Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:23, реферат
Направленная на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией, фискальная политика называется фискальной рестрикцией. Она предполагает снижение государственных расходов или/и увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы.
Введение 3
Государственный бюджет 4
Налог 6
Фискальная политика. 9
Заключение 17
Литература: 19
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ
Кафедра финансов и кредита
Специальность «Социально-культурный сервис и туризм»
Специализация «Государственные и муниципальные финансы»
Форма обучения очная
Р е ф е р а т
по учебной дисциплине
«Экономика»
на тему: «СОВРЕМЕННАЯ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА»
Группа / курс ____________
Студент(ка) ____________ ______________________________
Преподаватель ____________ ______________________________
Оценка ____________
2010
Оглавление
Введение 3
Государственный бюджет 4
Налог 6
Фискальная политика. 9
Заключение 17
Литература: 19
Налогово-бюджетная политика
(иначе называемая фискальной) - это
политика правительства в области
налогообложения, государственных
расходов, государственного бюджета, направленная
на обеспечение занятости
Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества.
Фискальная политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни, например, в период спада, и тогда ее называют фискальной экспансией. Главными ее рычагами являются увеличение государственных расходов или/и снижение налогов.
Направленная на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией, фискальная политика называется фискальной рестрикцией. Она предполагает снижение государственных расходов или/и увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы.
Для того, чтобы выполнить все свои функции, государству нужны деньги. Свои услуги государство обычно оказывает либо бесплатно (например, в России – среднее образование и большинство услуг районных поликлиник), либо по таким ценам, которых недостаточно, чтобы окупить затраты (в нашей стране – муниципальное жилье, городской транспорт, телефон, радиовещание и телевидение). Это делается специально, чтобы эти услуги были доступны как можно большему числу граждан. Поэтому государство нуждается в других источниках денег.
Основными средствами перераспределения доходов и значимыми орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике.
Одним из инструментов государственного регулирования рыночной экономики является государственный бюджет. Государственные закупки - непосредственно входят в совокупный спрос, чистые налоги (налоги за вычетом трансфертных платежей), изменяя величину располагаемых доходов, влияют на потребление и инвестиции - другие составляющие совокупного спроса.
Государственный бюджет (госбюджет), по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом.
Государственный бюджет всегда
представляет собой компромисс между
основными социально-
Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.
Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.
Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.
Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения, производство денег – сеньораж. В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.
Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами (G) и налогообложением (T) с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.
Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.
Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.
Под налогом понимается принудительное
изымание государством или местными
властями средства с физических и
юридических лиц, необходимые для
осуществления гос-вом своих
Налоги выполняют одновременно
четыре основные функции: фискальную,
регулирующую, стимулирующую и
Фискальная функция — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счет налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов(происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов.
Она реализуется через
систему льгот и освобождений.
Нынешняя система налогообложения
предоставляет широкий набор
налоговых льгот малым
Государство может устанавливать налоги по разным причинам: от перераспределения доходов населения до устранения внешних экономических эффектов. Воздействие налогов можно рассматривать как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.
Снижение налогов стимулирует рост как совокупного спроса, так и совокупного предложения.
Чем меньше налогов нужно платить, тем больше располагаемого дохода у домохозяйств для потребления. Таким образом, растет совокупное потребление, а следовательно, и совокупный спрос. Поэтому, правительства снижают налоги, когда проводят стимулирующую экономическую политику, то есть когда целью государства является вывести страну из дна экономического цикла. Соответственно, сдерживающая экономическая политика подразумевает повышение налогов, с целью устранения «перегрева экономики».
Фирмы воспринимают повышение
налогов как дополнительные издержки,
что приводит к тому, что они
сокращают предложение своего товара.
В общем, сокращение предложений
фирм ведет к сокращению совокупного
предложения. Таким образом, размер
налога обратно пропорционален величине
совокупного предложения. Зависимость
между внедрением налогов и состоянием
совокупного предложения
Налоговая политика— часть политики государства, характеризующаяся последовательными действиями государства по выработке концепции налоговой системы, использовании налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю ее эффективности.
Различают следующие виды налоговой политики:
политика максимальных налогов;
политика экономического развития;
политика разумных налогов;
Налоговая политика проявляется в установлении налоговых платежей и предоставлении налоговых льгот, определяющих налоговую систему региона, режим налогообложения предпринимательской деятельности.
Изменение уровня налогообложения и государственных расходов в целях воздействия на экономическое развитие страны называется фискальной (бюджетно-налоговой) политикой государства. После Второй мировой войны фискальная политика стала основным средством ослабления колебаний экономического цикла, обеспечения устойчивого экономического роста, достижения высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.
Слово ''фиск'' в переводе с латинского языка - это корзина. В Древнем Риме фиском называлась военная касса, в которой хранились деньги. В конце древнеримской эпохи фиском стала называться государственная казна.
Фискальная политика –
важнейший элемент
Основные цели фискальной политики:
Фискальная политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель — стабилизация уровня валового внутреннего продукта и, соответственно, совокупного спроса. Затем, необходимо государству поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен[3]. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.
Основой фискальной политики
государства являются следующие
положения:
Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос
и, следовательно, ведет к расширению объема
выпуска продукции, увеличению доходов,
снижению безработицы. Однако, все это
справедливо только в том случае, если
прирост государственных расходов финансируется
не за счет увеличения налоговых платежей,
а источником роста государственных расходов
является сознательно планируемый бюджетный
дефицит.