Современное состояние торговли в РФ И Свердловской области. 2.Производительность труда в торговле и факторы, влияющие на нее

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:14, контрольная работа

Описание работы

Потребительский рынок представляет собой один из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики, в котором решаются социально значимые задачи по обеспечению населения потребительскими товарами и услугами. Степень его развития значительно влияет на уровень и качество жизни населения. Одним из ключевых секторов потребительского рынка является торговля, которая в настоящее время обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 49.42 Кб (Скачать)

Палатки и  киоски наиболее распространены в городах  Челябинской области, где их доля в структуре объектов розничной  торговли составляет от 35,09 % и до 21,51 %. Наименьшее значение выявлено в городах  Пермского края (Березники и Соликамск), а также в «третьем» городе Свердловской области (Каменск-Уральский). Здесь доля палаток и киосков  находится в пределах 8%. Переход  к мелкорозничной торговле и сокращение торговых площадей можно объяснить  переориентацией части торговых площадей на другие направления деятельности, в частности сферу услуг.

Также следует  отметить, что удельный вес различных  типов объектов розничной торговли в общей их структуре еще не дает общей картины состояния  данной сферы деятельности. Необходимо оценить и совокупное количество объектов розничной торговли. По совокупному количеству объектов розничной торговли лидерами среди столиц субъектов РФ, «вторых» и «третьих» городов регионов являются соответственно Екатеринбург, Магнитогорск и Каменск-Уральский, а аутсайдерами – Пермь, Березники и Соликамск.

Не менее  значимым показателем, характеризующим  состояние розничной торговли в  отдельно взятом муниципальном образовании, является обеспеченность населения  различными объектами розничной  торговли.

На основании  данных, представленных в таблице 4, можно сделать вывод, что в  каждом типе исследуемых городов  есть свои лидеры и аутсайдеры по обеспеченности населения объектами розничной  торговли. А именно, наибольшая обеспеченность объектами розничной торговли выявлена в городах: Челябинск, Магнитогорск и Каменск-Уральский, а наименьшая – в Перми, Березниках и Златоусте.

В Челябинске превалирует показатель обеспеченности торговыми центрами, павильонами  и палатками, в Магнитогорске  – магазинами и палатками, а в  Каменск-Уральском – только павильонами.

Что касается отдельных типов объектов розничной  торговли, то наибольшая обеспеченность магазинами выявлена в таких городах, как Пермь, Магнитогорск и Соликамск; торговыми центрами – в Челябинске, Нижнем Тагиле и Соликамске; павильонами  – в Челябинске, Нижнем Тагиле и  Каменск-Уральском; а палатками –  в Челябинске, Магнитогорске и  Златоусте. Таким образом, авторы приходят к выводу, что чем крупнее муниципальное  образование, тем более дифференцирована обеспеченность населения различными объектами розничной торговли.

Но наиболее полную картину уровня развития потребительских  рынков исследуемых муниципальных  образований можно получить только на основании анализа обеспеченности городского населения торговыми  площадями различных объектов розничной  торговли.

Следует отметить наличие обратной взаимосвязи между  показателями обеспеченности объектами  торговли и обеспеченности торговыми  площадями. Так, среди городов анализируемой  совокупности, в Екатеринбурге один из наименьших показателей обеспеченности объектами торговли сочетается с  максимальным показателем обеспеченности торговыми площадями, то есть существует тенденция сокращения количества объектов торговли при их одновременном укрупнении.

По обеспеченности населения торговыми площадями  в магазинах лидером является Соликамск, а аутсайдером – Березники, что касается торговых центров, то здесь  максимальное значение этого показателя зафиксировано в Екатеринбурге, а минимальное – в Златоусте. По обеспеченности торговыми площадями павильонов лидером является Нижний Тагил, а аутсайдером – Магнитогорск.

В Каменск-Уральском  зафиксировано одно из самых низких значений показателя «обеспеченность  торговыми площадями торговых центров», в городе в большей степени  развита торговля через традиционную розницу и в меньшей степени - через торговые центры. Власти и  бизнес-среда Каменск-Уральского демонстрируют  политику закрытости локального потребительского рынка в отношении развития данного  формата торговли. Так, за период 2007-2008 годов в городе не было открыто  ни одного нового торгового центра.

Наименьшая  обеспеченность торговыми площадями  павильонов наблюдается в Перми  и в городах Челябинской области (Магнитогорске и Златоусте). Наибольшая обеспеченность зафиксирована в  Челябинске, а также в городах  Свердловской области – Нижний Тагил  и Каменск-Уральский.

В разрезе  субъектов федерации наибольшая обеспеченность торговыми площадями  магазинов зафиксирована в Пермском крае (Пермь и Соликамск), минимальная  – в Челябинской области (Челябинск  и Златоуст), Свердловская область  по обеспеченности торговыми площадями  магазинов занимает промежуточное  положение.

