Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:27, курсовая работа
Сейчас в России всех волнуют экономические проблемы. То и дело слышатся слова «инфляция», «курс рубля» и другие экономические термины. Для того, чтобы разобраться в этой ситуации надо знать основные экономические законы, а так как мы хотим разобраться в ситуации в стране в целом, то мы должны также знать макроэкономические закономерности.
Введение. 3
Совокупный спрос и факторы, влияющие на него. 4
Совокупное предложение и факторы, влияющие на него. 111
Макроэкономическое равновесие. 17
Выводы. 200
Список литературы. 21
При этих условиях следует ожидать, что российские фирмы увеличат импорт зарубежных ресурсов и добьются уменьшения издержек на единицу продукции при данном уровне ее объема. Такие издержки на единицу продукции смещают кривую совокупного предложения в России вправо.
И наоборот, в случае увеличения цены на иностранную валюту по отношению к рублю, то есть обесценивание рубля, к чему мы в России уже привыкли, цены на импортные ресурсы повысятся. В результате этого импорт этих ресурсов уменьшится, издержки на единицу продукции взлетят вверх, и кривая совокупного предложения сместится влево.
Господство на рынке. Ослабление или усиление господства на рынке или рыночной монополии, которой обладают поставщики ресурсов, также может влиять на цены ресурсов и совокупное предложение.
Господство на рынке - это вожможность устанавливать цены выше тех, которые были бы при наличии конкуренции.
Ослабление или усиление рыночной монополии профсоюзов тоже может повлиять на характер кривой совокупного предложения. Усиление влияния профсоюзов может вызвать повышение заработной платы членов профсоюза и, как следствие, увеличение издержек на единицу продукции, тем самым смещая кривую совокупного предложения влево. И наоборот, ослабление влияния профсоюзов может привести к снижению заплаты членов профсоюза, уменьшению издержек на единицу продукции и смещению кривой совокупного предложения вправо.
Производительность. Производительность – это отношение реального объема национального производства к количеству использованных ресурсов. Другими словами, производительность - это показатель среднего объема выпуска, или реального объема производства, на единицу затрат.
Увеличение
производительности означает, что
при имеющемся объеме ресурсов или
затрат можно получить больший реальный
объем национального
При уменьшении издержек на единицу продукции увеличение производительности приведет к смещению кривой совокупного предложения вправо; и наоборот, уменьшение производительности приведет к увеличению издержек на единицу продукции и смещению кривой совокупного предложения влево.
Изменения правовых норм. Изменения в правовых нормах, в соответствии с которыми функционируют все предприятия, могут изменить издержки на единицу продукции и сместить кривую совокупного предложения. Рассмотрим две категории таких изменений.
Налоги и субсидии. Увеличение таких налогов с предприятий, как налог с оборота, акцизные сборы, налог на социальное обеспечение, может увеличить издержки на единицу продукции и сократить совокупное предложение. Например, увеличение налогов на социальное обеспечение, выплачиваемых предприятиями, увеличит производственные издержки и сократит совокупное предложение, а субсидии бизнесу, то есть прямые правительственные платежи фирме или снижение налоговых ставок, уменьшают издержки производства и увеличивают совокупное предложение.
Государственное регулирование. В большинстве случаев предприятиям дорого обходится государственное регулирование. Оно увеличивает издержки производства на единицу продукции и сдвигает кривую совокупного предложения влево. Сторонники концепции экономики предложения и дерегулирования яростно доказывают, что увеличивая эффективность и уменьшая объем канцелярской работы, неизбежной в условиях высокорегулируемой экономики, дерегулирование снизит издержки на единицу продукции. И наоборот, усиление регулирования приведет к увеличению издержек производства и уменьшению совокупного предложения.
Макроэкономическое равновесие.
Объем
реального национального
Qпотенциальное ВНП
Рисунок
5.
В любой национальной экономике всегда существует некий объем реального валового национального продукта, превышение которого способствует ускоренному развитию инфляционных процессов (на рис. 5 этому уровню соответствует точка на оси абсцисс Qпотенциальное). Последнее, как известно, в значительной степени стимулирует развитие спекулятивных мотивов у производителей и различного рода посредников — в ущерб реальным потребностям экономики. Как показывает практика, этот объем, превышать который не следует, определяется, главным образом, сложившейся структурой национальной экономики. Причем данной структуре всегда соответствует и определенный уровень вынужденной безработицы. Фактически указанный объем реального валового национального продукта отражает потенциал роста той или иной экономики без угрозы быстрого раскручивания инфляционной спирали.
Если текущее производство реального ВНП ниже обозначенного потенциала (например, в точке Е), то есть возможность заметно снизить уровень безработицы, стимулируя увеличение совокупного спроса. Этого можно добиться, используя три основных рычага государственной экономической политики: снижение налогов, увеличение денежной (в первую очередь кредитной) массы, рост государственных расходов. Напротив, если фактическое производство реального ВНП в достаточной степени превышает обозначенный потенциал (например, находится в точке Е, - классическим примером является наше национальное хозяйство), говорят, что экономика находится в «перегретом» состоянии. Для него, характерны «сверхзанятость» (своего рода «безработица на работе»), усиленное развитие инфляционных процессов, переходящих в гиперинфляцию, обострение товарного и бюджетного дефицитов. В такой ситуации общество живет не по средствам, происходит «проедание» национального дохода, нарастает отставание в техническом уровне раз вития производства.
Все
это диктует необходимость
Применительно к нынешней экономике России и других государств, входивших в бывший СССР, трудно требовать быстрой трансформации существовавшей ранее банковской системы в классическую систему мирового образца. Это не позволяет в полной мере использовать банковские рычаги сокращения наличной и кредитной денежной массы, хотя сегодня процесс «сжатия» последней, несомненно, идет.
При существующем тяжелом состоянии государственного бюджета существенное снижение государственных расходов — задача также трудновыполнимая. После проведения либерализации цен, в условиях прогрессирующей инфляции не увеличивать социальные расходы нереально. Структуру национального хозяйства быстро изменить нельзя. Возможности сокращения военных расходов ограничены традиционно сложившимся высоким удельным весом в экономике оборонного комплекса, хотя в 1992 г. правительству Российской Федерации и удалось добиться сокращения военных расходов на 20%. Остаются налоги. Именно на них сегодня вынужденно перемещен центр тяжести при проведении экономических реформ и в решении сложнейших проблем народнохозяйственной сбалансированности.
В свою очередь, сверхжесткое проведение стабилизационной финансовой политики может привести к тому, что экономические агенты будут вынуждены заметно сократить размеры предложения при том же изменении цен: кривая AS на рис. 5 сместится в положение АS1. В этом случае сокращение совокупного предложения скорее всего вызовет новую волну роста цен, во многом определяемую характеристиками эластичности кривой AD. В результате спад производства может сопровождаться довольно высокой инфляцией. Напротив, рост инфляции, вызванный стимулированием совокупного спроса, может быть в известной степени смягчен, если в результате предпринятых мер одновременно произойдет увеличение совокупного предложения (см. рис. 5, кривая АS„). Приведенный AD-AS - анализ общего экономического равновесия отличается известным схематизмом. Вместе с тем, он может быть полезен при оценке логики происходящих изменений и последовательности предпринимаемых шагов в рамках государственной политики достижения экономического равновесия.
Выводы.
Теперь нам легко понять, почему так много важнейших проблем в области экономической политики остаются нерешенными: дело в том, что всякий раз приходится рассматривать очень много вариантов. При отсутствии согласия по теоретическим вопросам трудно одинаково оценивать факты. И наоборот, при разной трактовке фактов трудно решить, какой теоретический подход наиболее правильный. Невозможно порой достичь истины, хотя все и преследуют одну и ту же цель. Это, всю свою очередь, порождает еще более неприятную проблему.
До сих пор мы предполагали, что все основные группы общества добиваются устойчивости цен, экономического роста, высокой занятости. Без сомнения, это так и есть. Но это не единственные цели, движущие поведением граждан или правительственных чиновников. У каждого из нас есть набор целей, которые мы ранжируем в определенном порядке, исходя из ожидаемых плюсов и минусов, связанных с достижением каждой из них. Если же обсуждать вопросы стабилизационной политики с учетом политических факторов, то возникнут новые серьезные проблемы.
Список литературы.
1.
Камаев В.Д. и коллектив
2.
Хейне Пол. Экономический
3. Экономика: Учебник / Под ред. Доц. А.С.Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1997 – 816с.
4.
Экономическая теория / Под ред.
А.И.Добрынина, Л.С.
Министерство образования
Российской Федерации
Современная
Гуманитарная Академия
Р Е Ф
Е Р А Т
«Совокупный
спрос и совокупное
предложение»
Выполнил: Пименов А.С.,
гр. ОИ-409
Волжский 2004
Информация о работе Совокупное предложение и факторы, влияющие на него