Современная налогово-бюджетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:23, реферат

Описание работы

Направленная на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией, фискальная политика называется фискальной рестрикцией. Она предполагает снижение государственных расходов или/и увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы.

Содержание

Введение 3
Государственный бюджет 4
Налог 6
Фискальная политика. 9
Заключение 17
Литература: 19

Работа содержит 1 файл

реферат экономика.docx

— 98.05 Кб (Скачать)

Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы. Влияние государственных расходов на равновесный ВНП было рассмотрено в теме 22. Здесь лишь напомним, что изменение государственных расходов отражается на величине ВНП с мультипликационным эффектом и что мультипликатор государственных расходов равен 1/ MPS.     

Направленность воздействия налогов на объем производства, доходы и занятость противоположна воздействию государственных расходов. Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление. Рост потребления вызывает расширение совокупного спроса, что в краткосрочном периоде (когда цены постоянны) стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы. Со временем, однако, когда ВНП достигнет своего потенциального уровня, рост совокупного спроса приведет к повышению цен.     

Повышение налогов снижает располагаемый доход, потребление и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости.

Материальной основой  проведения фискальной политики служит сосредоточение в руках государства  натурально-вещественных и финансовых ресурсов, которые перераспределяются между юридическими и физическими  лицами в государственных интересах. По существу фискальная политика сводится к формированию и расходованию государственных  средств через налоговую и  бюджетную системы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать как  налогово-бюджетную политику.

Методы финансового регулирования  подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся методы бюджетного регулирования: субсидии (что означает помощь, поддержка), дотации (дар, пожертвование), трансферты (перенесение, перевод). Косвенными являются методы использования элементов  налоговой системы.

Косвенные методы являются наиболее тонкими и сложными инструментами  экономического регулирования. Наиболее распространенными методами поощрения  деловой активности и определенных видов деятельности являются налоговые  льготы. К ним относят также  механизм ускоренной амортизации, скидки на истощение недр и инвестиционный налоговый кредит.

Инвестиционный налоговый  кредит по сути представляет собой  финансирование государством частных  капитальных вложений и рассчитан  на стимулирование замены устаревшего  оборудования новой техникой. Этот кредит рассчитывается в процентах  к стоимости оборудования и вычитается непосредственно из суммы налога, а не из облагаемого налогом дохода, тем самым стоимость закупаемого  производственного оборудования уменьшается  на величину скидки.

Важной характеристикой  современных налоговых систем развитых стран является структура налогов  и прежде всего соотношение прямых и косвенных налогов. Например, в  США, Японии, Канаде, Великобритании преобладают  прямые налоги, во Франции - косвенные (они составляют 56,6 %; это универсальные  и индивидуальные акцизы, взносы работодателей  в фонды социального страхования) (табл. 1.3).

Преобладание в начале и середине XX в . косвенных налогов  было обусловлено низким уровнем  доходов населения большинства  стран мира, что объективно ограничивало масштабы прямых налоговых поступлений (которые требуют сложного механизма учета плательщиков и объектов налогообложения), а также относительной простотой сбора косвенных налогов. Компьютеризация, внедрение автоматизированных систем обработки фискальной информации (первые элементы централизованной автоматизированной системы обработки налоговой информации в США были внедрены еще в 1964 г.) повысили эффективность прямого налогообложения и создали благоприятные условия для его развития.

Для развивающихся стран  характерно преобладание косвенных  налогов с высоким удельным весом  индивидуальных акцизов и таможенной пошлины (табл. 1.4).

 

При проведении фискальной политики упор может делаться либо на маневрирование расходами, либо на изменение налогов. Выбор инструмента  фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством. Если это "либеральный" курс, предполагающий широкое участие государства  в регулировании смешанной экономики, то предпочтение отдается правительственным  расходам; если проводится "консервативный" курс, ориентированный на сужение  роли государства и создание чисто  рыночного механизма, то в целях  стабилизации экономики более широко используются налоговые изменения.

Виды фискальной политики:

В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может быть: стимулирующей и сдерживающей

Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада и предполагает снижение налогов и увеличение государственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита. Стимулирующая фискальная политика направлена на расширение совокупного спроса и предполагает снижение налогов и увеличение правительственных расходов. Следствием проведения такой политики становится бюджетный дефицит.

Сдерживающая  фискальная политика проводится в период инфляции, предполагает увеличение налогов и сокращение государственных расходов, что ведет к появлению бюджетного излишка. Сдерживающая фискальная политика направлена на сужение совокупного спроса, предполагает увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов и сопровождается уменьшением бюджетного дефицита или появлением бюджетного излишка.

