Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 06:04, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение содержания научных категорий «совокупный спрос», «совокупное предложение», рассмотрение механизмов их взаимодействия и выявление факторов, определяющих характеристику совокупного спроса и совокупного предложения. Для достижения поставленной цели выделено несколько задач:
- рассмотреть понятия, сущность и значение совокупного спроса и совокупного предложения;
- изучить их взаимосвязь и механизмы взаимодействия;
- исследовать особенности и механизм возникновения макроэкономического равновесия;
- изучить совокупный спрос и совокупное предложение, определяющие их факторы;
- рассмотреть классическую и кейнсианскую модели совокупного предложения.
Введение 3
1. Совокупный спрос: понятие и факторы влияния 5
2. Совокупное предложение 14
Заключение 24
Список использованных источников 25
Ожидания потребителей. Ожидание является одним из условий, действие которых при построении кривой совокупного спроса принимается за величину постоянную. Однако если уровень обоснованного оптимизма потребителей относительно будущего состояния экономики возрастает, они могут увеличить свои рельные расходы при любом уровне цен. Точно также массовое ожидание новой волны инфляции или девальвации увеличит текущий совокупный спрос, поскольку потребители предпочтут сделать покупки впрок, не дожидаясь повышения цен. Примером является «истерика» на рынке гречки и сахара весной 2011 г. в Минске.
Задолженность потребителей. Высокий уровень задолженности, образовавшийся у потребителей в результате прежних займов и покупок в кредит, может заставить их сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместиться влево. И наоборот, когда задолженность потребителей относительно невелика, они готовы увеличить свои сегодняшние расходы, что приводит к увеличению совокупного спроса. Однако сегодня формируется новый тип потребителя, который при значительных долгах не отказывает себе в значительном потреблении.
Налоги. Снижение ставок индивидуального подоходного налога влечет за собой увеличение дохода, поступающего в распоряжение побтребителей, и объема покупок, которые они делают при любом уровне цен. Увеличение налогов вызывает сокращение потребительских расходов и приводит к смещению кривой совокупного спроса влево.
Процентные ставки. Увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. Речь идет об изменении процентной ставки, например в результате изменения объема денежной массы в стране. Увеличение денежной массы способствует уменьшению процентной ставки и увеличению капиталовложений. И наоборот, уменьшение денежной массы ведет к увеличению процентной ставки и сокращению инвестиций.
Ожидаемые прибыли от инвестиций и Налоги на бизнес. Ситуация совпадает с механизмом ожидания потребителей и налогообложения, только на более высоком уровне.
Технологии. Новые и усовершенствованные технологиистимулируют инвестиционные расходы и тем самым способствуют повышению совокупного спроса. В современном обществе модернизация экономики и производства уже не бонус, а жизненная необходимость государства. В Республике Беларусь вынужденный отказ от модернизации большинства предприятий советского наследия привел к их системному отставанию от европейских аналогов (Интеграл, Луч, МАЗ и др.)
Избыточные мощности. Увеличение избыточных мощностей, т.е. неиспользуемого наличного капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. У предприятий, которые работают не на полную мощность, нет достаточных стимулов для создания новыхх производственных единиц. При исчерпании избыточных мощностией создаются новые предприятия и закупается новое оборудование, а следовательно увеличиваются инвестиционные расходы и кривая совокупного спроса смещается вправо (см. AD-2 на Рис. 2).
Изменения государственных расходов. Увеличение носударственных закупок национального продукта при данном уровне цен, неизменных налоговых сборах и процентныхх ставках будет приводить к возрастанию совокупного спроса. Однако необходимо отметить, что если государство финансирует эти расходы через продажу облигаций, оно забирает частьресурсов с денежного рынка, что при неизменном предложении денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора увеличивает ставку процента. Это в свою очередь затрудняет инвестиционную деятельность частного сектора (эффект вытеснения), т.е. сокращает компоненты совокупного спроса.
Национальный доход в зарубежных странах. Возрастание национального дохода любого иностранного соседнего государства увеличивает спрос на товары нашей страны (в случае открытой экономики и отсутствия таможенных барьеров, например, Таможенный Союз в сравнении с парой ЕС-Республика Беларусь). Возрастает экспорт страны, а соответственно и совокупный спрос на национальный продукт.
Валютные курсы. Изменение курса национальной валюты по отношению к другим валютам влияет как на чистый экспорт, так и на совокупный спррос. При понижении курса национальной валюты возрастает объем экспорта из данной страны и уменьшается объем импорта. В результате увеличивается чистый экспорт и совокупный спрос. Как пример, Украина девальвировала гривну в 2008 г. на 25% и таким образом увеличила экспорт почти на 18 процентов. Для Республики Беларусь на данном этапе развития девальвация белорусского рубля могла бы дать результат в программе сокращения импорта. Но необходимо учитывать социально-политические последствия данных мероприятий – потеря доверия населения к национальной валюте что, соответственно, отразится на других факторах (например, ожидание потребителей).
Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Изменения уровня цен порождают эффекты богатства, процентной ставки, импортных закупок. Эти эффекты объясняют нисходящий характер кривой совокупного спроса. Изменение одного или нескольких факторов совокупного спроса изменяют спрос на реальный ВВП при любом уровне цен; они смещают кривую совокупного спроса (при увеличении – кривая сдвигается вправо, при уменьшении – сдвигается вправо).
Глава 2. Совокупное
предложение: понятие
и факторы влияния
Совокупным предложением (AS, aggregated supply) в экономической теории называется сумма всех произведенных в стране конечных товаров и услуг, которую фирмы готовы предложить на рынке в течение определенного периода времени при каждом возможном уровне цен. Иными словами, это реальный объем национального производства при различных значениях индекса цен на конечные товары и услуги. Характер влияния уровня цен на объем национального производства и, следовательно, вид кривой совокупного предложения в решающей степени зависит от продолжительности рассматриваемого промежутка времени. Поэтому следует различать долгосрочную (классическую) и краткосрочную (кейнсианскую) кривые совокупного предложения. В неоклассическом подходе краеугольным является предположение, что экономика постоянно функционирует в режиме полной занятости всех, особенно трудовых, ресурсов. Если же под воздействием каких-то внешних факторов и пройзойдет спад производства, это, по мнению сторонников данного подхода, не будет длиться долго, поскольку заработная плата, процентная ставка являются гибкими, и они, изменившись, вернут экономику в равновесное состояние, когда рабочая сила будет полностью нанята, а все, что произведено – продано. Т.е. AS = AD [1, с. 16; 4, с. 237-238; 5, с. 244]. Долгосрочная кривая AS отражает производственные возможности страны и строится исходя из следующих условий. В их числе: а) объем производства обусловлен только количеством факторов производства и имеющейся технологией, и не обусловлен уровнем цен; б) изменения в факторах производства и технологии осуществляются медленно (согласно реалиям XVII-XIX вв.); в) экономика функционирует при полной занятости факторов производства, и, следовательно, объем производства равен потенциалному; г) цены и номинальная заработная плата гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках.
В краткосрочном периоде такая модель невозможна. По мнению Дж. Кейнса экономика не развивается столь гладко, как это представлено в классических моделях: по существу сам факт наличия циклической безработицы опровергает их точку зрения. В отличие от экономистов-класиков кейнсианцы исходят из того, что цены на продукцию и особенно заработная плата, по крайней мере в краткосрочном периоде, неэластичны в направлении понижения. Именно поэтому в простых моделях сторонники этой позиции считают, что уровень цен является постоянным, т.е. кривая совокупногопредложения в определенном диапазоне представляет собой горизонтальную линию (см. Рис. 3). Аргументируя это наличием минимально разрешенной законом зарплаты и долгосрочностью контрактов. В Республике Беларусь, например, контрактная система корректирует рынок труда, а запрет государства на массовые сокращения рабочих деформирует структуру занятости и создает скрытую безработицу.
Рис. 3. Кейнсианская трактовка кривой совокупного предложения.
Кейнсианский (горизонтальный) отрезок обозначает потенциальный уровень реального объема национального производства при полной занятости. При этом объеме национального продукта возникает естественный уровень безработицы. Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения включает реальный объем национального производства, который значительно меньше, чем объем национального производства при полной занятости. Следовательно, горизонтальный отрезок свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада, или депрессии, и что не используется большое количество машин, оборудования и рабочей силы. Эти неиспользуемые ресурсы, как трудовые, так и материальные, можно привести в действие и при этом не оказать или почти не оказать никакого давления на уровень цен. Когда на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то ни дефицит, ни узкие места в производстве, могущие способствовать повышению цен, не возникают. Так как производители могут приобрести трудовые и другие ресурсы по твердым ценам, производственные издержки при расширении производства не возрастут, а, следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. И наоборот, этот отрезок также предполагает, что если реальный объем производства сократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне. Это значит, что реальный объем производства уменьшится, но цены на товары и заработная плата останутся неизменными.
