Современное состояние торговли в РФ И Свердловской области. 2.Производительность труда в торговле и факторы, влияющие на нее

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:14, контрольная работа

Описание работы

Потребительский рынок представляет собой один из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики, в котором решаются социально значимые задачи по обеспечению населения потребительскими товарами и услугами. Степень его развития значительно влияет на уровень и качество жизни населения. Одним из ключевых секторов потребительского рынка является торговля, которая в настоящее время обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 49.42 Кб (Скачать)

                      


 

 

Уральский институт экономики, управления

и права

 

Экономика предприятия

(Экономика  предприятия торговли и общественного  питания)

                                             Контрольная работа по теме:

1. Современное состояние торговли  в РФ И Свердловской области.

2.Производительность труда в  торговле и факторы, влияющие  на нее.                                          

 

       

Исполнитель ________       Козина А.А.

 

Руководитель _______      Старший преподаватель  Маклакова В.Н.

      

 

Факультет «Региональный»

Группа ЭП-401

 

Г. Нижний-Тагил

2011г.


 

 

Современное состояние торговли в РФ И Свердловской области

 

Тенденции и  проблемы развития розничной торговли в крупных городах Уральского региона

Потребительский рынок представляет собой один из наиболее динамично развивающихся  секторов российской экономики, в котором  решаются социально значимые задачи по обеспечению населения потребительскими товарами и услугами. Степень его  развития значительно влияет на уровень  и качество жизни населения. Одним  из ключевых секторов потребительского рынка является торговля, которая  в настоящее время обеспечивает десятую часть всех налоговых  поступлений в бюджет Российской Федерации.

В современных  экономических условиях в розничной  торговле Российской Федерации произошли  значительные преобразования. Существенно  изменился архитектурный облик  предприятий торговли, улучшился  их интерьер, значительно расширился товарный ассортимент. Появились и  получили широкое распространение  новые форматы торговли, такие  как торговые центры и многофункциональные  комплексы. Они сочетают в себе сразу  несколько функций – торговля, развлечение, спорт и другие. Наиболее популярными многофункциональными комплексами являются торгово-развлекательные  и торгово-офисные центры.

Уровень развития торговли по регионам и городам Российской Федерации очень неоднороден, что  выражается в дифференциации уровня цен, степени обеспеченности населения  торговыми площадями современных  форматов и товарным ассортиментом  и т.д. Степень межрегиональных  и внутрирегиональных различий еще  больше усилил мировой финансово-экономический  кризис, который оказал влияние на все сектора российской экономики, в том числе и на розничную  торговлю. В рамках данной статьи авторы ставят перед собой цель провести сравнительный анализ ключевых показателей  развития розничной торговли в крупных  городах, входящих в состав различных  субъектов РФ, расположенных в  одном макрорегионе, и оценить  влияние мирового финансово-экономического кризиса на состояние данного  сектора экономики.

В качестве объекта исследования выступают  муниципальные образования, расположенные  в Уральском регионе, с численностью населения, приближенной к одному миллиону человек – Екатеринбург, Пермь, Челябинск, а также вторые и третьи города соответствующих субъектов РФ: Нижний Тагил и Каменск-Уральский в

Свердловской  области; Березники и Соликамск  в Пермском крае; Магнитогорск и  Златоуст в Челябинской области. Выбор вышеперечисленных субъектов  РФ обусловлен тем, что Пермский край, Свердловская и Челябинская области  расположены в одной природно-климатической  зоне, связаны общностью исторических путей становления региональных экономических комплексов. Эти субъекты РФ характеризуются высоким уровнем  развития промышленного производства. В структуре экономики Пермского  края, Свердловской и Челябинской  областей представлены все основные традиционные отрасли промышленного  комплекса.

Все вышеперечисленные  города, за исключением Челябинска, в разное время возникли как промышленные центры. Существующая в настоящий  момент специализация этих муниципальных  образований во многих аспектах сохраняет  преемственность с их исходным хозяйственным  профилем (таблица 1). В этой связи  особый интерес для нас представляет анализ, как розничная торговля, ориентированная на удовлетворение индивидуальных потребностей населения, развивается в городах, изначально возникших и длительное время  функционировавших как крупные  промышленные центры регионального  и общероссийского значения.

Для того чтобы  оценить современное состояние  и определить основные тенденции  развития розничной торговли исследуемых  городов, был проведен сравнительный  анализ следующих основных показателей:

 

оборот розничной  торговли,

оборот розничной  торговли на душу населения,

структура объектов розничной торговли,

обеспеченность  населения объектами розничной  торговли,

обеспеченность  населения торговой площадью.

