Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:36, реферат
Корпорации объединяют основных производителей однотипной продукции, что приводит к монополизации производства. Они также содействуют концентрации инвестиционного капитала, обеспечивают научно-техническое развитие и непосредственно влияют на развитие производства, повышение технического уровня продукции и обеспечение конкурентоспособности, получают ускоренное развитие в тех отраслях, где происходит освоение производства при освоении новых поколений изделий.
Целью данной работы является изучение вопросов корпорации.
Введение 3
1.Организационно-правовые особенности современной корпорации 4
2. Перспективы развития корпоративных структур в России 8
Заключение 10
Литература 11
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет: ИЭФ
Кафедра:
экономики
Реферат
«СОВРЕМЕННАЯ
КОРПОРАЦИЯ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»
Выполнила: Ишкова В.О.
Проверила: Шелудякова И.Г.
Томск
2011
Оглавление
Введение 3
1.Организационно-правовые особенности современной корпорации 4
2. Перспективы развития корпоративных структур в России 8
Заключение 10
Литература 11
В современных
условиях наиболее распространенной формой
организации крупного предпринимательства
является корпорация. Корпорация представляет
собой совокупность лиц, объединившихся
для достижения общих целей, осуществления
совместной деятельности и образующих
самостоятельный субъект права -
юридическое лицо. Хотя корпорации
как таковые возникли еще в
средние века, в современном значении
это понятие, как правило, обозначает
оптимальную форму
Корпорации объединяют основных производителей однотипной продукции, что приводит к монополизации производства. Они также содействуют концентрации инвестиционного капитала, обеспечивают научно-техническое развитие и непосредственно влияют на развитие производства, повышение технического уровня продукции и обеспечение конкурентоспособности, получают ускоренное развитие в тех отраслях, где происходит освоение производства при освоении новых поколений изделий.
Целью данной работы является изучение вопросов корпорации. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
Определить, что
означают термины «корпорация». Рассмотреть
особенности корпорации, Для решения этих
задач основная часть курсовой работы
была разбита на две главы: «Организационно-правовые
формы корпорации» и «Перспективы развития
корпоративных структур».
Говоря о корпоративных свойствах, обычно имеют в виду черты, развитые в американских корпорациях — будь то классических (XIX в.) или современных. И это не случайно. Общества, известные в европейских странах под различными названиями — акционерные, паевые, анонимные и др., в США именуются корпорациями. Такого названия и понимания, имея в виду акционерные компании, будем придерживаться и мы. В американских корпорациях наиболее зримо проявились черты, присущие в той или иной степени многим, неамериканским, корпорациям. Поэтому можно говорить о корпорации вообще, ориентируясь неявно на американский тип корпораций; при необходимости же выделения специфических особенностей, характерных для тех или иных стран, будем подчеркивать национальную принадлежность корпораций. Ситуация здесь сходна с рыночной экономикой. Есть конкретные экономики, но есть и экономика laissez-faire — достаточно абстрактная, чтобы служить удобной моделью для представления основ рыночной экономики.
Корпорация
вообще — это модель; американская,
французская, японская, российская
и прочие корпорации — это
конкретизация (на модельном
Основными преимуществами корпорации считаются: 1) защита корпорацией своих собственников путем их избавления от индивидуальной юридической ответственности, когда они действуют в качестве корпоративных представителей; 2) ограниченная ответственность
акционера, который по определению не может потерять (в случае банкротства корпорации) больше вложенной им доли капитала; 3) возможность передачи корпоративного капитала
из рук в руки (владелец капитала может продать свои акции в любое время; в случае смерти акционера его акции могут переходить к наследникам); 4) возможность наращивания объема
корпоративного капитала.
К недостаткам можно отнести: 1) для корпорации и акционеров— двойное налогообложение (налог с корпорации как с самостоятельного юридического лица плюс налог с дивидендов акционеров как с физических лиц, так и с юридических держателей акций); 2) для менеджеров — усиленный контроль со стороны государства; 3) для корпорации, участников корпорации и общества— дискреционное поведение менеджеров (т.е. поведение, направленное на достижение собственных целей в ущерб общественным или корпоративным целям, — традиционно акцент делается на ущерб, причиняемый держателям акций).
