Совокупный спрос и его ценовые детерминанты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:16, реферат

Описание работы

Совокупный спрос является одним из исходных понятий макроэкономики. Спрос – это платежеспособная потребность, т.е. потребность, обеспеченная какими-то платежными средствами (прежде всего деньгами), на которые согласен продавец. У любого объекта, удовлетворяющего определенные потребности, есть спрос в условиях товарных отношений.

Работа содержит 1 файл

совокупный спрос.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

             Глава 2 Неценовые факторы совокупного спроса 

   Все эффекты, рассмотренные в первой главе данной работы, в конечном счете дают возможность прогнозировать реальные изменения в объеме национального производства в связи с изменением совокупного спроса, когда не изменяются другие условия, которые также имеют место. Ситуацию, когда изменяется лишь уровень цен, а иные факторы остаются устойчивыми, можно изобразить как движение от одной точки к другой по кривой совокупного спроса. Однако если одно или несколько условий изменяются, то кривая совокупного спроса перемещается. Эти условия называются неценовыми факторами ценового спроса. Графически влияние неценовых факторов представлено смещением кривой совокупного спроса вправо, когда спрос увеличивается, и влево, когда он уменьшается. 

 Уровень  цен  

                                          Реальный объем производства

Рис. 2.    Перемещение кривой совокупного спроса 

      В экономической литературе встречаются различные классификации неценовых факторов совокупного спроса. Ряд авторов, например С. Панчишин, делит неценовые факторы на три группы. К первой группе он относит политико-экономические факторы, находящиеся под контролем правительства страны. Это прежде всего монетарная и фискальная политика. Ко второй группе С. Панчишин относит такие внешние факторы, как объем производства в зарубежных странах, динамика стоимости активов и цен на ресурсы и т.п. А третью группу, по его мнению, составляют ожидания потребителей и предпринимателей [1]. Другие авторы, такие как Н. Грегори Менкью, при рассмотрении вопроса о неценовых факторах совокупного спроса выделяют значимость финансово-бюджетной политики государства, которая воздействует на изменения в государственных закупках, уровень налогообложения [2].

   В результате изучения и анализа  экономической литературы по  вопросу неценовых факторов совокупного спроса автор данной работы придерживается следующей классификации.

   Во-первых, к неценовым детерминантам относятся потребительские расходы, которые зависят от благосостояния потребителей; их ожиданий, связанных с прогнозом будущего дохода; задолженности потребителей, а также налогообложения их прибыли.

   Благосостояние потребителя состоит  из материальных и финансовых  активов. При увеличении их  реальной стоимости потребители  будут больше расходовать на  приобретение товаров, а это  приведет к увеличению совокупного спроса и тем самым к смещению кривой спроса вправо. С уменьшением реальной стоимости активов кривая сдвинется влево. Также кривая сдвинется влево при неблагоприятном прогнозе потребителя своего будущего дохода. Поскольку, если люди ожидают, что их реальные доходы возрастут, то они будут больше расходовать на покупки из имеющегося текущего дохода, а это также приведет к увеличению совокупного спроса и, следовательно, к смещению кривой вправо. В противном случае при неблагоприятном прогнозе совокупный спрос уменьшится.

   Влияние задолженности потребителя на совокупный спрос обусловлено тем, что значительные долги сокращают текущее потребление и тем самым приводят к снижению совокупного спроса и, следовательно, к сдвигу кривой спроса влево.

   Что касается налогов, то высокие  налоги на доход приводят  к  снижению совокупного спроса, а  низкие подоходные налоги, наоборот, повышают его. Это объясняется тем, что когда правительство сокращает налоги, то реальные доходы потребителя увеличиваются, и часть прироста направляется на сбережения, а другая – расходуется на приобретение потребительских товаров. Так как уменьшение уровня налогообложения означает возрастание потребительских расходов, то кривая совокупного спроса сдвигается вправо, а ужесточение налогов ведет к снижению расходов потребителей и смещению кривой совокупного спроса влево.

   Однако в данном случае значение  имеет устойчивость изменений  в налогообложении. Если потребители ожидают долгосрочного сокращения налогов, они оценивают дополнительный доход как существенную прибавку к своим финансовым ресурсам и, следовательно, значительно увеличат расходы. В этом случае сокращение налогов оказывает существенное воздействие на совокупный спрос. Напротив, если потребители оценивают изменения в налогообложении как временные, они посчитают прибавку к своим финансовым ресурсам незначительной, следовательно расходы возрастут несущественно. В этом случае влияние сокращения налогообложения на совокупный спрос невелико.