 

Одним из индикаторов  состояния потребительского рынка  является оборот розничной торговли и темпы его роста по сравнению  с предыдущим периодом.

До осени 2008 года практически во всех регионах Российской Федерации, в том числе  и в исследуемых городах, наблюдался стабильный рост оборота розничной  торговли. Но мировой финансово-экономический  кризис внес свои коррективы, и, начиная  с ноября 2008 года, рост оборота внутренней торговли замедлился, а в некоторых  регионах

показал отрицательные  показатели развития, такие как совокупный оборот розничной торговли и оборот розничной торговли на душу населения.

Основными причинами  сокращения темпов роста оборота  розничной торговли стали: падение  объемов промышленного производства, сокращение инвестиций в экономику, рост безработицы, снижение доходов  населения и деловой активности предприятий розничной торговли. Причем основными факторами, ограничивающими  деловую активность торговых организаций  в условиях кризиса, стали: недостаточный  платежеспособный спрос, недостаток собственных  финансовых средств и высокий  процент коммерческого кредита.

Проведенный анализ показал, что в разрезе  муниципальных образований объем  розничной торговли и оборот розничной  торговли в расчете на душу населения  существенно различаются. Была выявлена следующая тенденция: чем больше численность населения муниципального образования, тем выше значения таких  показателей, как совокупный оборот розничной торговли и оборот розничной  торговли на душу населения. К примеру, самые высокие значения совокупного  оборота розничной торговли и  оборота розничной торговли на душу населения выявлены в Екатеринбурге. Значения данных показателей составляют соответственно 73 млрд. 193,8 млн. рублей и 53,67 тысячи рублей на душу населения.

Полученные  в рамках исследования результаты позволяют  сделать вывод, что центры торговли сформировались в столицах субъектов  федерации. Именно в этих муниципальных  образованиях наблюдается наибольший рост оборота розничной торговли, а также самые высокие значения показателя оборота розничной торговли на душу населения, который в городах  Екатеринбург, Пермь и Челябинск  более чем в 2 раза превышает данный показатель во «вторых» и «третьих»  городах регионов. Данное обстоятельство обусловлено не только более высоким  уровнем дохода жителей Екатеринбурга, Челябинска и Перми, но и высокой  привлекательностью «столичных» предприятий  сферы торговли для жителей близлежащих  муниципальных образований. Например, многие жители Каменск-Уральского «по  привычке» предпочитают приобретать  товары длительного пользования  в крупных торгово-развлекательных  центрах Екатеринбурга и Челябинска. Каждый из нас наблюдал, как в  преддверии больших праздников в  городе усиливается проблема автомобильных  пробок на дорогах и резко увеличивается  количество посетителей в крупных  торговых центрах.

Как показал  анализ, рост оборота розничной торговли имеет место во всех муниципальных  образованиях, за исключением Магнитогорска. Самые высокие темпы роста  оборота розничной торговли на душу населения к показателю предыдущего  года наблюдаются в Перми – 52,52 %, Екатеринбурге – 50,08% и Березниках – 47,39 %. В Магнитогорске оборот розничной  торговли не только не вырос, но и уменьшился на 26,64% по сравнению с аналогичным  показателем 2007 года, сокращение составило 1859,2 млн. рублей. Данные представлены в  таблице 2.

Что касается совокупного оборота розничной  торговли, то наибольшую покупательную  активность в 2008 году проявили жители Перми и Каменск-Уральского, где  рост оборота розничной торговли по сравнению с предыдущим периодом составил, соответственно, 52,3 % и 54,56%. Высокие  темпы роста розничного товарооборота  свидетельствуют о значительном потенциале этих городов. Среди столиц регионов РФ меньше всего приобретений было сделано в Челябинске, где  оборот розничной торговли увеличился всего лишь на 19,3 %. Среди «вторых» и «третьих» городов субъектов  РФ темпы роста оборота розничной  торговли в расчете на душу населения  максимальны в г. Березники и  г. Каменск-Уральский, а наименьшие значения данного показателя выявлены в Златоусте и Магнитогорске. Причем, в Магнитогорске по сравнению  с 2007 годом, значение данного показателя не только не увеличилось, но и уменьшилось.

