Современное состояние социальной инфраструктуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Россия вступила в новый век и новое тысячелетие с твердым намерением окончательно построить государство с рыночной экономикой. Понятно, что развитие рынка связано с дальнейшим развитием производства, социальной инфраструктуры, ростом ВВП в целом, в том числе за счет малого и среднего бизнеса. Дальнейшее развитие товарооборота и товарно-денежных отношений - также непременное условие развития рынка, а все это может быть успешно осуществлено только при условии хорошо развитой финансовой системы государства.

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 51.37 Кб (Скачать)

     Проблемы  финансового сектора

     Банковской  системе не хватает капитала, что  подрывает потенциал дальнейшего  развития. По данным Центрального Банка  на 1.09.2007г. Средний коэффициент достаточности  каптала по 30 крупнейшим банкам Российской Федерации составляет около 13,85% при  норме – 10%. Самая важная проблем  нашей финансовой системы – дефицит  ресурсов и сейчас она встала как  никогда остро. В числе причин – нехватка сбережений (по итогам 2007 года составили 7049,5 млрд. рублей), высокий  уровень бедности, высокая норма  потребления, низкая степень доверия  к банкам, высокая инфляция, обесценивающая вклады, отсутствие длинных страховых  денег, вывод средств из бюджета  банковской системы. Необходимы меры по привлечению вкладов, повышение  уровня доверия населения к банковской системе. Инвестиционный климат (по итогам 2006 года величина инвестиций составила 4580481 млрд. рублей, т.е. 113,7%) неблагоприятен, экономика плохо связывает деньги, состоятельные граждане и компании инвестируют в недвижимость, скупают  землю, что приводит к раздуванию очередного пузыря на рынке недвижимости. В то же время, если начать решать проблемы инвестиционной привлекательности  России – строительство инфраструктуры, дорог, жилья, развития регионов, финансовых рынков, рынков земли и недвижимости, региональной банковской сети, страна вполне могла бы выйти на ведущие  позиции по притоку реальных инвестиций. В настоящее время в условиях высоких доходов и профицита  бюджета особенно актуальна задача контроля за использованием государственных  средств. Однако нельзя сказать, что  все здесь обстоит благополучно. Имеет место накопление не использованных в течение года остатков бюджетных средств, неравномерное их расходование ведомствами. Бюджетные средства, которые в конце года “вбрасываются” в экономику, серьезно затрудняют системную работу по сдерживанию инфляции. Таким образом, эффективность использования государственных ассигнований в течение года еще далека от идеальной, что подрывает идею среднесрочного планирования и в известной мере её девальвирует, снижает эффект общих усилий правительства по обеспечению макроэкономической стабильности и сдерживанию роста цен. Сегодня в России профицитный бюджет. Это означает, что государство практически забирает из экономики средств больше, чем отдает в виде бюджетных расходов. Следовательно, государство берет на себя дополнительную ответственность перед бизнесом, всем обществом, ограничивая их в праве самостоятельно распоряжаться этими средствами. Изъятые из экономики они представляют собой чьи-то отложенные инвестиции, модернизацию отдельных производств, отложенные спрос, расходы, покупки. Промышленность России сильно утяжелена. Страна по сей день остается в основном экспортером сырья и материалов, а не готовой продукции, что делает финансовую систему зависимой от конъюнктуры мирового рынка. Реорганизуя финансовую систему страны, правительство пошло по пути сокращения функций государства, а соответственно и роли государства в распределении и перераспределении национального дохода, созданию разветвленной финансовой системы. Это привело к распылению финансовых ресурсов, потере управления денежным обращением и обострению финансовой ситуации. Коренное изменение отношений в банковской и налоговой системах привело к быстрому росту теневой экономики, созданию различных финансовых пирамид, крушение которых нанесло удар по финансовому состоянию значительной части населения. Очень остро стоит проблема равномерного и уравновешенного развития регионов. Проблемы содержатся и в механизмах взаимодействия центра с регионами, т.е. в межбюджетных отношениях: с одной стороны, при формировании бюджетных доходов применяется унифицированных подход к регионам (на основе твердого закрепления единого для всех субъектов норматива отчислений НДС и законодательно установленной предельной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет), с другой стороны – дифференцированный подход на стадии формирования расходной части бюджета. Это приводит к возникновению встречных финансовых потоков, негативные последствия которых в большей степени испытывают те регионы, которым предназначены бюджетные трансферты. Говоря о государственных финансах, стоит отметить, что помимо проблем, связанных с бюджетной системой, имеются также проблемы в государственных резервах. Главная проблема заключается в определении достаточных размеров накоплений, выявлении разумных путей вложения излишков (золотовалютные резервы, Стабилизационный фонд). Очевидно, что запасы в таких размерах, которые имеет Россия сейчас  излишни и инфляционны. Можно предположить, что основными путями преодоления проблем и иных негативных явлений в финансовой системе являются следующие меры:      Во-первых, необходимо принять решительные меры по обеспечению роста реального сектора экономики на основе задействования научно-технического и интеллектуального потенциала страны;

