МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛИАЛ В Г. СУРГУТЕ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «РПС и регионалистика»
На
тему: Социальное состояние социальной
инфраструктуры"
Выполнил: студент 1 курса ОДО
Специальности: «Экономика» 1 группа
Тимченко И.А.
Проверила: к.ф.н., доцент Гришенкова
Т.Ф.
Сургут 2011
Введение
Россия
вступила в новый век и новое
тысячелетие с твердым намерением
окончательно построить государство
с рыночной экономикой. Понятно, что
развитие рынка связано с дальнейшим
развитием производства, социальной
инфраструктуры, ростом ВВП в целом,
в том числе за счет малого и
среднего бизнеса. Дальнейшее развитие
товарооборота и товарно-денежных
отношений - также непременное условие
развития рынка, а все это может
быть успешно осуществлено только при
условии хорошо развитой
финансовой системы государства. В
последнее десятилетие отмечено непрерывным
реформирование финансовой системы России,
что сделало возможным ее приближение
к мировым стандартам. Поэтому тема курсовой
работы является актуальной. Основной
целью является исследование современного
состояния финансовой системы в России.
Основа финансовой системы - общегосударственный
фонд денежных средств - бюджет. Эта система
может нормально функционировать и развиваться
только при условии хорошего правового
обеспечения всей финансовой деятельности
государства, прежде всего нормами финансового
права. Для развития рыночной экономики
очень важно, во - первых, чтобы государство
поддерживало области деятельности, непосредственно
влияющие на рынок, т.е. направляло деньги
на развитие и поддержание промышленности,
сельского хозяйства и, конечно, малого
и среднего бизнеса. С другой стороны,
очень важно, чтобы налоги, собираемые
государством для пополнения доходной
части всей бюджетной системы, не ложились
бы тяжелым бременем на юридических и
физических лиц, которые при непосильной
налоговой нагрузке сворачивают производство,
а стимулировало бы их платить налоги
полностью и в то же время давало бы уверенность,
что уплата налогов их не разорит. Исходя
из того, что общество – саморегулирующаяся
и самонастраивающаяся система, можно
сказать, что и государство выступает
как система, обеспечивающая саморегуляцию
и самонастройку общества, а финансовая,
в том числе бюджетная система, обеспечивают
нормальное функционирование государства.
Именно финансы, основой которых является
бюджет, - лучший информационный источник
во всей государственной деятельности,
они являются основой системы прямых и
обратных связей в государстве, дают возможность
осуществлять постоянный мониторинг –
слежение рублем за всеми процессами в
государстве и обществе. Таким образом,
данная работа посвящена анализу и освещению
понятия «финансовая система» и раскрытию
его особенностей.
Социально
– экономическая
сущность и функции
финансовой
системы
Как
экономическая категория финансы
представляют собой совокупность экономических
отношений, образующихся в процессе
формирования, распределения и использования
денежных фондов. По своему материальному
содержанию финансы государства и органов
местного самоуправления представляют
собой фонды денежных средств. Финансы
непосредственно связаны с функционированием
общественных экономических отношений
в процессе аккумуляции, перераспределения
и использования централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств. Человечество
в процессе эволюционного развития прошло
путь от непосредственного товарообмена
к товарно – денежным отношениям, где
деньги стали всеобщим эквивалентом, а
государство в процессе своей деятельности
по управлению экономическими и социальными
процессами начало вести учет доходов
и расходов в денежной форме, образуя
различные денежные фонды. Финансы – это
не сами денежные средства, а отношения
между людьми по поводу образования, перераспределения
и использования фондов денежных средств.
Финансы служат экономическим инструментом
распределения валового общественного
продукта и национального дохода. Они
являются средством контроля за производством
и распределением материальных благ, а
также средством стимулирования развития
государства и общества в нужном в каждый
данный период развития направлении. Финансы
и финансовые отношения – это обязательно
денежные отношения, однако отнюдь не
все отношения по поводу денег являются
финансовыми. Так, денежные отношения,
возникающие в процессе купли – продажи,
поставки, административных штрафов, финансами
не являются. Следовательно, содержание
денежных отношений больше по объему,
чем содержание финансовых отношений.
