Современное состояние малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

В статье анализируется современное состояние малого и среднего бизнеса в Кыргызстане. Этот сектор считается одним из ключевых компонентов переходного рыночной экономики. Оценка состояния малого и среднего бизнеса включает в себя подходы различных ученых: макроэкономистов, государство ученых, политиков, а также самих предпринимателей и широкой общественности страны.

Содержание

Вступление
Малый и средний бизнес
Формирование и развитие малого бизнеса в КР
Современное состояние малого и среднего бизнеса в КР
Проблемы малого и среднего бизнеса в КР
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 68.88 Кб (Скачать)

- увеличить депозитные  ставки до уровня, обеспечивающего  положительную реальную прибыль  вкладчика, с целью привлечь  сбережения и мобилизовать отечественные  финансовые ресурсы от вкладчиков  к инвесторам;

- укрепить банковский  сектор, полностью списав неоплаченные  займы в "Промстройбанке", "Агропромбанке"  и АКБ Кыргызстан, а также создать  современную банковскую систему,  имеющую отделения, на основе  программы "ФинСАК";

- выйти на устойчивый  реальный положительный уровень  ставки процента по долгосрочным  кредитам, имея в виду, что только  в этом случае инвестиционные  кредиты при доступных для  предпринимателей низких номинальных  ставках процента станут выгодными  и для банков;

- улучшить систему распределения  внешних ресурсов путем сокращения  этапов одобрения займов и  установления максимального временного  ограничения на этот процесс,  а также через повышение роли  коммерческих банков в распределении  кредита; 

- стимулировать развитие  небанковских финансовых институтов (страховые и лизинговые компании, пенсионные и инвестиционные  фонды), что очень важно для  создания конкурентоспособного  финансового сектора и увеличения  имеющихся в наличии отечественных  финансовых ресурсов для финансирования  через инвестиции.

IV. Усиление стимулирующей и регулирующей функций налогообложения, в том числе:

- предоставить существенные  налоговые льготы на первые  два года (вплоть до полного  освобождения) фермерским хозяйствам  и другим видам малого бизнеса,  занимающиеся производством, переработкой  и транспортировкой сельскохозяйственной  продукции, исходя из того, что  в сочетании с Земельным Кодексом  это может стать фактором, обеспечивающим  приток капиталов и трудовых  ресурсов в сельское хозяйство,  выравнивая диспаритета цен промышленной и сельскохозяйственной продукцией, насыщения внутреннего рынка республики продовольствием, преодоления резких территориальных различий в деловой активности сельскохозяйственных и промышленных областях республики;

- отменить налоговые льготы, предусмотренные Законом об иностранных  инвестициях и установить более  низкие и унифицированные налоговые  ставки для иностранных инвесторов  и предприятий, производящих продукцию  на экспорт. 

- составить четкую классификацию  всех налоговых и неналоговых  сборов, налоговых льгот и условий  при которых они предоставляются,  т.е. доступную для понимания  не только налоговым инспекторам,  но и всем хозяйствующим субъектам. 

Разработка мер по развитию франчайзинга, обеспечивающего дополнительные источники финансирования, более высокие темпы развития малого бизнеса и его большую устойчивость в рыночной среде, а также по развитию лизинговых фирм, сдающих в аренду малым предприятиям машины и оборудования;

Совершенствование организационных  условий для формирования элементов  рыночной инфраструктуры, которые поощряли бы предпринимательскую деятельность (бизнес-информация, система образования  и специальной подготовки кадров, центр или ассоциация малого и  среднего бизнеса и т.п.).

 

  1. Проблемы малого и среднего бизнеса в КР

 

В настоящее время уровень  развития малого и среднего предпринимательства  в Кыргызстане еще далек от требований рыночной экономики. В статье анализируются проблемы, препятствующие становлению этого важнейшего сектора  экономики Кыргызской Республики. Проводимая государством политика в отношении  малого и среднего предпринимательства  носит декларативный характер, предусматривает  лишь "косметические" меры и не решается комплексно. Автор предлагает оптимизировать государственную политику с учетом комплекса политических, экономических, организационных и  культурных проблем.

Ключевые слова: малое  и среднее предпринимательство, бизнес, политические, экономические, организационные проблемы, налогообложение и налоговое администрирование, таможенная тарифная политика.

Как показывает мировой опыт, достаточно развитые малые и средние  формы предпринимательства являются залогом и фундаментом социально-экономического благополучия страны, важнейшим фактором, влияющим на экономический рост и  повышение благосостояния населения. В условиях экономического и политического  кризиса необходимость для Кыргызской Республики развивать малое и  среднее предпринимательство стала  еще более очевидной. В Стратегии  развития страны на 2009-2011 годы президент  страны Курманбек Бакиев отмечает важность малого и среднего бизнеса для устойчивости экономического роста и необходимость создания благоприятного инвестиционного климата и вообще благоприятной бизнес-среды для его развития.(Специальный выпуск Администрации Президента Кыргызской Республики // Стратегия развития страны 2009-2011. Бишкек, 2009. - С. 36.

 

В настоящее время уровень  развития малого и среднего предпринимательства  в Кыргызстане еще далек от требований рыночной экономики. Он дает лишь немногим выше трети внутреннего  валового продукта (ВВП), в нем 13,2% общей численности занятого населения, а в развитых странах этот сектор является основным работодателем и на него приходится 60-80% ВВП(Статистический сборник Национального статистического комитета Кыргызской Республики // Малое и среднее предпринимательство в КР 2003-2007. Бишкек, 2008. - С. 7.). Наличие многих нерешенных проблем в становлении этого сектора экономики отмечалось в ходе различных независимых исследований по линии проектов международных организаций (Всемирный банк, ПРООН, ТАСИС, ЮСАИД, ЕБРР, Хельветас) и ряда местных консалтинговых компаний (М-вектор, Эксперт, Марка аудит, Эль Групп). Наиболее значительными являются исследования "Определение нужд и потребностей бенефициариев программы ПРООН по сокращению бедности в области малого и среднего бизнеса для развития доходоприносящей деятельности" и "Национальный опрос мнения предпринимателей Кыргызстана" при поддержке Программы ТАСИС "Развитие МСБ", проведенные в 2004-2005 годах. С тех пор прошло несколько лет, но полученные результаты не потеряли своей актуальности. Согласно этим исследованиям, основная часть нынешних трудностей и препятствий на пути развития малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике лежит за рамками самой сферы малого и среднего предпринимательства. Можно назвать целый ряд проблем, характерных и для экономики в целом: нестабильность и неадекватность законодательной базы государственного регулирования, налоговый прессинг и усложненность систем налогообложения, недостаток навыков ведения бизнеса, отсталость технологий и отсутствие инноваций, нехватка квалифицированных кадров, высокая себестоимость продукта бизнеса, ограниченные возможности финансирования, усиление конкуренции со стороны монополистических структур, падение покупательной способности населения, коррупция и произвол со стороны государственных служащих, усиление давления криминальных структур и многие другие.

Для развития предпринимательства  малых и средних форм в Кыргызской Республике предстоит решить комплекс сложных проблем политического, экономического, организационного и  культурного контента.

Во-первых, политические проблемы (барьеры), негативно влияющие на предпринимательский  климат, являются главным препятствием для развития сектора малого и  среднего предпринимательства. Широкий  круг проблем государственного стратегического  планирования и управления сектором, нестабильность правовых норм и деструктивное  влияние правовой среды, рост коррупции, теневой экономики и преступности, связанной с предпринимательской  деятельностью, прогрессирующее социальное расслоение исключают образование  в Кыргызстане достаточно многочисленного  среднего класса. Политическая нестабильность в целом не позволяет ему нормально  развиваться и в частности  негативно влияет на транспарентность бизнес- процессов.

Политические проблемы малого и среднего предпринимательства  в Кыргызской Республике:

отсутствие или слабо  разработанная государственная  стратегия развития сектора МСП;

слабость экономического законодательства, медленный прогресс законодательных реформ, касающихся МСП, нестабильность юридических норм и неисполнение законов;

отсутствие или расплывчатость законодательства, регулирующего права  собственности и процедур банкротства;

деструктивно высокие  ставки налогов, таможенных сборов и  других видов выплат;

различные формы прямого  и косвенного вмешательства в  деятельность МСП, в некоторых случаях  насилие со стороны сотрудников  официальных органов и местных  администраций.

высокий уровень бюрократизма и трудности преодоления предпринимателями  бюрократических преград;

различные формы коррупции  и рост теневой экономики;

влияние криминальных структур на деятельность МСП;

общий социально-экономический  дисбаланс и вытекающая из этого  депрессия бизнес-среды;

изменчивость политической ситуации;

отсутствие стимулов развития малого и среднего бизнеса;

недостаток инициатив  и программ по развитию МСП.

Политически или институционально малый и средний бизнес в Кыргызстане  остается недостаточно защищенным. Слабо  разработанная общая стратегия  МСП, антистимулирующая политика и сложные бюрократические инструкции, унаследованные от прошлого, медленный прогресс в правовой реформе в области собственности и банкротства, отсутствие надежного правового (в том числе судебного) обеспечения, региональный экономический дисбаланс создают для предпринимателей непривлекательные условия ведения бизнеса. Двусмысленность положений законодательства позволяет государственным органам использовать самые разные формы воздействия на бизнес и побуждает предпринимателей к уходу в теневой бизнес.

 Согласно данным американского  журнала Forbes, Кыргызстан по масштабам коррупции находится на 4-м месте в мире после Чада, Зимбабве и Камбоджи. По данным Transparency International, Кыргызстан в мировом рейтинге коррупции занимает 166-е место из 180-ти, поравнявшись с Узбекистаном и Туркменистаном.(Материалы информационного агентства И А "24. kg http:// www. 24.kg/economics/2009/03/25/110033.html) Практика "крышевания" со стороны отдельных представителей государственных органов имеет широкое распространение. По мнению предпринимателей, наиболее коррумпированы следующие государственные надзорные, фискальные, силовые и правоохранительные органы: Государственный комитет по налогам и сборам, Санитарно-эпидемиологическая служба, Противопожарная служба, Архитектурно-строительный надзор, Государственный таможенный комитет, Госрегистр, Социальный фонд, Финансовая полиция, Управление МВД по борьбе с экономическими преступлениями, участковые инспекторы милиции.