     Во-вторых, добиваться эффективного использования бюджетных средств, сокращения непроизводительных расходов, в том числе на содержание административно-управленческого аппарата (министерств, ведомств, Администрации Президента РФ), увеличения некоторых статей доходной части бюджета, упорядочения налоговой системы, уменьшения количества налогов и увеличения собираемости налогов, сборов, таможенных пошлин и т. п. Упорядочение налоговой системы, должно быть направлено на создание благоприятных условий для обеспечения капиталовложений и, следовательно, оживления производства;

     В-третьих, следует добиться укрепления денежного обращения в стране. С этой целью Правительство РФ должно выработать реальную антиинфляционную политику. В комплексе мер следует предусмотреть контроль за ценами и заработной платой путем установления пределов их роста. Определяющее значение в борьбе с инфляцией имеет, конечно, рост выпуска товаров с учетом спроса населения. Антиинфляционная политика правительства в своих усилиях по достижению этих целей использует два “инструмента” или стратегических подхода: фискальную политику и монетарную политику. Фискальная политика подразумевает использование возможностей федерального правительства взимать налоги и расходовать средства для регулирования уровня деловой активности. Монетарная политика подразумевает использование правительством права контролировать денежное обращение и с его помощью влиять на уровень деловой активности в стране

     В-четвертых, устранению кризисных явлений в финансовой  системе будет способствовать выплата внешних долгов.

    В-пятых, необходимо добиться прекращения оседания в зарубежных банках части выручки от экспорта отечественного сырья и продукции, произведенной в России.

       Отметим наличие ряда важнейших  факторов, нивелирующих финансовые  риски: существование системы  страхования вкладов, наличие  значительного стабфонда и золотовалютные  резервов, сохранение высоких темпов  роста российской экономики. Несмотря на существующие недостатки сложившейся в стране финансовой системы, следует отметить, что в целом она весьма эффективна, о чем свидетельствуют темпы роста российской экономики в последние несколько лет.

     Перспективы и приоритеты развития финансовой системы

     На  сегодняшний день российская финансовая система достаточно слаба и не отвечает задачам развития экономики. Один из путей решения этой проблемы, и, пожалуй, самый простой, - импорт финансовой системы, однако это грозит России утратой  экономического суверенитета. Таким  образом, если наша страна намерена развивать  самодостаточную и конкурентоспособную  на мировой арене экономику, ей нужна  и собственная развитая финансовая система. Действительно, российская финансовая система по своим масштабам не соответствует уровню развития экономики страны, более того, она находится в сильной зависимости от внешних рынков, в том числе и в результате значительных кредитных заимствований. Для эффективного развития финансового сектора необходимо выработать четкий комплекс мер, которые должны быть направлены на достижение основной цели – обеспечение экономического роста и социальной стабильности, а также суверенитета и конкурентоспособности российской экономики. При этом «ложными» целями развития финансовой системы РФ  считаются становление рубля в качестве свободной конвертируемой и мировой резервной валюты, достижение уровня ставок по банковским кредитам в 5-6% и др. Среди основных требований, которым должна отвечать развитая финансовая система, во - первых, удовлетворение потребностей экономики в длинных инвестиционных ресурсах, которые могли бы быть направлены на развитие производственной базы, обновление и создание инфраструктуры. На сегодняшний день, такая потребность составляет 70-200 трлн. рублей. Во-вторых, финансовая система должна быть эффективной, то есть обеспечивать трансформацию сбережений в инвестиции. Также она должна содействовать реализации социальной функции государства путем развития пенсионной системы и обеспечения доступа к таким финансовым услугам, как кредитование, страхование, ипотека и др. Наконец, развитая финансовая система должна представлять собой базу для проведения суверенной экономической политики.

