Современное состояние и перспективы развития лесного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

Леса и прочие лесистые территории – важный природный ресурс. Они покрывают около 38% площади суши Европы, обеспечивая обществу получение самых разнообразных изделий и услуг. Это и возобновляемые ресурсы целлюлозы и деловой древесины, недревесные товары, а также услуги. Леса представляют собой главный запасник биологического разнообразия, обеспечивают важные общие экологические функции, так как служат поглотителями изымаемого из атмосферы углерода, сохраняют качество воды и почв. Кроме того, леса представляют особую ценность для туризма, отдыха и образования.

Содержание

Введение
Лесное хозяйство: понятие и место в отраслевой структуре национальной экономики
Тенденции развития лесного хозяйства
Перспективы развития лесного хозяйства
Список литературы

Работа содержит 1 файл

национальная экономика 1.docx

— 311.10 Кб (Скачать)

Наряду с негативными  факторами функционирования предприятий  ЛПК следует отметить и положительные  тенденции. По данным Минпромторг России в январе-ноябре 2010 года индекс производства машин и оборудования составил 111,5% к январю-ноябрю 2009 года. За январь-ноябрь 2010 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличили выпуск тракторов для лесного хозяйства ООО "Владимирский моторо-тракторный завод", ООО «Онежский тракторный завод», ОАО «Красноярский завод лесного машиностроения».

Однако наращивают производство и продажи в России зарубежные компании – производители лесной техники. Ведущие позиции занимают компании John Deere и Valmet (Komatsu Forest). Обе компании в последние годы вышли в лидеры и на европейском рынке. В 2010 году выросли продажи у компании Ponsse. Активно продвигают свою технику шведские и финские компании: Sampo Rosenlew, Rottne, Logman, Gremo, Eco Log и другие.

Агрессивная политика зарубежных производителей лесной техники для  завоевания российского рынка обостряют  задачу восстановления конкурентоспособности  лесного машиностроения на инновационных  принципах и повышения его  роли в российском лесопромышленном комплексе.

Все это в свою очередь  возможно лишь при достаточно высоком  уровне развития предприятий лесного  машиностроения.

Именно лесное машиностроение может придать лесному комплексу  России новый импульс развития и  для этого есть все предпосылки.

Основная задача развития отечественного лесного машиностроения обусловлена тем, что без ее решения  не могут быть успешно разрешены  проблемы эффективного освоения колоссальных лесных ресурсов страны. Развитое лесное машиностроение является индикатором  развития лесного комплекса любой  страны. Высокая механизация труда  является залогом роста объемов  и качества производимой продукции. В то же время, необеспеченность отрасли необходимым количеством техники является серьезным препятствием.

Таким образом, развитие ЛПК  необходимо рассматривать в комплексе  с развитием лесного машиностроения. Острота задачи развития отечественного лесного машиностроения обусловлена  тем, что без ее решения не могут  быть успешно решены проблемы эффективного освоения лесных ресурсов страны.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Перспективы  развития лесного хозяйства

 

Рассматривая проблемы в   ЛПК и перспективы его развития, остановимся на вопросе развития лесной биоэнергетики. Производство продукции ЛПК напрямую связано с развитием энергетического сектора экономики. В связи с этим встаёт вопрос о снижении энергозатрат и переходе на более дешёвое  энергосырьё.

Инновационный вариант стратегии  развития лесного комплекса предполагает создание мощностей по выпуску совершенно новых видов продукции для  максимального обеспечения внутреннего  рынка  товарами и услугами собственного производства и укрепления позиций на внешнем рынке. В том числе предполагается существенный рост (почти в два раза) к 2020 г. производства древесного топлива, продукции  глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью и полный отказ от импорта круглого леса.

Преимущество предприятий  ЛПК перед предприятиями других секторов экономики заключается  в возможности использования  отходов производства (лесосечные отходы и отходы деревообрабатывающей и  целлюлозно-бумажной промышленности) для получения энергии.

Например, страны Скандинавии  планируют практически полностью  перейти на использование биоэнергии. По этому пути идёт Белоруссия и Украина. Хотя вопросов о преимуществах и недостатках лесной биоэнергетики тоже достаточно много (см. 3).

Сегодня биоэнергетика во многих странах - это быстрорастущий энергетический сектор промышленности, увеличение производства энергии из биосырья обусловлено двумя главными причинам. Это – высокие цены на ископаемые источники сырья, а также экологические причины.

Сдерживающим фактором широкому использованию ТЭЦ, работающих на лесосечных отходах, является цена топливной щепы. Цена щепы должна быть сопоставима  с ценами на уголь, мазут и на другие ископаемые энергоносители. Эта цена определяется затратами на сбор и переработку лесосечных отходов на топливную щепу и затратами на доставку к ТЭЦ. Уровень этих затрат зависит от технологии сбора лесосечных отходов и производства топливной щепы, а также логистическими затратами, включающими транспортно  складские операции.

Что касается местной энергетики, то для России на сегодня это направление  одно из самых перспективных. Накоплен положительный опыт использования  лесосечные отходы для теплоснабжения поселков. Для снабжения небольших  поселков (населением 500 - 1000 человек) теплом и горячей водой, энергия может  вырабатываться автономными небольшими, и даже мини - ТЭЦ.

Несмотря на определённые проблемы лесного комплекса, хочется  надеяться, что принятие и реализация Стратегии развития придаст мощный импульс для повышения его  эффективности, а существующая производственная структура лесного хозяйства  и ЛПК к 2020 году существенно изменится.

Расходы на лесовосстановление 2009-2012гг

 

Расходы на лесовосстановление

2009

2010

2011

2012

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

I квартал

II квартал

Российская Федерация

2 459,84

608 046,35

756 535,02

844 530,83

11 450,1

399 612,7

489 686

570 411,5

7 743,9

428 090,39

538 884,54

1 009 775,43

7 356,43

536 953,58


 

 

 

 

Общий запас древесины  лесных насаждений 2009-2011гг

 

Общий запас древесины  лесных насаждений на землях лесного  фонда и землях иных категорий

2009

2010

2011

Российская Федерация

83 454,07

83 386,32

83 106,71


 

Ещё одна проблема, требующая  срочного решения, не хватка высококвалифицированных специалистов. Это связано со снижением качества образования.

Снижение качества высшего  образования сегодня признают ректоры  ведущих университетов. Естественно, что лесные вузы не составляют исключения.

Причин снижения уровня образования  много. И это не только низкий уровень  заработной платы в системе образования, но и очень низкий процент проводимых в лесных вузах научных исследований, вырождение научных школ, плохое обеспечение  современным оборудованием и  техникой, отсутствие серьёзных заказов  на разработки. В таких условиях у преподавателей отсутствует мотивация  к труду, а у студентов - к учёбе.

Несмотря на недостатки системы  образования, спрос на выпускников  лесных вузов достаточно велик (например, мебельные и деревообрабатывающие предприятия, такие как «Ками-Станкоагрегат», Компания «Юнитекс» и другие охотно берут молодых специалистов).  Хуже обстоит дело с лесохозяйственными специальностями, но, возможно, на основе интеграции лесных вузов с предприятиями можно создать действительно дееспособные структуры, способные предложить технологические, стратегические решения и обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров на всех уровнях.

Критическая ситуация сложилась  с лесохозяйственной техникой. Если проблема недостатка отечественной техники и оборудования в ЛПК решается за счёт закупки импортной, то лесное хозяйство, являясь в большей своей части убыточным, закупать технику и оборудование в необходимом количестве не может. И вряд ли им поможет даже развитие лизинга в России. Срок окупаемости лесохозяйственной техники достаточно большой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Новости Департамента информации Счетной палаты Российской Федерации от 29 декабря 2010 года. http://www.ach.gov.ru/ru/news/archive/29122010/.
  2. Сайт Президента Российской Федерации. http://www.kremlin.ru/news/8754.
  3. Сайт Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз). http://www.rosleshoz.gov.ru/.
  4. Официальный сайт Государственной Думы РФ. Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ. http://www.duma.gov.ru/ .
  5. Лесной форум Гринпис России. http://www.forestforum.ru/.
  6. Галина Солонина. Юрий Фалейчик: "В 2010 году мы создали систему борьбы с незаконными рубками леса". Сайт Законодательного Собрания Иркутской области. http://irk.gov.ru/events/news/detail.php?ID=622.
  7. Жесткие меры – должный эффект. Сайт Управления лесами Алтайского края. http://www.altailes.ru/press/news/20101221_0535.html.
  8. Материалы сайта ФГУ "Авиалесоохрана" - http://www.aviales.ru/.
  9. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru/.
  10. Официальный сайт Минпромторг России - http://www.minpromtorg.gov.ru/.
  11. "Гудок.Ru" - http://www.gudok.ru, http://www.cargoindex.ru.
  12. Официальный сайт Федерального агентства лесного хозяйства.  –  М.:  2008. – Режим доступа: http://www.rosleshoz.gov.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  13. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена Приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 31 октября 2008 г. № 248/482.
  14. Официальный сайт Минпромторг России - http://www.minpromtorg.gov.ru/.
  15. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru/.
  16. Чуваева А.И. Техническое перевооружение как основной фактор эффективного развития предприятий лесопромышленного комплекса: / монография А.И. Чуваева, Ю.Д. Алашкевич, В.А. Лукин. – Красноярск, СибГТУ, 2011
  17. Журнал "Лесопромышленник", №3, №2 - 2010г., №2, №11 - 2008г., №2 – 2011г., №1 – 2009г.
  18. Российские лесные вести -  http://lesvesti.ru/news/main/206/.
  19. / О. В. Говорина // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 41-44.

 

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Лесной комплекс более  остро, чем другие отрасли промышленности ощутил влияние финансово-экономического кризиса. Негативные тенденции пока не преодолены, и последующие годы потребуют реализации более радикальных  мер по устранению причин, сдерживающих его динамичное развитие. И здесь  не обойтись модернизацией на отдельно взятых предприятиях лесного комплекса. Необходим комплексный подход к  решению накопившихся проблем.

Ситуация в лесном комплексе  довольно активно обсуждалась в 2010 году на всех уровнях не только в  кругу лесопромышленников, но и среди  правительственных чиновников, законодателей, региональных властей.

Так, на Коллегии Счетной палаты Российской Федерации 24 декабря 2010г. были отмечены положительные сдвиги в деятельности лесопромышленного комплекса в 2007-2009 годы, такие, как механизмы государственной поддержки развития производств по глубокой переработке древесины, производства высококачественной конкурентоспособной лесопромышленной продукции, увеличение доходов в федеральный бюджет от экспорта продукции ЛПК, положительного изменения структуры экспорта лесоматериалов.

Но также были отмечены серьезные проблемы в Лесном комплексе: незаконный оборот древесины, который  приобрел угрожающие масштабы и нерешённость «актуальных проблем, связанных  с развитием лесного сектора  и антикоррупционной направленностью» в новом Лесной кодексе. Кроме того, на Коллегии было отмечено, что «децентрализация путем разграничения полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в области регулирования лесных отношений не принесла положительных результатов».

Изменения в Лесном Кодексе 

27 августа 2010 г. Президент  РФ Д.А.Медведев подписал указ, в соответствии с которым Федеральное агентство лесного хозяйства было выведено из подчинения Минсельхоза РФ и подчинено напрямую Правительству РФ. «Президент указал на необходимость проведения тщательной инвентаризации всего законодательства о лесе, в том числе Лесного кодекса, и поручил обратить особое внимание на механизм управления лесным фондом, а также на численность работников лесного хозяйства».

В тот же день новым руководителем  Федерального агентства лесного  хозяйства был назначен В.Н. Масляков. Несколько часов спустя после  своего назначения новый глава Рослесхоза Виктор Масляков сказал, что коренного  пересмотра норм кодекса ожидать  не стоит - речь идет всего лишь о  корректировках.

31 декабря 2010 года вступил в силу Федеральный закон N 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации».

Наиболее значимые изменения  связаны с вопросами регулирования  отношений по охране лесов от пожаров. Также закон предусматривает  введение трех новых статей, посвященных  вопросам проведения мероприятий по лесоустройству, новых положений, посвященных  вопросам лесовосстановления и лесоразведения. Устанавливается правовой режим использования городских лесов, которые предложено приравнять к лесопарковым зонам.

В законе устанавливается  порядок контроля федерального центра за осуществлением субъектами Российской Федерации переданных им полномочий в области лесных отношений, а  также изъятия в случае их ненадлежащего  исполнения.

Это самый большой набор  поправок, внесенный в действующий  Лесной кодекс РФ. Однако, по мнению экологов, вряд ли после вступления в силу новой редакции Лесного кодекса  в российском лесном хозяйстве что-либо существенно изменится. Поправки не затрагивают концептуальную основу кодекса - по сути они являются косметическими, уточняющими и слегка видоизменяющими его положения.

Незаконный  оборот древесины

Незаконная рубка лесов  и нелегальный оборот заготовленной  древесины наносят значительный ущерб экономике, ухудшают имидж  лесной промышленности России и зарубежных стран – потребителей российского  круглого леса.

Основные причины незаконных рубок – это устойчивый рост на древесину, низкий уровень дохода населения  в лесных районах (лесные посёлки, деревни), несовершенство законодательства (в  том числе – лесного), а также  коррупция на местах и недостаток или отсутствие контролирующих органов.

Наличие проблем в организации  и осуществлении лесопользования  в России связано с отсутствием  действенного контроля и комплексной  системы мониторинга.

Решить проблему с незаконным оборотом древесины пытаются непосредственно  на региональных уровнях.

Лесные  пожары

С 1 января 2010 года количество лесных полномочий, переданных органам власти субъектов РФ, увеличилось - регионам был отдан государственный пожарный надзор в лесах. Одновременно был уменьшен объем бюджетных ассигнований на выполнение мероприятий по охране лесов от пожаров.

По итогам пожароопасного сезона 2010 года на территории лесного  фонда Российской Федерации (по информации Рослесхоз) в 2010 году зарегистрировано 33 571 тыс. лесных пожаров, которыми пройдено 2,1 млн. га территорий лесного фонда.

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития лесного хозяйства