   К примеру можно привести следующее.  В 1992г. Кампания президента США совпала с затяжным экономическим спадом. Действующий президент Джордж  Буш объявил о сокращении подоходного налога на заработную плату. Однако так как установленная законом ставка подоходного налога не изменилась, каждый доллар, оставшийся на руках у населения вследствие сокращения удержаний в 1992г., означал дополнительные налоговые выплаты 15 апреля 1993г., когда должны были быть представлены налоговые декларации на 1992 год [3]. Таким образом, «сокращение налогов по Джорджу  Бушу» фактически представляло собой краткосрочную ссуду, предоставленную правительством населению. Неудивительно,  что воздействие такой политики на потребительские расходы и совокупный спрос было относительно небольшим.

   Во-вторых, также детерминируют изменение кривой совокупного спроса различные формы инвестиционных расходов. К этим формам относятся:

- изменение  процентных ставок. Любое их изменение, не связанное с уровнем цены, сократит инвестиционные расходы, приведет к уменьшению совокупного спроса и смещению кривой спроса влево. Понижение процентных ставок даст противоположные результаты и смещение кривой вправо;

- ожидаемые  прибыли от инвестиций, которые  при благоприятном прогнозе будут  способствовать росту совокупного  спроса, а при неблагоприятном – его уменьшению;

- налоги  с предприятий. Совокупный спрос  снизится, если налоги возрастут,  и увеличится, когда они понизятся;

- новые  технологии, которые обычно приводят  к увеличению инвестиционных  расходов, а тем самым к росту  совокупного спроса;

- избыточные  мощности. Поскольку у предприятий нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей, то, как правило, это приводит к понижению совокупного спроса и, следовательно, к увеличению инвестиционных расходов, ибо даже существующие используются неполностью. В данном случае неизбежно уменьшение совокупного спроса.

   В третьих, совокупный спрос детерминируется также государственными расходами, поскольку увеличение последних приведет к росту совокупного спроса, а понижение – к его увеличению. При этом следует отметить, что величина сдвига совокупного спроса является отличной от изменений в государственных закупках. Это обусловлено такими двумя макроэкономическими эффектами, которые называют «эффект мультипликатора» и «эффект вытеснения». Вследствие первого из них сдвиг совокупного спроса может оказаться большим, чем изменения в государственных расходах, а вследствие второго – смещение совокупного спроса может быть меньшим. Эффект мультипликатора предполагает, что следствием бюджетно-финансовой политики государства может быть большее, в сравнении с изменением объема государственных закупок, увеличение совокупного спроса. Однако экономическая политика государства может сопровождаться другим, действующим в противоположном направлении эффектом. Увеличение государственных расходов стимулирует спрос на товары и услуги, но оно же вызывает повышение процентной ставки, следствием чего становится сокращение спроса на товары и услуги. Уменьшение спроса, вызванное повышением процентной ставки, вследствие бюджетной экспансии, называется  эффектом вытеснения. Таким образом, когда правительство страны принимает решение об увеличении государственных расходов, совокупный спрос на товары и услуги возрастает, но величина прироста определяется соотношением значений эффектов мультипликатора и вытеснения.

   В-четвертых, совокупный спрос зависит от расходов на чистый экспорт, поскольку с увеличением экспорта повышается и совокупный спрос, а с уменьшением он понижается.

   В-пятых, совокупный спрос детерминируется и национальными доходами стран-экспортеров, так как с увеличением такого дохода торговые партнеры увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в другой стране. Уменьшение национального дохода стран-экспортеров дает противоположный результат. Влияние национальных доходов других стран на совокупный спрос данной страны обусловлено тем, что ускорение экономического роста в других странах увеличивает доходы граждан и фирм этих государств, которые могут приобретать больше товаров и услуг как отечественного, так и зарубежного производства. Таким образом экспорт страны увеличивается с улучшением положения деловой активности ее торговых партнеров, и кривая совокупного спроса перемещается вправо.

   В-шестых, на совокупный спрос влияет изменение валютных курсов. Если, например, курс на собственную валюту возрастает, то страна может закупать больше иностранных товаров, а это ведет к росту совокупного спроса. Падение курса на собственную валюту делает потребителей менее материально обеспеченными, поэтому они уменьшат закупку товаров и услуг.