     Для того чтобы российская финансовая система  смогла отвечать всем этим требованиям, ей нужны деньги. Где же эти деньги взять? Их следует брать из трех основных источников: это средства государства  и различных фондов (Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, Фонда реформирования ЖКХ, Пенсионного  фонда), капитализация активов (земля, недра, недвижимость) и средства населения. Причем для использования средств  второго источника необходимо содействовать  четкому оформлению прав собственности  и совершенствовать залоговое законодательство, а из третьего – использовать механизм «вмененных сбережений» (типа ОСАГО), укреплять  доверие населения к финансовой системе, развивать систему страхования  вкладов и т.д. Развивая в целом финансовую систему страны, следует развивать и каждый из ее сегментов. Это касается, в том числе и банковского сектора, для повышения конкурентоспособности которого необходимо внедрять новые инструменты, такие как финансовые фьючерсы, опционы, портфельный менеджмент, проектное финансирование, электронный банкинг и электронные деньги, секъюритизация и др. Одна из основных проблем банковской системы Российской Федерации – это неэффективное залоговое законодательство. В связи с эти, следует провести работу по его совершенствованию, узаконив возможность вывода предмета залога из конкурсной массы в случае банкротства заемщика, дав возможность банкам взыскивать предмет залога в несудебном порядке, если заемщик не выполняет свои обязательства, дав возможность реализовывать залоговое имущество без организации аукционов. Кроме того, есть еще целый ряд проблем в сфере развития банковского сектора Российской Федерации. Одна из них – дефицит долгосрочных ресурсов: доля таких ресурсов в портфелях российских банков не превышает 15% без учета ЦБ, притом, что в ближайшее время прогнозируется масштабный рост – в 4 раза – спроса на долгосрочные заимствования. Еще одна проблема – нехватка внутренних источников капитализации банков. Темпы роста собственных капиталов банков устойчиво отстают от динамики их активов. Наконец, проблемой является и высокая «распыленность» банковского капитала. Среди путей решения этих проблем существует ускоренное привлечение средств с зарубежных рынков, однако выбор такого пути  не считается самым удачным, так как в этом случае будет возрастать зависимость банковского сектора Российской Федерации от иностранного капитала. В качестве источников средств для развития банковской системы нашей страны  можно считать бюджетные фонды и пенсионную систему.Опасности при использовании этих средств есть, но есть и возможности их избежать. Так, роста инфляции можно не допустить, направив привлекаемые средства на замену инвестициям из-за рубежа, повышенных рисков - путем создания новой системы управления этими рисками, а неэффективного использования средств - благодаря четкому определению сроков вложения бюджетных средств и разработке механизмов замещения бюджетных вложений частным капиталом. Существующая организация сети бюджетных учреждений не обеспечивает в должной мере выполнение функций по оказанию населению социальных и иных государственных и муниципальных услуг, не соответствует современным демографическим и экономическим тенденциям и не позволяет в полном объеме реализовывать один из принципов бюджетной системы Российской Федерации - эффективность использования бюджетных средств.

     Основными причинами этого  являются:

  • отсутствие четкой структуры бюджетной сети на каждом уровне государственной и муниципальной власти, что ведет к дублированию функций учреждениями различных форм подчиненности либо, в обратном случае, к недостаточности оказываемых в определенной сфере услуг;
  • особенности гражданско-правового статуса бюджетных учреждений, предусматривающие различный правовой режим бюджетных и внебюджетных доходов учреждений (в отношении бюджетных средств правоспособность жестко ограничена, в отношении внебюджетных средств учреждения фактически самостоятельны), вследствие чего учреждения не заинтересованы в повышении эффективности основной деятельности, и при этом создаются условия для возникновения субсидиарной ответственности государства по обязательствам учреждений, возникшим вследствие их предпринимательской деятельности;
  • низкая эффективность механизма сметного финансирования бюджетных учреждений, снижающая результативность расходования бюджетных средств и не обеспечивающая необходимых условий для повышения качества предоставляемых услуг и создания конкурентной среды в этой сфере.

     В этой связи требуется реализация комплекса мер, направленных на изменение  принципов функционирования сети бюджетных  учреждений и механизмов их финансирования, а также на обеспечение контроля за качеством и объемом предоставляемых  ими услуг.  

     Основными целями реформирования сети бюджетных учреждений являются:

  • совершенствование системы управления сетью получателей бюджетных средств;
  • внедрение новых механизмов бюджетного финансирования с учетом специфики конкретных видов общественных услуг;
  • расширение возможностей привлечения организаций различных организационно-правовых форм к предоставлению государственных услуг за счет бюджетного финансирования;
  • формирование условий для преобразования организаций бюджетного сектора в иные организационно-правовые формы, предполагающие предоставление большей экономической самостоятельности;
  • изменение порядка распоряжения бюджетными учреждениями внебюджетными средствами, полученными от деятельности, приносящей доход.
 

     Для достижения указанных  целей необходимо:

  • произвести переподчинение ряда бюджетных учреждений в соответствии с отраслевой направленностью основного вида деятельности;
  • ликвидировать или объединить бюджетные учреждения, деятельность которых дублируется;
  • передать часть бюджетных учреждений, находящихся в федеральной собственности, на уровень субъектов Российской Федерации и муниципальный уровень в соответствии с разграничением полномочий между уровнями власти;
  • сократить количество уровней подчинения в сети бюджетных учреждений;
  • ликвидировать практику выполнения функций главного распорядителя бюджетных средств организациями, не являющимися органами государственной власти или органами местного самоуправления;
  • внедрить принцип нормативно-подушевого финансирования организаций, предусматривающего увязку сумм выделяемых бюджетных средств с объемами и качеством предоставляемых населению услуг;
  • создать механизм, позволяющий на конкурсной основе распределять бюджетные средства между организациями различных организационно-правовых форм в целях оказания ими определенных услуг;
  • смягчить законодательные ограничения на приватизацию государственных учреждений;
  • обеспечить формирование правовых основ преобразования государственных и муниципальных бюджетных учреждений в иные организационно-правовые формы, осуществить реализацию программ переподготовки кадров преобразуемых учреждений.

  Важно одобрить прогресс, достигнутый властями за последние несколько лет в  проведении банковской реформы., который  приблизил российскую финансовую систему  к лучшей международной практике. Однако без дополнительных реформ не будут реализованы все выгоды интеграции, и российский банковский сектор не внесет большого вклада в рост и уровень жизни в России. выигрыше, получив доступ к лучшим финансовым услугам, которые может предложить мир. Нынешний рост российской финансовой системы сопровождается двумя процессами: огосударствлением финансовой системы и активным проникновением иностранного капитала (в частности, только в течение 2007 года доля нерезидентов в капитале банковской системы выросла с 15,9% до 25,1%; российские финансисты буквально стоят в очереди на продажу). Необходимо создание финансовой системы, соразмерной масштабам экономики и способной обеспечить России экономический суверенитет и конкурентоспособность на международной арене. Соответственно, она должна обеспечить социальную стабильность и поддержать ускорение экономического развития.К приходу иностранного капитала на российский рынок нужно относиться очень осторожно. Финансовая система не должна быть "проходным двором", а государству необходимо на высшем уровне сформулировать четкую стратегическую цель развития.Охват населения финансовыми услугами крайне низок, в частности, срочными депозитами в банках и потребительскими кредитами, по данным за 2007 год, пользуются 20-25% населения и менее 2% брали ипотечные кредиты, совершали операции с ценными бумагами. Эти показатели демонстрируют как низкую финансовую активность и грамотность населения, так и недостаточную развитость финансового сектора.Более 80 % банков не могут выдать кредит больше 10 млн. долл., что не позволяет российским банкам аккумулировать ресурсы для финансирования крупных проектов. В то же время нехватка внутренних источников капитализации банковского сектора не позволяет поддерживать достаточность капитала банков на устойчивом уровне, что приводит к росту уязвимости к рискам.Можно выделить три базовых задачи, стоящие перед финансовой системой:

Информация о работе Современное состояние социальной инфраструктуры