Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 06:04, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение содержания научных категорий «совокупный спрос», «совокупное предложение», рассмотрение механизмов их взаимодействия и выявление факторов, определяющих характеристику совокупного спроса и совокупного предложения. Для достижения поставленной цели выделено несколько задач:
- рассмотреть понятия, сущность и значение совокупного спроса и совокупного предложения;
- изучить их взаимосвязь и механизмы взаимодействия;
- исследовать особенности и механизм возникновения макроэкономического равновесия;
- изучить совокупный спрос и совокупное предложение, определяющие их факторы;
- рассмотреть классическую и кейнсианскую модели совокупного предложения.
Введение 3
1. Совокупный спрос: понятие и факторы влияния 5
2. Совокупное предложение 14
Заключение 24
Список использованных источников 25
Учреждение
образования Федерации
«Международный институт трудовых и социальных отношений»
Кафедра
логистики
КУРСОВАЯ РАБОТА
на
тему: Совокупный спрос и совокупное
предложение: понятие и факторы, влияющие
на них.
по
дисциплине «Макроэкономика»
Студент
Курс 1,
Факультет
Специальность
Руководитель
_______________
Минск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.
Совокупный спрос: понятие и факторы влияния 5
2.
Совокупное предложение 14
Заключение 24
Список использованных источников 25
Введение
Стабильная экономика является залогом успешного развития общества в политической, социальной-культурной сферах, обеспечивая реализацию государственных программ. В условиях рыночной экономики прогнозы основных макроэкономических показателей помогают специалистам и правительственным органам структурировать будущие ожидания, планировать и распределять ресурсы – т.е. снижать потенциальное негативное воздействие фактора неопределенности в будущем. Ряд важнейших решений, как на государственном уровне, так и на уровне отдельных предприятий, принимается на основе представлений их руководства о будущем. Часто производитель и потребитель – это один и тот же субъект (разные сегменты того же министерства или большой компании), что ведет к необходимости согласования совокупных спроса и предложения, которые формируются всеми субъектами не только экономической, но общественной социально-политической жизни общества. Тема данной контрольной работы актуальна, т.к. перед Республикой Беларусь в настоящее время остро стала необходимость в увеличении темпов экономического роста в связи с системным отставанием национальной экономики от высокоразвитых и развивающихся стран.
Для раскрытия макроэкономических закономерностей необходимо, прежде всего, рассмотреть категории совокупного спроса и совокупного предложения, так как все перемены в экономике страны можно, так или иначе, объяснить изменениями в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения. Каждой социально-экономической системе присущи свои культурные отличия в жизненных принципах, привычках в быту, общении людей, отношении их к труду, профессиональных навыках, в правилах поведения в обществе и трудовом коллективе и т. п. Эти черты формируются в людях тем сильнее, чем дольше они находятся в данной среде, и частично передаются следующему поколению в процессе его воспитания. Именно поэтому существенное значение при выстраивании концепции политики государственного регулирования применительно к развитым социально-ориентированным рыночным моделям взаимодействия субъектов хозяйствования приобретают такие научные экономические категории как «совокупный спрос», «совокупное предложение» и «макроэкономическое равновесие».
Целью написания данной курсовой работы является изучение содержания научных категорий «совокупный спрос», «совокупное предложение», рассмотрение механизмов их взаимодействия и выявление факторов, определяющих характеристику совокупного спроса и совокупного предложения. Для достижения поставленной цели выделено несколько задач:
- рассмотреть понятия, сущность и значение совокупного спроса и совокупного предложения;
- изучить их взаимосвязь и механизмы взаимодействия;
- исследовать особенности и механизм возникновения макроэкономического равновесия;
- изучить совокупный спрос и совокупное предложение, определяющие их факторы;
- рассмотреть классическую и кейнсианскую модели совокупного предложения.
Структура
работы обусловлена целью и задачами
исследования. Она состоит из введения,
2 глав, заключения и списка использованной
литературы.
Глава 1. Совокупный
спрос: понятие и факторы
влияния
Обеспечение такого производства, при котором совокупный спрос (AD, aggregated demand) был бы равен совокупному предложению (AS, aggregated supply), является центральной проблемой макроэкономики не только Республики Беларусь, но всего мира. Так как несовпадение этих величин означает либо безвозвратную потерю ресурсов для экономики страны (если AS больше AD), либо невозможность удовлетворения соответствующей части платежеспособных потребностей населения (если AD больше AS) – что можно наблюдать сегодня в отдельных сегментах белорусской экономики. Необходимо отметить, что механизм установления такого общего равновесия принципиально отличается от механизма установления микроэкономического равновесия за счет оперативной реакции цен на возможные отклонения от состояния микроэкономического равновесия. Данная ситуация требует детального рассмотрения характеристик совокупногоспроса и предложения.
Совокупный спрос явялется одним из основополагающих терминов в экономической теории. Каждое исследование оперирует своим вариантом определения. Иногда, под совокупным спросом понимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике. В соответствии с работой Макконнела совокупный спрос предстваляется как шкала, графически изображаемая в виде кривой, которая показывает различные объемы товаров и услуг, т.е. реальные объемы производства, которые внутренние потребители, фирмы и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен [4, с. 228]. В данной курсовой работе это понятие будет трактоваться по российскому иследователю Г.Вечканову: совокупный спрос – это суммарные расходы макроэкономических субъектов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике в течение определенного периода времени [2, с. 87].