Классический (вертикальный) отрезок. Сдвигаясь вправо по кривой, мы увидим, что экономика достигла полного, или естественного, уровня безработицы при объеме производства. Экономика при данном объеме производства находится в такой точке кривой своих производственных возможностей, когда за короткий срок невозможно достичь дальнейшего объема производства. Это означает, что любое дальнейшее повышение цен не приведет к увеличению его реального объема, поскольку экономика уже работает на полную мощность. При полной занятости отдельные фирмы могут попытаться расширить производство, предложив более высокую цену на ресурсы, чем другие фирмы. Но ресурсы и дополнительный объем продукта, который получит одна фирма, другая потеряет. В результате этого цены (затраты) на ресурсы и в конечном счете цены на товары увеличатся, но реальный объем производства останется неизменным.
Промежуточный (восходящий) отрезок. Наконец, на промежуточном отрезке видно, что увеличение реального объема национального производства сопровождается ростом уровня цен. Это происходит потому, что вся экономика практически состоит из бесчисленного количества рынков товаров и ресурсов и полная занятость возникает неравномерно и неодновременно. Поэтому, когда реальный объем национального производства, в некоторых отраслях промышленности может появиться дефицит и другие узкие места в производстве. Расширение производства также означает, что, когда оно станет работать на полную мощность, некоторым фирмам придется использовать более старое и менее эффективное оборудование. При увеличении объема производства на работу принимают менее квалифицированных рабочих. По всем причинам издержки на единицу продукции увеличиваются, и фирмы должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным. Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального объема национального продукта сопровождается ростом цен.
Рис. 4. Изменения совокупного предложения.
Очевидно, на характер кривой совокупного предложения будут оказывать воздействие две группы факторов: ценовые и неценовые. Первые изменяют объем совокупного предложения (перемещение по кривой AS, см. Рис. 4). Вторые приводят к сдвигу кривой AS.
Существующая кривая совокупного предложения (Рис. 4) устанавливает взаимосвязь уровня цен и реального объема производства при прочих равных условиях. Смещение кривой AS-1 к AS-2 на Рис. 4 указывает на увеличение совокупного предложения. В области вертикального и промежуточного отрезков происходит сдвиг кривой вправо, свидетельствующий о том, что весь предпринимательский сектор теперь будет производить больше продукции, чем прежде, при любом возможном уровне цен. Смещение кривой AS-1 к AS-3 на Рис. 4 указывает на сокращение совокупного предложения. Это реализуется под влиянием факторов совокупного предложения, которые вместе и определяют положение кривой совокупного предложения в рамках отдельного государства. Помимо изменения реального объема производства существуют и упоминавшиеся выше неценовые факторы.
1. Изменения цен на ресурсы
а) доступность внутренних ресурсов
- земля;
- труд;
- капитал;
-
предпринимательская
б) цены на импортные ресурсы;
в) господство на рынке;
2. Изменения производительности
3. Изменения правовых норм
а) налоги на бизнес и субсидии;
б) государственное регулирование [4, с. 237-238].
Когда
один или несколько из этих факторов
изменяется, то издержки производства
на единицу продукции тоже меняются
при любом уровне цен, а кривая
совокупного предложения
Цены на ресурсы. Цены на ресурсы в отличие от цен на готовую продукцию, из которых складывается общий уровень цен, представляют собой важнейший фактор совокупного предложения. При прочих равных условиях повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек производства на единицу продукции и тем самым к сокращению AS. Снижение цен на ресурсы приводит к противоположному результату. Цены на ресурсы зависят от ряда факторов. Во-первых, это доступность внутренних ресурсов. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них. Следовательно, при любом уровне цен ве фирмы будут производить и предлагать для продажи больше реального продукта, чем раньше. Доступность таких внутренних ресурсов как капитал, земля, труд, предпринимательская способность будет определяющей. Широкое использование ирригации ведет к истощению подземных вод, химизация в сельском хозяйстве, техногенные катастрофы (Хиросима, Чернобыль, Фукусима и др.) уменьшают предложение земельных ресурсов, повышая издержки производства и смещая кривую AS.
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение: понятие и факторы, влияющие на них