Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:14, контрольная работа
Потребительский рынок представляет собой один из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики, в котором решаются социально значимые задачи по обеспечению населения потребительскими товарами и услугами. Степень его развития значительно влияет на уровень и качество жизни населения. Одним из ключевых секторов потребительского рынка является торговля, которая в настоящее время обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.
Палатки и киоски наиболее распространены в городах Челябинской области, где их доля в структуре объектов розничной торговли составляет от 35,09 % и до 21,51 %. Наименьшее значение выявлено в городах Пермского края (Березники и Соликамск), а также в «третьем» городе Свердловской области (Каменск-Уральский). Здесь доля палаток и киосков находится в пределах 8%. Переход к мелкорозничной торговле и сокращение торговых площадей можно объяснить переориентацией части торговых площадей на другие направления деятельности, в частности сферу услуг.
Также следует отметить, что удельный вес различных типов объектов розничной торговли в общей их структуре еще не дает общей картины состояния данной сферы деятельности. Необходимо оценить и совокупное количество объектов розничной торговли. По совокупному количеству объектов розничной торговли лидерами среди столиц субъектов РФ, «вторых» и «третьих» городов регионов являются соответственно Екатеринбург, Магнитогорск и Каменск-Уральский, а аутсайдерами – Пермь, Березники и Соликамск.
Не менее значимым показателем, характеризующим состояние розничной торговли в отдельно взятом муниципальном образовании, является обеспеченность населения различными объектами розничной торговли.
На основании данных, представленных в таблице 4, можно сделать вывод, что в каждом типе исследуемых городов есть свои лидеры и аутсайдеры по обеспеченности населения объектами розничной торговли. А именно, наибольшая обеспеченность объектами розничной торговли выявлена в городах: Челябинск, Магнитогорск и Каменск-Уральский, а наименьшая – в Перми, Березниках и Златоусте.
В Челябинске превалирует показатель обеспеченности торговыми центрами, павильонами и палатками, в Магнитогорске – магазинами и палатками, а в Каменск-Уральском – только павильонами.
Что касается отдельных типов объектов розничной торговли, то наибольшая обеспеченность магазинами выявлена в таких городах, как Пермь, Магнитогорск и Соликамск; торговыми центрами – в Челябинске, Нижнем Тагиле и Соликамске; павильонами – в Челябинске, Нижнем Тагиле и Каменск-Уральском; а палатками – в Челябинске, Магнитогорске и Златоусте. Таким образом, авторы приходят к выводу, что чем крупнее муниципальное образование, тем более дифференцирована обеспеченность населения различными объектами розничной торговли.
Но наиболее
полную картину уровня развития потребительских
рынков исследуемых муниципальных
образований можно получить только
на основании анализа
Следует отметить наличие обратной взаимосвязи между показателями обеспеченности объектами торговли и обеспеченности торговыми площадями. Так, среди городов анализируемой совокупности, в Екатеринбурге один из наименьших показателей обеспеченности объектами торговли сочетается с максимальным показателем обеспеченности торговыми площадями, то есть существует тенденция сокращения количества объектов торговли при их одновременном укрупнении.
По обеспеченности населения торговыми площадями в магазинах лидером является Соликамск, а аутсайдером – Березники, что касается торговых центров, то здесь максимальное значение этого показателя зафиксировано в Екатеринбурге, а минимальное – в Златоусте. По обеспеченности торговыми площадями павильонов лидером является Нижний Тагил, а аутсайдером – Магнитогорск.
В Каменск-Уральском
зафиксировано одно из самых низких
значений показателя «обеспеченность
торговыми площадями торговых центров»,
в городе в большей степени
развита торговля через традиционную
розницу и в меньшей степени
- через торговые центры. Власти и
бизнес-среда Каменск-
Наименьшая
обеспеченность торговыми площадями
павильонов наблюдается в Перми
и в городах Челябинской
В разрезе
субъектов федерации наибольшая
обеспеченность торговыми площадями
магазинов зафиксирована в
Большой интерес представляет оценка изменений, произошедших в сфере розничной торговли в условиях кризиса. Так как Федеральная служба государственной статистики еще не опубликовала официальные итоги 2009 года, анализ ситуации на потребительских рынках проводился на основании статистической информации, представленной на сайтах администраций соответствующих муниципальных образований. И здесь столицы субъектов федерации не всегда оказываются лидерами. Так, в Челябинске в 2009 году совокупный объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах составил всего 97,4% , в Перми – 93,7% от уровня прошлого года.
Напротив, в Березниках объем розничного товарооборота увеличился на 5,8%. Однако в Челябинске, несмотря на кризисные явления, в 2009 году открылось 230 предприятий торговли с торговой площадью 41,7 тыс. кв.м., из них: продовольственных магазинов – 71 (5,3 тыс.кв.м), непродовольственных магазинов – 32 (5,3 тыс. кв.м), специализированных – 117 (15,8 тыс. кв.м), универсальных – 10 (15,3 тыс. кв.м). Рост числа предприятий розничной торговли, на наш взгляд, обусловлен вводом в эксплуатацию в 2009 году торговых площадей, строительство которых началось еще в докризисный период.
Полученные данные позволили нам выявить тенденции развития локальных потребительских рынков исследуемых городов и прийти к следующим выводам.
Во-первых, в столицах субъектов РФ сформировались центры торговли, что подтверждается более высокими, чем во «вторых» и «третьих» городах, значениями показателей оборота розничной торговли и оборота розничной торговли на душу населения. Следует отметить, что отличаются они между собой в разы. Так, если в столицах субъектов федерации в 2008 году максимальное значение совокупного оборота розничной торговли превышало минимальное в 1,6 раза, то во «вторых» и «третьих» городах – уже в 6,4 раза. Такая же ситуация наблюдается и по обороту розничной торговли на душу населения. В столицах субъектов федерации в 2008 году максимальное значение оборота розничной торговли на душу населения превышало минимальное в 1,3 раза, а во «вторых» и «третьих» городах - в 4,4 раза.
Во-вторых, в
столицах субъектов РФ наблюдается
укрупнение ритейла и ориентация
на организованную торговлю через магазины
и торговые центры. Во «вторых» городах
также происходит укрупнение ритейла,
но здесь этот процесс менее выражен,
чем в столицах субъектов РФ, и
в каждом муниципальном образовании
имеет свои отличительные особенности.
Так, в Магнитогорске наблюдается
максимальная обеспеченность населения,
как объектами розничной
В-третьих, активно идет переход к качественно новому состоянию потребительского рынка муниципального образования. Все большую популярность получает такой формат организации торговли, как торгово-развлекательный центр. Причем наиболее ярко этот процесс выражен в столицах субъектов РФ. Также растет количество объектов традиционной розничной торговли (магазинов). В то же время количество объектов мелкорозничной торговли (палаток, киосков) сокращается.
В-четвертых,
для «столиц» субъектов федерации
свойственен более высокий
В-пятых, в
развитии потребительских рынков исследуемых
муниципальных образований
В-шестых, динамика показателей розничной торговли в 2008-2009 годах позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на снижение объемов товарооборота, сектор розничной торговли более устойчив в крупнейших городах субъектов РФ. В этих городах не прекращался ввод новых торговых площадей, то есть экономические агенты обладали более высокой способностью к адаптации и более высокими финансовыми возможностями, позволяющими пережить кризис. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что структура экономики крупнейших городов субъектов РФ более диверсифицирована, в отличие от вторых и третьих городов, которые в большинстве своем являются монопрофильными.
Дальнейшее
развитие розничной торговли в крупных
городах будет зависеть от целевых
установок государственной
Производительность труда в торговле и факторы, влияющие на
нее.
Производительность труда является ключевым фактором, влияющим на эффективность бизнеса, определяет основные экономические показатели фирмы и прежде всего, ее конкурентоспособность.
Производительность труда - показатель экономической эффективности трудовой деятельности работников. Она определяется отношением количества выпущенной продукции или услуг к затратам труда т.е. выработкой на единицу затрат труда. От уровня и динамики производительности труда зависят развитие общества и уровень благосостояния всех его членов. Более того, уровень производительности труда определяет и способ производства, и даже сам общественно-политический строй.
Среди обстоятельств, влияющих на уровень производительности труда, можно выделить факторы и условия. Под факторами понимаются главные движущие причины, вызывающие ту или иную динамику производительности труда. Другое функциональное назначение имеет понятие «условия». Это обстановка , в которой происходит процесс движения производительности труда. Между факторами и условиями имеется органическая связь: фактор как движущая сила всегда действует в каких-то конкретных условиях. Например, автоматизация производства выступает мощным фактором роста производительности труда, а структура производства служит условием, при котором происходит автоматизация производства.
Качество
факторов и условий необычайно велико
и разнообразно, поэтому простое
их перечисление без какой либо систематизации
– дело довольно сложное и вряд
ли оправданное. Наиболее общая классификация
факторов и условий , влияющих на производительность
труда, может быть проведена на основе
элементов общественно-
Природно-климатические факторы и условия создают предпосылки для определенного исходного уровня производительности труда в данном месте.
Особенно
значительно их влияние на
уровень производительности
Технико-организационные
факторы связаны с развитием
производительных сил общества: средств
производства и рабочей силы, а
также совершенствованием их комбинации.
Ведущим технико-экономическим