Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Для ответа нужно объединить все отдельные рынки страны в единый общий рынок. Нужно объединить тысячи отдельных цен – на персональные компьютеры, золото, металлопрокат, зерно, нефть, аллюминий и т. д. – в единую совокупную цену или уровни цен. То же нужно сделать и для производства, собрав воедино равновесное колличество отдельных товаров и введя в рассмотрение понятие реального объема национального производства.
Рассмотренная в данной курсовой работе тема включает в себя вопросы:
Совокупный спрос, его структура и определяющие его факторы
Совокупное предложение и влияющие на него факторы
Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения: особенности поссийской ситуации.

Содержание

Содержание
Введение ……………………………………………………………………………...
1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие …………
2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него ………………….
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения …………….
и его особенности в России ……………………………………………………..
Практикум …………………………………………………………………………....
Заключение …………………………………………………………………………..
Литература …………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (11).docx

— 94.15 Кб (Скачать)

                                                      Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..3

Совокупный спрос: сущность, структура и влияющие на него факторы……5

Совокупное предложение  и влияющие на него факторы………………………….12

Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения: особености российской ситуации…………………………………………………………………………………..18

Практикум……………………………………………………………………………………………………23

Заключение…………………………………………………………………………………………………26

Список используемой литературы…………………………………………………………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Введение

Ключевой проблемой  экономической теории и экономической  политики любого государства является макроэкономическое равновесие, поэтому  рассматривание этой проблемы имеет  первостепенное значение как с теоретической, так и с практической точек  зрения.

И изучение процессов  совокупного спроса и совокупного  предложения как факторов,  влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов  любой страны.

Модели совокупного  спроса и совокупного предложения, в отличие от модели спроса и предложения  для одного товара, позволяют ответить на многие вопросы: Почему вообще увеличиваются или уменьшаются цены? Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие? Что определяет все равновесное колличество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем национального производства? Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается?

Для ответа нужно  объединить все отдельные рынки  страны в единый общий рынок. Нужно  объединить тысячи отдельных цен  – на персональные компьютеры, золото, металлопрокат, зерно, нефть, аллюминий  и т. д. – в единую совокупную цену или уровни цен. То же нужно сделать  и для производства, собрав воедино  равновесное колличество отдельных товаров и введя в рассмотрение понятие реального объема национального производства.

Рассмотренная в  данной курсовой работе тема включает в себя вопросы:

  • Совокупный спрос, его структура и определяющие его факторы
  • Совокупное предложение и влияющие на него факторы
  • Равновесие  совокупного спроса  и совокупного предложения: особенности поссийской ситуации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Совокупный спрос: сущность, структура и влияющие на него факторы

Издавна замечено, что количество благ, которое покупатели запрашивают у продавцов для приобретения прямо зависит от уровня цены, по которой такая покупка возможна. Величина спроса — это количество товара конкретного вид, которое покупатели готовы приобрести на протяжении того или иного периода времени при определенном уровне цены этого товара. Зависимость величины покупок на товарном рынке от уровней цен экономисты назвали спросом.

Спрос - сложившаяся  в определенный период времени зависимость  величины спроса на товарном рынке  от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.

Спрос характеризует  состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих — экономическую логику поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина спроса  при том или ином уровне цены.

Изучив, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению.

Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение «цена - полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него.

     Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.

     Кроме полезности товара и его цены, на совокупный спрос влияют еще пять факторов:  доходы покупателей; цены на дополняющие или заменяющие товары; ожидания относительно динамики цен в будущем; численность и возраст покупателей; привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие факторы (сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.) 
 

    В структуре совокупного спроса, в соответствии с наличием четырех основных секторов экономики, можно выделить следующие группы:

  • совокупный спрос индивидуумов и домохозяйств (С), то есть спрос на потребительские товары и услуги;
  • инвестиции (I), или спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей;
  • государственные закупки (GP), или спрос на товары и услуги со стороны государства;
  • спрос на чистый экспорт (X), то есть разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

    Таким образом, AD складывается из суммы спросов на конечную продукцию экономики:

                                                   AD=C+I+GP+X                                     

    Кривая  совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.

    Кривая  совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном рынке, но построена она в иной системе координат. На оси абсцисс указываются значения реального объема национального производства, обозначаемого (Q). На оси ординат фигурирую не абсолютные показатели цен, а уровень цен (Р), или дефлятор.                                     

    На  нисходящую траекторию (отрицательный  наклон) кривой совокупного спроса также обуславливают факторы, которые можно подразделить на ценовые и неценовые. Рассмотрим их по порядку:

  • эффект процентной ставки;
  • эффект богатства, или эффект кассовых остатков;
  • эффект импортных закупок.