Между кривой совокупного спроса и кривой рыночного спроса на отдельный товар имеется внешняя аналогия: при прочих равных условиях, чем ниже уровень цен в стране, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители внутри страны. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший обхем они захотят приобрести. То есть характер зависимости между объемом производства и ценой здесь такой же, как и в случае с рыночного спроса на отдельный товар. Однако совокупный спрос характеризуется несколькими существенными отличиями от рыночного:
1)
кривая рыночного спроса на
отдельный товар строится
2) кривая рыночного спроса на отдельный товар строится исходя из предположения, что номинальные доходы потребителей не изменяются в любой точке кривой спроса. Подобное допущение является неверным, если речь идет о соотношении номинального национального дохода и совокупного спроса. Здесь необходимо учитывать, что изменения совокупного спроса, сопряженные с изменениями уровня цен, могут вызвать увеличение или уменьшение реального национального дохода. Следовательно, здесь «не работает» эффект дохода.
Если
нисходящий характер кривой совокупного
спроса нельзя объяснить эффектами
замещения и дохода, возникает
закономерный вопрос о первопричинах.
Макконнел предлагает взамен три новых
фактора: а) эффект богатства (или
реальных наличных средств), б) эффект
процентной ставки, в) эффект
импортных закупок. Первой причиной,
определяющей нисходящую траекторию кривой
совокупного спроса служит упомянутый
эффект богатства. При более высоком уровне
цен снижается реальная стоимость, или
покупательная способность, накопленных
финансовых активов общества, в частности
активов с фиксированной денежной стоимостью,
таких как срочные счета или облигации.
В результате такого падения покупательной
способности этих активов население становится
беднее в реальном выражении и начинает
экономить на расходах. Эффект процентной
ставки заключается в следующем. Более
высокий уровень цен, увеличивая спрос
на деньги и повышая процентную ставку,
сокращает величину спроса, т.е. реальный
объем произведенного продукта, на который
предъявляется спрос. Необходимо учитывать,
что важными компонентами совокупных
расходов являются импорт и экспорт. Они
зависят, помимо всего прочего, от соотношения
цен внутри страны и за границей. Так, если
уровень цен на картофель в Беларуси повысится
по сравнению с ценами за рубежом, белорусские
покупатели будут приобретать больше
импортного картофеля из Марокко и Египта,
и меньше отечественного. И Россия будет
покупать меньше нашего картофеля, что
вызовет сокращение белорусского экспорта.
Рис. 1. Кривая совокупного спроса (AD)
Изменения уровня цен приводят к сдвигам уровня расходов внутренних потребителей, фирм, правительства, а ткаже иностранных покупателей, которые дают возможность прогнозировать изменения реального ВВП. Повышение уровня цен при прочих равных условиях ведет к уменьшению спроса на реальный ВВП, а снижение этого уровня – у увеличению спроса на реальный ВВП. Эта взаимосвязь представлена на графике движением по стабильной кривой совокупного спроса. Однако если одно или несколько из прочих условий меняется, то смещается вя кривая совокупного спроса. Эти прочие условия – неценовые факторы совокупного спроса, именно они определяют положение кривой совокупного спроса.
Рис. 2. Изменения совокупного спроса.
Большинство
исследователей в поиске оптимального
изложения материала предлагает
табличную форму для
1. Изменения потребительских расходов
а) благосостояние потребителей;
б) ожидания потребителей;
в) задолженность потребителей;
г) налоги.
2. Изменения инвестиционных расходов
а) процентные ставки;
б) ожидаемые прибыли от инвестиций;
в) налоги на бизнес;
г) технологии;
д) избыточные мощности.
3. Изменения государственных расходов
4. Изменения расходов на чистый экспорт
а) национальный доход в зарубежных странах;
б) валютные курсы.
В соответствии с распределением расходов между отдельными секторами экономики выделяются следующие основные элементы: С — потребительские расходы домохозяйств; I — инвестиционные расходы частного сектора; G — государственные закупки; Х — чистый экспорт.
В результате совокупный спрос в целом может быть представлен как сумма указанных элементов расходов:
AD = С + I + G + Х
Большую часть совокупного спроса (50% НД) составляют расходы населения на товары и услуги потребительского назначения, т.е. элемент С, который для краткости называется потреблением. Инвестиционные расходы представляют собой спрос фирм и хозяйств на инвестиционные товары (15—20% ВНП). Государственные закупки товаров и услуг — это расходы правительства на оплату услуг (образование, здравоохранение и др.) и содержание государственных чиновников (федеральных, региональных, муниципальных) — 30% национального дохода страны. Чистый экспорт — это разница между экспортом и импортом.
Благосостояние потребителей. Речь идет о так называемом имуществе потребителя, т.е. об объеме материальных ценностей, которыми он владеет: акции, облигации, недвижимость. Экономисты называют их активами. Резкое уменьшение по каким-либо причинам реальной стоимости активов приведет к уменьшению благосостояния потребителя независимо от изменения в общем уровне цен (примером может служить падение цен на жилье в Гомельской области после катастрофы 26 апреля 1986 г.). Потребительский спрос в этом случае уменьшается, так как население уменьшает объемы покупок,пытаясь востановить объемы своих сбережений. Кривая совокупного спроса в этом случае сместиться влево (см. AD-3 на Рис. 2).
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение: понятие и факторы, влияющие на них