Если перечисленные преимущества и недостатки были характерны для корпораций как прошлого, так и нынешнего века, то последний недостаток приписывается исключительно современной корпорации, и он явился следствием разделения собственности и управления, ставшего фактом экономической науки благодаря знаменитому труду американских ученых Берли и Минза. Корпорации, в которых наблюдается дискреционное поведение менеджеров, принято называть управленческими.
Рассмотрим подробнее организационные особенности корпорации. На практике встречается большое разнообразие форм организации корпоративного бизнеса, которые можно отнести с той или иной степенью уверенности к одной из следующих базовых форм: унитарной (У-форма, или У-структура), холдинговой (Х-форма, или Х-структура), мультидивизиональной (М-форма, или М-структура).
Унитарная (У) форма. Название этой формы принадлежит Оливеру Уильямсону который понимает под ней традиционную организацию фирмы по функциональному признаку. Ряд характеристик У-формы делают ее интересной с экономической точки зрения. Прежде всего нельзя напрямую наблюдать и измерять вклад функциональных подразделений фирмы в корпоративную прибыль.
Во-первых,
это невозможность
максимизацию
доли корпоративных ресурсов, предназначенных
вверенным им подразделениям. В-четвертых,
это тенденция к росту фирмы
за счет роста размеров подразделений
без учета фактора
к получению разного рода дискреционных инвестиционных проектов, оправдывающих наличие в подразделениях избыточного численного состава персонала.
Рассматривая
такое поведение в контексте
рыночной недостаточности, можно заключить,
что фирмы, не придерживающиеся правила
максимизации прибыли, не в полной мере
дисциплинируются рынком продуктов
и капиталов. Менеджеры по существу
придерживаются дискреционного поведения:
максимизируют функцию
• расходы на поддержание сверхнеобходимого числа кадров;
• известная степень управленческой инертности;
• определенная доля дискреционных инвестиций.
Позднейшие работы Уильямсона и других исследователей уточняют наше представление об особенностях У-формы. Так, Уильямсон, отмечая рост унитарной фирмы в качестве ее основной
цели, указывает
на то, что само существование У-формы
является помехой для
диверсификации.
Адекватны корпоративной
Холдинговая (X) форма. Холдинговая компания — это компания, владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других фирм с целью контроля и управления их деятельностью. Механизм контрольного пакета акций дает холдинговой компании право голоса, благодаря чему она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль над соблюдением интересов больших корпораций или ускорять процесс диверсификации. При этом размеры холдинга могут быть намного меньше размеров подконтрольных фирм; последние образуют пирамиду, на вершине которой расположена холдинговая компания.
По определению
миссия холдинга — осуществление
функции контроля, акции же являются
средством реализации контрольной
функции. На практике не все холдинги
предстают в чистом виде, сводимом
к обладанию акциями, управлению
действиями и получению и
счету, вдобавок к акциям в дочерних предприятиях, активы, обычно присущие торговым концернам: здания, недвижимость, капиталы, дебиторы, наличные средства и др., в то время как в случае с чистой холдинговой компанией ее будут интересовать только активы в дочерних компаниях в виде инвестиций в акции, авансы по ссуде или текущий счет.
Цели создания холдингов следующие:
• консолидация
различных предприятий в
Ее механизм таков: между холдингом и его предприятием заключается договор об отчислениях, вследствие чего прибыль либо убытки предприятий переводятся непосредственно на холдинговую компанию. Эта простая операция позволяет холдингу учитывать убытки одного предприятия и прибыли другого для уплаты налогов с оставшейся части прибыли;
• создание дополнительных производственных мощностей в результате слияния предприятий под эгидой холдинговой компании;
• проникновение через посредничество холдинговых компаний в производство и сбыт различных товаров;
• проведение
единой политики и единого контроля
над соблюдением общих
• ускорение процесса диверсификации;
• в
случае наличия промежуточных
• централизация участия в капитале других компаний.
Преимущества
и недостатки холдингов определяются
тем, что они противопоставляют
конкуренции эффективную
конкуренции.
Преимущества
холдингов заключаются в: 1) использовании
эффекта масштаба; 2) достижении большей,
по сравнению с другими формами,
эффективности в международном
движении капитала; 3) выполнении роли
буфера, ослабляющего воздействие государства
на предприятия, и т.д. К недостаткам
можно отнести: 1) стремление к монополистическому
либо олигополистическому поведению;
2) тенденцию к политизации, бюрократизации,
злоупотреблению контрольно-
Информация о работе Современная корпорация: институциональные особенности и перспективы развития