В средине XIX в. известный ученый финансист
И. Шиль подчеркивал особенность финансовой
науки: теорией финансов занимается ученых
больше, чем другими экономическими науками.
И сегодня теорией финансов занимается
большое количество людей, однако единых
основных терминов, понятий, дающих точное,
единое описание отношений, процессов,
в финансовой науке нет до сих пор. Содержание
понятий «финансы», «система финансов»,
«финансовая система» у разных авторов
различается. Наиболее часто встречающимся
определением финансов в экономической
литературе: законах, учебниках, монографиях,
научных статьях – является следующее:
финансы – это система денежных отношений
в обществе по поводу образования и использования
денежных фондов. В данном определении
авторы считают, что финансы представляют
систему, подчеркивая взаимосвязь, взаимодействие
элементов, характеризующихся, прежде
всего, целостностью и в то же время различающихся
функциональными и ролевыми признаками
(подсистем, звеньев, сфер). Тогда можно
утверждать, что термин «системы финансов»,
означающий система системы… представляет
не что иное, как тавтологию (экономика
экономики). То же можно отнести
и к термину «финансовая система» - системная
система. Для решения такой терминологической
проблемы необходимо применить некоторые
положения науки «тектологии», созданной
в начале XX века разносторонним российским
ученым А.А.Богдановым, - всеобщей организационной
науки, определяющей законы построения,
организации элементов различных систем.
При это А.А.Богданов подчеркивал особенности
организации социальных и экономических
систем, элементы которых могут быть разнородными,
т.е. элемент – объект, элемент – субъект,
при этом между элементами должны сохраняться
единство, сочетание. Социальные и экономические
системы, наиболее организованные и совершенные,
характеризуются взаимодействием самоорганизации
и организации. Под самоорганизацией понимается
вид организации, обусловленный внутренними
причинами. Она предполагает упорядочение
системы при случайных воздействиях, которое
происходит самопроизвольно. Организация
– это упорядоченность системы, вызванная
внешними по отношению к ней факторами.
При это регулирующие действия осуществляются
властными государственными структурами.
По А.А.Богданову, обязательным элементом
системы является организационная структура,
осуществляющая свое влияние на систему
в целях ее гармонизации, сбалансированности,
пропорциональности. Таким образом, поскольку
финансы непосредственно не включают
в себя организационную систему, они не
являются системой, а представляют собой
совокупность императивных денежных отношений,
в процессе которых образуются и используются
централизованные денежные фонды. Необходимо
поэтому обратить внимание на употребление
терминов «система финансов» и «финансовая
система». Некоторые авторы понимают под
«системой финансов» - совокупность специфических
денежных отношений, другие «финансовой
системой» называют совокупность финансовых
институтов. Такая ситуация свидетельствует
о нетождественности понятий «система
финансов» и «финансовая система». На
наш взгляд, это неправильно, поскольку
исходя из этимологии они тождественны,
т.е. должны применяться в одном значении.
При этом «финансовая система» - термин
в употреблении предпочтителен, благозвучен.
Таким образом, финансовая система – это
совокупность 4 взаимосвязанных сфер:
финансов – совокупности денежных отношений;
финансовых учреждений; финансовой политики;
финансовых фондов. Финансовые системы
в различных государствах, общественно
– экономических формациях складывались
в процессе эволюции общества на протяжении
длительного времени. В принципе, финансовые
системы одинаковы для всех государств,
однако на более низких ступенях развития
отдельные элементы могут не обладать
свойствам, требуемыми системой в целом.
Функции и роль финансов реализуются через
финансовую систему, с помощью которой
осуществляется распределение и перераспределение
денежных средств в экономике страны.
Финансовая система представляет собой
встроенный элемент экономической системы,
обслуживающий субъекты экономики, обладающие
избытком или недостатком денежных средств.
Необходимо отметить, что содержание и
структура финансовой системы по – разному
трактуются в отечественной и зарубежной
литературе. В западной литературе понятие
«финансовая система» определяется как
совокупность финансовых рынков и финансовых
инструментов, используемых для заключения
финансовых сделок, обмена активами и
рисками. Однако следует обратить внимание
на ограниченность этого определения,
так как оно связывает финансовую систему
только с ее институциональными элементами.
Такой односторонний подход не отражает
функциональной основы и, соответственно,
функциональной структуры финансовой
системы как системы, обеспечивающей аккумуляцию
и распределение денежных средств различными
субъектами экономики (государством, организациями,
домохозяйствами), цели функционирования
которых, а следовательно, и методы аккумуляции,
распределения и использования ограниченных
денежных средств принципиально различны.
Напротив, в отечественной литературе
превалирует функциональный подход к
содержанию финансовой системы. Она определяется
как совокупность взаимосвязанных сфер
и звеньев финансовых отношений, обладающих
особенностями в формировании и использовании
фондов денежных средств. Таким образом,
в основу трактовки финансовой системы
положен принцип наличия различных функциональных
сфер и звеньев специфических финансовых
отношений. Необходимость выделения ее
отдельных сфер (звеньев) обусловливается
различным участием субъектов экономических
отношений в образовании, распределении
и перераспределении ВВП, формировании
и использовании денежных фондов и доходов.
Каждому звену финансовой системы присущи
специфические цели функционирования,
а следовательно, формы и методы образования
и использования денежных фондов и доходов.
Например, финансы организаций в основном
обслуживают материальное производство
и услуги, создание ВВП, его распределение
внутри организаций и перераспределение
части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды.
Через государственный бюджет мобилизуются
ресурсы в централизованный бюджетный
фонд государства с дальнейшим перераспределением
между экономическими регионами, отраслями,
министерствами, службами, агентствами,
социальными группами населения. Следует
иметь в виду, что первичные денежные доходы
сферы финансов частных и государственных
предприятий, а также доходы граждан создают
основу финансовой системы любого государства.
В соответствии с рассматриваемой точкой
зрения отечественных экономистов финансовая
система России в целом состоит из двух
укрупненных подсистем: государственных
и муниципальных финансов, финансов хозяйствующих
субъектов. В зависимости от конкретных
форм и методов формирования доходов и
денежных фондов они в свою очередь делятся
на звенья.
Государственные
и муниципальные
финансы:
- бюджетная
система;
- внебюджетные
фонды;
- государственный
кредит.
- коммерческих
предприятий и организаций;
- финансовых
посредников (кредитных организаций, частных
пенсионных фондов, страховых организаций
и других финансовых институтов);
- некоммерческих
организаций.
В
настоящее время государственная
бюджетная система России представлена
следующими звеньями:
- Федеральный
бюджет;
- Территориальные
бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик
в составе РФ, краевые, областные автономных
областей; автономных округов и городские
Москвы и Санкт - Петербурга);
- Бюджеты муниципальных
образований (местные бюджеты).
Современная
бюджетная система России трех уровней
определенным образом приблизилась
к структуре бюджетных систем
западных стран, имеющих федеративное
устройство.Внебюджетные
фонды создаются на определенный срок
или действуют постоянно. Их формирование
связано с необходимостью иметь независимые
от принятия или непринятия государственного
бюджета целевые источники средств. В
первую очередь это касается удовлетворения
таких важнейших общественных благ, как
социальное обеспечение и здравоохранение.
Для аккумуляции и использования средств
этих фондов государство применяет специфические
формы и методы. В связи с этим правомерно
их выделение в самостоятельное звено
государственных финансов. По признаку
целевой направленности использования
средств внебюджетные фонды можно объединить
в две группы: внебюджетные фонды социального
назначения и внебюджетные фонды межотраслевого
и отраслевого характера.
Кроме того, образуются внебюджетные фонды
территориального назначения.
В Российской действительности концентрация
значительных средств (почти равных
федеральному бюджету) во внебюджетных
фондах при ослаблении государственного
финансового контроля в ряде случаев приводила
к их неэффективному использованию. Для
усиления контроля за распределением
государственных финансовых ресурсов
была произведена консолидация ряда государственных
внебюджетных фондов в федеральном бюджете.
Это касалось внебюджетных фондов, доходы
которых формировались за счет обязательных
платежей предприятий и организаций. Целевая
направленность консолидированных фондов
сохраняется. Консолидация не распространилась
на государственные целевые внебюджетные
фонды социального назначения: Пенсионный
фонд (ПФР), Фонд социального страхования
(ФСС) и Фонд обязательного медицинского
страхования (ФОМС).Государственный
кредит выделяется в самостоятельное
звено государственных финансов, так как
ему присущи специфические формы финансово
– кредитных отношений по привлечению
средств в централизованные фонды государства.
Государственный кредит представляет
собой особую форму денежных отношений
между государством и юридическими и физическими
лицами. В данном случае государство выступает
в качестве заемщика средств, а так же
кредитора и гаранта. Наиболее широко
деятельность государства проявляется
как заемщика средств. Его операции
в качестве кредитора, предоставляющего
ссуды или гарантии юридическим и физическим
лицам, значительно уже. Тем не менее, в
последнее время финансирование из бюджета
на условиях возвратности и платности
получило существенное развитие. Необходимость
государственного кредита связана с опережающим
темпом роста государственных расходов
над возможностями расширения собственной
доходной базы, что позволяет обеспечить
покрытие запланированных расходов бюджета
в условиях его дефицита. Государственные
заимствования необходимы и для преодоления
временного разрыва в формировании доходов
и расходов бюджетов всех уровней.
Финансы хозяйствующих
субъектов, или финансы организаций
и предприятий различных форм собственности,
- относительно самостоятельное звено
финансов. Именно здесь формируется основная
часть доходов, которая в результате перераспределения
по установленным государством правилам
образует доходы бюджетов всех уровней,
а также внебюджетных фондов. В то же время
определенная часть бюджетных (финансовых)
средств в форме прямого бюджетного финансирования,
бюджетных ссуд, гарантий государства
направляется на финансирование как текущей,
так и инвестиционной деятельности предприятий,
в соответствии с действующим законодательством.
В сфере финансов хозяйствующих субъектов
выделяются следующие звенья: финансы
коммерческих организаций,
финансы некоммерческих
организаций. Финансовые отношения
каждого из этих звеньев имеют специфику,
связанную с формам организации предпринимательской
деятельности, формированием доходов
и расходов, владением имуществом, выполнением
обязательств. Таким образом, в отечественной
трактовке финансовой системы, как уже
отмечалось, преобладает функциональный
подход. При этом в рамках финансовой системы,
как правило, не рассматриваются институты,
инструменты и информационные системы,
обеспечивающие распределение перераспределение
денежных ресурсов в экономике. Необходимо
отметить, что такое одностороннее определение
является рецидивом действовавшей в нашей
стране командно – административной системы,
при которой все распределительные функции
выполняло государство и фактически не
существовало финансовых рынков. Обобщая
рассмотренные подходы к трактовке финансовой
системы, следует исходить из того, что
она в странах с рыночной экономикой представляет
собой сложно структурированную систему,
которой имманентно присущи как функциональная,
так и институциональная основы. Согласно
этому можно дать следующее определение
финансовой системы.Финансовая
система представляет
собой совокупность
финансовых организаций (учреждений)
и финансовых рынков,
обеспечивающих с помощью
различных финансовых
инструментов формирование
и использование денежных
средств государства,
организаций и населения.
Функции финансовой
системы:
- распределительная
функция - обеспечение субъектов хозяйствования
необходимыми финансовыми ресурсами,
которые используются в форме денежных
фондов хозяйственного назначения;
- стимулирующая
функция проявляется в маневрировании
налоговыми ставками, льготами, штрафами,
изменяя условия налогообложения, государство
создает условия для ускоренного развития
определенных отраслей и производств,
способствует решению актуальных для
общества проблем;
- фискальная
функция - связана с тем, что с помощью
налогов достигается изъятие части доходов
предприятий и граждан для содержания
государственного аппарата, обороны страны
и той части непроизводственной сферы,
которая не имеет собственных источников
доходов.
Таким
образом, финансовая система состоит
из трех взаимосвязанных подсистем,
каждая из которых в свою очередь
включает несколько подсистем более
низкого уровня. Так, в подсистеме
финансов секторов экономики
выделяют три крупные взаимосвязанные
сферы: финансы государства, финансы хозяйствующих
субъектов, финансы граждан (домохозяйств).
Реализация соответствующих отношений
осуществляется через финансовые институты
двумя способами: путем прямых финансовых
отношений между отдельными субъектами
названных сфер (а так же внутри них) и
опосредованных финансовых отношений
между субъектами, т.е. через финансовые
рынки. Институциональная
подсистема представляет собой инфраструктуру
финансовой системы. Институциональна
подсистема как совокупность финансовых
рынков, организаций (учреждений) – посредников,
финансовых инструментов и информационных
технологий обеспечивает перераспределение
(переток) ограниченных финансовых ресурсов
от экономических субъектов с избытком
этих ресурсов в определенный период времени
к экономическим субъектам, имеющим недостаток
этих ресурсов. Перераспределение средств
с помощью различных финансовых инструментов
и институтов принято называть движением
финансовых потоков.
Финансовые
организации и учреждения как
коммерческие, так и некоммерческие
являются активными посредниками в
реализации финансовых отношений, движении
финансовых потоков, а следовательно,
и в обеспечении эффективности финансовой
политики всех субъектов системы. Их основная
деятельность заключается в предоставлении
финансовых услуг и продуктов. К таким
финансовым институтам относятся организации,
учреждения, осуществляющие и регулирующие
финансовую деятельность: Министерство
финансов РФ, Федеральное казначейство,
Центральный банк РФ, Федеральная налоговая
служба, фондовые и валютные биржи, коммерческие
банки, страховые и инвестиционные компании,
использующие для оказания услуг различные
финансовые инструменты. Финансовая система
относится к динамичным системам, что
обусловливает ее подвижное равновесие,
ведущее к развитию и изменению структурных
компонентов системы, финансовых институтов,
инструментов и технологий, обслуживающих
эти компоненты. Финансовая система, постоянно
развиваясь, предлагает новые финансовые
инструменты и услуги, обеспечивающие
бесперебойное движение финансовых потоков
в пространстве и времени. Административная
реформа, начавшаяся в нашей стране в 2004
году, внесла существенные изменения в
государственную инфраструктуру финансовой
системы. Однако эффективность этих преобразований
можно будет оценить немного позднее.
Современная финансовая система принимает
глобальный характер, поскольку финансовые
рынки и финансовые посредники взаимосвязаны
через всеобъемлющую международную телекоммуникационную
сеть и систему контрактов, обеспечивающую
бесперебойное движение капитала и финансовых
потоков. В развитии финансовых систем
важную роль играет финансовая политика,
реализация которой в значительной степени
обусловливается функционированием и
самой финансовой системы.
Проблемы
функционирования финансовой
системы в России
В
настоящее время вопросы проблемы
функционирования финансовой системы
имеют особую актуальность, так как
все происходящее в настоящее
время в финансовой сфере деятельности
теснейшим образом связано с личным благополучием
каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений
на социальное страхование и пенсии, цена
акций и облигаций, формы инвестирования
средств производства и социальная сфера
— такие вопросы обсуждаются сегодня
не только в правительственных кругах,
но и среди обычных граждан России. Функционирование
финансовой системы может иметь ряд проблем:
Финансовый
кризис
Как
известно доминирующими причинами
финансовых кризисов являются плохие
макроэкономические условия, иначе
говоря «плохая» бизнес – среда. Чаще
всего финансовый кризис начинает проверять
устойчивость экономики именно с
финансовой системы, а с другой стороны
– устойчивость финансовой системы
в значительной степени основана
на макроэкономической стабильности и
экономическом росте. Наиболее важно
в практике работы государственных
надзорных органов – прогнозирование
и профилактика таких ситуаций, как
на микро -, так и макро - уровне.На
2007 год пришелся пик рисков финансовой
системы России, считает глава
Сбербанка Российской Федерации
Андрей Казьмин. Выступая на съезде Ассоциации
российских банков, он сказал: "На 2007
год пришлась особая концентрация рисков,
так как окончательная дата отмены
ограничений по валютным операциям
совпадает с предполагаемой датой
вступления России в ВТО". В этой
связи Казьмин отметил, что государственная
политика должна быть направлена на то,
чтобы в условиях финансовой либерализации
российская банковская система не исчезла
бы под натиском западного капитала.
Глава Сбербанка Российской Федерации
отметил в этой связи, что одной
из основных проблем российской банковской
системы является слабость капитальной
базы. Казьмин считает, что для
решения этой проблемы необходимы налоговые
льготы на ту часть средств, которая
направляется на увеличение капитала
банка. Глава Сбербанка подчеркнул,
что невозможно решить проблему капитализации
без введения налоговых льгот. Кроме того,
он отметил необходимость снижения стоимости
первичного размещения акций банков на
рынке. Среди главных причин возникновения
кризисных ситуаций можно выделить целый
ряд, как правило, типичных фактов и условий.
Например весьма характерна ситуация
возникновения проблем с платежным балансом
– замедлением темпов экономического
роста, снижение объемов экспорта, рост
импорта, стимулирующего возникновение
пассивного сальдо. Одно из возможных
последствий такого рода сценария – масштабные
спекулятивные акты, падение курса национальной
валюты, рынка акций, возникновение проблем
с обслуживанием внешнего, а также внутреннего
долга.Не менее характерной причиной финансовых
проблем являются кредитные бумы, связанные
с значительным темпом роста выдаваемых
кредитов, развивающиеся на стадии «перегрева»
экономики, снижение качества банковских
активов капитала. В этих условиях
у инвесторов часто возникает иллюзия
о полной востребованности их бизнес –
проектов, в дальнейшем не находящих сбыта
из – за перепроизводства, что затем выливается
в массовые невозвраты кредитов. При наступлении
«посадки» возникает резкое падение темпов
прироста ресурсов в финансовую систему
или даже их оттока, что в совокупности
приводит к банковскому кризису.На стадии
«перегрева» также могут появиться так
называемые «мыльные пузыри» на рынке
ценных бумаг и недвижимости с последующим
резким изменением цен на активы. Образование
такой ситуации характерно для относительной
дешевизны финансовых ресурсов, сменяющимся
последующим ростом процентных ставок.
На сегодняшний день России не грозит
кризис банковской и финансовой систем,
считает министр финансов Алексей Кудрин.
Такое заявление Кудрин сделал, отвечая
на вопрос, есть ли предпосылки для кризиса
в банковском секторе и для дефолта компаний
из-за увеличивающегося уровня частных
заимствований. Он также говорил о необходимости
эффективного использования кредитов
частным сектором и о важности реализации
проектов, позволяющих вернуть кредиты.
Говоря о макроэкономической ситуации
в России, Кудрин отметил, что существенный
приток капитала ставит "новые вызовы
по достижению планов по инфляции".
Он еще раз обратил внимание на существование
"некоторых рисков по курсу рубля в
связи большим притоком капитала".