    Эффект  процентной ставки проявляется через воздействие изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а, следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Если считать денежную массу постоянной, то повышение уровня цен автоматически повышает спрос на деньги, значит, повышается процентная ставка. В свою очередь, чем выше процентная ставка, тем большая часть потребителей начинают сберегать деньги и совершать меньшее количество покупок. В результате растут частные сбережения. Удорожание кредита вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции – производственные закупки. Таким образом сокращается спрос со стороны как частных потребителей, так и предпринимателей, что приводит к уменьшению совокупного спроса на реальный национальный продукт. Кривая AD приобретает нисходящий и приближающийся к оси абсцисс характер.                                               

    Эффект  богатства, или «реальных кассовых остатков» (эффект Пигу), проявляется в негативном влиянии инфляции на доходы населения (повышение цен, как мы знаем, обесценивает доходы покупателей, и на прежние доходы они уже могут купить меньше товаров). Богатство людей в виде фиксированных доходов при инфляции уменьшается в обратно пропорциональном зависимости. Это срочные счета, облигации, заработная плата, рента, пенсии, пособия. Остаточная покупательная способность людей, физических и юридических лиц называется реальными кассовыми остатками. Урезая свои потребительские расходы таким образом, они напрямую влияют на совокупный спрос в сторону его понижения.

    Вместе  с тем в такой ситуации со временем может понизиться спрос на дорогостоящие  товары, предметы роскоши, так как  инфляция понижает реальную покупательскую способность финансовых активов. Суммарное  воздействие на совокупный спрос  эффекта Пигу в результате может  быть как положительным, так и  отрицательным. Это во многом зависит  от степени роста цен: незначительный их рост подстегивает совокупный спрос, а значительные темпы инфляции его  сокращают. Таким образом, данный эффект осложняет известную закономерность, утверждающую, что с ростом цен  снижается совокупный спрос.                                                              

    Эффект  импортных закупок означает, что при повышении уровня цен в стране, товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле (при прочих равных условиях). Растет спрос на импортные товары. Население будет приобретать меньше отечественных товаров. Иностранцы сократят свой спрос на товары и услуги данной страны из-за их удорожания, они предпочтут более дешевые аналогичные товары в других странах. Следовательно, при неизменных таможенных тарифах, произойдет уменьшение объемов экспорта и увеличение импорта и в целом чистый экспорт сократится, уменьшив общий объем совокупного спроса.

    Указанные эффекты оказывают свое влияние  на совокупный спрос через цены (ценовые факторы), поэтому происходит перемещение точки вдоль кривой совокупного спроса. Под влиянием факторов кривая AD сдвигается вправо-влево в зависимости от направления действия фактора.             

    Кроме того, на уровень совокупного спроса оказывают влияние неценовые факторы (детерминанты), которые можно выделить в следующие группы согласно четырем основным составляющим совокупного спроса: 

                          Неценовые факторы совокупного спроса                    

Личное  потребление

(C)

Инвестиции

(I)

Государственные закупки (G) Чистый 

экспорт (Х)

Доходы  потребителей

Ожидания

Задолженность

Налоги с потребителей

Процентные  ставки

Ожидаемые прибыли

Уровень налогов

Технология

Избыточные  мощности

Изменения в  государственных расходах 

Принятие государственных  программ

Изменения в  условиях внешней торговли 

Национальный  доход в зарубежных странах 

Валютные курсы

 

      Из таблицы следует, что потребительские расходы определяются прежде всего уровнем благосостояния потребителей, то есть величиной их доходов, включающих финансовые активы (наличные деньги, ценные бумаги, недвижимость). В результате увеличения доходов потребительские расходы при данном уровне цен возрастают – кривая совокупного спроса смещается вправо. Однако по мере роста доходов предельная склонность к потреблению начинает снижаться, поэтому рост спроса всегда отстает от роста доходов. От эффекта Пигу и богатства этот фактор отличается тем, что действует при неизменном уровне цен, то есть в данном случае рассматривается рост благосостояния, например, в результате роста курса акций.                                                                                                        

    Изменения в характере потребительских  расходов зависят от прогнозов потребителей или от их ожиданий. Если население  считает, что в будущем их реальные доходы увеличатся, то их расходы, а следовательно, и совокупный спрос тоже возрастут. Подобным образом инфляционное ожидание может увеличить совокупный спрос. Кроме того, на спрос влияет задолженность населения за уже приобретенные товары. Естественно, чем выше задолженность, тем ниже текущие расходы и совокупный спрос, и наоборот. Повысить или понизить совокупный спрос может также политика налогообложения. Снижение ставок подоходного налога вызовет увеличение чистого дохода и, следовательно, повышение спроса.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение