Современная российская модернизация: причины, механизмы, специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является первичное обобщение и анализ тех подходов и интерпретаций модернизационной теории, которые в последние десять лет выявились в отечественной политической науке.

Конкретные задачи курсовой работы могут быть определены следующим образом.

- Выявление особенностей и содержания российской политической модернизации.

- Понять смысл модернизации страны.

- Рассмотреть развитие политической системы 2000-2009

Содержание

Введение.
1. Теории политической модернизации.
1.1.Первый этап модернизации.
1.2. Второй этап модернизации.
1.3. Третий этап модернизации.
2.Содержание политической модернизации.

2.1 Определение и составляющие.
2.2. Типы политической модернизации.
2.3. Стадии политической модернизации.
2.4. Этапы преобразований в эволюции переходных обществ.
2.5. Особенности российской политической модернизации.
3. Новые глобальные вызовы и инновационные ответы, или что следует понимать под модернизацией России: цели и задачи.

3.1. О смысле модернизации страны.
3.2. Цель модернизации России.
3.4. Задачи модернизации России.
3.5. Условия, которые необходимы для эффективного осуществления модернизации России.
4. Региональные политические элиты и российская модернизация: мифы и реалии.

5. Проблемы региональной модернизации России в свете Послания
Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию.

Заключение.

Работа содержит 1 файл

курсовая по ИСЭПП..doc

— 79.72 Кб (Скачать)

 
Заключение. 
 
Совершенствование политической системы как условие модернизации России 
 
Мировая конкуренция требует от российской элиты создания эффективной политической системы. В условиях жесткой конкуренции современного мира от того насколько эффективно действует политическая система – совокупность государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная власть, зависит успешное развитие страны. Россия активно участвует в мирово конкурентной борьбе. Поэтому, чтобы быть конкурентоспособной она должна иметь гибкую, ответственную и, как следствие, эффективную политическую систему. Как хорошо известно, и в истории, и в настоящее время не было и нет совершенных политических систем, абсолютно готовых к любому   развитию событий. Любая политическая система развивается в соответствии с вызовами времени. Правящая элита, как свидетельствует мировой опыт, чтобы сохранить свою власть, собственность и деньги, вынуждена улавливать эти вызовы и постоянно совершенствовать политическую систему, тем самым защищать национальные интересы страны. Естественно, российской правящей элите, чтобы выжить, необходимо также постоянно совершенствовать политическую систему. Разумеется, делать это надо аккуратно, своевременно и компетентно. За 1990-2009 годы в России было много сделано для создания политической системы. В целом она работает, но работает неэффективно, ибо не может обеспечить соблюдение закона всеми участниками общественных отношений. Как итог российское государство не справляется со своей высшей целью – служить людям, обеспечивая право граждан на достойную жизнь, на справедливость и на безопасность. Стало очевидным, что в условиях коррумпированного, безответственного и, как следствие, неэффективного чиновничества и слабого общества Россия не только не в состоянии модернизироваться, но и выжить не сможет. Поэтому сегодня главная задача правящей элиты состоит в том, чтобы незамедлительно создать необходимые условия для функционирования эффективной политической системы. 
 
Какой должна быть эффективная политическая система? 
 
Мировой и отечественный опыт учит, чтобы быть эффективной политическая система должна быть демократической. Именно она обеспечивает соблюдение закона, создает конкурентную среду, заставляющую государство, политические партии и общественные организации гибко, динамично, ответственно, а, следовательно, компетентно реагировать на вызовы времени. За 1990-2009 годы в России было сделано много для формирования демократической политической системы. Но по настоящему она не заработала. 
 
Экономический кризис остро поставил вопрос перед правящей элитой о необходимости модернизации российской политической системы. Развитие политической системы в России в 1990-1999-е годы За последние двадцать лет – с момента провозглашения государственного суверенитета России в июне 1990 года до настоящего времени политическая система прошла два этапа своего развития. Первый этап – 1990-1999 годы был связан с демонтажем советской социалистической модели политической системы, строительством новых демократических институтов и началом их функционирования. 
 
Однако из-за беззакония, отсутствия массового среднего класса, как следствие, слабости гражданского общества, несовершенства законодательства, парада суверенитетов, диктата олигархов построить демократическую систему в этот период было невозможно. Более того, само понятие «демократия» было дискредитировано в российском обществе. В тоже время за 1991-1999 годы в России дважды проводились выборы президента страны, трижды выборы Государственной Думы и общероссийские референдумы. Стали практикой выборы глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональных законодательных собраний, органов власти местного самоуправления. Была проведена судебная реформа. Созданы основы местного самоуправления. Все это заложило основы демократического правового развития России. Вместе с тем политическая система работала неэффективно, так как была не в состоянии обеспечить работу закона, а, следовательно, создать условия для эффективного развития рыночной экономики, роста массового среднего класса, политической конкуренции, проведения честных выборов, организации общественного контроля, осуществления открытого диалога между обществом и властью о путях развития России. 
 
Развитие политической системы в 2000-2009 годы 
 
Политические реформы президента страны Владимира Путина открыли новый – второй этап в развитии российской политической системы. В этой связи, выступая на заседании Государственного совета, посвященного политической системе 22 января 2010 года Путин заметил: «Мы всегда в России исходили из того, что нам нужна устойчивая политическая система, к изменениям, происходящим в мире и в нашей собственной стране. Но такая политическая система, которая, безусловно, гарантировала бы нам суверенитет». Для того чтобы совершенствовать политическую систему, для начала необходимо было восстановить территориальную целостность страны и обеспечить единообразное применение Конституции Российской Федерации на всей её территории. Это было сделано. Одновременно была проведена реформа формирования Совета Федерации, в том числе и для обеспечения борьбы с коррупцией. Для повышения качества работы власти было проведено разграничение полномочий между различными уровнями власти и управления. С политической сцены страны были устранены различные «политические дельцы» и олигархические группы. Укреплена многопартийная система. Свидетельством тому является укрупнение партий и количественный рост их представительства в региональных парламентах. 
 
Так, если в 2004 году в стране было 48 партий, то в настоящее время действуют семь крупных партий. Количество партийных фракций в региональных парламентах резко возросло: с 91 фракции в 2004 году до 211 – в 2007 году и 248 – в 2009 году. Если в 2004 году фракции «Единой России» действовали в 56 субъектах Федерации, то в 2009 году – во всех. 
 
Фракции компартии Российской Федерации в 2004 году работали в 17 региональных парламентах, а в 2009-м – в 67. Соответственно либерально-демократической партии: в 6 и 43. У партии «Справедливой России» в 2006 году было 18 фракций, в 2009 году стало 50. При этом в региональных парламентах есть и представители некоторых других партий. Продолжалось совершенствование политической культуры страны. Так, в 2009 году была введена система отчётности правительства перед Государственной Думой. Были приняты законы, в первую очередь о противодействии коррупции, о доступности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые создали правовую основу для российских граждан, партий и общественных организаций поставить деятельность федеральной региональной и местной власти под свой контроль. Таким образом, за 2000-2009 годы политическая система России укрепилась как институционально, так и организационно. Вместе с тем она не стала эффективной. Главное – это то, что политическая система, которая включает в себя все фундаментальные институты государства, в том числе суды, правоохранительные структуры, исполнительно-распорядительную власть, а также институты гражданского общества – партии, средства массовой информации, общественные организации и профсоюзы не обеспечивает работу закона. 
 
Политика должна становиться более умной, более гибкой, отвечающей требованиям времени. Отсутствие в стране эффективной политической системы препятствует выходу России из экономического кризиса, переходу на инновационный путь развития, в целом ее успешному развитию. Экономический кризис, возвративший ценность государству как ключевому субъекту экономики, заставляет правящую элиту обратить особое внимание на процесс создания эффективной политической системы. Об этом речь пошла на заседании 22 января 2010 года Государственного совета посвященного развитию политической системы России. 
 