   Таким образом, конкретные факторы совокупного спроса относят к ценовым или неценовым в зависимости от причин, вызывающих их изменение. Поскольку, например, чистый экспорт страны может увеличиться вследствие как снижения внутренних цен, так и снижения курса национальной валюты. В данной главе рассмотрены все изменения совокупного спроса, которые не связаны с уровнем установившейся цены, они имеют место при вполне определенной фиксированной цене и поэтому носят неценовой характер. 

    
 
 
 

 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 Кейнсианская теория о роли совокупного спроса в           стимулировании экономики и практическое значение ее рекомендаций 

   Внимание экономистов и политиков к проблеме совокупного спроса привлекла Великая депрессия 1930-х годов. С тех пор прошло более полувека, но многое из того, что мы думаем о спадах, безработице и даже инфляции, основано на опыте Великой депрессии.

   В 1930-е и последующие годы экономисты переосмыслили природу спадов. Один человек сыграл в этом настолько важную роль, что его имя оказалось неразрывно связанным с возникшей «новой экономической теорией». Это был английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946), автор изданной в 1936 г. книги «Общая теория занятости, процента и денег». Кейнс считал, во-первых, что традиционный подход экономистов к проблеме спадов, по сути дела, игнорировал саму эту проблему и, во-вторых, что экономика современных промышленно развитых стран, таких как Великобритания или Соединенные Штаты, вовсе не склонна автоматически двигаться к полной занятости [4].

   Теория, которую критиковал Кейнс,  была теорией упорядоченной координации.  Но если спады случаются в  результате поломок координирующего  механизма, то совершенно ясно, что там не приходится ждать их удовлетворительного объяснения и средств борьбы с ними от теории, которая исходит из того, что механизм работает нормально.

   Традиционная экономическая теория рассматривала спады как периоды временного излишка. Действительно, во время спада рабочие не могут найти работу, а товары остаются непроданными. Предложение труда и произведенных товаров оказывается выше спроса на них. Любой экономист скажет, что для устранения излишка надо понизить цену. Если рабочие не могут найти работу, значит они хотят получать заработную плату, которая превышает их ценность для работодателя. При более низкой зарплате все, кто хочет работать, смогли бы найти место. Если производители не могут продать всю выпущенную ими продукцию, значит, они запрашивают слишком высокую цену; при достаточно низкой цене все продукты, приносящие хоть какую-то пользу, можно продать. Такова природа спроса и предложения. Спад – это просто временное отклонение от равновесия. Он окончится, как только цены и зарплата достигнут своего равновесного, «расчищающего рынок» уровня.

   Но сколько времени займет этот процесс? Мгновенно он совершается только на графиках экономистов. В реальности поиск равновесных цен может длиться неделями, месяцами и даже больше. Между тем жизнь не стоит на месте. Безработные, не получая доходов, уменьшают свои расходы, что еще больше сокращает спрос. Производители, перегруженные запасами продукции, которую никто не хочет покупать, сокращает производство, увольняют еще больше рабочих и сокращает спрос на сырье и другие нужные для производства товары. Таким образом, прежде чем цены достаточно упадут, чтобы устранить излишки, избыточное предложение труда и производственных благ вполне может вызвать цепную реакцию снижения доходов и спроса. В этом случае, чтобы устранить возросший разрыв между спросом и предложением, цены должны будут упасть еще ниже.

   Вневременной равновесный подход, свойственный традиционной экономической  теории, в духе которой воспитывался  Кейнс, не давал возможности  исследовать этот идущий ощупью поиск нового равновесия. В его рамках предполагалось, что, если старое равновесие будет нарушено, произойдет мгновенный скачок к новому равновесию. Но если причины спадов возникает именно тогда, когда экономика выходит из состояния равновесия, значит, традиционная теория действительно игнорирует всю эту проблему. Кроме того, Кейнс энергично подчеркивал роль ожиданий при принятии экономических решений. Важность этой роли объясняется тем, сто решения принимаются в условиях неопределенности, когда высока вероятность ошибиться, когда требуется время для приспособления к неожиданным событиям, т.е.  когда в экономической системе царит беспорядок. Всему этому не было места во вневременном, упорядоченном, не знающем ошибок мире традиционного равновесного анализа. В «Общей теории» Кейнс пытался объяснить экономические спады последствиями неопределенности и длительности приспособления. Это побудило его сосредоточить свое внимание на движении совокупного спроса.

Информация о работе Совокупный спрос и его ценовые детерминанты