Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:43, контрольная работа
Леса и прочие лесистые территории – важный природный ресурс. Они покрывают около 38% площади суши Европы, обеспечивая обществу получение самых разнообразных изделий и услуг. Это и возобновляемые ресурсы целлюлозы и деловой древесины, недревесные товары, а также услуги. Леса представляют собой главный запасник биологического разнообразия, обеспечивают важные общие экологические функции, так как служат поглотителями изымаемого из атмосферы углерода, сохраняют качество воды и почв. Кроме того, леса представляют особую ценность для туризма, отдыха и образования.
Введение
Лесное хозяйство: понятие и место в отраслевой структуре национальной экономики
Тенденции развития лесного хозяйства
Перспективы развития лесного хозяйства
Список литературы
Наряду с негативными факторами функционирования предприятий ЛПК следует отметить и положительные тенденции. По данным Минпромторг России в январе-ноябре 2010 года индекс производства машин и оборудования составил 111,5% к январю-ноябрю 2009 года. За январь-ноябрь 2010 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличили выпуск тракторов для лесного хозяйства ООО "Владимирский моторо-тракторный завод", ООО «Онежский тракторный завод», ОАО «Красноярский завод лесного машиностроения».
Однако наращивают производство и продажи в России зарубежные компании – производители лесной техники. Ведущие позиции занимают компании John Deere и Valmet (Komatsu Forest). Обе компании в последние годы вышли в лидеры и на европейском рынке. В 2010 году выросли продажи у компании Ponsse. Активно продвигают свою технику шведские и финские компании: Sampo Rosenlew, Rottne, Logman, Gremo, Eco Log и другие.
Агрессивная политика зарубежных производителей лесной техники для завоевания российского рынка обостряют задачу восстановления конкурентоспособности лесного машиностроения на инновационных принципах и повышения его роли в российском лесопромышленном комплексе.
Все это в свою очередь возможно лишь при достаточно высоком уровне развития предприятий лесного машиностроения.
Именно лесное машиностроение
может придать лесному
Основная задача развития отечественного лесного машиностроения обусловлена тем, что без ее решения не могут быть успешно разрешены проблемы эффективного освоения колоссальных лесных ресурсов страны. Развитое лесное машиностроение является индикатором развития лесного комплекса любой страны. Высокая механизация труда является залогом роста объемов и качества производимой продукции. В то же время, необеспеченность отрасли необходимым количеством техники является серьезным препятствием.
Таким образом, развитие ЛПК
необходимо рассматривать в комплексе
с развитием лесного
3.Перспективы развития лесного хозяйства
Рассматривая проблемы в ЛПК и перспективы его развития, остановимся на вопросе развития лесной биоэнергетики. Производство продукции ЛПК напрямую связано с развитием энергетического сектора экономики. В связи с этим встаёт вопрос о снижении энергозатрат и переходе на более дешёвое энергосырьё.
Инновационный вариант стратегии
развития лесного комплекса предполагает
создание мощностей по выпуску совершенно
новых видов продукции для
максимального обеспечения
Преимущество предприятий ЛПК перед предприятиями других секторов экономики заключается в возможности использования отходов производства (лесосечные отходы и отходы деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности) для получения энергии.
Например, страны Скандинавии
планируют практически
Сегодня биоэнергетика во многих странах - это быстрорастущий энергетический сектор промышленности, увеличение производства энергии из биосырья обусловлено двумя главными причинам. Это – высокие цены на ископаемые источники сырья, а также экологические причины.
Сдерживающим фактором широкому использованию ТЭЦ, работающих на лесосечных отходах, является цена топливной щепы. Цена щепы должна быть сопоставима с ценами на уголь, мазут и на другие ископаемые энергоносители. Эта цена определяется затратами на сбор и переработку лесосечных отходов на топливную щепу и затратами на доставку к ТЭЦ. Уровень этих затрат зависит от технологии сбора лесосечных отходов и производства топливной щепы, а также логистическими затратами, включающими транспортно складские операции.
Что касается местной энергетики, то для России на сегодня это направление одно из самых перспективных. Накоплен положительный опыт использования лесосечные отходы для теплоснабжения поселков. Для снабжения небольших поселков (населением 500 - 1000 человек) теплом и горячей водой, энергия может вырабатываться автономными небольшими, и даже мини - ТЭЦ.
Несмотря на определённые проблемы лесного комплекса, хочется надеяться, что принятие и реализация Стратегии развития придаст мощный импульс для повышения его эффективности, а существующая производственная структура лесного хозяйства и ЛПК к 2020 году существенно изменится.
Расходы на лесовосстановление 2009-2012гг
Расходы на лесовосстановление | ||||||||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |||||||||||
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
I квартал |
II квартал | |
Российская Федерация |
2 459,84 |
608 046,35 |
756 535,02 |
844 530,83 |
11 450,1 |
399 612,7 |
489 686 |
570 411,5 |
7 743,9 |
428 090,39 |
538 884,54 |
1 009 775,43 |
7 356,43 |
536 953,58 |
Общий запас древесины лесных насаждений 2009-2011гг
Общий запас древесины лесных насаждений на землях лесного фонда и землях иных категорий | |||
2009 |
2010 |
2011 | |
Российская Федерация |
83 454,07 |
83 386,32 |
83 106,71 |
Ещё одна проблема, требующая срочного решения, не хватка высококвалифицированных специалистов. Это связано со снижением качества образования.
Снижение качества высшего образования сегодня признают ректоры ведущих университетов. Естественно, что лесные вузы не составляют исключения.
Причин снижения уровня образования много. И это не только низкий уровень заработной платы в системе образования, но и очень низкий процент проводимых в лесных вузах научных исследований, вырождение научных школ, плохое обеспечение современным оборудованием и техникой, отсутствие серьёзных заказов на разработки. В таких условиях у преподавателей отсутствует мотивация к труду, а у студентов - к учёбе.
Несмотря на недостатки системы
образования, спрос на выпускников
лесных вузов достаточно велик (например,
мебельные и
Критическая ситуация сложилась с лесохозяйственной техникой. Если проблема недостатка отечественной техники и оборудования в ЛПК решается за счёт закупки импортной, то лесное хозяйство, являясь в большей своей части убыточным, закупать технику и оборудование в необходимом количестве не может. И вряд ли им поможет даже развитие лизинга в России. Срок окупаемости лесохозяйственной техники достаточно большой.
Библиографический список
Лесной комплекс более
остро, чем другие отрасли промышленности
ощутил влияние финансово-
Ситуация в лесном комплексе довольно активно обсуждалась в 2010 году на всех уровнях не только в кругу лесопромышленников, но и среди правительственных чиновников, законодателей, региональных властей.
Так, на Коллегии Счетной палаты Российской Федерации 24 декабря 2010г. были отмечены положительные сдвиги в деятельности лесопромышленного комплекса в 2007-2009 годы, такие, как механизмы государственной поддержки развития производств по глубокой переработке древесины, производства высококачественной конкурентоспособной лесопромышленной продукции, увеличение доходов в федеральный бюджет от экспорта продукции ЛПК, положительного изменения структуры экспорта лесоматериалов.
Но также были отмечены серьезные проблемы в Лесном комплексе: незаконный оборот древесины, который приобрел угрожающие масштабы и нерешённость «актуальных проблем, связанных с развитием лесного сектора и антикоррупционной направленностью» в новом Лесной кодексе. Кроме того, на Коллегии было отмечено, что «децентрализация путем разграничения полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в области регулирования лесных отношений не принесла положительных результатов».
27 августа 2010 г. Президент РФ Д.А.Медведев подписал указ, в соответствии с которым Федеральное агентство лесного хозяйства было выведено из подчинения Минсельхоза РФ и подчинено напрямую Правительству РФ. «Президент указал на необходимость проведения тщательной инвентаризации всего законодательства о лесе, в том числе Лесного кодекса, и поручил обратить особое внимание на механизм управления лесным фондом, а также на численность работников лесного хозяйства».
В тот же день новым руководителем Федерального агентства лесного хозяйства был назначен В.Н. Масляков. Несколько часов спустя после своего назначения новый глава Рослесхоза Виктор Масляков сказал, что коренного пересмотра норм кодекса ожидать не стоит - речь идет всего лишь о корректировках.
31 декабря 2010 года вступил в силу Федеральный закон N 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации».
Наиболее значимые изменения
связаны с вопросами
В законе устанавливается порядок контроля федерального центра за осуществлением субъектами Российской Федерации переданных им полномочий в области лесных отношений, а также изъятия в случае их ненадлежащего исполнения.
Это самый большой набор поправок, внесенный в действующий Лесной кодекс РФ. Однако, по мнению экологов, вряд ли после вступления в силу новой редакции Лесного кодекса в российском лесном хозяйстве что-либо существенно изменится. Поправки не затрагивают концептуальную основу кодекса - по сути они являются косметическими, уточняющими и слегка видоизменяющими его положения.
Незаконная рубка лесов и нелегальный оборот заготовленной древесины наносят значительный ущерб экономике, ухудшают имидж лесной промышленности России и зарубежных стран – потребителей российского круглого леса.
Основные причины незаконных рубок – это устойчивый рост на древесину, низкий уровень дохода населения в лесных районах (лесные посёлки, деревни), несовершенство законодательства (в том числе – лесного), а также коррупция на местах и недостаток или отсутствие контролирующих органов.
Наличие проблем в организации
и осуществлении
Решить проблему с незаконным оборотом древесины пытаются непосредственно на региональных уровнях.
С 1 января 2010 года количество лесных полномочий, переданных органам власти субъектов РФ, увеличилось - регионам был отдан государственный пожарный надзор в лесах. Одновременно был уменьшен объем бюджетных ассигнований на выполнение мероприятий по охране лесов от пожаров.
По итогам пожароопасного сезона 2010 года на территории лесного фонда Российской Федерации (по информации Рослесхоз) в 2010 году зарегистрировано 33 571 тыс. лесных пожаров, которыми пройдено 2,1 млн. га территорий лесного фонда.
Информация о работе Современное состояние и перспективы развития лесного хозяйства