Сокращение  оборота розничной торговли на душу населения в Магнитогорске произошло, на наш взгляд, в результате особенно острого влияния на экономику  данного муниципального образования  мирового финансово-экономического кризиса. Магнитогорск можно отнести к  категории моногородов, специализирующихся в сфере черной металлургии. В  конце 2008 года среди других отраслей национальной экономики именно черная металлургия одной из первых наиболее серьезно пострадала от кризиса, что  привело к сокращению объемов  производства, увеличению численности  безработных граждан, задержке выплаты  заработной платы [4]. Как следствие, последовали снижение уровня доходов  населения и сокращение платежеспособного  спроса, что, в свою очередь, обусловило изменения в структуре потребления. Во-первых, в обороте розничной  торговли увеличился удельный вес продовольственных  товаров. Во-вторых, сократились продажи  товаров премиум-класса и длительного  пользования. В-третьих, увеличилось  число жителей, предпочитающих делать покупки на розничных рынках, оборот которых учитывается Госкомстатом РФ отдельно. Эти же причины повлияли на сокращение темпов роста оборота розничной торговли и оборота розничной торговли на душу населения в городе Златоуст.

Интересные  результаты были получены в ходе изучения динамики таких показателей, как  структура объектов розничной торговли, обеспеченность населения объектами  розничной торговли и обеспеченность населения торговой площадью.

Проведенный анализ показал, что структура объектов розничной торговли исследуемых  городов достаточно диверсифицирована. Так, стационарная торговая сеть представлена магазинами, торговыми центрами и  предприятиями мелкой розницы. Причем последние имеют вспомогательное  значение, дополняя сеть магазинов  и восполняя ее в тех районах, где открытие магазинов экономически нецелесообразно. Мелкорозничная торговая сеть включает в себя такие типы объектов розничной торговли, как  павильоны, палатки, киоски, передвижные  автолавки и др. Для всех исследуемых  городов характерно превалирование в структуре объектов розничной  торговли магазинов. Магазины, как более  крупные торговые предприятия, создают  необходимые условия для формирования ассортимента товаров, хранения товарных запасов, организации на высоком  уровне торгового обслуживания покупателей.

В последние  годы в наиболее крупных городах  широкое распространение получил  такой формат организации торговли, как торговые центры, которые всегда предлагают универсальный ассортимент  продовольственных и непродовольственных  товаров, включают развлекательные  зоны и имеют тенденцию к расположению в центральной части города.

Данное исследование позволило выявить следующую  тенденцию: структура объектов розничной  торговли в столицах субъектов федерации  и «вторых» городах регионов во многом схожа, а именно, в структуре объектов мелкорозничной торговли наблюдается  преобладание количества палаток и  киосков над численностью павильонов. В крупных городах, с развитой магазинной торговлей, через палатки  и киоски реализуются цветы, плодово-овощная  продукция, периодические издания. Производители продовольственных  товаров, минуя розничную сеть, используют киоски для реализации населению  продукции собственного производства (мясная, молочная и т.д.). Как было сказано ранее, торговля через павильоны  является своеобразным «заменителем»  магазинов и применяется там, где существует дефицит торговых площадей, как правило, это отдаленные и малонаселенные районы города. При  этом необходимо отметить, что уличные  киоски и торговые палатки, частично восполняющие имеющийся дефицит  торговых площадей, но отрицательно сказывающиеся на внешнем облике городов, постепенно вытесняются с потребительского рынка.

На региональном уровне структура объектов розничной  торговли имеет существенные отличия. Для Свердловской области она  носит, на наш взгляд, наиболее прогрессивный  характер. Это связано не только с активным развитием регионального  потребительского рынка, но и с существенной трансформацией функциональной специализации  столицы области, ранее бывшей преимущественно  промышленным центром. В настоящее  время Екатеринбург становится центром  предоставления разнообразных потребительских  услуг не только для населения  Свердловской области, но и всего  Урало-Сибирского макрорегиона. В отличие  от структуры розничной торговли Челябинской и Свердловской областей, в Пермском крае преобладает торговля через магазины, на долю которых  в структуре объектов розничной  торговли приходится: в Березниках – 84,67 %, в Соликамске – 83,45 % и в  Перми – 79,82 %. Напротив, в Екатеринбурге  данный показатель имеет значение 62,61 %, а в Челябинске – 62,49 % от общего количества объектов розничной торговли данных муниципальных образований. Также в Перми по сравнению  с Екатеринбургом и Челябинском  более чем в 3 раза ниже удельный вес павильонов и более чем

на 25 % ниже удельный вес палаток и киосков в  общем количестве объектов розничной  торговли муниципального образования.

Набольшее распространение  мелкорозничная торговля (павильоны, палатки  и киоски) получила в Златоусте, Челябинске и Екатеринбурге (их доля колеблется от 37,39% до 39,67%), а наименьшее – в  Нижнем Тагиле, Соликамске и Березниках (доля варьируется от 19,15% до 14,68 %).

Информация о работе Современное состояние торговли в РФ И Свердловской области. 2.Производительность труда в торговле и факторы, влияющие на нее