Фискальную политику в  зависимости от механизма ее воздействия  на изменение экономической ситуации подразделяют на дискреционную и  недискреционную, или автоматическую.

Дискреционной фискальной политикой называют специальное применение правительством фискальной системы с целью воздействия на производство, увеличения занятости и уменьшения инфляции.

Сущность автоматической фискальной политики заключается в использовании встроенных стабилизаторов, под которыми понимают свойства фискальной системы уменьшать негативные последствия экономических колебаний без необходимости принятия каких-либо решений со стороны правительства.

Одним из основных встроенных стабилизаторов является механизм изменения  налоговых поступлений при использовании  прогрессивной шкалы налогообложения. В периоды экономического роста  налоговые поступления автоматически  возрастают, тем самым обеспечивая  снижение совокупного спроса и сдерживание  темпов экономического развития. В  период экономического спада происходит автоматическое сокращение налоговых  поступлений.

К встроенным стабилизаторам относят также систему материальных пособий по безработице и различных  социальных выплат на нужды малоимущих слоев населения, нацеленную на воспрепятствование сокращения совокупного спроса во время спада в экономике. В стадии подъема, сопровождающейся уменьшением числа безработных, выплаты по программам социальной помощи уменьшаются, что ведет к сдерживанию совокупного спроса.

Хотя встроенные стабилизаторы  и позволяют уменьшить последствия  циклических колебаний, смягчая  потрясения в экономике, они совершенно не способны их полностью устранить. Поэтому в дополнение к ним  всегда остается крайне необходимой  дискреционная фискальная политика государства.

Недостатки фискальной политики:

 

1. Эффект вытеснения. Экономический  смысл этого эффекта состоит  в следующем: рост расходов  бюджета в период спада (увеличение  государственных закупок и/или  трансфертов) и/или сокращение  доходов бюджета (налогов) ведет  к мультипликативному росту совокупного  дохода, что увеличивает спрос  на деньги и повышает ставку  процента на денежном рынке  (цену кредита). А поскольку кредиты,  в первую очередь, берут фирмы,  то удорожание кредитов ведет  к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных  расходов фирм, что ведет к  сокращению величины выпуска.  Таким образом, часть совокупного  объема производства оказывается  «вытесненной» (недопроизведенной)  из-за сокращения величины частных  инвестиционных расходов в результате  роста ставки процента благодаря  проведению правительством стимулирующей  фискальной политики.

2. Наличие внутреннего  лага. Внутренний лаг – это  период времени между возникновением  необходимости изменения политики  и принятием решения о ее  изменении. Решения об изменении  инструментов фискальной политики  принимает правительство, однако  введение их в действие невозможно  без обсуждения и утверждения  этих решений законодательным  органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования  могут потребовать длительного  периода времени. Кроме того, они  вступают в действие, начиная  только со следующего финансового  года, что еще больше увеличивает  лаг. За этот период времени  ситуация в экономике может  измениться. Так, если первоначально  в экономике была рецессия, и  были разработаны меры стимулирующей  фискальной политики, то в момент  начала их действия в экономике  уже может начаться подъем. В  результате дополнительное стимулирование  может привести экономику к  перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

 

3. Неопределенность. Этот  недостаток характерен не только  для фискальной, но и для монетарной  политики. Неопределенность касается:

  • проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;
  • проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

4. Дефицит бюджета. Противники  кейнсианских методов регулирования  экономики – монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики  предложения (supply-side economics) и теории  рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители неоклассического  направления в экономической  теории считают дефицит государственного  бюджета одним из важнейших  недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей  фискальной политики, проводимой  при спаде и направленной на  увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных  закупок и трансфертов, т.е.  расходов бюджета, и уменьшение  налогов, т.е. доходов бюджета,  что ведет к росту дефицита  государственного бюджета. Не  случайно рецепты государственного  регулирования экономики, которые  предложил Кейнс, получили название  «дефицитного финансирования». Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.

 

Заключение

 

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. Fiscal policy) — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства.

Основной недостаток нашей  налогово-бюджетной системы - это  ее нестабильность. Налоги вводятся и  тут же отменяются, не проработав и  года.

Несомненно вся эта  неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в  нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис, поэтому  для выхода из кризисного состояния  необходимо наладить налоговую систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода белорусской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Информация о работе Современная налогово-бюджетная политика