Большой интерес  представляет оценка изменений, произошедших в сфере розничной торговли в  условиях кризиса. Так как Федеральная  служба государственной статистики еще не опубликовала официальные  итоги 2009 года, анализ ситуации на потребительских  рынках проводился на основании статистической информации, представленной на сайтах администраций соответствующих  муниципальных образований. И здесь  столицы субъектов федерации  не всегда оказываются лидерами. Так, в Челябинске в 2009 году совокупный объем  розничного товарооборота в сопоставимых ценах составил всего 97,4% , в Перми  – 93,7% от уровня прошлого года.

Напротив, в  Березниках объем розничного товарооборота  увеличился на 5,8%. Однако в Челябинске, несмотря на кризисные явления, в 2009 году открылось 230 предприятий торговли с торговой площадью 41,7 тыс. кв.м., из них: продовольственных магазинов  – 71 (5,3 тыс.кв.м), непродовольственных  магазинов – 32 (5,3 тыс. кв.м), специализированных – 117 (15,8 тыс. кв.м), универсальных – 10 (15,3 тыс. кв.м). Рост числа предприятий  розничной торговли, на наш взгляд, обусловлен вводом в эксплуатацию в 2009 году торговых площадей, строительство  которых началось еще в докризисный  период.

Полученные  данные позволили нам выявить  тенденции развития локальных потребительских  рынков исследуемых городов и  прийти к следующим выводам.

Во-первых, в  столицах субъектов РФ сформировались центры торговли, что подтверждается более высокими, чем во «вторых» и «третьих» городах, значениями показателей оборота розничной  торговли и оборота розничной  торговли на душу населения. Следует  отметить, что отличаются они между  собой в разы. Так, если в столицах субъектов федерации в 2008 году максимальное значение совокупного оборота розничной  торговли превышало минимальное  в 1,6 раза, то во «вторых» и «третьих»  городах – уже в 6,4 раза. Такая  же ситуация наблюдается и по обороту  розничной торговли на душу населения. В столицах субъектов федерации  в 2008 году максимальное значение оборота  розничной торговли на душу населения  превышало минимальное в 1,3 раза, а во «вторых» и «третьих» городах - в 4,4 раза.

 

Во-вторых, в  столицах субъектов РФ наблюдается  укрупнение ритейла и ориентация на организованную торговлю через магазины и торговые центры. Во «вторых» городах  также происходит укрупнение ритейла, но здесь этот процесс менее выражен, чем в столицах субъектов РФ, и  в каждом муниципальном образовании  имеет свои отличительные особенности. Так, в Магнитогорске наблюдается  максимальная обеспеченность населения, как объектами розничной торговли, так и торговыми площадями. В  Нижнем Тагиле, при наличии одного из самых высоких показателей  обеспечения населения объектами  розничной торговли, в частности, магазинами и торговыми центрами, имеет место низкая обеспеченность населения торговыми площадями, в том числе магазинов и  торговых центров. Данный факт позволяет  сделать вывод, что в городе преобладают  небольшие магазины, а часть площадей в торговых комплексах используется для организации досуга населения. В городах Березники и Златоуст развитие потребительского рынка имеет  схожие тенденции, а именно, имеет  место минимальная обеспеченность не только магазинами, но и их торговыми  площадями. В «третьих» городах  общих тенденций развития торговли не выявлено, в каждом из муниципальных  образований этот процесс имеет  свой индивидуальный «сценарий». Так, в Каменск-Уральском достаточно развита торговля через магазины и павильоны, при этом укрупнения ритейла не наблюдается. Соликамск, в своем типе городов, имеет максимальную обеспеченность стационарными объектами  розничной торговли. Потребительский  рынок Златоуста характеризуется  тем, что имеет место минимальная  обеспеченность населения как объектами розничной торговли, так и торговыми площадями.

В-третьих, активно  идет переход к качественно новому состоянию потребительского рынка  муниципального образования. Все большую  популярность получает такой формат организации торговли, как торгово-развлекательный  центр. Причем наиболее ярко этот процесс  выражен в столицах субъектов  РФ. Также растет количество объектов традиционной розничной торговли (магазинов). В то же время количество объектов мелкорозничной торговли (палаток, киосков) сокращается.

В-четвертых, для «столиц» субъектов федерации  свойственен более высокий уровень  диверсификации по показателю обеспеченности объектами розничной торговли по сравнению со «вторыми» и «третьими» городами регионов. Так, например, в  Челябинске выявлена наибольшая обеспеченность не только торговыми центрами, но также  павильонами и палатками, а уже  во «втором» городе региона, Магнитогорске, население наиболее обеспечено магазинами и палатками. Говоря о Каменск-Уральском, нужно сказать, что здесь наибольшая обеспеченность есть только по павильонам.

