнесены извне,
они вытекают из самой сущности общества,
из уровня развития его производительных
сил, культуры и т.п. (например, японская
и американская модели менеджмента).
Принципы управления можно разделить на:
- общие для всех видов управления;
- относящиеся ко всем компонентам системы управления;
- специфические для управления конкретным предприятием;
- относящиеся к отдельным частям системы управления.
Нельзя считать какие-то принципы главными, основными, другие второстепенными.
Любая организационно-экономическая
система как совокупность производства
и управления создается для достижения
определенных целей. Структуру и состав
любой системы можно определить только
после определения целей и содержания
процессов и средств, необходимых для
достижения целей. Выполнение принципов
управления предприятием способствует
достижению поставленных перед организацией
целей.
Невозможно представить управление без целевой деятельности управляющих субъектов.
Цель управления - это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления - организации. Вообще цель - мысленное предвосхищение результата деятельности. Значит цель - это идеальное описание результата деятельности.
Деятельность - процесс достижения результата или цели. Не сами цели как таковые приводят к результату, а процесс достижения их с помощью материальных средств или действий.
Средства достижения - это существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации - ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата. Цели являются существенным элементом системы управления, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую роль.
Требования к целям:
- согласование и совместимость целей;
- реалистичность (достижимость);
- понятность для исполнителя;
- гибкость (обратная связь).
Управление в рыночной экономике характеризуется постоянной корректировкой или резкой сменой целей организации в связи с меняющейся внешней средой. Для своевременного приспособления системы производства и управления необходимы постоянный прогноз меняющейся обстановки и заблаговременное изменение целей, т.е. руководители должны быть стратегами и осуществлять стратегическое управление. Стратегия - это определенная на достаточно длительный период совокупность ориентиров и направлений, правил и норм деятельности, обеспечивающих организации стабильные экономические показатели и запланированный их рост на основе сохранения и роста конкурентных преимуществ и повышения эффективности всех сторон деятельности.
Стратегическое
управление использует различные средства
достижения целей: управление по целям,
гибкие организационные структуры, менеджмент
человеческих ресурсов и др.
Знакомство с моделями управления в их историческом развитии свидетельствует, что существуют некие принципы (закономерности) управления, понимание и использование которых в работе менеджера является обязательным условием его успешной деятельности. В принципах выражаются требования к системе, структуре организации и процессу управления.
Назовем эти принципы.
Принцип духовной ориентации управления. При решении специализированных задач управления этот принцип заключается в том, что менеджмент в процессе адаптации к постоянно меняющимся условиям и объектам управления опирается на национальную философию и не выходит за рамки духовных ценностных ориентиров народа и государства.
Принцип сочетания централизации и децентрализации. В иерархии управления искомые сочетания достигаются посредством рационального распределения полномочий и ответственности на всех уровнях системы управления.
Принцип единоначалия. Данный принцип означает предоставление руководителям организации и ее подразделений власти в объеме, необходимом и достаточном для принятия решений в пределах своих полномочий (при этом сохраняется соответствующая ответственность за предпринимаемые действия).
Принцип коллегиальности. В необходимых случаях он предполагает совместное общение и выработку решений с привлечением специалистов (однако не в ущерб принципу единоначалия). При всех обстоятельствах право на окончательное принятие решения и ответственность за его последствия сохраняются за руководителем.
Принцип плановости. Согласно ему, определяются основные направления и задачи развития организации с ее ориентацией на долгосрочные цели.
Принцип мотивации. Следуя этому принципу, проводят разработку и реализацию систем вознаграждений (как коллективных, так в особенности и индивидуальных), побуждающих работников к возможно более полному использованию своего трудового потенциала.
Принцип научной обоснованности. В соответствии с ним все решения и действия руководителя должны аргументироваться с научных позиций.
Всякая организация вправе разрабатывать собственные принципы управления, но при всех вероятных различиях они, по определению, будут иметь единую основу. Так, японская фирма «Мицусита электрик» полагается на следующие принципы: объективность, справедливость, сплоченность, скромность, гармония, благоустройство, оценка.
Принципы
управления реализуются масштабно
и повседневно в методах
Целью управления называется желаемое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Импульсы воздействия, содержащие в себе в явном или неявном виде информацию о том, как в дальнейшем должен функционировать объект управления называется управлением управленческими командами. Управление осуществляется только в том случае, если объект управления выполняет команды субъекта управления, т.е. когда между ними существует управленческое взаимодействие.
К целям теории управления относят:
Необходимость выделения функций управления, отделения управленческих функций от неуправленческих связана с преимуществами специализации деятельности. Впервые школа научного управления (1885 – 1920) выступила за отделение управленческих функций от фактического выполнения работы. Процессный подход, предложенный школой административного управления, рассмотрел функции управления как взаимосвязанные. До этого функции рассматривались как независимые друг от друга. А. Файоль выделил пять функций управления: «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».
Выделение функций является результатом вертикального и горизонтального разделения труда в организации.
Что же такое функция управления?
Функция управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.
Среди основных характеристик функций управления можно выделить следующие:
1) однородность содержания работ, выполняемых в рамках одной функции управления;
2) целевая направленность этих работ;
3)
обособленный комплекс
Функция управления должна иметь четко выраженное содержание (набор действий в рамках функции), процесс осуществления (логическую последовательность осуществляемых в рамках функции действий) и структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление.