Современное мировое хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

Современное мировое хозяйство – это глобальный экономический организм, совокупность национальных экономик, находящихся посредством международных экономических отношений в тесном взаимодействии и взаимозависимости; организм, подчиняющийся объективным законам рыночной экономики.

Содержание

1. Современное мировое хозяйство……………………………………...………3
2. Международное перемещение трудовых ресурсов
2.1.Сущность и виды международной миграции ……………………………..7
2.2 Масштабы и направления международной миграции ……….………..….9
2.3 Экономические последствия миграции рабочей силы …………..……….11
2.4 Миграционная политика России ……………………..….…………………14
Список используемой литературы ………………………….…………………18

Работа содержит 1 файл

мировая экономика 1.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

3. Ближний  Восток

Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую рабочую силу на тяжелые  низкооплачиваемые работы. Рабочие  приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии. Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие.

4.Новые индустриальные страны.

В связи  с бурным развитием этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии. Источник эмиграции – развивающиеся страны, главные из которых – Мексика и страны Азии. 
 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 

      Мировой опыт свидетельствует,  что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.

     Сегодня признаются и используются  следующие положительные последствия  трудовой миграции.

     Прежде всего учитывается, что  процессы трудовой миграции способствуют  смягчению условий безработицы,  появлению для страны—экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

      К отрицательным последствиям  трудовой миграции следует отнести  тенденции роста потребления  заработанных за границей средств,  желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение  квалификации работающих мигрантов и т.п.

      Для нейтрализации отрицательных  последствий и усиления положительного  эффекта, получаемого страной  в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительства.

    Страны-импортеры, принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее как фактор развития своих производительных сил. На практике существует несколько явлений, подтверждающих это положение.

       В трудоемких отраслях и тех видах  производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест»  и обеспечивают нормальный процесс  обобществленного производства. Так, в  конце 80-х годов иностранные рабочие составили в Западной Европе от 5 до 25% всех работающих по найму.

       В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик. Например, в настоящее время иностранные рабочие составляют во Франции 33% занятых в автомобилестроении, в Швейцарии – 40% всех строительных рабочих, в Бельгии – 50% шахтеров и т.д.

     Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики – строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.

      Иммигранты позволяют промышленно развитым странам в период относительно высоких темпов экономического роста  с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся значительным структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции. Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики ведет к росту ее квалификации.

      В результате развития процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом – иностранной. Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов занятых на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

       Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами. С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств.

       Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. К примеру, в результате «похищения умов» Соединенные Штаты сэкономили лишь в сфере образования и научной деятельности за период  с 1965 по 1990 г. не менее 15 млрд. долл. США похищают умы у всех стран мира, в том числе и у развивающихся государств. В Соединенных Штатах учатся тысячи людей из Азии, Африки и Латинской Америки и многие из них остаются в этой стране.

      Политику ввоза иностранной рабочей силы в настоящее время поддерживают многие экономисты. Так, американский исследователь Дж. Саймон, опубликовавший в 1989 г. фундаментальный труд «Экономические последствия иммиграции», оценивает, безусловно, позитивно влияние международной миграции рабочей силы на мировую экономику в целом. Точно так характеризуют воздействие иммиграции на рост экономики США и 81% опрошенных экспертов, в разные годы занимавших руководящие посты в Американской экономической ассоциации или бывших членов президентского Совета экономических советников. 
 
 

МИГРАЦИОННАЯ  ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

     Россия не осталась в стороне  от миграционных процессов. Распад  СССР, переход к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории России оказалось в середине 90-х годов около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.

      Рост безработицы подтолкнул  сотни тысяч российских граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия нынешнего столетия. На Конференции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов была признана безотлагательная необходимость международной помощи. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов.

       Правительство Российской Федерации  вынуждено в этих условиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки — материальной и финансовой — у международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.

      Выход России на внешние рынки  труда предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.

       Разработана федеральная миграционная  программа. Правительство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов.

      Практическому претворению в  жизнь конституционных и законодательных  норм, обеспечивающих права российских  граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.

      Федеральной миграционной службой  России предоставлены лицензии  почти 150 организациям, занимающимся  оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением мигрантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ продолжается.

      Наиболее важные аспекты российской  миграционной политики:

  • реализация гражданами РФ прав на свободу  перемещения;

  • гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;

      • обеспечение беспрепятственного  возвращения на родину и помощь  в адаптации мигрантов.

      Поскольку Россия в международной  миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.

     В области импорта рабочей силы наиболее важными задачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального  использования  прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.

      В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.

  Принципиальное  значение для РФ имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно также предоставление различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.

        С целью дополнительного привлечения  в страну валютных средств,  заработанных мигрантами, и их  адаптации к условиям российского  рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:

    • введение специальных депозитных счетов;

    • продажа  земельных участков под строительство;

    • выдача на льготных условиях ссуд на строительство  домов под переводы, хранимые в  строго определенных банках;

    • создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;

    • открытие валютного счета для  беспошлинного провоза машин, товаров  длительного пользования;

    •создание специального пенсионного фонда. 
     
     

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

1. Мировой рынок труда. — М.: Наука,2003г.

2.  Экономика, учебник, Булатова А.С., Москва 2005г.

3. Киреев А.П. Международная экономика. – Учебное пособие для вузов.

М.: Международные отношения, 2000г.

4. Международная экономика, учебник. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. 2006.

Информация о работе Современное мировое хозяйство