Обеспечение безопасности бизнеса  сопряжено с неизбежными дополнительными  издержками в добровольно-принудительном порядке и может обойтись предпринимателю  до 20% доходов. Но сумма может существенно  возрастать, если в дополнение к  обеспечению безопасности государственные  служащие вкладывают в дело свой капитал.(Отчет "Национальный опрос мнения предпринимателей Кыргызстана" в рамках Программы ТАСИС "Развитие МСБ". Бишкек, 2006. - С. 78-89.)

Во-вторых, экономические  проблемы (барьеры) порождены недостатками государственной экономической  политики, определяющей основные параметры  макроэкономической среды. Экономическая  ситуация в Кыргызской Республике, весьма далекая от стабильности, является ограничивающим фактором развития малого и среднего бизнеса.

Экономические проблемы малого и среднего предпринимательства  в Кыргызской Республике:

общая макроэкономическая нестабильность, включая инфляцию, высокий уровень  безработицы и снижение доходов  населения;

разрушенная или слабо  развитая рыночная инфраструктура экономики;

дефицит или ограниченность бюджета государства;

низкая конвертируемость национальной валюты;

несовершенство налоговой  системы и непомерный налоговый  пресс;

высокие таможенные тарифы и пошлины;

слабо развитая финансовая инфраструктура и неэффективное  финансово-кредитное обеспечение;

ограниченность финансовых ресурсов и выгодных кредитных источников;

жесткие условия доступа  к кредитам, вследствие высокой процентной ставки, короткого срока выплат, непомерных обязательств и др.;

отсутствие интереса коммерческих банков к предприятиям малых форм;

отсутствие развитого  сектора страхования;

ограниченность информации по кредитным источникам;

недостаточно эффективное  использование кредитов;

старение и износ преобладающей  части основных фондов и низкая инвестиционная активность, особенно в производственной сфере;

ограниченный доступ малых  и средних предприятий к использованию  государственного и муниципального имущества;

отсутствие транспарентности экономической системы и равных возможностей;

слабое развитие механизмов регулирования рынка, доминирование  монополистических структур и отсутствие реальной конкурентной среды;

изолированность национальной экономики от внешней международной  среды и потенциальных партнеров;

рост экономической преступности и коррупции и др.

Несмотря на предпринимаемые  государством меры по совершенствованию  налогового законодательства, все еще  тяжелым остается налоговый пресс  на предпринимательскую деятельность. Многочисленные нормативные акты и  их многократные изменения не дают возможности предприятиям избежать сложностей и ошибок при налогообложении  и налоговом администрировании. Перечень налоговых льгот крайне ограничен, их позитивное воздействие  на развитие малых и средних предприятий  минимально. В нынешней ситуации, когда  налогообложение регулируется несколькими  сотнями правовых актов и инструктивных  документов, работники фискальных органов  могут толковать все неясности  и двусмысленности законодательных  положений в пользу бюджета.

 Сегодняшняя налоговая  система разрабатывалась в сжатые  сроки и уже по этой причине  не могла стать совершенной.  По мнению председателя правления  Палаты налоговых консультантов  Т. Ким: "Введение нового Налогового  кодекса не принесло ничего, кроме  разочарования, лишнего обременения  налоговыми обязательствами, очередного  подрыва доверия к государственной  власти".(Т. Ким "Как начал работать новый Налоговый кодекс: ожидания и реалии". Отчет Правления Палаты налоговых консультантов. Бишкек, 2009. - С. 8.)

В сфере таможенной политики проблемой являются не только непрозрачные тарифы и необоснованные поборы, но и не функционирующий таможенный союз между Кыргызстаном, Белоруссией, Россией и Казахстаном (на долю этих стран приходится основной объем  внешнеэкономической деятельности сектора МСП).

Недостаток оборотных  средств, связанные с ним проблемы материально-ресурсного обеспечения  и затрудненный доступ к финансовым ресурсам существенно снижают предпринимательскую  активность населения, не дают стимула  к развитию малого и среднего предпринимательства. В настоящее время банковский капитал не работает на рынке малого и среднего предпринимательства, так  как у таких предпринимателей нет достаточного ликвидного залогового обеспечения, при этом незначительный размер кредита увеличивает издержки банка. В результате банки кредитуют  под очень высокий процент, значительный объем залога или поручительства третьих лиц. Инфляционные колебания  обменного курса, изменения в  конъюнктуре рынка, политические и  экономические кризисы в стране повышают риск кредитования малого и  среднего бизнеса. Это ограничивает возможности малых и средних  предприятий по укреплению финансовой базы для развития. Реальной альтернативой  банковскому финансированию фонды  поддержки малого и среднего предпринимательства  так и не стали, в том числе  ЗАО "Фонд поддержки предпринимательства" при правительстве Кыргызской Республики.

Информация о работе Современное состояние малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике