Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:14, контрольная работа
Потребительский рынок представляет собой один из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики, в котором решаются социально значимые задачи по обеспечению населения потребительскими товарами и услугами. Степень его развития значительно влияет на уровень и качество жизни населения. Одним из ключевых секторов потребительского рынка является торговля, которая в настоящее время обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.
Уральский институт экономики, управления
и права
Экономика предприятия
(Экономика
предприятия торговли и
1. Современное состояние
2.Производительность труда в
торговле и факторы, влияющие
на нее.
Исполнитель ________ Козина А.А.
Руководитель _______ Старший преподаватель Маклакова В.Н.
Факультет «Региональный»
Группа ЭП-401
Г. Нижний-Тагил
2011г.
Современное состояние торговли в РФ И Свердловской области
Тенденции и проблемы развития розничной торговли в крупных городах Уральского региона
Потребительский
рынок представляет собой один из
наиболее динамично развивающихся
секторов российской экономики, в котором
решаются социально значимые задачи
по обеспечению населения
В современных
экономических условиях в розничной
торговле Российской Федерации произошли
значительные преобразования. Существенно
изменился архитектурный облик
предприятий торговли, улучшился
их интерьер, значительно расширился
товарный ассортимент. Появились и
получили широкое распространение
новые форматы торговли, такие
как торговые центры и многофункциональные
комплексы. Они сочетают в себе сразу
несколько функций – торговля,
развлечение, спорт и другие. Наиболее
популярными
Уровень развития
торговли по регионам и городам Российской
Федерации очень неоднороден, что
выражается в дифференциации уровня
цен, степени обеспеченности населения
торговыми площадями
В качестве объекта исследования выступают муниципальные образования, расположенные в Уральском регионе, с численностью населения, приближенной к одному миллиону человек – Екатеринбург, Пермь, Челябинск, а также вторые и третьи города соответствующих субъектов РФ: Нижний Тагил и Каменск-Уральский в
Свердловской
области; Березники и Соликамск
в Пермском крае; Магнитогорск и
Златоуст в Челябинской области.
Выбор вышеперечисленных
Все вышеперечисленные города, за исключением Челябинска, в разное время возникли как промышленные центры. Существующая в настоящий момент специализация этих муниципальных образований во многих аспектах сохраняет преемственность с их исходным хозяйственным профилем (таблица 1). В этой связи особый интерес для нас представляет анализ, как розничная торговля, ориентированная на удовлетворение индивидуальных потребностей населения, развивается в городах, изначально возникших и длительное время функционировавших как крупные промышленные центры регионального и общероссийского значения.
Для того чтобы оценить современное состояние и определить основные тенденции развития розничной торговли исследуемых городов, был проведен сравнительный анализ следующих основных показателей:
оборот розничной торговли,
оборот розничной торговли на душу населения,
структура объектов розничной торговли,
обеспеченность населения объектами розничной торговли,
обеспеченность населения торговой площадью.
Одним из индикаторов состояния потребительского рынка является оборот розничной торговли и темпы его роста по сравнению с предыдущим периодом.
До осени
2008 года практически во всех регионах
Российской Федерации, в том числе
и в исследуемых городах, наблюдался
стабильный рост оборота розничной
торговли. Но мировой финансово-
показал отрицательные показатели развития, такие как совокупный оборот розничной торговли и оборот розничной торговли на душу населения.
Основными причинами
сокращения темпов роста оборота
розничной торговли стали: падение
объемов промышленного
Проведенный
анализ показал, что в разрезе
муниципальных образований
Полученные
в рамках исследования результаты позволяют
сделать вывод, что центры торговли
сформировались в столицах субъектов
федерации. Именно в этих муниципальных
образованиях наблюдается наибольший
рост оборота розничной торговли,
а также самые высокие значения
показателя оборота розничной торговли
на душу населения, который в городах
Екатеринбург, Пермь и Челябинск
более чем в 2 раза превышает данный
показатель во «вторых» и «третьих»
городах регионов. Данное обстоятельство
обусловлено не только более высоким
уровнем дохода жителей Екатеринбурга,
Челябинска и Перми, но и высокой
привлекательностью «столичных» предприятий
сферы торговли для жителей близлежащих
муниципальных образований. Например,
многие жители Каменск-Уральского «по
привычке» предпочитают приобретать
товары длительного пользования
в крупных торгово-
Как показал анализ, рост оборота розничной торговли имеет место во всех муниципальных образованиях, за исключением Магнитогорска. Самые высокие темпы роста оборота розничной торговли на душу населения к показателю предыдущего года наблюдаются в Перми – 52,52 %, Екатеринбурге – 50,08% и Березниках – 47,39 %. В Магнитогорске оборот розничной торговли не только не вырос, но и уменьшился на 26,64% по сравнению с аналогичным показателем 2007 года, сокращение составило 1859,2 млн. рублей. Данные представлены в таблице 2.
Что касается совокупного оборота розничной торговли, то наибольшую покупательную активность в 2008 году проявили жители Перми и Каменск-Уральского, где рост оборота розничной торговли по сравнению с предыдущим периодом составил, соответственно, 52,3 % и 54,56%. Высокие темпы роста розничного товарооборота свидетельствуют о значительном потенциале этих городов. Среди столиц регионов РФ меньше всего приобретений было сделано в Челябинске, где оборот розничной торговли увеличился всего лишь на 19,3 %. Среди «вторых» и «третьих» городов субъектов РФ темпы роста оборота розничной торговли в расчете на душу населения максимальны в г. Березники и г. Каменск-Уральский, а наименьшие значения данного показателя выявлены в Златоусте и Магнитогорске. Причем, в Магнитогорске по сравнению с 2007 годом, значение данного показателя не только не увеличилось, но и уменьшилось.
Сокращение
оборота розничной торговли на душу
населения в Магнитогорске
Интересные результаты были получены в ходе изучения динамики таких показателей, как структура объектов розничной торговли, обеспеченность населения объектами розничной торговли и обеспеченность населения торговой площадью.
Проведенный
анализ показал, что структура объектов
розничной торговли исследуемых
городов достаточно диверсифицирована.
Так, стационарная торговая сеть представлена
магазинами, торговыми центрами и
предприятиями мелкой розницы. Причем
последние имеют
В последние
годы в наиболее крупных городах
широкое распространение
Данное исследование
позволило выявить следующую
тенденцию: структура объектов розничной
торговли в столицах субъектов федерации
и «вторых» городах регионов во многом
схожа, а именно, в структуре объектов
мелкорозничной торговли наблюдается
преобладание количества палаток и
киосков над численностью павильонов.
В крупных городах, с развитой
магазинной торговлей, через палатки
и киоски реализуются цветы, плодово-овощная
продукция, периодические издания.
Производители
На региональном уровне структура объектов розничной торговли имеет существенные отличия. Для Свердловской области она носит, на наш взгляд, наиболее прогрессивный характер. Это связано не только с активным развитием регионального потребительского рынка, но и с существенной трансформацией функциональной специализации столицы области, ранее бывшей преимущественно промышленным центром. В настоящее время Екатеринбург становится центром предоставления разнообразных потребительских услуг не только для населения Свердловской области, но и всего Урало-Сибирского макрорегиона. В отличие от структуры розничной торговли Челябинской и Свердловской областей, в Пермском крае преобладает торговля через магазины, на долю которых в структуре объектов розничной торговли приходится: в Березниках – 84,67 %, в Соликамске – 83,45 % и в Перми – 79,82 %. Напротив, в Екатеринбурге данный показатель имеет значение 62,61 %, а в Челябинске – 62,49 % от общего количества объектов розничной торговли данных муниципальных образований. Также в Перми по сравнению с Екатеринбургом и Челябинском более чем в 3 раза ниже удельный вес павильонов и более чем
на 25 % ниже удельный вес палаток и киосков в общем количестве объектов розничной торговли муниципального образования.
Набольшее распространение мелкорозничная торговля (павильоны, палатки и киоски) получила в Златоусте, Челябинске и Екатеринбурге (их доля колеблется от 37,39% до 39,67%), а наименьшее – в Нижнем Тагиле, Соликамске и Березниках (доля варьируется от 19,15% до 14,68 %).