Выступая на Государственном совете, президент страны Дмитрий Медведев сказал: «Наша задача – добиться того, чтобы принципы политического управления были адекватны многомерности, идеологическому и культурному многообразию общества. Политика должна становиться более умной, более гибкой, более современной, а на практике мы, к сожалению, зачастую сталкиваемся с иными подходами, когда усложняющимися социальными процессами пытаются управлять при помощи примитивного, я бы даже сказал – тупого администрирования». Партии должны стать движущей силой подключения народа к модернизации России Количественные показатели роста партийных структур, о которых речь шла выше – это, конечно, положительный момент в совершенствовании политической системы. Но в настоящее время задача модернизации России требует от российских партий и всего гражданского общества активного участия в организации контроля над деятельностью органов государственной и местной власти. Именно общественный контроль, являющийся эффективным институтом демократии, принудит государственную власть обеспечивать работу закона. Главным инструментом организации общественного контроля является прозрачность деятельности власти. Движущей силой общественного контроля должны выступить политические партии. Чтобы получить поддержку россиян партиям следует адекватно представлять интересы граждан, ответственно подходить к выбору приемов политической  конкуренции, честно и эффективно бороться за голоса избирателей. Иными словами, партии, чтобы выжить в конкурентной борьбе обязаны быть инициативными, ответственными, а, следовательно, компетентными. Главное – партии должны подключать российский народ к проведению реформ. Не будет этой работы партий, значит, не будет активной самоорганизации народа, без которой успешная модернизация России невозможна. 
 
 
 
 
 
 

 
 
Список источников и использованной литературы 
 
1.     Дарендорф, Р.   Дорога к себе: демократизация и её проблемы в Восточной Европе  / Р.Дарендоф.-M.: Вопросы философии, 1990.-№9.  
2.    Ильин, М. В.  Идеальная модель политической модернизации и пределы её применимости / М.В. Ильин.- М.: 2000. 
3.    Ильин, М.В. Политическая модернизация : неоконченная драма в трёх действиях  / М.В.Ильин. - М.: Стратегия, 1998.-№ 1. 
4.    Мухаев, Р.Т.  Политология : учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов/ Р.Т. Мухаев . -М.: 2000. 
5.    Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений ч.2 - М.: 1995. 
6.    От аграрного общества к государству всеобщего благоденствия : модернизация Западной Европы с 18 века до 1980-х г.г.    - М.:  1998. 
7.    Мелешкина, Е. Ю.  Политический процесс: основные аспекты  и способы анализа: сборник учебных материалов / Е.Ю.Мелешкина. - М.: 2001. 
8.    Волков, Ю.Г.  Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов  / Ю.Г.Волков.- М.:  1999. 
9.    Василик, М.А.  Учебник для вузов / М.А.Василик. - М.: 1999. 
10.     Эйзенштанд,М. Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций / М.Эйзенштанд.-М.:1999. 
11.    Соловьёв, А.И Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов/А.И.Соловьёв.-М.:2001. 
12.    Галкин, А.  Информационно-аналитический журнал «Политическое образование» Есть идеи! Как преобразовать Россию.[Новые глобальные вызовы и инновационные ответы, или что следует понимать под модернизацией России :цели и задачи]/ А.Галкин.-М.:2010-04-28. 
13.     Аринин, А. Совершенствование политической системы как условие модернизации России / А.Аринин.-М.:2010-01-25 
14.     Чирикова, А.Е., Информационно-аналитический журнал «Политическое образование» Есть идеи! Как преобразовать Россию.[Региональные политические элиты и российская модернизация : мифы и реалии] / А.Е.Чирикова.-М.:2010-04-28. 
15.    Чирикова, А.Е., Лапина, Н.Ю. Потенциал влияния региональных элит в условиях вертикали власти. Аналитический доклад. М.Фонд Эберта./А.Е.Чирикова., Н.Ю.Лапина.-М.:2005г.   
16.    Гельман,  В. Тупик авторитарной модернизации/ В.Гельман.-М.:2009.-№5-6(47).-С.56.

Информация о работе Современная российская модернизация: причины, механизмы, специфика