В-пятых, в  развитии потребительских рынков исследуемых  муниципальных образований наблюдается  следующая тенденция: чем крупнее  город по численности населения, тем выше уровень конвергенции между  структурами объектов розничной  торговли столиц субъектов РФ и «вторых» городов регионов, что проявляется  в развитии такого формата торговли, как торговые центры, и превышении в общем количестве объектов удельного  веса палаток и киосков над  удельным весом павильонов. Структура  потребительского рынка «третьих»  городов характеризуется противоположной  тенденцией, то есть преобладанием  доли павильонов по сравнению с долей  палаток и киосков.

В-шестых, динамика показателей розничной торговли в 2008-2009 годах позволяет сделать  вывод о том, что, несмотря на снижение объемов товарооборота, сектор розничной  торговли более устойчив в крупнейших городах субъектов РФ. В этих городах  не прекращался ввод новых торговых площадей, то есть экономические агенты обладали более высокой способностью к адаптации и более высокими финансовыми возможностями, позволяющими пережить кризис. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что структура  экономики крупнейших городов субъектов  РФ более диверсифицирована, в отличие  от вторых и третьих городов, которые  в большинстве своем являются монопрофильными.

Дальнейшее  развитие розничной торговли в крупных  городах будет зависеть от целевых  установок государственной политики в этой сфере и приоритетов  городских администраций. И хотя результаты проведенного исследования показывают высокую степень устойчивости городских экономик к воздействию  внешних негативных факторов, тем  не менее, столицам и крупным промышленным городам субъектов РФ еще предстоит  многое сделать для того, чтобы  сектор розничной торговли в полной мере смог отвечать растущим потребностям населения.

 

 

 

 

 

Производительность  труда в торговле и факторы, влияющие на

нее.

Производительность  труда является ключевым фактором, влияющим на эффективность бизнеса, определяет основные экономические  показатели фирмы и прежде всего, ее конкурентоспособность.

Производительность  труда - показатель экономической эффективности  трудовой деятельности работников. Она  определяется отношением количества выпущенной продукции или услуг к затратам труда т.е. выработкой на единицу  затрат труда. От уровня и динамики производительности труда зависят  развитие общества и уровень благосостояния всех его членов. Более того, уровень  производительности труда определяет и способ производства, и даже сам  общественно-политический строй.

Среди обстоятельств, влияющих на уровень производительности труда, можно выделить факторы и  условия. Под факторами понимаются главные движущие причины, вызывающие ту или иную динамику производительности труда. Другое функциональное назначение имеет понятие «условия». Это  обстановка , в которой происходит процесс движения производительности труда. Между факторами и условиями  имеется органическая связь: фактор как движущая сила всегда действует  в каких-то конкретных условиях. Например, автоматизация производства выступает  мощным фактором роста производительности труда, а структура производства служит условием, при котором происходит автоматизация производства.

Качество  факторов и условий необычайно велико и разнообразно, поэтому простое  их перечисление без какой либо систематизации – дело довольно сложное и вряд ли оправданное. Наиболее общая классификация  факторов и условий , влияющих на производительность труда, может быть проведена на основе элементов общественно-экономической  формации: производительных сил, производственных отношений и надстройки. Исходя из этого, факторы и условия влияющие на уровень производительности труда  в обществе, можно объединить в  четыре группы: природно-климатические; технико- организационные; социально-экономические; социально-политические.

Природно-климатические  факторы и условия создают  предпосылки для определенного  исходного уровня производительности труда в данном месте.

 Особенно  значительно их влияние на  уровень производительности труда  в сельском хозяйстве и добывающей  промышленности.

Технико-организационные  факторы связаны с развитием  производительных сил общества: средств  производства и рабочей силы, а  также совершенствованием их комбинации. Ведущим технико-экономическим фактором роста производительности труда  выступает научно-технический прогресс, который представляет собой взаимосвязанное  совершенствование науки и техники, составляющее потенциальную основу для повышения производительности труда. Научно-технический прогресс приводит к изменениям в применяемых  средствах и предметах труда, в технологии производства, к замене ручного труда машинным. В ХХ в. появление ряда новых направлений  техники все теснее взаимодействует  с революционным развитием науки, образуя единый процесс научно-технической  революции (НТР). Слияние развития техники  и науки в единый процесс знаменует  собой превращение науки в  непосредственную производительную силу, что выражается в возрастании  эффективности процесса производства в зависимости от использования  результатов научных исследований.

Информация о работе Современное состояние торговли в РФ И Свердловской области. 2.Производительность труда в торговле и факторы, влияющие на нее